Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Ягудина Нажия Гафуановна

Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_i_pp_rus_yazyk_3_klass_po_fop.docx69.49 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Введите наименование регионального органа исполнительной власти в сфере образования 

Введите наименование учредителя

МБОУ "Излучинская ОСШУИОП № 1"

РАССМОТРЕНО

ШМО учителей начальных классов

______________________

ФИО

Протокол №__

от «____» августа   2023 г..

СОГЛАСОВАНО

Зам директора по УВР

______________________

ФИО

Протокол №___

от «____» августа   2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ

Излучинская ОСШ УИОП № 1

________________________

ФИО

Приказ №___

от «____» августа   2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 2321006)

учебного предмета «Русский язык»

для обучающихся 1– 4 классов

 

Излучинск‌ 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.

Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.

Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.

Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.

Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:

1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно­нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;

3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

4) использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил.

Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения.

Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 675 (5 часов в неделю в каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170 ч.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

гражданско-патриотического воспитания:

  • становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
  • осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка;
  • проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно­этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка;

духовно-нравственного воспитания:

  • осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
  • признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
  • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

эстетического воспитания:

  • уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
  • стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования;
  • бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

трудового воспитания:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;

экологического воспитания:

  • бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
  • неприятие действий, приносящих вред природе;

ценности научного познания:

  • первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира;
  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц;
  • объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
  • определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
  • находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
  • выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
  • устанавливать причинно­следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
  • сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
  • проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини­исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
  • согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
  • анализировать и создавать текстовую, видео­, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
  • понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.

У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
  • признавать возможность существования разных точек зрения;
  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
  • готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини­исследования, проектного задания;
  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
  • выстраивать последовательность выбранных действий.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

  • устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
  • корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
  • соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
  • находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
  • сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
  • ответственно выполнять свою часть работы;
  • оценивать свой вклад в общий результат;
  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

3 КЛАСС

К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:

  • объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации;
  • характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
  • производить звуко­буквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования);
  • определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными;
  • различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и синонимы;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
  • выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;
  • распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • определять значение слова в тексте;
  • распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
  • распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имён прилагательных: род, число, падеж;
  • изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён существительных;
  • распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени ‑ по родам;
  • распознавать личные местоимения (в начальной форме);
  • использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
  • различать предлоги и приставки;
  • определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
  • распознавать распространённые и нераспространённые предложения;
  • находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами;
  • правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов;
  • писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил правописания;
  • находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
  • понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;
  • формулировать устно и письменно на основе прочитанной (услышанной) информации простые выводы (1-2 предложения);
  • строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3-5 предложений на определённую тему, по результатам наблюдений) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2-4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;
  • определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но);
  • определять ключевые слова в тексте;
  • определять тему текста и основную мысль текста;
  • выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;
  • составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;
  • писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану;
  • объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач;
  • уточнять значение слова с помощью толкового словаря.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Речевое общение. Повторяем — узнаём новое (18 часов)

Собеседники. Диалог (4 часа)

        Смысловая сторона речи и словесная форма её выражения. Воображаемые коммуникативно-речевые ситуации речи (ролевые отношения и цели общения) на примере общения литературных героев. Осмысление условий реального общения учащихся в группе и в парах (ученик — ученик, ученик — учитель, дети — родители и т. д.). Общение с партнёром на основе взаимопонимания, доброжелательности и уважения. Наблюдения за стилем общения собеседников (без использования термина), которые по-разному относятся друг к другу (общение дружелюбное, враждебное, уважительное, пренебрежительное, снисходительное, безразличное).

Культура устной и письменной речи (3 часа)

        Совершенствование устной речи на фонетическом, лексическом, синтаксическом уровнях. Культура письма: написание букв, слов, предложений в соответствии с правилами русской графики и орфографии. Аккуратность в ведении записей, чёткость и изящество выполнения письменных работ.

