Технологическая карта урока обучения грамоте «Звуки [й’э], [э], буква «Е, е». Закрепление» (УМК: «Школа России», 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Цель урока: закрепление умения у обучающихся характеризовать звуки [й’э], [э], определять роль буквы «е» в словах.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Уметь вычленять звуки из слова.
- Уметь различать понятия «звук» и «буква».
Личностные:
- Осознание важности русского языка как средства общения.
- Бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Дата: 10.11.2023 Школа: МАОУ «АЛ №95» Класс: 1А Урок: 1 Время: 08:00 – 08:35 Кабинет: 305 | Студент: Сахарова Екатерина Валерьевна Группа: 43 Учитель: Ямщикова Вера Николаевна Методист: Ткаченко Екатерина Александровна |
Тема урока: «Звуки [й’э], [э], буква «Е, е». Закрепление»
Тип урока: рефлексии.
Цель урока: закрепление умения у обучающихся характеризовать звуки [й’э], [э], определять роль буквы «е» в словах.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Закрепить умение характеризовать звуки [й’э], [э]. 2. Формировать умение определять роль буквы «е» в словах | Предметные:
|
Развивающие: 1. Развивать мышление и речь с помощью построения развернутых ответов. 2. Развивать у обучающихся познавательный интерес к предмету. | Личностные:
|
Воспитательные: 1. Воспитывать уважительное отношение друг к другу при совместной работе. 2. Воспитывать сознательное отношение к языку как духовной ценности и средству общения. |
УМК: «Школа России», Русский язык. Азбука : 1-й класс / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина – М.: Просвещение, 2018.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф М: беседы П: эмоциональный настрой М: слово учителя П: инструктаж ВК | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку и устанавливает эмоциональный настрой. 2. Проверяет готовность обучающихся к уроку. − Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Валерьевна. Очень рада вас видеть, сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я. − Внимательно посмотрите, все ли готово у вас к уроку, положите на край парты зеленый, желтый и красный карандаши. Они нам сегодня пригодятся.. Отлично, можете садиться. − Сегодня я принесла на урок звезды, за которыми любила наблюдать одна принцесса. Когда становится шумно или кто-то отвечает не по руке, они разрушаются и раскалываются. У каждого ряда будет своя звезда, ваша задача - сохранить их целыми. 3. Предъявляет гигиенические требования. − Не забываем садиться правильно, спина прямая, ноги на полу, руки на парте. | 1. Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на урок. 2. Проверяют свою готовность к уроку. 3. Выполняют предъявляемые требования. | УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. УУРД: проявлять готовность подчиняться. УУКД: воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. | Учебная презентация
|
Актуализация знаний и мотивация (3 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф М: беседа П: ответы на вопросы ВК | − Ребята, какие гласные буквы вы знаете? - Чем отличаются звуки от букв? − Молодцы! Какую работу выполняют гласные звуки? Какой из этих звуков обозначает мягкость предыдущего согласного? Твердость? − Какие согласные буквы вы знаете? − Кто может сказать, чем отличаются гласные звуки от согласных? - Какие бывают согласные звуки? − Ребята, как можно понять согласный звук глухой или звонкий? | Ответы обучающихся. - а, о, у, ы, и, е. - Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и видим. - С помощью гласных звуков мы образуем слоги. Они могут обозначать твердость и мягкость согласных. Звук [и] обозначает мягкость предыдущего согласного. - Н, л, р, в, к, т, с. − При произношении гласных звуков воздух во рту проходит свободно, не встречает преград. Они произносятся только с голосом. При произношении согласных звуков воздух во рту встречает преграду: губы, зубы, язык. Они произносятся с шумом и голосом или только шумом. - Твёрдыми и мягкими. - Глухой произносится при помощи шума, а звонкий при помощи шума и голоса. | УУПД: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. УУКД: воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. | Учебник |
