Технологическая карта урока обучения грамоте «Звуки [й’э], [э], буква «Е, е». Закрепление» (УМК: «Школа России», 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Сахарова Екатерина Валерьевна
Мои методические разработки:

Цель урока: закрепление умения у обучающихся характеризовать звуки [й’э], [э], определять роль буквы «е» в словах.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Уметь вычленять звуки из слова.
  2. Уметь различать понятия «звук» и «буква».

Личностные:

  1. Осознание важности русского языка как средства общения.
  2. Бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Дата: 10.11.2023

Школа: МАОУ «АЛ №95»

Класс:

Урок: 1

Время: 08:00 – 08:35   Кабинет: 305

Студент: Сахарова Екатерина Валерьевна

Группа: 43

Учитель: Ямщикова Вера Николаевна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Тема урока: «Звуки [й’э], [э], буква «Е, е». Закрепление»

Тип урока: рефлексии.

Цель урока: закрепление умения у обучающихся характеризовать звуки [й’э], [э], определять роль буквы «е» в словах.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Закрепить умение характеризовать звуки [й’э], [э].

2. Формировать умение определять роль буквы «е» в словах

Предметные:

  1. Уметь вычленять звуки из слова.
  2. Уметь различать понятия «звук» и «буква».

Развивающие:

1. Развивать мышление и речь с помощью построения развернутых ответов.

2. Развивать у обучающихся познавательный интерес к предмету.

Личностные:

  1. Осознание важности русского языка как средства общения.
  2. Бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважительное отношение друг к другу при совместной работе.

2. Воспитывать сознательное отношение к языку как духовной ценности и средству общения.

УМК: «Школа России», Русский язык. Азбука : 1-й класс / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина – М.: Просвещение, 2018.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(2 мин
)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

М: беседы

П: эмоциональный настрой

М: слово учителя

П: инструктаж

ВК

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку и устанавливает эмоциональный настрой.

2. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

 Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Валерьевна. Очень рада вас видеть, сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я.

 Внимательно посмотрите, все ли готово у вас к уроку, положите на край парты зеленый, желтый и красный карандаши. Они нам сегодня пригодятся.. Отлично, можете садиться.

 Сегодня я принесла на урок звезды, за которыми любила наблюдать одна принцесса. Когда становится шумно или кто-то отвечает не по руке, они разрушаются и раскалываются. У каждого ряда будет своя звезда, ваша задача - сохранить их целыми.

3. Предъявляет гигиенические требования.

 Не забываем садиться правильно, спина прямая, ноги на полу, руки на парте.

1. Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на урок.

2.  Проверяют свою готовность к уроку.

3. Выполняют предъявляемые требования.

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

УУРД: проявлять готовность подчиняться.

УУКД: воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

Учебная презентация

 

Актуализация

знаний и мотивация

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

ВК

Ребята, какие гласные буквы вы знаете?

- Чем отличаются звуки от букв?

Молодцы!  Какую работу выполняют гласные звуки? Какой из этих звуков обозначает мягкость предыдущего согласного? Твердость?

Какие согласные буквы вы знаете?

Кто может сказать, чем отличаются гласные звуки от согласных?

- Какие бывают согласные звуки?

Ребята, как можно понять согласный звук глухой или звонкий?

Ответы обучающихся.

- а, о, у, ы, и, е.

- Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и видим.

- С помощью гласных звуков мы образуем слоги. Они могут обозначать твердость и мягкость согласных. Звук [и] обозначает мягкость предыдущего согласного.

- Н, л, р, в, к, т, с.

−  При произношении гласных звуков воздух во рту проходит свободно, не встречает преград. Они произносятся только с голосом. При произношении согласных звуков воздух во рту встречает преграду: губы, зубы, язык. Они произносятся с шумом и голосом или только шумом.

- Твёрдыми и мягкими.

- Глухой произносится при помощи шума,  а звонкий при помощи шума и голоса.

УУПД:

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.