Текст (9 часов)

        Общее представление о тексте и его особенностях. Заглавие, тема, главная мысль, связь предложений в тексте, опорные слова, основные части — вступление (начало), основная часть (середина), заключительная часть (конец).

План текста.

Типы текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование).

Художественный и научный тексты (сравнение с помощью учителя). Определение типов текста. Составление текстов разного типа. Сочинение небольших текстов повествовательного и описательного характера. Списывание текстов различных типов.

Контрольная работа. Работа над ошибками (2 часа)

Язык — главный помощник в общении (41 час)

Язык — главный помощник в общении (1 час)

 Язык как средство (инструмент) общения и познавательной деятельности. Русский язык — культурная ценность народов России. Высказывания писателей о русском языке.

Звуки и буквы (2 часа)

        Систематизация знаний о звуках и буквах русского языка с помощью наглядно-образных моделей. Различение звуков и букв. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных согласных звуков по твёрдости—мягкости. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных согласных звуков по звонкости—глухости. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный.

Фонетический разбор слова.

Слог, ударение (2 часа)

        Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Орфоэпический словарь русского языка.

Девять правил орфографии (12 часов)

        Систематизация знаний по орфографии. Формирование орфографической зоркости. Закрепление навыка нахождения изученных орфограмм в словах и алгоритма их проверки: прописная буква в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова; проверяемые парные по звонкости—глухости согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные в корне слова; правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу —щу, чк, чн, щн; непроизносимые согласные; удвоенные согласные; разделительные твёрдый и мягкий знаки; правила переноса слов.

        Контрольная работа и работа над ошибками (2 часа)

Слово и его значение (12 часов)

        Сопоставление значений слов на основе их двусторонних моделей. Мотивированные названия слов (подснежник, подберёзовик и т. д.).

Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. Слова с обобщающим значением.

Местоимения как заменители имён собственных и нарицательных.

Словари (толковый, орфографический, синонимов и антонимов)

Словосочетание (2 часа)

        Отличие словосочетания от слова и от предложения. Сравнение предложения и словосочетания, их различение на основе цели использования: предложение — для сообщения, словосочетание — для называния.

Предложение (1 час)

        Типы предложений по цели высказывания и по интонации, связь слов по смыслу и по форме.

Главные члены предложения (3 часа)

        Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Второстепенные члены предложения (без деления на виды), их роль в предложении. Предложения распространённые и нераспространённые.

Предложения с однородными членами (2 часа)

        Интонация перечисления и союзы как средство связи однородных членов предложения в устной речи. Знаки препинания при разграничении однородных членов предложения на письме. Запятая в предложениях с однородными членами с союзами и, а, но.

        Контрольная работа. Работа над ошибками (2 часа)

Состав слова (17 часов)

Повторение значимых частей слова (1 час)

        Основа и окончание. Значение морфем, входящих в основу слова. Роль окончания в слове (связывать слова в предложении и словосочетании).

Корень (5 часов)

        Корень слова. Однокоренные слова. Сравнение однокоренных слов, форм одного и того же слова. Обобщение и систематизация изученных правил орфографии (девять правил орфографии): прописная буква в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова; проверяемые парные по звонкости — глухости согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные в корне слова; правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн; непроизносимые согласные; удвоенные согласные; разделительные твёрдый и мягкий знаки; правила переноса слов. Закрепление навыка нахождения изученных орфограмм в словах и алгоритма их проверки. Наблюдение за чередованием букв согласных звуков в корнях слов (река — реченька, снег — снежок, бег — бежать).

Приставка (2 часа)

        Приставка. Отличие приставки от предлога. Роль приставки в образовании новых слов. Разделительный твёрдый знак (ъ) в словах с приставками.

Суффикс (2 часа)

        Суффикс как значимая часть слова, его роль в словообразовании (-чик, -щик, -ин и др.). Значение, которое привносит в слово суффикс.

Окончание (2 часа)

        Окончание как изменяемая часть слова. Роль окончания в образовании форм слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

Как образуются слова (3 часа)

        Сложные слова — слова с двумя корня ми (ознакомление). Наблюдение за образованием новых слов. Соединительные гласные в сложных словах.