Постановка учебной задачи (3 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф М: беседа П: ответы на вопросы ВК | − Отлично! Ребята, скажите, мне, пожалуйста, какую букву вы изучили совсем недавно? - Давайте обратим внимание на два слова: ель и пень. Какую роль буква «е» выполняет в этих словах? - Почему в первом случае она обозначает два звука? − Обратите внимание на экран. Я сформулировала для нас тему урока. Две роли буквы «е». − Попробуйте продолжить цель урока Закрепить знания о … | − Букву «е». Ответы обучающихся. - В слове «ель» буква обозначает два звука. В слове «пень» один. - Потому что буква стоит в начале слова. − Закрепить знания о звуках [й’э], [э], букве «е». | УУПД: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения; с помощью педагогического работника формулировать цель. | Учебная презентация |
Коррекция знаний и способов действий (18 мин) | Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствование знаний и умений | Ф М: работа с книгой П: чтение слов, семантический анализ М: беседа П: ответы на вопросы М: работа с книгой П: чтение текста М: беседа П: ответы на вопросы М: работа с книгой П: определение смысла текста ВК Ф М: языковой анализ П: звукобуквенный анализ Ф М: работа с книгой П: чтение текста | - Сегодня к нам на урок Рапунцель. Она очень долго сидела в своей башне и знает мало того, что обычному ребенку известно уже с детства. Поможем ей узнать, каков наш мир? − Откройте, пожалуйста, стр. 74. Посмотрите на слова, которые находятся в первом задании в первом столбике. - Давайте прочитаем их вслух по цепочке. - Какой вопрос можно задать этим словам? - Давайте попробуем устно составить с этими словами предложения. Мальчики составляют предложение со словом «старые», девочки – со словом «новые». - Рапунцель попросила о помощи. Она не знает, что значит «слова с противоположным значением». Кто может подсказать ей? - Верно. Это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос, но имеют противоположные значения. - Какую роль выполняет буква «е» в этих словах? Почему? − Ребята, к нам пришел Флин, он очень хочет приобрести новые знания. Давайте поможем ему. - Найдите текст под изображением. Сейчас мы будем читать его по строчке. Все поставили пальчик возле первого предложения. Лиза Баранова начинает читать, остальные следят, потом продолжают по цепочке. − Молодцы! Сейчас Катя Тихонова прочитает нам весь текст, чтобы мы поняли его смысл. Слушаем одноклассницу и внимательно следим. − Сейчас проверим, кто внимательно следил за текстом. Что стоит в лесу? Отвечаем полным ответом. − Сколько они росли? – Какие предложения о лесе? – Каким словом мы можем заменить слово «красивы», чтобы появилась буква, обозначающая два звука? Почему она обозначает два звука? - Прочитайте предложение, заменив это слово. − Превосходно! Благодаря вам Флин приобрел новые знания. - Кажется, к нам пришел еще один друг. Хамелеон Паскаль. - Знаете ли вы, чем отличаются хамелеоны от других ящериц? - Действительно, хамелеоны обладают умением менять окрас в зависимости от настроения. А также, это ящерица, которая не может снова отрастить свой хвост. Поэтому они им очень дорожат. Представляете, как много на Земле чудес! - Паскаль всегда ответственно относится к любому делу. Он предлагает обратить внимание на таблицу на странице 75. Что находится в таблице? Чем схожи слоги слияния с буквой «е» и буквой «и»? - Верно! Но это касается лишь того случая, когда буква «е» обозначает один звук [э]. - Давайте обратимся к тексту под таблицей. У Паскаля есть несколько вопросов к нам. Но чтобы ответить на них, нам следует сначала внимательно прочесть текст. - Сейчас мы будем читать его по строчке. Все поставили пальчик возле первого предложения. - (Имя) начинает