УУКД: воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

Учебник

Постановка учебной задачи (3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

ВК

Отлично! Ребята, скажите, мне, пожалуйста, какую букву вы изучили совсем недавно?

- Давайте обратим внимание на два слова: ель и пень. Какую роль буква «е» выполняет в этих словах?

- Почему в первом случае она обозначает два звука?

Обратите внимание на экран. Я сформулировала для нас тему урока.

Две роли буквы «е».

Попробуйте продолжить цель урока

Закрепить знания о …

 Букву «е».

Ответы обучающихся.

- В слове «ель» буква обозначает два звука. В слове «пень» один.

- Потому что буква стоит в начале слова.

 Закрепить знания о звуках [й’э], [э], букве «е».

УУПД:

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения;

с помощью педагогического работника формулировать цель.

Учебная презентация

Коррекция знаний и способов действий

(18 мин)

Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствование знаний и умений

Ф

М: работа с книгой

П: чтение слов, семантический анализ

М: беседа

П: ответы на вопросы

М: работа с книгой

П: чтение текста

М: беседа

П: ответы на вопросы

М: работа с книгой

П: определение смысла

текста

ВК

Ф

М: языковой анализ

П: звукобуквенный анализ

Ф

М: работа с книгой

П: чтение текста

- Сегодня к нам на урок Рапунцель. Она очень долго сидела в своей башне и знает мало того, что обычному ребенку известно уже с детства. Поможем ей узнать, каков наш мир?

Откройте, пожалуйста, стр. 74. Посмотрите на слова, которые находятся в первом задании в первом столбике.

- Давайте прочитаем их вслух по цепочке.

- Какой вопрос можно задать этим словам?

- Давайте попробуем устно составить с этими словами предложения. Мальчики составляют предложение со словом «старые», девочки – со словом «новые».

- Рапунцель попросила о помощи. Она не знает, что значит «слова с противоположным значением». Кто может подсказать ей?

- Верно. Это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос, но имеют противоположные значения.

- Какую роль выполняет буква «е» в этих словах? Почему?

 Ребята, к нам пришел Флин, он очень хочет приобрести новые знания. Давайте поможем ему.

- Найдите текст под изображением. Сейчас мы будем читать его по строчке. Все поставили пальчик возле первого предложения. Лиза Баранова начинает читать, остальные следят, потом продолжают по цепочке.

 Молодцы! Сейчас Катя Тихонова прочитает нам весь текст, чтобы мы поняли его смысл. Слушаем одноклассницу и внимательно следим.

Сейчас проверим, кто внимательно следил за текстом. Что стоит в лесу? Отвечаем полным ответом.

 Сколько они росли?

– Какие предложения о лесе?

– Каким словом мы можем заменить слово «красивы», чтобы появилась буква, обозначающая два звука? Почему она обозначает два звука?

 - Прочитайте предложение, заменив это слово.

Превосходно! Благодаря вам Флин приобрел новые знания.

- Кажется, к нам пришел еще один друг. Хамелеон Паскаль.

- Знаете ли вы, чем отличаются хамелеоны от других ящериц?

- Действительно, хамелеоны обладают умением менять окрас в зависимости от настроения. А также, это ящерица, которая не может снова отрастить свой хвост. Поэтому они им очень дорожат. Представляете, как много на Земле чудес!

- Паскаль всегда ответственно относится к любому делу. Он предлагает обратить внимание на таблицу на странице 75. Что находится в таблице? Чем схожи слоги слияния с буквой «е» и буквой «и»?

- Верно! Но это касается лишь того случая, когда буква «е» обозначает один звук [э].

- Давайте обратимся к тексту под таблицей. У Паскаля есть несколько вопросов к нам. Но чтобы ответить на них, нам следует сначала внимательно прочесть текст.

- Сейчас мы будем читать его по строчке. Все поставили пальчик возле первого предложения.

- (Имя) начинает читать, остальные следят.  

