Технологическая карта на тему суффикс значимая часть слова 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

УМК: Школа России Тема урока: Суффикс Класс: 3Б Тип урока: открытие новых знаний Цель урока: формирование представления обучающихся о суффиксе, как значимой части слова. Задачи урока: Обучающие: Сформировать у обучающихся понятия о суффиксе, как значимой части слова. Создать условия для ознакомления с некоторыми суффиксами, их написанием Развивающие: Способствовать развитию интереса к конкретной деятельности на уроке через различные упражнения Способствовать развитию связной речи посредством конструирования предложений Способствовать развитию мышления посредством упражнений нахождения в предложении слов с приставками. Воспитательные: Способствовать воспитанию сознательного отношения к процессу обучения (дисциплинированность, организованность) Способствовать воспитанию сотрудничества через взаимодействие с учителем Способствовать воспитанию бережного отношения к природе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Иркутской области

«Ангарский педагогический колледж»

Технологическая карта

урока русского языка

Тема: «Суффикс»

в 3Б классе

МБОУ СОШ № 12

Составила Тукбаева Вероника Вячеславовна

(Ф.И.О. студента)

Курс 4 группа №220

Специальность преподавание в начальных классах

Дата проведения

Отметка за проведение_______________________

Подпись

Руководитель практики Хохлова Наталья Владимировна

УМК: Школа России

Тема урока: Суффикс

Класс: 3Б

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: формирование представления обучающихся о суффиксе, как значимой части слова.

Задачи урока:

Обучающие:

Сформировать у обучающихся понятия о суффиксе, как значимой части слова.

Создать условия для ознакомления с некоторыми суффиксами, их написанием

Развивающие:

Способствовать развитию интереса к конкретной деятельности на уроке через различные упражнения

Способствовать развитию связной речи посредством конструирования предложений

Способствовать развитию мышления посредством упражнений нахождения в предложении слов с приставками.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию сознательного отношения к процессу обучения (дисциплинированность, организованность)

Способствовать воспитанию сотрудничества через взаимодействие с учителем

Способствовать воспитанию бережного отношения к природе

Планируемые результаты (для ученика):

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умение находить слова с суффиксами в предложениях.

Умение отличать суффикс от других частей слова

Умение образовывать слова с заданными суффиксами

П-

Умение понимать

Умение планировать свои действия в соответствии с задачей;

Умение отвечать на простые и сложные вопросы учителя.

Р-

Умение контролировать готовность к уроку;

Умение применять из темы урока известные знания и умения;

Умение проводить самооценку.

К-

Умение взаимодействовать друг с другом;

Умение соблюдать дисциплину на уроке;

Умение грамотно формулировать свои высказывания;

Умение формулировать собственное мнение.

Формы организации учебной деятельности: (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Методы и приемы обучения:

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля:

Оборудование, дидактические средства, раздаточный материал для учеников, электронные образовательные платформы:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

методы обучения;

формы организации учебной деятельности

(Ф, П, Г, И)

формы контроля

  1. Организационно-мотивационное начало урока

Здравствуйте ребята!

Проверь-ка, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Учебник, ручка и тетрадка?

– Проверим готовность к уроку русского языка.

Запишите число, классная работа. Сегодня двадцать первое ноября. Не забудьте выделить орфограммы.

Прочитайте пословицу и объясните ее смысл.

На доске:

Терпенье и труд всё перетрут

Аккуратно, красиво спешите ее в тетрадь с красной строки.

Классная работа.

Терпение ( заглавная буква)

Пишется ТРУД, а произносится [трут]. В корне ТРУД пишется парная согласная Д. Проверочное слово: труды.

Перетрут проверочное слово с проверочной буквой в корне: приставка "пере".

ф

  1. Актуализация знаний по теме

Ребята, посмотрите на слайд, прочитайте слова, подберите к каждому глаголу однокоренной глагол, противоположный по смыслу.

Выбежать-…, закрывать-…, отгадать-…, ввозить-…, приехать-…, выиграть-…, зацветать-…

Когда вы подбирали антонимы к глаголам, какая часть слова изменилась?

Выбежать- забежать, закрывать – открывать, отгадать- загадать, ввозить- вывозить, приехать- уехать, выиграть- проиграть, зацветать- отцветать

приставка

ф

  1. Этап выявления места и причины затруднений

Посмотрите на слайд. Что изображено на картинке?

Назовите корень в слове стол и столик

Какое окончание в слове стол? Докажите

Назовите окончание в слове столик. Докажите

Правильно, окончание нулевое, посмотрите на эти два слова: стол и столик, сравните их по составу, чем они похожи.

Кто уже знает, как называется часть слова, которая стоит после корня?

Как вы думаете с какой частью слова нам предстоит сегодня познакомиться?

Разгадайте ребус

Молодцы

Стол и столик

Корень стол

Окончание нулевое. Меняем форму слова, столу, стола.

Тоже нулевое, меняем форму слова столику, столика, столики, (на) столике.

В обоих словах есть корень и окончание.

часть после корня

суффикс

ф

  1. Формулировка темы, цели и задач урока

Ребята, как вы думаете какая цель на уроке будет поставлена?