читать, остальные следят. − Молодцы! Сейчас (Имя) прочитает нам весь текст, чтобы мы поняли его смысл. Слушаем одноклассницу и внимательно следим. − Сейчас проверим, кто внимательно следил за текстом. Что находится около леса, и какого оно размера? Отвечаем полным ответом. - Что находится в реке? - Обратите внимание на слайд. Если вы не знаете, что такое ил и тина, я подготовила изображения для примера. - А какие рыбы обитают там? На слайде также изображены эти рыбы для наглядности. - Очень важно видеть природу своими глазами. Ребята, природа очень богата своим разнообразием. - Паскаль просит найти слово, в котором: два слога и все согласные звуки твердые. Какое это слово? - А слова, в которых два слога и все согласные звуки мягкие? | Ответы обучающихся. − Старые, высокие, толстые. - Какие? Ответы обучающихся. - Низкие, тонкие. - Буква «е» обозначает два звука, потому что она стоит после гласной буквы. Слушают одноклассницу. Ответы обучающихся. − В лесу стоят сосны и ели. - Они росли сто лет. − Первое и третье. - Мы можем заменить это слово словом «красивые». Буква «е» обозначает два звука, т.к. стоит после гласной. Читают предложение. - Хамелеоны меняют цвет. Ответы обучающихся. - Слоги слияния. - Буква «е» выполняет ту же роль, что и буква «и». Указывает на мягкость предшествующего согласного. Читают текст. Слушают одноклассницу. Ответы обучающихся. - Около леса находится река, она невелика. - Ил и тина. - Лини и караси. - Ивы. - Реке, иле, тине, лини. | УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. УУПД: сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей. УУКД: строить устное высказывание о звуковом составе слова. УУПД: Читать вслух короткие тексты.
УУКД: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной целью. УУКД: в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу. УУПД: сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей; УУПД: характеризовать звуки по заданным признакам. | Учебник |
Динамическая пауза (1 мин) | Снижение эмоционального и физического напряжения | 1. Организует динамическую паузу. − Сейчас предлагаю немного размяться. Я буду называть слова, когда вы услышите слова с буквой «е», обозначающей один звук, то должны будете встать, если вы услышите два звука, присесть. Ель, мел, село, енот, тепло, теплое, красивое. − Молодцы! | 1. Выполняют динамическую паузу. | |||
Самостоятельная работа с самопроверкой (3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | И М: частично-поисковый П: соотнесение слова со звуковой схемой. С | 1. Организует самостоятельную работу. − Ребята, вы очень хорошо работаете, поэтому я думаю, что с лёгкостью справитесь с работой от наших героев. − Посмотрите, пожалуйста, на свои парты, найдите карточку с заданием. Кто скажет, что изображено на иллюстрации? − Вам нужно соединить стрелочкой картинку со схемой и раскрасить схему. Обратите внимание на вопрос под изображением. Надо указать, к какой группе относится енот. Птицы, звери или насекомые. Отметить верный вариант плюсом. − У вас есть 3 минуты, чтобы выполнить это задание. 2. Организует самопроверку по эталону. − Ваше время вышло! Какую схему вы соотнесли с изображением? − Проверьте свою работу по эталону со слайда. − Отлично! Кто не допустил ни единой ошибки – поднимите зеленый карандаш. − Кто допустил ошибки – желтый. − В этом нет ничего страшного. В следующий раз вы будете внимательнее/Молодцы, так держать! | Слушают учителя. − Енот. Выполняют самостоятельную работу. Проверяют по эталону. | УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. УУРД: Находить ошибку, пропущенную при проведении звукового анализа. УУПД: сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей; УУПД: характеризовать звуки по заданным признакам. | Раздаточный материал (лист с заданием) Учебная презентация |