 Молодцы! Сейчас (Имя) прочитает нам весь текст, чтобы мы поняли его смысл. Слушаем одноклассницу и внимательно следим.

Сейчас проверим, кто внимательно следил за текстом. Что находится около леса, и какого оно размера? Отвечаем полным ответом.

- Что находится в реке?

- Обратите внимание на слайд. Если вы не знаете, что такое ил и тина, я подготовила изображения для примера.

- А какие рыбы обитают там? На слайде также изображены эти рыбы для наглядности.

- Очень важно видеть природу своими глазами. Ребята, природа очень богата своим разнообразием.

- Паскаль просит найти слово, в котором: два слога и все согласные звуки твердые. Какое это слово?

- А слова, в которых два слога и все согласные звуки мягкие?

Ответы обучающихся.

 Старые, высокие, толстые.

- Какие?

Ответы обучающихся.

- Низкие, тонкие.

- Буква «е» обозначает два звука, потому что она стоит после гласной буквы.

Слушают одноклассницу.

Ответы обучающихся.

В лесу стоят сосны и ели.

- Они росли сто лет.

Первое и третье.

- Мы можем заменить это слово словом «красивые». Буква «е» обозначает два звука, т.к. стоит после гласной.

Читают предложение.

- Хамелеоны меняют цвет.

Ответы обучающихся.

- Слоги слияния.

- Буква «е» выполняет ту же роль, что и буква «и». Указывает на мягкость предшествующего согласного.

Читают текст.

Слушают одноклассницу.

Ответы обучающихся.

- Около леса находится река, она невелика.

- Ил и тина.

- Лини и караси.

- Ивы.

- Реке, иле, тине, лини.

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

УУПД:

сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей.

УУКД:

строить устное высказывание о звуковом составе слова.  

УУПД:

Читать вслух короткие тексты.

 

УУКД:

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной целью.

УУКД: в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу.

УУПД:

сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей;

УУПД:

характеризовать звуки по заданным признакам.

Учебник

Динамическая пауза

(1 мин)

Снижение эмоционального и физического напряжения

1. Организует динамическую паузу.

 Сейчас предлагаю немного размяться. Я буду называть слова, когда вы услышите слова с буквой «е», обозначающей один звук, то должны будете встать, если вы услышите два звука, присесть.

Ель, мел, село, енот, тепло, теплое, красивое.

Молодцы!

1. Выполняют динамическую паузу.

Самостоятельная работа с самопроверкой (3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

И

М: частично-поисковый

П: соотнесение слова со звуковой схемой.

С

1. Организует самостоятельную работу.

Ребята, вы очень хорошо работаете, поэтому я думаю, что с лёгкостью справитесь с работой от наших героев.

 Посмотрите, пожалуйста, на свои парты, найдите карточку с заданием. Кто скажет, что изображено на иллюстрации?

 Вам нужно соединить стрелочкой картинку со схемой и раскрасить схему. Обратите внимание на вопрос под изображением. Надо указать, к какой группе относится енот. Птицы, звери или насекомые. Отметить верный вариант плюсом.

 У вас есть 3 минуты, чтобы выполнить это задание.

2. Организует самопроверку по эталону.

 Ваше время вышло! Какую схему вы соотнесли с изображением?

Проверьте свою работу по эталону со слайда.

Отлично! Кто не допустил ни единой ошибки – поднимите зеленый карандаш.

Кто допустил ошибки – желтый.

В этом нет ничего страшного. В следующий раз вы будете внимательнее/Молодцы, так держать!

Слушают учителя.

Енот.

Выполняют самостоятельную работу.

Проверяют по эталону.

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

УУРД:

Находить ошибку, пропущенную при проведении звукового анализа.

УУПД:

сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей;

УУПД:

характеризовать звуки по заданным признакам.

Раздаточный материал (лист с заданием)

Учебная презентация

Включение в систему знаний, повторение

(3 мин)

Повторение и закрепление раннее изученного

Ф

М: работа с книгой

П: чтение слов, семантический анализ

М: беседа

П: ответы на вопросы

Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.

