Урок русского языка в 3 классе "Род имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Кокорина Эржена Сыреновна

Цель урока: Способствовать формированию умения определять род имени существительного.

Задачи: Познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся;

Развивать логическое мышление, умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки через работу в парах, оценку и самооценку деятельности.

Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, осознание необходимости самосовершенствования, желания осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehkarta_po_russkomu_yazyku_kes.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта урока в соответствии с ФГОС

 ФИО Кокорина Эржена Сыреновна

 

1

Тип урока

Урок открытия нового знания

2

Класс

3

3

Тема

Род имен существительных.

4

Образовательная программа, автор

Школа России; В.П. Канакина

5

Определение места урока в изучаемой теме,  разделе, курсе

Раздел «Имя существительное»  

6.

Цель  урока

Способствовать формированию умения определять род имени существительного.

7.

Задачи

Познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся;

Развивать логическое мышление, умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки через работу в парах, оценку и самооценку деятельности.

Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, осознание необходимости самосовершенствования, желания осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.

8

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования

Здоровьесберегающие технологии,  технология развивающего обучения, технология проблемного обучения

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Предметные

Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

1 Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Объяснительно-иллюстративный

Приветствует учащихся.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

– Проверим готовность к уроку.

Приветствуют

учителя.

Организуют свое

рабочее место,

проверяют

наличие

индивидуальных

учебных

принадлежностей

на столе.

Ф

Презентация. Слайд 1

Оценка учителя

Р:

Формирование положительного отношения к учению

Выражать положительное отношеение к процессу познания.

2 Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

Репродуктивный

Частично –поисковой

метод проблемного изложения материала

– Прочитайте цепочку из букв (ОРД)

- Назовите каждую букву грамотно.

-Что вы можете сказать о каждом звуке? (фонетика)

-– Расположите тетрадь

правильно. Возьмите

правильно ручку. Напишите

строчку элементов букв.

Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов.

-Составьте из данных букв слово (Род).

- Найдите к этому слову однокоренные слова.

Род - родня, родственный, родина, родители, родной, родство, родственник, родословная.

- Выделите корень и подчеркните орфограммы в этих словах.

-Ребята, проверим, как вы выполнили эту работу.

-Молодцы, ребята.

–Поиграем в игру «Верю - не верю». Если вы согласны с моим утверждением, вы говорите «верю», если не согласны – «не верю».

1. Имя существительное – это часть речи?

2. Имена сущ. отвечают на вопросы: какой? какая? какое?

3. Имена сущ. отвечают на вопросы: кто? что?

4. Имена сущ. обозначают действие предмета?

5. Имена сущ. бывают только одушевлёнными?

6. Имена сущ. обозначают предмет?

7. Имена сущ. изменяются по числам?

8. Имена сущ. бывают и собственными и нарицательными?

9. Имена сущ. изменяются по родам?

10. У имён сущ. два рода?

– Заглавной  
и строчной букв
  О,Р, Д.

 

Учащиеся отвечают.

Выполняют

задания.

-Ответы детей.

Выполняют

письмо под диктовку.

-Верю.

-Не верю.

-Верю.

-Не верю.

-Не верю

-Верю.

-Верю.

-Верю.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ф

Ф

И

Ф

Ф

Доска

Слайд 2

Самооценка

Самооценка

Оценка учителя.

Соблюдать единый орфографический режим

Применять правила при использовании словарной работы.

 Находить имена существительные (или уметь находить и отличать имена существительные от других частей речи).

Р: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно оценивать правильность выполнения действия.

П: осуществлять анализ последовательности букв в ряду с выделением существенных признаков.

К: строить понятные для партнера высказывания; контролировать действия партнера.

 учебно-познавательный интерес к способам решения новой частной задачи.

3 Этап постановки учебной задачи

организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

- Итак, какое задание вы сейчас выполняли?

- На все ли вопросы вы смогли ответить?

- Где вы затруднились? Почему?

- Попробуйте определить тему нашего урока.

-Чему мы будем учиться?

Проверяли знания об имени существительном.

Не смогли ответить на последние два вопроса, связанные с родом имён существительных.

Не знаем, что такое род имён существительных.

-Род имен существительных.

- Мы научимся определять род имен существительных

Ф

самооценка

Р: различать способ и результат действия; осуществлять контроль по результату

К: адекватно использовать речевые средства для решения орфографической задачи

способность к самооценке.

4 Этап построения проекта выхода из затруднения

выбор способа и средств их реализации

метод проблемного изложения материала

- Давайте составим план нашего сегодняшнего урока, закончите предложение:

1) Мы узнаем…….

2) Мы научимся………

3) Будем………….

Узнаем, что такое род имен существительных.

Научимся определять род имен существительных.

Будем применять полученные знания, при выполнении заданий.

Ф

Слайд 3

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Развитие познавательных интересов.

5 Этап реализации построенного проекта

построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще

Частично -поисковой

-Предлагаю вам послушать сказку:

В замке жили слова - существительные. Они были сначала все очень похожими. Да такими похожими, что даже королева их путала.

Однажды королева издала указ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет вознагражден».

Жили в другом королевстве умные муж и жена. Прибыли они в королевство и принялись за работу. Решили они слова поделить между собой.

Прошел месяц. Пришли муж и жена к королеве и говорят:

- Вот ключ к моим словам, и говорит: «ОН, МОЙ».

- А вот ключ к моим словам, и говорит: « ОНА, МОЯ».

