КРЗ по русскому языку "Синонимы и антонимы" (2 класс)
план-конспект по русскому языку

Гарбуз Снежана Евгеньевна

Методические материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krz_sinonimy_i_antonimy.docx166.87 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку «Синонимы и антонимы. Повторение» в инклюзивном классе

        

Составила студентка 331 группы

Гарбуз Снежана Евгеньевна

МАОУ СОШ № 16, класс 2 «в» каб. № 32

Дата проведения занятия: 17.10.2023

Смена 2 Номер урока 1

Начало урока 14.10

ФИО учителя школы:

Дроздова Юлия Александровна

ФИО преподавателя-консультанта:

Полякова Валерия Радионовна

Допущена к проведению классного часа:

____________________, дата ________

(Подпись преподавателя)

_____________________ дата _______

(Подпись учителя)

Цель внеурочного занятия:

содержательная: закрепить знание синонимов и антонимов

деятельностная: создать условия для формирования УУД

Задачи

Личностные: сформировать учебную мотивацию, способствовать проявлению положительного отношения к языковой деятельности, формировать проявление заинтересованности в выполнении языкового задания, развивать навыки сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Предметные: подбирать к предложенным словам синонимы и антонимы, приобретать опыт редактирование предложения (текста), распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы

Метапредметные:

Регулятивные: учить формулировать тему урока, ставить учебную цель, сохранять учебную цель, развивать умение осуществлять самоконтроль учебной деятельности, учить понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи, учить адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами, учить оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий

Познавательные: развивать умение строить логическую цепь размышлений, вести поиск и выделять необходимую информацию структурировать найденную информацию в нужной форме, формировать умение анализа и синтеза.

Коммуникативные: развивать умение вступать в диалог, слушать и слышать, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации, создавать устные и письменные высказывания.

Оборудование:

У учителя: проектор, компьютер, колонки, карточки

У учащихся: ручка, тетрадь, учебник, карточки

Для учащегося с ОВЗ: ручка, тетрадь, учебник, карточки, наушники, увеличительное стекло

Психолого-педагогические аспекты

Нарушение: слабовидящий

Характеристика ребенка:

1. Физические и моторные особенности, работоспособность.

Зрение является основным средством восприятия.

При зрительной работе наступает быстрое утомление, в результате чего снижается физическая и умственная работоспособность.

2. Психическое развитие, развитие интеллекта, речи, состояние внимания, восприятия, памяти.

Обзор действительности сужен, замедлен, неточен, представления ограниченны и искажены. Процессы запоминания и мыслительные операции замедлены. Ориентация в пространстве, цветоощущение затруднены. Характерна, замкнутость.

3. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра) сформирована.

4. Особенности обучения в школе.

При обучении в массовой школе испытывает определенные трудности из-за нечеткости и замедленности восприятия. Он не видит то, что написано на доске, изображений, таблиц и схем. Возникают проблемы узнавания характерных внешних признаков предметов, различение строк, сходных по написанию букв и цифр.

Трудности:

Трудности ребенка

Трудности учителя

Рекомендации к преодолению трудностей

1. . Быстрая утомляемость, трудности удержания внимания

Необходимость организации щадящего режима

Дозированность нагрузки

Смена видов деятельности

Индивидуальная система отдыха ребенка с ОВЗ

2. Низкий темп выполнения заданий

Различие темпа освоения учебного материала обучающимся

Использование редуцированных заданий

Использование дополнительных технических возможностей

3. Отказ от выполнения заданий в ситуации затруднения

Целенаправленная организация взаимодействия с другими обучающимися класса

Систематическое целенаправленное включение ребëнка с ОВЗ во взаимодействие с одноклассниками

Ход:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Деятельность ребенка с ОВЗ

Вступительный

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Снежана Евгеньевна, сегодня я проведу у вас внеурочное занятие по русскому языку.

- Ребята, давайте вспомним правила на уроке. Какие знаете?

1. Проявляй активность (Внимательно слушай задания и инструкции учителя, будь сосредоточен, не бойся отвечать)

2. Уважай учителя и одноклассников (ответы только по поднятой руке, хоровых ответов и выкрикиваний я не принимаю, не разговаривай во время речи учителя, не перебивай одноклассников)

3. Сохраняй порядок (проверьте готовность к занятию, на парте должен быть пенал, рабочая тетрадь и учебник, уберите все лишнее, записи в тетради ведите аккуратно)

- Сейчас мы разделимся на три команды по колонкам. Исходя из этих правил установим критерии: активность, уважение, порядок. И после каждого задания я буду оценивать вас. За соблюдение правил можно получить 1 балл, если правило нарушено – 0 баллов. А в конце занятия подведу итог и проведу награждение.

