Урок русского языка. Тема: "Суффикс - значимая часть слова". 3 класс.
материал по русскому языку (3 класс) на тему

Сергиенко Наталья Петровна

Урок русского языка.  3 класс "Суффикс - значимая часть слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_suffiks.docx63.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 24 р.п.Юрты.

 

 

                                             

                                             Урок русского языка

Тема:  «Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов»  

  УМК «Школа России»

 (учебник Т.Г. Рамзаевой «Русский язык», 3 класс)

   

                                                                              Составитель: учитель начальных  классов

                                                         МКОУ СОШ №24 р.п. Юрты

                                       Сергиенко Н.П..

                                                                       

                                     р.п.Юрты

Тема. Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов.

Тип урока: ознакомление с новым материалом с опорой на знания детей.

Цель урока. Уточнение знаний о роли суффиксов в нашем языке, формирование умений разбирать слова по составу. Закрепление знаний о предложении, развитие орфографической зоркости в работе над предложениями.

Задачи урока:

Образовательные:

Сформировать устойчивое представление  о суффиксе как части слова

Познакомить с  ролью суффикса

Тренировать начальные навыки работы на компьютере

Воспитательные:

Воспитывать умение работать в микрогруппе

Развивать адекватную самооценку

Задачи развития:

Способствовать развитию орфографической зоркости, фонематического слуха, развитию речи, внимания

Оборудование:

Компьютеры для учащихся, мультимедийный проектор, компьютер для учителя, презентация «Суффикс - значимая часть слова», карточки-задания для учащихся, карточки для индивидуальной работы

План урока:

Организационный момент

Актуализация знаний

Постановка темы урока

Работа по теме урока

Домашнее задание

Итог урока

Ход урока.

Организационный момент

- Вы растёте и с каждым днём узнаёте что-либо новое. Эти знания вы получаете постепенно, в определённой последовательности.

Актуализация знаний

Сообщение темы и цели урока

 1.Минутка чистописания  е, ё, ю, я

-Что вы скажете о этих буквах?

-Примеры слов, где эти буквы читаются как два звука.

Звуко – буквенный анализ  слова 

1. Произносим.

2. Сколько слогов.

'УЛА] - 2 слога         

 3. Ударение.

4. Выделение звуков.

5.Устная характеристика.

-Сколько букв  в  слове  ЮЛА?

-Сколько звуков в слове ЮЛА?

-Почему звуков больше, чем букв?

3.Работа над предложением.

[ПАТП'ИН'КОМСП'ИТКАЛ'УЧ'ИЙ'Й'ОШ]

А)1.  Прочитайте глазками.

2.   Объясните написание.

3.  Проговорите орфографически.

4.  Запись предложения.

5.  Разобрать по членам предложения.

6.  Назовите основу предложения.

7.   Словосочетания с вопросами.

8.  Что вы можете сказать об этом предложении.

4.Выберите схему.       1.

Какой?

        Где?

                                        2.

                                           Какой?

        Где?

Б)Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв, и слово, в котором букв больше, чем звуков.

Запишите транскрипцию этого слова и фонетический анализ слова.

I Y.  Словарная минутка.

Вставь пропущенную букву. Карточки со словами. Если будут

допущены ошибки, будем проговаривать.

Y.Работа по теме урока.

1.Назовите слова, в которых количество букв и звуков совпадает.

Самостоятельная работа в парах     на компьютерах.

-Три слова записать.

Задание на карточках             Проверка

ПЯТНИЦА

ВОСКРЕСЕНЬЕ        воскресный

ЧЕТВЕРГ

МЕСЯЦ        месячный

НОЯБРЬ                                       ноябрьский

октябрь                                        октябрьский

сентябрь         сентябрьский

 

-  Какие слова мы называем однокоренными?

-Образуйте родственные слова.

 -К какой части речи относятся вновь образованные слова?

- С помощью, какой части слова образовали новые слова?

 -Как называется край, в котором мы живем?

От слова СИБИРЬ образуйте по схемам однокоренные слова.

Помните, корень однокоренных слов пишется одинаково.

- Какие суффиксы нам помогли образовать новые слова?

-Какие части слова вы знаете?

-Что такое корень?

-Что такое суффикс?

- Что такое приставка?

 -А сейчас отгадайте загадку –

 В СЕНОКОС ГОРЬКА,

А В МОРОЗ СЛАДКА,

ЧТО ЗА ЯГОДКА ?