        Контрольная работа, работа над ошибками (2 часа).

Части речи (84 часа)

Систематизация знаний по разделу «Части речи» (4 часа)

        Принципы выделения частей речи. Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи.

Имя существительное как часть речи. Повторяем, что знаем (3 часа)

        Основное — предметное — значение имени существительного как части речи. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые. Роль имени существительного в речи.

Число имён существительных (3 часа)

        Значение единственного и множественного числа имени существительного. Способы образования форм множественного числа имени существительного. Имена существительные, употребляемые только в единственном числе (листва, мёд, молоко) или только во множественном числе (каникулы, ножницы, грабли).

Род имён существительных (4 часа)

        Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Значение рода имени существительного для связи его с другими словами в словосочетании и в предложении.

Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих (3 часа)

        Применение правил правописания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных (дочь, рожь, брошь). Различия написания оканчивающихся на шипящий согласный имён существительных мужского и женского рода.

Изменение имён существительных по падежам (склонение) (12 часов)

        Этимология названий падежей. Падежные вопросы. Предлоги как помощники в определении падежа имени существительного. Алгоритм определения падежа имени существительного. Ударные и безударные падежные окончания.

Как разобрать имя существительное (4 часа)

        Порядок анализа имени существительного как части речи (без определения склонения).

        Контрольная работа. Работа над ошибками (2 часа).

Местоимение (3 часа)

        Личные местоимения (общее представление). Наблюдение за ролью местоимений в речи (замена повторяющихся имён существительных личными местоимениями).

Глагол как часть речи (3 часа)

        Общее значение глаголов, вопросы к словам данной части речи. Роль глаголов в речи.

Изменение глаголов по временам (7 часов)

        Значение и образование глагольных форм настоящего, прошедшего и будущего времени.

Неопределённая форма глагола (3 часа)

        Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Правописание мягкого знака после ч в глаголах неопределённой формы.

Изменение глаголов по числам (3 часа)

        Значение и образование форм единственного и множественного числа глаголов в настоящем, будущем и прошедшем времени.

Изменение по родам глаголов прошедшего времени (3 часа)

Окончания глаголов в прошедшем времени.

Не с глаголами (3 часа)

        Значение частицы не. Правописание отрицательной частицы не с глаголами. Правописание глаголов, которые без частицы не не употребляются.

Разбор глагола как части речи (4 часа)

        Систематизация знаний о глаголе. Определение грамматических признаков глагола (время, число, род — в прошедшем времени) по предложенному алгоритму.

        Контрольная работа. Работа над ошибками (2 часа)

Имя прилагательное как часть речи (3 часа)

        Общее значение прилагательных, вопросы. Роль имён прилагательных в речи.

Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (10 часов)

        Алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного. Правописание окончаний имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных (наблюдение). Употребление имён прилагательных в речи.

Разбор имени прилагательного как части речи (3 часа)

        Систематизация знаний об имени прилагательном. Определение грамматических значений рода, числа и падежа имени прилагательного по предложенному алгоритму.

        Контрольная работа. Работа над ошибками (2 часа)

Повторение изученного за год (10 часов).

Рабочая программа рассчитана на 170 часов в год, 5 часов в неделю.

Учебный материал распределён по разделам:

№ темы

Название разделов (тем)

Кол-во уроков

1

Мир общения. Повторяем - узнаём новое

18

2

Язык - главный помощник в общении

41

3

Состав слова

17

4

Части речи

84

5

Повторение изученного за год

8

итого

170

Раздел 4. Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол. часов

Дата проведения

В том числе

план

факт

к/работы

изложения

сочинения

Речевое общение. Повторяем — узнаём новое (18 часов)

1.

Собеседники. Диалог 

1

2.

Смысловая сторона речи и словесная форма её выражения.

3.

Общение с партнёром на основе взаимопонимания, доброжелательности и уважения.

1

4.

Наблюдения за стилем общения собеседников

1

5.