Включение в систему знаний, повторение (3 мин) | Повторение и закрепление раннее изученного | Ф М: работа с книгой П: чтение слов, семантический анализ М: беседа П: ответы на вопросы | Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке. − Ребята, откройте учебник на странице 76. Что изображено на иллюстрациях? – Нам нужно ответить на вопросы. Но для начала – где изображены ели, сосны, осины? - Ответьте на вопросы, опираясь на изображения. Какие ели? Какие сосны? Какие осины? - В каких словах мы встречаем букву «е», которая обозначает два звука? − Верно! Молодцы! − Ребята, посмотрите, с башни к нам спустилась Рапунцель. Она предлагает нам подвести итоги о букве «е» и её звуках. | Ответы обучающихся. - Ели изображены слева, сосны посередине, осины справа. - Ели такие пушистые. Сосны такие высокие. Осины такие зеленые. - Ели, пушистые, высокие, зеленые, такие. Выполняют план-характеристику буквы «е» и её звуков. | УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. | Учебник Учебная презентация Доска |
Рефлексия деятельности (2 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф М: беседа П: ответы на вопросы, рефлексия ВК С | Организует самооценивание всех обучающихся. − Ребята! Мы большие молодцы! Принцесса очень рада нашим успехам! − Какая тема была сегодня на уроке? − Верно, а какую цель мы ставили на урок? − Поднимите зеленый карандаш, кто считает, что мы достигли поставленной цели. - Отлично! Поднимите зеленый карандаш, если Вы как Рапунцель, смогли обрести смелость и решили все задания без затруднений. - Поднимите желтый карандаш, если вы как Флин, получили новые знания. - Поднимите красный карандаш, если вы как Паскаль, относились к делу с ответственностью. − Вы сегодня были большие молодцы! Спасибо за работу на уроке! Урок окончен. | − Две роли буквы «е». − Закрепить знания о звуках [э], [й’э], букве «е». Самооценка собственной деятельности на уроке. | УУПД: анализировать и создавать текстовую в соответствии с учебной задачей. УУРД: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности. УУКД: признавать возможность существования разных точек зрения; оценивать свой вклад в общий результат. | Учебная презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [й ’э], [’э]. Буква Е, е", 1 класс, УМК "Школа России"
Тема урока «Звуки [й ’э], [’э]. Буква Е, е» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования пон...
Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [й,а],[,а]. Буква Я я. Закрепление" (УМК "Школа России", 1 класс)
Тип урока: рефлексияЦель урока: закрепление знаний обучающихся о звуках [й,а],[,а] и букве Я я.Задачи урокаДидактические:Закрепить знания о звуках [й, а],[, а] и букве Я я.Формировать умение находить ...
Технологическая карта урока обучения грамоте: "«Звуки [йа] и [а]. Буква «Яя»»" (УМК "Школа России", азбука., 1 класс)
Тема урока: «Звуки [йа] и [а]. Буква «Яя»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Знакомство со звуками [йа] и [а] и обозначающей их буквой «Яя»...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. «Звуки [л] и [л’]. Буква «Лл». (1 класс) УМК "Школа России"
Тема урока: «Звуки [л] и [л’]. Буква «Лл»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Знакомство со звуками [л] и [л’] и обозначающей их буквой &laqu...
Технологическая карта урока Обучение грамоте: «Звуки [й\' а], [‘а], буква «Я, я». Закрепление» ( 1класс, УМК: "Школа России")
Цель урока: закрепление характеристики звуков [й' а], [а'] и знаний о роли буквы в слове. Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1) закрепить умения характеризовать звуки [...
Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [й\'а], [\'а], буквы Яя. Россия - Родина моя" (УМК "Школа России, 1 класс)
Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся знаний о букве «Я» и звуках [й'а], ['а].Планируемые результаты: Предметные:1.Уметь ...
Технологическая карта урока обучения грамоте. Звуки [п] и [п’]. Буква «П п». 1 класс. УМК "Школа России"
Тема урока: "Звуки [п] и [п’]. Буква «П п»"Тип урока: урок "открытия" нового знанияЦель урока: знакомство со звуками [п] и [п’] и обозначающей их буквой &la...