Разбор слова по составу.

 РЯБИНА - РЯБИНКА, РЯБИНУШКА,  РЯБИНОВОЕ, РЯБИННИК.

- При помощи, какой части слова мы образовали новые слова?

 -Назовите суффиксы.

-Составить предложение с одним из слов и записать.

Проверка предложений.

YI. ФИЗМИНУТКА.

YII нам на урок пришел мальчик суффикс, у него слова. Нам нужно узнать, в каких словах пишется суффикс - ИК-, -ЕК-, -ИЦ-, -ЕЦ-. Что нужно сделать, чтобы узнать какую букву писать в суффиксе (Е или И). Если изменим слова, буква гласного выпадает, пишем суффиксы -ЕК-, -ЕЦ-, а если нет, то пишем суффиксы -ИК-, -ИЦ-.

4.Устно. Сейчас мы образуем новые слова с помощью суффиксов.

 к схеме

ЦЕННЫЙ (БИЛЕТ)

МОЛОДОЙ (СУВОРОВЦЫ)

МЯГКОЕ (КРЕСЛО)

ЗЕЛЕНЫЙ (ЛИСТ)

YIII. Работа в группах

Белизна,   краснота,    синева, темнота, красота,   чернота,    голубизна.

Первая группа:

Найдите на рабочем столе  файл «Русский язык 3 класс»

Откройте его.

Образуйте от имён существительных имена прилагательные.  

Вторая   группа:

1Найдите на рабочем столе  файл «Русский язык 3 класс»

2Откройте его.

3Найдите имена существительные, которые образованы при помощи суффикса - ость.

4Остальные удалите.

сердечность,   холод, честность,  мудрость, половодье, заморозки, ловкость, правдивость, ручка, звездопад.

        

Третья  группа:

Найдите на рабочем столе  файл «Русский язык 3 класс»

Откройте его.

Выберите имена существительные, образованные с помощью суффикса.

ненастье, домик, холод, снегопад, жара, прыжок, половодье, заморозки, солнцепёк, сучок, ручка, звездопад.  

        

Итог урока. Больше мы работали над словом. С помощью чего мы образовывали новые слова. Расскажите о суффиксе.

1.  Что это такое?

2.  Где стоит в слове?

3.  Для чего служит?

Рефлексия. Заполните таблицу: поставьте галочку или знак + в нужной графе

Фамилия, имя:

Я знал(а) это раньше

Я узнал(а) об этом сегодня

Суффикс  - это значимая  часть слова.

 Суффикс стоит после корня.

 Суффикс служит для образования новых слов.

Я считаю, что я сегодня на уроке работал (а) на оценку

Домашняя работа   упр. 159, стр.62   Карточки.  

 

 

         

Вторая   группа:

Найдите на рабочем столе  файл «Русский язык 3 класс»

Откройте его.

Найдите имена существительные, которые образованы при помощи суффикса  ость. Остальные удалите.

сердечность, дом, холод, честность, жара, мудрость, половодье, заморозки, ловкость, правдивость, ручка, звездопад.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему "Приставка - значимая часть слова" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: Познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов.Планируемые результаты:·...

Конспект урока "Состав слова. Значимые части слова" 4 класс

Тип урока: урок открытия нового знания.Цели:Обучающие: актуализировать знания о значимых частях слова, их роли; развивать умение распознавать однокоренные слова и значимые части в слове.учеб...

Технологическая карта урока русского языка "Состав слова. Значимые части слова", 4 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «Состав слова. Значимые части слова»Тип урока: урок - рефлексииЦель урока: обобщение знаний обучающихся о составе слова, значимых частях слова, развитие умения разбирать с...

Технологическая карта на тему суффикс значимая часть слова 3 класс

УМК: Школа России Тема урока: Суффикс Класс: 3Б Тип урока: открытие новых знаний Цель урока: формирование представления обучающихся о суффиксе, как значимой части слова. Задачи урока: ...

Технологическая карта урока русского языка "Корень, приставка, суффикс – значимые части слова." 3 класс

laquo;Школа России», В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина. Корень, приставка, суффикс – значимые части слова....

Технологическая карта урока русского языка. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. 4 класс. УМК "Школа России"

Тема урока «Правописание гласных и согласных в значимых частях слова»                                  ...