Ребята первых парт будут мне помогать и собирать жетончики. Когда колонка будет получать балл, я буду отдавать им 1 жетон.

Таблица на доске заполняется по ходу занятия

Критерий

Команда 1

Команда 2

Команда 3

Активность

Уважение

Порядок

- Ребята, я хочу поделиться с вами любимым высказыванием: «Обучение – это поиск сокровищ, где настоящее сокровище заключается не в золоте, а в знаниях и мудрости, которые вы приобретаете на этом пути». Как вы понимаете его?

- Я обобщила ваши высказывания, каждый день в школе – это путешествие в интереснейший мир, где каждый может обрести ценное сокровище – мудрость и знания. Но чтобы получить их, вам, конечно, нужно трудиться.

Приветствуют

Называют правила

Высказывают мнения 

Приветствует (сидит за первой партой)

Называет правила

Получает жетон, если его колонка получила балл

Высказывает мнение  

Основной

 - Для начала предлагаю немного размяться – разгадать загадки. Ответы принимаю по поднятой руке:

Загадки выведены на слайд, сопровождаются картинками. Картинки появляются на экране после отгадывания

1. Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я
враг,
А деревьям
друг 

2. Как столкнутся – стук да стук!
Тишину вспугнут вокруг.
Толстый тонкого побьёт-
Тонкий что-нибудь прибьёт

3. В кармане моём

Замечательный друг:

Он знает, где север,

И знает, где юг.

4. За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Проскакало, пробежало,

Нет ни дыма, ни пожара.

5. Яркий, жёлтый, налитой

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики –

Из далёкой Африки.

- Молодцы. Обратите внимание, что некоторые слова на слайде выделены.

- Чем являются слова враг-друг, толстый-тонкий, север-юг?

- Чем являются слова промелькнуло-пробежало, пламя-пожар, желтый-золотой?

- Давайте вспомним определения синонимов и антонимов

- Итак, если вы уже знакомы с темой синонимов и антонимов, чему будет посвящено это занятие?

- А чем мы будем заниматься сегодня?

ОЦЕНКА ДИСЦИПЛИНЫ. КОМАНДЫ ПОЛУЧАЮТ ЖЕТОНЫ

- Ребята, так совпало, что совсем недавно мне поступило грустное письмо от Незнайки, где он рассказывает о своих трудностях в изучении синонимов и антонимов. Поэтому сегодня я пригласила его на это занятие и прошу вас помочь Незнайке разобраться с этой темой. Давайте поприветствуем героя!

- И первая просьба от Незнайки – исправить оценку за сочинение. При написании Незнайка совершил орфографические ошибки в словах: сдрствуй, корандаш, ветирок.

- Можно ли подобрать проверочное слово?

- Как называются слова, к которым нельзя подобрать проверочное слово?

- Если их нельзя проверить, что мы порекомендуем Незнайке сделать, чтобы в следующий раз написать их правильно?

- Посмотрите на слайд. Ребята, откройте словари в учебниках и найдите правильное написание слова из предложенных на слайде. Напоминаю, что слова в словарях расположены в алфавитном порядке.

Какой из предложенных вариантов написания верный?

1. сдравствуй, здраствуй, здравствуй

2. ветерок, витирок, витерок

3. карондаш, карандаш, корондаш

- Ребята, сейчас проведем физминутку для глаз. Сядьте ровно, спину прижмите к спинке стула, обе ноги в пол, плечи опущены, расслаблены. Все упражнения выполняйте медленно, не поднимая и не поворачивая головы.

1. Посмотрите вверх, вниз (1-2-3-4)

2. Посмотрите вправо, влево (1-2-3-4)

3. Взглядом опишите круг

Глазки видят всё вокруг,

обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано –

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

4. Поморгайте несколько раз (1-2-3-4)

5. Закройте глаза. (1-2-3-4)

- Продолжаем работу. Я предлагаю написать небольшой словарный диктант. Откройте рабочие тетради, запишите: «17 октября. Классная работа»

- Я буду читать вам слова, а вы записывать и их в строку через запятую. Каждое слово я повторю дважды: пальто, деревня, ребята, лисица, прощай. Если вы не успеваете, пропустите одно слово и продолжайте работать с нами.