Культура устной и письменной речи. Совершенствование устной речи на фонетическом, лексическом, синтаксическом уровнях.

1

6.

Культура письма: написание букв, слов, предложений в соответствии с правилами русской графики и орфографии.

1

7.

Культура письма: написание букв, слов, предложений в соответствии с правилами русской графики и орфографии.

1

8.

Текст. Общее представление о тексте и его особенностях.

1

9.

План текста

1

10.

Типы текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование).

1

11.

Типы текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование)

1

12.

Художественный и научный тексты (сравнение с помощью учителя).

1

13.

Изложение по рассказу К. Паустовского «Заяц».

1

1

14.

Определение типов текста. Составление текстов разного типа.

1

15.

Сочинение небольших текстов повествовательного и описательного характера. Списывание текстов различных типов

1

16.

Входная административная контрольная работа

1

1

17.

Контрольная работа № 1 по разделу «Речевое общение. Повторяем — узнаём новое»

1

1

18.

Работа над ошибками по разделу «Речевое общение. Повторяем — узнаём новое»

1

Язык — главный помощник в общении (41 часа)

19.

Язык как средство (инструмент) общения и познавательной деятельности. Русский язык — культурная ценность народов России.

1

20.

Звуки и буквы.

1

21.

Звуки и буквы. Фонетический разбор слова

22.

Слог, ударение. Деление слов на слоги

1

23.

Слог, ударение. Орфоэпический словарь русского языка

24.

Девять правил орфографии. Систематизация знаний по орфографии.  

1

25.

Проверяемые безударные гласные в корне слова.

1

26.

Проверяемые безударные гласные в корне слова.

1

27.

Проверяемые парные по звонкости—глухости согласные в корне слова.

1

28.

Проверяемые парные по звонкости—глухости согласные в корне слова.

1

29.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

1

30.

Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу —щу, чк, чн, щн.

1

31.

Непроизносимые согласные.

1

32.

Удвоенные согласные.

1

33.

Разделительные твёрдый и мягкий знаки.  

1

34.

Обучающее изложение «Ёлочка»

1

1

35.

Правила переноса слов

1

36.

Контрольная работа № 2 по теме «Девять правил орфографии»

1

1

37.

Работа над ошибками по теме «Девять правил орфографии»

1

38.

Слово и его значение Сопоставление значений слов на основе их двусторонних моделей.

1

39.

Мотивированные названия слов (подснежник, подберёзовик и т. д.).

1

40.

Синонимы.

1

41.

Антонимы.  

1

42.

Омонимы.

1

43.

Многозначные слова.

44.

Слова с обобщающим значением.

1

45.

Местоимения как заменители имён собственных и нарицательных.  

1

46.

Местоимения как заменители имён собственных и нарицательных.

1

47.

Словари (толковый, орфографический, синонимов и антонимов

1

48.

Словари (толковый, орфографический, синонимов и антонимов. Словарный диктант.

1

49.

Контрольная работа № 3 по теме «Слово и его значение»

1

1

50.

Работа над ошибками по теме «Слово и его значение»

1

51.

Словосочетание. Отличие словосочетания от слова и от предложения.

1

52.

Сравнение предложения и словосочетания, их различение на основе цели использования: предложение — для сообщения, словосочетание — для называния

1

53.

Предложение. Типы предложений по цели высказывания и по интонации, связь слов по смыслу и по форме

1

54.

Главные члены предложения. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого.

1

55.

Различение главных и второстепенных членов предложения.  

1

56.

Предложения распространённые и нераспространённые

1

57.

Предложения с однородными членами.  Интонация перечисления и союзы как средство связи однородных членов предложения в устной речи. Знаки препинания при разграничении однородных членов предложения на письме.

1

58.

Запятая в предложениях с однородными членами с союзами и, а, но

1

59.

Контрольная работа № 4 по разделу «Язык — главный помощник в общении»

1

1

60.

Работа над ошибками по разделу «Язык — главный помощник в общении»

1

Состав слова (17 часов)

61.