- тема нашего урока «Суффикс»

Познакомиться с частью слова суффикс

ф

  1. Открытие новых знаний/основной этап работы на уроке

Предлагаю выполнить упр 168 на стр 89.

Выразительно прочитайте

Запишите по центру рабочей строки упр 168

Выпишите из предложения однокоренные слова, выделите в них корень и окончание.

От какого слова и с помощью какой части слова образовались слова ёжик и ежиха?

Выделите эти части слов знаком ^.

Где они находятся, перед корнем или после корня?

Вернитесь на с 73 и скажите, как называется часть слова, которая стоит после корня ?

Действительно, эта часть слова называется суффикс

Предлагаю обратиться к определению на с 89 и прочитать что такое суффикс.

( 3 человека)

- Ребята, почему же суффикс – это значимая часть слова.

Ребята, а вы были в лесу? Какие правила поведения в лесу вы знаете?

Прочитайте, какие слова образовали от слова ЛЕС?

С помощью каких суффиксов образовали новые слова, назовите их

Ребята , обратите внимание, когда образовали новые слова от слова ЛЕС, поменялся не только состав слова но и его лексическое значение.

Назовите лексическое значение этих слов

Что такое лесок?

Что может быть лесным?

Кого называют лесником?

Что обозначает слово лесистый? (К примеру: склон)

Ребята, и все эти слова образованы всего от одного слова лес, с помощью суффиксов.

Предлагаю выполнить упр 169. Прочитайте задание

Ребята, запишите номер упр 169 на следующей строке по центру.

А теперь 1 ряд прочитает слова из первого столбика

2 ряд читает слова из второго столбика, и 3 ряд читает слова из третьего столбика.

В чём сходства и различие данных слов?

Ребята, продолжаем работать по рядам.

1 ряд- вы должны списать слова из 1 столбца и выделить в словах все части слова ( также работаю с остальными)

Возьмите простой карандаш в руки, обратите внимание на слайд, и сравните, верно ли вы выполнили это задание. Если всё верно выполнили поставьте 5 карандашом на полях тетради на той же строчке.

Ребята, а как же мы можем найти в слове суффикс?

Предлагаю ,обратиться к правилу на с 90 и ответить на этот вопрос.

Прочитайте правило (3 ученика)

А теперь скажите как найти суффикс в слове «травка»

Ёж, ежиха, Ёжик

Еж

После корня

Эта часть слова называется суффикс.

Потому что образует новые слова, вносит в слово новое лексическое значение. Она находится после корня.

Не мусорить. не шуметь, не разжигать огонь, не беспокоить лесных жителей

Лесок, лесной, лесник, лесистый

-ок, -н, -ник, -ист.

Лесок- это небольшой лес, лесной

Лесной запах, лесные жители

Лесной сторож, который охраняет лес.

Место, где много деревьев

Это однокоренные слова, но у них разные суффиксы.

Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом. Трава, травинка, травушка.

ф

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Ребята, обратите внимание на слайд.

Прочитайте слова на слайде, ваша задача заключается в том что вам необходимо образовать от данных слов новое слово с помощью суффиксов которые указаны на слайде

Снег (-ок) = снежок
ключ (-ик)= ключик

Лес (-ник) = лесник

Трава (-ушк) а = травушка

ф

  1. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

А сейчас я предлагаю поработать в паре

Но для начала вспомните правила работы в паре.

На парте у вас есть карточки с заданиями, ваша задача разобрать слова по составу.

Спиши, разбери слова по составу.

Домик, реченька, синеватый, полюшко, Танечка.

Правила работы в парах

• Слушать и слышать друг друга

• Говорить в полголоса

• Учитывать мнение товарища

• И т. д

п

  1. Этап включения в систему знаний и повторения

Ребята, вспомните как звучит тема нашего урока?

Что такое суффикс?

Как найти суффикс в слове?

Каким знаком выделяется суффикс?

Суффикс

Суффикс это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов

Надо подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом.

Суффикс выделяется знаком ^

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Обратите внимание на слайд

Прочитайте и выберите одну фразу, которая подходит к вашему мнению о деятельности на уроке.

Желающие можете уже озвучить ваше мнение.

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Высказывания мнения детей

  1. Подведение итогов работы на уроке Д/З

Выдача домашнего задания с комментарием

Чтение задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: "Суффикс - значимая часть слова". 3 класс.

Урок русского языка.  3 класс "Суффикс - значимая часть слова"...

Урок русского языка с применением технологии развивающего обучения III класс, УМК «Школа России» Тема: «Суффикс – значимая часть слова»

Применение технологии развивающего обучения способствует формированию представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, развивает умение находить в словах суффиксы; обеспечивает условия для ...

Урок русского языка 3 класс Программа «Школа России», Тема. Суффикс - значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса

Урок русского языка3 классПрограмма «Школа России», Тема. Суффикс - значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса...

Урок русского языка по теме: "Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. Суффиксы профессий."

Урок русского языка по теме: "Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. Суффиксы профессий."Цель урока - создать условия для формирования представления учащихся о...

Технологическая карта урока русского языка "Корень, приставка, суффикс – значимые части слова." 3 класс

laquo;Школа России», В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина. Корень, приставка, суффикс – значимые части слова....