- Проверим. Возьмите простой карандаш, на экране появятся прочитанные мной слова. Если ваше написание совпадает с написанием на слайде – поставьте «плюс» над словом.

- Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы.

- Поднимите руку те, кто допустил 1-2 ошибки? Хорошо

- Поднимите руку те, кто допустил 3 и более ошибок. Я уверена, что ваши ошибки связаны с невнимательностью. Рекомендую вам поработать с орфографическим словарем и повторить словарные слова.

- А теперь к этим словам попробуем подобрать синонимы. Пальто – шинель, куртка, плащ; деревня – хутор, селение, поселок; ребята – дети, малыши, лисица – плутовка, прощай – до встречи, до свидания, пока.

ОЦЕНКА ДИСЦИПЛИНЫ. КОМАНДЫ ПОЛУЧАЮТ ЖЕТОНЫ

- Перед вами на карточках фрагмент сочинения Незнайки. Как вы думаете, в чем заключается ошибка?

«В один летний день в деревне я увидел, как Нина идет по улице. Все увидели Нину. На платье у Нины висели нитки. В волосах Нины застряли перья. Щёки Нины были все в пыли»

- Учительница объяснила Незнайке, что в его сочинении очень много повторяющихся слов. Какие слова повторяются? Как это исправить?

- Сейчас вы поработаете в парах.

- Какие правила есть для работы в парах?

1. Работать должны оба

2. Один говорит – другой слушает

3. Несогласие высказывать вежливо

4. Работать тихо, чтобы не мешать другим.

- Из предложенного списка слов выберите слова и исправьте повторы: заметили, обратили внимание, девочка, соседка, подруга, прохожая, девчонка

- Давайте проверим. Кто готов громко и красиво прочитать начало сочинения для нас? Прочитайте исправленное второе предложение. (аналогичная работа с каждым предложением)

- Ребята, вижу, вы подустали. Выполним физминутку

Мы проверили осанку

И свели лопатки,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся

ОЦЕНКА ДИСЦИПЛИНЫ. КОМАНДЫ ПОЛУЧАЮТ ЖЕТОНЫ

- Теперь поиграем игру в «Четвертый лишний». Вам представлен ряд слов, нужно исключить лишнее слово.

1. Прочный, хрупкий, крепкий, твёрдый

2. Шалун, проказник, баловник, тихоня

3. Грубый, вежливый, любезный, воспитанный

4. Сказать, произнести, молчать, молвить

- Как вы определили, какие слова являются лишними?

ОЦЕНКА ДИСЦИПЛИНЫ. КОМАНДЫ ПОЛУЧАЮТ ЖЕТОНЫ

- Молодцы, ребята, мы справились со всеми заданиями. помогли Незнайке разобраться в теме синонимов и антонимов. Незнайка очень благодарен нам и сочинил стихотворение. Но к сожалению, ему пора бежать на уроки, и он попросил, что я прочла вам стихотворение.

- Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь: …

- Ребята, что-то здесь не так… Некоторые слова пропали. Придётся восстанавливать стихотворение.

- Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь: «
низко»

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь: «близко»

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты «смельчак, храбрец»

Теперь «начало» я скажу

Ну отвечай: «конец»

- Спасибо, ребята за помощь. Я прикреплю стихотворение, когда буду писать ответное письмо Незнайке.

Разгадывают загадки

- Дятел

- Молоток и гвоздь

- Компас

- Лиса

- Апельсин

- Антонимы

- Синонимы

- Синонимы – это близкие по смыслу слова. Антонимы – это слова, противоположные по значению

- Повторение, закрепление

- Повторять синонимы и антонимы

- Нет

- Словарные

- Обратиться к орфографическому словарю и запомнить написание.