Королева  наградил мужа и жену за работу, сказала:

« Спасибо». С тех пор она не путает род и говорит:

Женский род запомню я

И скажу: « Она-моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: « Он-мой».

Средний род: « Оно-моё».

Это правило – моё!

- Теперь и вы, ребята, знаете эту история и это правило.

-Давайте обратимся к учебнику и узнаем, какое правило он нам предлагает. (Стр.25).

Выполним упражнение 39 на стр. 25.

Распределите слова в 3 столбика.

Физкультминутка:

-Ребята, немного отдохнём.

Если я называю имена существительные женского рода – вы должны присесть.

Если называю имена существительные мужского рода наклониться.

Среднего рода – попрыгать.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка

.Слушают сказку.

-Делают вывод.

-Дети работают у доски, выполняют упражнение в тетради.

- Дети выполняют двигательные упражнения.

Ф

И

Слайд 4

Слайд 5

Оценка учителя

Знание о постоянных признаках имени существительного; умение определять род имен существительных в единственном числе.

П: Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

К:

Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослымиР:

Оценивать(равнивать) результаты своей деятельности.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

6 Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач

объяснительно-иллюстративный

Частично -поисковой

Работа в парах с карточками.

-Распределите слова в 3  столбика по родам.

Дядя, стол, девочка, зло, радость, мир, земля, юноша,  дружба, веселье, снежки, солнце, дерево.

- Какое слово вызвало у вас затруднение?

- Как вы думаете, как узнать род имени существительного, если оно стоит во множественном числе.

 - Нужно поставить это существительное в форму единственного числа.

Дети работают в парах, распределяя слова по столбикам.

- Снежки.

-Ответы детей.

П

Слайд 6

самооценка

Определять грамматический признак имени существительного

Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно оценивать правильность выполнения

П: устанавливать причинно-следственные связи.

К: умение формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание; контролировать действия партнера; договариваться и приходить к общему решению.

Развитие познавательных интересов.

7 Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях

репродуктивный

-Ребята выделите окончания в этих словах.

-Какие окончания имеют имена существительные в женском роде, мужском роде и в среднем роде?

-Что общего в составе слов – имен существительных мужского, женского и среднего рода.

-Можно ли определить только по окончаниям род имен существительных?

Работают в парах.

- мужской род – нулевое окончание, «а» и «я».

-женский род - нулевое окончание, «а» и «я».

-Средний род – окончание «о», «е».

-У существительных мужского и женского рода одинаковые окончания.

- Нельзя.

П

Ф

Слайд 7

Взаимопроверка

Определять грамматический признак имени существительного

Р: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно оценивать правильность выполнения действия; выполнять учебные действия в умственной форме

П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Развитие познавательных интересов

8 Этап включения в систему знаний и повторения

повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний

репродуктивный

-Сейчас предлагаю поработать в группах. Разделимся на 3 группы.

- Замените имена существительные местоимением, определите род имени существительного.

Кофе, сердце, масло, метель, шоссе, плащ, радуга, лужайка.

-Удалось  ли  сделать,  то,  что  намечали?

- Какой у нас был план урока?

- Выполнили мы план?

- он, оно, оно, она, оно, он, она, она

Узнать, что такое род имен существительных.

Научиться определять род имен существительных.

Применять полученные знания, при выполнении заданий.

Да

Г

Ф

Слайд 8

Взаимопроверка

Определять грамматический признак имени существительного

Р: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценка степени знаний; взаимоконтроль

К: умение с достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли, учет разных мнений.

П: сравнение, анализ, классификация.

Самоопределение

9 Этап рефлексии УД на уроке

самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

– Закончите предложения:

• Урок помог мне…

• Для меня было сложным…

• Мне понравилось…

-Урок помог мне узнать, что имена существительные бывают женского, мужского и среднего рода.

Для меня пока

было сложно определять род имен существительных во множественном числе.

Мне понравилось распределять слова по родам.

Ф

Слайд 9

самооценка

Р: осуществлять итоговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя.

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Обобщение о имени существительном. Путешествие в Частиреченск."

Обобщение знаний учащихся об имени существительном, его грамматических признаках (роде, числе); развитие познавательного интереса к языку, мыслительных процессов; формирование орфографической зоркости...

Урок русского языка " Обобщение об именах существительных"

Обобщение  и  систематизация  знаний   об   имени   существительном;Развитие умений распознавать имена существительные: одушевлённые и неодушевлённые; мужс...

Урок русского языка "Обобщение об имени существительном" 4 класс

Автор: Стрекаловская Л.А. ГБОУ  СОШ № 80  Санкт-Петербург Представлен урок русского языка "Обобщение об имени существительном" в 4 классе и авторская презентация к уроку...

Урок русского языка "Обобщение об имени существительном" 4 класс

Автор: Стрекаловская Л.А. ГБОУ "Школа здоровья и индивидуального развития" Санкт-Петербург Представлен урок русского языка "Обобщение об имени существительном" в 4 классе и авторская презентация ...

урок русского языка. 3 склонения имен существительных.

Материал предназначен для учащихся 3 класса, позволяет хорошо усвоить новый  материал  по теме: «Склонение имен существительных.».Цели урока:-установить отличительные признаки имён сущ...

Урок русского языка.Тема "Род имен существительных"- открытие новых знаний

Познакомить с приемами определения рода имен существительных....

Методическая разработка урока русского языка "Способы образования имен существительных" 3-й класс

Система учебников  "Начальная школа ХХI века"Раздел « Как устроен наш язык»Тема «Суффикс как часть слова»Формирование универсальных учебных действий:Личностные УУД Формирование положительной...