Ребята, откройте учебник на странице 76. Что изображено на иллюстрациях?

– Нам нужно ответить на вопросы. Но для начала – где изображены ели, сосны, осины?

- Ответьте на вопросы, опираясь на изображения. Какие ели? Какие сосны? Какие осины?

- В каких словах мы встречаем букву «е», которая обозначает два звука?

Верно! Молодцы!

Ребята, посмотрите, с башни к нам спустилась Рапунцель. Она предлагает нам подвести итоги о букве «е» и её звуках.

Ответы обучающихся.

- Ели изображены слева, сосны посередине, осины справа.

- Ели такие пушистые. Сосны такие высокие. Осины такие зеленые.

- Ели, пушистые, высокие, зеленые, такие.

Выполняют план-характеристику буквы «е» и её звуков.

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Учебник

Учебная презентация

Доска

Рефлексия деятельности

(2 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы, рефлексия

ВК

С

Организует самооценивание всех обучающихся.

Ребята! Мы большие молодцы! Принцесса очень рада нашим успехам!

Какая тема была сегодня на уроке?

 Верно, а какую цель мы ставили на урок?

Поднимите зеленый карандаш, кто считает, что мы достигли поставленной цели.

- Отлично! Поднимите зеленый карандаш, если Вы как Рапунцель, смогли обрести смелость и решили все задания без затруднений.

- Поднимите желтый карандаш, если вы как Флин, получили новые знания.

- Поднимите красный карандаш, если вы как Паскаль, относились к делу с ответственностью.

Вы сегодня были большие молодцы! Спасибо за работу на уроке! Урок окончен.

 Две роли буквы «е».

 Закрепить знания о звуках [э], [й’э], букве «е».

Самооценка собственной деятельности на уроке.

УУПД:

анализировать и создавать текстовую в соответствии с учебной задачей.

УУРД:

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

УУКД:

признавать возможность существования разных точек зрения;

оценивать свой вклад в общий результат.

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [й ’э], [’э]. Буква Е, е", 1 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «Звуки [й ’э], [’э]. Буква Е, е» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования пон...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [й,а],[,а]. Буква Я я. Закрепление" (УМК "Школа России", 1 класс)

Тип урока: рефлексияЦель урока: закрепление знаний обучающихся о звуках [й,а],[,а] и букве Я я.Задачи урокаДидактические:Закрепить знания о звуках [й, а],[, а] и букве Я я.Формировать умение находить ...

Технологическая карта урока обучения грамоте: "«Звуки [йа] и [а]. Буква «Яя»»" (УМК "Школа России", азбука., 1 класс)

Тема урока: «Звуки [йа] и [а]. Буква «Яя»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Знакомство со звуками [йа] и [а] и обозначающей их буквой «Яя»...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. «Звуки [л] и [л’]. Буква «Лл». (1 класс) УМК "Школа России"

Тема урока: «Звуки [л] и [л’]. Буква «Лл»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Знакомство со звуками [л] и [л’] и обозначающей их буквой &laqu...

Технологическая карта урока Обучение грамоте: «Звуки [й\' а], [‘а], буква «Я, я». Закрепление» ( 1класс, УМК: "Школа России")

Цель урока: закрепление характеристики звуков  [й' а], [а'] и знаний о роли буквы в слове. Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1) закрепить умения характеризовать звуки [...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [й\'а], [\'а], буквы Яя. Россия - Родина моя" (УМК "Школа России, 1 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся знаний о букве «Я» и звуках [й'а], ['а].Планируемые результаты: Предметные:1.Уметь ...

Технологическая карта урока обучения грамоте. Звуки [п] и [п’]. Буква «П п». 1 класс. УМК "Школа России"

Тема урока: "Звуки [п] и [п’]. Буква «П п»"Тип урока: урок "открытия" нового знанияЦель урока: знакомство со звуками [п] и [п’] и обозначающей их буквой &la...