Повторение значимых частей слова. Основа и окончание.  

1

62.

Корень. Корень слова. Однокоренные слова. Сравнение однокоренных слов, форм одного и того же слова.

1

63.

Обобщение и систематизация изученных правил орфографии (девять правил орфографии)

1

64.

Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн; непроизносимые согласные; удвоенные согласные; разделительные твёрдый и мягкий знаки; правила переноса слов.

1

65.

Закрепление  навыка  нахождения  изученных  орфограмм  в  словах  и алгоритма  их  проверки.  

1

66.

Наблюдение за чередованием букв согласных звуков в корнях слов

1

67.

Приставка. Приставка. Отличие приставки от предлога. Роль приставки в образовании новых слов.

1

68.

Разделительный твёрдый знак (ъ) в словах с приставками

1

69.

Разделительный твёрдый знак (ъ) в словах с приставками

1

70.

Суффикс. Суффикс как значимая часть слова, его роль в словообразовании (-чик, -щик, -ин и др.).

1

71.

Значение, которое привносит в слово суффикс

1

72.

Окончание.   Окончание как изменяемая часть слова.

1

73.

Роль окончания в образовании форм слова.

1

74.

Как образуются слова.  Сложные слова — слова с двумя корня

1

75.

Сложные слова — слова с двумя корня

1

76.

Сложные слова — слова с двумя корня

1

77.

Контрольная работа № 5 по разделу «Состав слова»

1

1

78.

Работа над ошибками по разделу «Состав слова»

1

Части речи (84 часа)

79.

Административная контрольная работа за первое полугодие 2020/2021 учебного года

1

1

80.

Систематизация знаний по разделу «Части речи». Принципы выделения частей речи. Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи

1

81.

Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи

1

82.

Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи

1

83.

Имя существительное как часть речи. Повторяем, что знаем.  Основное — предметное — значение имени существительного как части речи.

1

84.

Имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.

1

85.

Роль имени существительного в речи

1

86.

Число имён существительных  Значение единственного и множественного числа имени существительного.

1

87.

Способы образования форм множественного числа имени существительного.

1

88.

Имена существительные, употребляемые только в единственном числе (листва, мёд, молоко) или только во множественном числе (каникулы, ножницы, грабли)

1

89.

Род имён существительных   Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода.

1

90.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода.

1

91.

Значение рода имени существительного для связи его с другими словами в словосочетании и в предложении

1

92.

Значение рода имени существительного для связи его с другими словами в словосочетании и в предложении

1

93.

Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих 

1

94.

Применение правил правописания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных (дочь, рожь, брошь).

1

95.

Различия написания оканчивающихся на шипящий согласный имён существительных мужского и женского рода

1

96.

Изменение имён существительных по падежам (склонение) Этимология названий падежей.

1

97.

Падежные вопросы.

1

98.

Падежные вопросы.

1

99.

Предлоги как помощники в определении падежа имени существительного.

1

100.

Предлоги как помощники в определении падежа имени существительного.

1

101.

Алгоритм определения падежа имени существительного.

1

102.

Алгоритм определения падежа имени существительного.

1

103.

Алгоритм определения падежа имени существительного.

1

104.

Ударные и безударные падежные окончания

1

105.

Ударные и безударные падежные окончания

1

106.

Ударные и безударные падежные окончания

1

107.

Ударные и безударные падежные окончания

1

108.

Как разобрать имя существительное 

1

109.

Порядок анализа имени существительного как части речи (без определения склонения)

1

110.

Порядок анализа имени существительного как части речи

1

111.

Порядок анализа имени существительного как части речи

1

112.

Контрольная работа № 6 по теме «Имя существительное»

1

1

113.

Работа над ошибками по теме «Имя существительное»

1

114.

Местоимение. Личные местоимения (общее представление).

1

115.

Наблюдение за ролью местоимений в речи (замена повторяющихся имён существительных личными местоимениями)

1

116.

Наблюдение за ролью местоимений в речи (замена повторяющихся имён существительных личными местоимениями)

1

117.

