Конспект урока "Время глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Конспект урока по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx651.87 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс

Конспект урока

Предмет: Русский язык

Тема урока: Время глагола

Тип урока: Урок обобщения и систематизации

Цель: Развивать умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять.

Задачи: Систематизировать знания о глаголе как части речи.

              Развивать речь учащихся при образовании грамматических форм времени глагола.

              Воспитывать волевые качества, внимание.

Ход урока

Этапы

Содержание

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки.  Улыбка- это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость. Давайте будем вырабатывать привычку каждый день улыбаться друг другу.

II. Подготовка учащихся к восприятию учебного материала

Актуализация знаний

Сообщение темы и цели

У меня для вас две загадки. Они спрятались у ваших одноклассников. Первая в учебнике у ученика, который сидит на втором ряду за четвертой партой.

Разгадайте ребус:

Что такое глагол? Дайте определение.

Вторая загадка у ученицы, которая сидит на первом ряду за второй партой.

Оно и бежит,

Оно и лечит,

Оно и быстротечно,

Оно и бесконечно (время)

Время – что это такое? Как вы понимаете? (Часы, дни, сутки, года)

Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и выясним, что же такое время.

Толковый словарь Даля у ребенка на третьем ряду (читает):

Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».

А как вы думаете, что может связывать два понятия «глагол» и «время»?

Какова тема урока? (время глагола)

Определите цель урока «Мы научимся…» (определять время глагола по вопросу, повторим грамматические признаки глагола,).

Для чего нам надо знать время глагола? Где это нам пригодится? (глаголы показывают, когда произошло действие)

Откройте тетради, запишите число и вид работы.

III. Обобщение и систематизация знаний

Подготовка к ВПР

Словарная работа

Орфографическая минутка

Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

На столах у вас карточка, в которой приведены утверждения. Отметьте- закрасьте «Верно» или «Неверно» для каждого утверждения. Работа в парах.

Является ли данное

утверждение «верным» или «неверным»?

Верно

Неверно

Глагол- это служебная часть речи.

Глагол обозначает действие предмета.

Глаголы бывают совершенного или несовершенного вида.

Глаголы изменяются по падежам.

В предложении глаголы обычно являются главным членом предложения.

Что еще вы знаете о глаголе? (ответы детей)

Задание на повторение из ВПР.

Упражнение 1.

Прочитай. Выпиши из текста 4-е предложение. Подчеркни в нем главные члены предложения. Над каждым словом укажи часть речи.

В лесу часто возникают пожары. Ещё не успеет растаять снег, а на кочках уже высыхают листья, хвоя, мох. Всё это очень легло воспламеняется. При пожаре загорается сухой хворост, валежник.

Что такое валежник? Работа с толковым словарем:

Валежник- это упавшие на землю в лесу стволы деревьев и их части, сломленные ветром, навалом снега.

Упражнение 2.

Произнеси данные ниже слова, запиши, поставь в них знак ударения над ударными гласными. 

Хочешь, углубить, поняла, положить, облегчит, позвонят, ждали, будем премировать.

У каких глаголов можно определить время? Укажи их время. У каких глаголов не смогли определить время, почему?

Какие знакомые орфограммы вы увидели в словах? Объясните правописание.

Физкультминутка

«Солнышко»

Работа с ситуацией

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Что вы можете сказать про слово «солнышко»? Когда еще в речи мы используем это слово? (так называют дорогих, близких людей).

На партах у вас карточки с текстом и заданием.

Прочитайте текст.

Утренние лучи.

        Выплыло на небо красное солнышко и стало рассыпать повсюду свои золотые лучи -  будить землю.

        Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнезда, поднялся высоко – высоко и запел серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»

        Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.

        Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: ку – ку – реку! Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.

       Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и зум – зум – зум! Полетела собирать медок с душистых цветов.

        Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю: слепит ему глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.

 (К.Ушинский)

Задания 1-3 выполняете в карточке (в парах).

Прочитай текст. Для ответа на вопрос отметь выбранный вариант ответа знаком «√».

Главная тема текста «Утренние лучи»:

__Жаворонок запел песенку.

__Солнечный день.

__Утренние лучи будят землю.

Что значит тема текста? Что такое главная мысль текста? Определите стиль речи.

Заверши предложения, используя слова из текста.

Первый луч разбудил_________________________________.

Второй луч разбудил_________________________________.

Третий луч разбудил_________________________________.

Четвертый луч разбудил______________________________.

Пятый луч попал____________________________________.

Почему слово «луч» без мягкого знака? На каком уроке мы еще используем это слово? (математика). Дайте математическое определение.

Заполни таблицу «Изменение глаголов по временам»

Неопределенная

форма

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

вышло

рассыпать

слепит

Как правильно произносить слово слепит? На какой слог падает ударение?

(в зависимости от значении, если лепить, то слепит; если ослепил, то слепит).

Задания 4-5 в тетрадь (самостоятельная работа).

Из текста выпиши по два словосочетания, соответствующих схемам.

Прил.+сущ. _________________________________________

Глаг.+сущ. __________________________________________

Ответы:

1) красное солнышко, золотые лучи, сочной травки;

2) выпорхнул из гнезда, передёрнул ушами, захлопал крыльями.

Могут ли главные члены предложения образовывать словосочетание? Почему?

Используя содержание текста, найди соответствующее предложение к рисунку и запиши в тетрадь. В каждом предложении подчеркни грамматическую основу.

         2а.jpg       

Ответы:

1) Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнезда, поднялся высоко – высоко и запел серебряную песенку.

2) Петух захлопал крыльями и запел: ку – ку – реку! Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.

3) Лентяй повернулся на другой бок и опять заснул.

Назовите грамматическую основу в каждом предложении. Что объединяет все эти предложения (Повеств., распр., прост., с однородн. сказуемыми).

IV. Рефлексия

Подведем итог.

О каком признаке глагола мы говорили сегодня?

Как определить время глагола?

Какой словарь подскажет, как правильно произносить глаголы?

Какой словарь расскажет нам о лексическом значении слова?

Какую роль играют глаголы в предложении?

Посмотрите на наше солнышко. Чего не хватает? (лучей)

Оцените свои знания:

Красный луч- не понял тему

Оранжевый- надо еще поработать

Желтый- тему усвоил

V. Домашнее задание

Выписать из учебника литературного чтения отрывок из стихотворения 6-8 строк, указать время глаголов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Глагол как часть речи"

Урок русского языка 2 класс....

конспект урока "Глаголы -исключения"

Проведённый урок по теме «Глаголы – исключения», является завершающим этапом изучения темы «Глагол» в 4 классе. Это «Урок усвоения новых знаний», был проведен с использованием проблемно – диалоговой т...

Конспект урока: Глагол как часть речи.

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Глагол как часть речи.Цели урока: познакомить с частью речью – глагол его отличительными признаками;  развивать речь, коммуникативные качества. Плани...

Конспект урока "Глагол. Обощение". 4 класс

Вид урока: урок-игра.Тип урока: урок закрепления изученного материала.Форма проведения: деловая игра «Заседание редакционного совета».Цели: 1. Образовательные:- обобщить и закрепить знания...

Конспект урока "Глагол как часть речи "

Конспект урока "Глагол как часть речи "...

План-конспект урока "Глагол в 3 лице единственного числа в настоящем неопределенном времени"

План-конспект урока "Глагол в 3 лице единственного числа в настоящем неопределенном времени" для 3 класса по УМК «Rainbow English» 3 класс, О.В. Афанасьева, И.В. Михеев...