- Здравствуй

- Ветерок

- Карандаш

Выполняют упражнения

Выполняют словарный диктант

Проверяют словарный диктант

Подбирают слова устно

- Одни и те же слова повторяются несколько раз

- Нина, увидел. Подобрать синонимы

Называют правила

Исправляют текст

Выполняют физминутку

Выполняют устно

- Хрупкий

- Тихоня

- Грубый

- Молчать

- Лишние слова имеют противоположное значение

Выполняют усно

- Низко

- Близко

- Смельчак, храбрец

- Конец

Разгадывает загадки, слушает

Получает набор пронумерованных карточек, нужно выбрать отгадку (напечатаны в цвете, крупно)

Показывает карточку дятла

Показывает карточку молотка и гвоздя

Показывает карточку компаса

Показывает карточку лисы

Показывает карточку апельсина

Получает карточки с парами слов: враг-друг, толстый-тонкий, север-юг (напечатано крупно, жирным шрифтом)

- Антонимы

Получает карточки с парами слов: промелькнуло-пробежало, пламя-пожар, желтый-золотой (напечатано крупно, жирным шрифтом)

- Синонимы

- Синонимы – это близкие по смыслу слова. Антонимы – это слова, противоположные по значению

Получает карточки с определениями

- Повторение, закрепление

- Повторять синонимы и антонимы

Получает слова на карточках (напечатано крупно, жирным шрифтом)

- Нет

- Словарные

- Обратиться к орфографическому словарю и запомнить написание.

В учебнике заранее учитель оставляет закладки. 

Варианты написания получает на карточках

- Здравствуй

- Ветерок

- Карандаш

Выполняет упражнения самостоятельно в наушниках

Получает карточки, вставляет орфограммы (текст напечатан крупно, жирно)

Получает карточку с верным написанием словом (текст напечатан крупно, жирно)

Выполняет проверку

Подбирает слова устно

Текст напечатан крупно, жирно. Работает в паре с толерантным учеником

- Одни и те же слова повторяются несколько раз

- Нина, увидел. Подобрать синонимы

Называет правила

Исправляют текст

Выполняет физминутку

Выполняет устно

- Хрупкий

- Тихоня

- Грубый

- Молчать

- Лишние слова имеют противоположное значение

Отдыхает в наушниках

Заключительный

- Ребята, удалось ли нам достичь цели занятия?

- Что такое синонимы?

- Что такое антонимы?

- Оцените свою работу на уроке с помощью лесенки успеха:

  • Если ты доволен своей работой, у тебя все получилось - нарисуй себя на самой верхней ступеньке
  • Если у тебя возникли трудности на уроке, было непросто – нарисуй себя на средней ступеньке
  • Если тебе было сложно, многое не получилось – нарисуй себя на самой нижней ступеньке

- Давайте подсчитаем количество жетонов у каждой колонки. Колонка, набравшая наибольшее количество баллов получает грамоту, остальные получают благодарности от Незнайки.

- Синонимы – это близкие по смыслу слова.

- Антонимы – это слова, противоположные по значению

Оценивают себя. Рассказывают, кто на какой ступеньке нарисовал себя.

Подсчитывают баллы.

Получают грамоту, благодарности

Показывает карточки с определениями

Оценивает себя

Рассказывает, на какой ступеньке нарисовал себя.

Подсчитывают баллы.

Получают грамоту, благодарности

Прием рефлексии в конце урока «Лестница успеха». Как его использовать? -  Методические приемы - Преподавание - Образование, воспитание и обучение -  Сообщество взаимопомощи учителей Педсовет.su


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Антонимы" Урок русского языка во 2 классе УМК Начальная школа XXI века

Урок получения новых знаний с мультимедийной презентацией....

Урок русского языка во 2 классе по теме "Слова-антонимы"

УМК "Школа XXI века". Учебник С.В. Иванова "Русский язык" 2 класс. Первый урок по теме "Слова-антонимы"....

Урок русского языка слова антонимы 2 класс

Урок русского  языка по программе Начальная школа 21 век , 2 класс...

План-конспект урока русского языка в 3 классе на тему: «Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы»

Предлагаю план-конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" по учебнику Рамзаево...

Урок русского языка во 2 классе по программе "Перспектива", тема "Антонимы"

Урок русского языка во 2 классе по программе "Перспектива", тема "Антонимы"...

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Прилагательные синонимы и антонимы"

Презентация "Прилагательные синонимы и прилагательные антонимы" содержит все этапы урока, включая работу в парах и др....

Урок русского языка в 4 классе по учебнику Р.Н.Бунеева «Русский язык». Роль прилагательных-антонимов в речи.

Закрепить знания учащихся об имени прилагательном. Выявить и обосновать роль прилагательных-антонимов в речи. Развивать орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, мышление, память, умение рабо...