Глагол как часть речи 

1

118.

Общее значение глаголов, вопросы к словам данной части речи.

1

119.

Роль глаголов в речи

1

120.

Изменение глаголов по временам 

1

121.

Значение и образование глагольных форм настоящего времени

1

122.

Значение и образование глагольных форм настоящего времени

1

123.

Значение и образование глагольных форм прошедшего времени

1

124.

Значение и образование глагольных форм прошедшего времени

1

125.

Значение и образование глагольных форм будущего времени

1

126.

Значение и образование глагольных форм будущего времени

1

127.

Неопределённая форма глагола  Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать?

1

126.

Правописание мягкого знака после ч в глаголах неопределённой формы

1

127.

Правописание мягкого знака после ч в глаголах неопределённой формы

1

128.

Изменение глаголов по числам  Значение и образование форм единственного и множественного числа глаголов в настоящем, будущем и прошедшем времени

1

129.

Значение и образование форм единственного и множественного числа глаголов в настоящем, будущем и прошедшем времени

1

130.

Комплексная работа

1

131.

Изменение по родам глаголов прошедшего времени

1

132.

Окончания глаголов в прошедшем времени.  

1

133.

Окончания глаголов в прошедшем времени.  

1

134.

Не с глаголами.   Значение частицы не.

1

135.

Правописание отрицательной частицы не с глаголами.

136.

Правописание глаголов, которые без частицы не не употребляются.

1

137.

Разбор глагола как части речи   Систематизация знаний о глаголе.

1

138.

Определение грамматических признаков глагола (время, число, род — в прошедшем времени) по предложенному алгоритму

1

139.

Определение грамматических признаков глагола (время, число, род — в прошедшем времени) по предложенному алгоритму

1

140.

Определение грамматических признаков глагола (время, число, род — в прошедшем времени) по предложенному алгоритму

1

141.

Контрольная работа № 7 по теме «Глагол»

1

1

142.

Работа над ошибками по теме «Глагол»

1

143.

Имя прилагательное как часть речи 

1

144.

Общее значение прилагательных, вопросы.

1

145.

Роль имён прилагательных в речи.

146.

Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам

1

147.

Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.

1

148.

Алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного.

1

149.

Алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного.

1

150.

Алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного.

1

151.

Правописание окончаний имён прилагательных.

1

152.

Правописание окончаний имён прилагательных.

1

153.

Суффиксы имён прилагательных (наблюдение).

1

154.

Суффиксы имён прилагательных (наблюдение).

1

155.

Употребление имён прилагательных  в речи.  

1

156.

Разбор имени прилагательного как части речи. Систематизация знаний об имени прилагательном.

1

157.

Определение грамматических значений рода, числа и падежа имени прилагательного по предложенному алгоритму

1

158.

Определение грамматических значений рода, числа и падежа имени прилагательного по предложенному алгоритму

1

159.

Контрольная работа № 8 по теме «Имя прилагательное»

1

1

160.

Работа над ошибками по теме «Имя прилагательное»

1

Повторение изученного за год (10 часов)

161.

Повторение по теме «Текст. Тема и основная мысль»

1

162.

Повторение по теме «Звуки и буквы. Слово и ударение»

1

163.

Повторение по теме «Состав слова»

1

164.

Повторение по теме «Предложение. Главные члены предложения»

1

165.

Повторение по теме «Предложения с однородными членами»

1

166.

Повторение по теме «Состав слова»

1

167.

Повторение по теме «Имя существительное»

1

168.

Повторение по теме «Имя прилагательное»

1

169.

Повторение по теме «Глагол»

1

170.

Промежуточная аттестация

1

1

Итого

170 ч

12

2

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

‌ • Русский язык (в 2 частях), 3 класс: учебник:  Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

 

​‌‌МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Русский язык: 3-й класс : методические
 рекомендации : учебное пособие / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, перераб. - Москва : Просвещение, 2022.
 ‌​

 

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f411da6

https://resh.edu.ru/

https://lib.myschool.edu.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...