Технологическая карта по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс по теме: "Неопределенная форма глагола"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Технологическая карта по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс по теме: "Неопределенная форма глагола"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура урока «Открытие нового знания»

Дата:        04.04.2023                                                                                                                ФИО учителя Кузьмина О.В.

Школа: МОУ «Краснооктябрьская СОШ»                                                                                ФИ студента Бурмистрова Елизавета

Класс: 3                                                                                                                        ФИО методиста

Кабинет:

КОНСПЕКТ УРОКА  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: Неопределённая форма глагола

Цели деятельности учителя: Создавать условия для формирования представлений у учащихся о глаголах неопределённой формы

Планируемые результаты

Предметные: усвоить понятие неопределенная (начальная) формы глагола; уметь определять по вопросам неопределенную форму глагола;

уметь различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? (без обозначения категории вида);

 

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению;  развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

формирование уважительного отношения к иному мнению; 

  развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 

Тип урока:  «Открытие» нового знания.

Оборудование: Учебник, презентация


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

-Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли на урок? Что бы вы хотели пожелать друг другу в начале урока?

Приветствуют учителя.

Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей

Л: сформированность потребности в самовыражении   самореализации, сформированность позитивной самооценки и моральных чувств.

К: умение передавать информацию, слушать, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем; умение выражать свои мысли.

П: умение строить речевое высказывание.

Р: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

II. Актуализация знаний и мотивация

Записи числа:

Тринадцатое апреля.

Классная работа.

-Объясните и обозначьте орфограммы в записанных словах. Сколько раз встречается звук [т] в слове «тринадцатое»? Какими буквами он обозначен?

А) Минутка чистописания;

Запишем букву т и сочетания с этой буквой по образцу:

т//тт//ттт//т

ть ти чь

-Назовите слова, в которых встречаются эти буквосочетания.

Б) Словарный диктант

Дежурный, работа, ужин, учитель, праздник, извинение.

В) Взаимопроверка

-Проверьте друг у друга слова.

-Что общего в этих словах?

-Что такое существительное?

-На какие вопросы отвечают?

-Что обозначают?

-Что еще общего в этих словах?

-Что нужно знать, чтобы записать словарные слова?

- Что мы можем определить у этих существительных?

- Подберите к этим существительным однокоренные глаголы, которые заканчиваются на ть, с приставками или без приставок. Запишите их.

- Определите, сколько лиц совершают эти действия, в какое время происходят действия: в прошедшем, настоящем или будущем? Лица мужского или женского рода совершают действия?

- Смогли вы справиться с заданием? Какие возникли затруднения?

Рассказывают об имени существительном.

Ребята  высказывают разные версии.

-Род, число.

Дежурить, работать, ужинать (поужинать), учить (научить), праздновать, извинять

Л:сформированность потребности в самовыражении.

К: умение задавать вопросы, формулировать собственное мнение.

Р: планировать свои действия, вносить необходимые коррективы в действие.

П: поиск и выделение информации; умение строить речевое высказывание, анализировать объекты с целью выделения признаков; подведение под понятие, выдвижение гипотез; их сравнение, классификация, синтез.

III. Постановка учебной задачи

-Эти глаголы не обозначает ни категорию времени, ни категорию числа.

Как вы думаете, как называется такая форма глагола?

В русском языке такую форму глагола называют неопределенной формой глагола.

-Какова тема нашего урока?

-Назовите цель нашего урока?

-Чему будем учиться на уроке?

Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать

-Узнать, какая форма глагола является неопределенной, узнать её отличительные признаки: на какие вопросы отвечает и т. д. ).

-Находить глаголы неопр. ф. в тексте, выявить отличительные признаки неопределённой формы глагола, учиться ставить глаголы в неопределённую. форму

К: построение понятных для партнёров высказываний

П: формулирование проблемы

IV. Открытие нового знания

Упр. 181 Устная фронтальная работа.

-Найдите сходства и различия в значении глаголов в каждой паре.

-Что объединяет все эти глаголы?

-Выскажите предположения, что такое неопределённая форма глагола.

- Прочитайте правило на стр. 106.

- Подтвердились ли наши предположения?

- На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?

- Чем ещё является неопределённая форма для глаголов?

- На что оканчиваются глаголы неопределённой формы?

- Почему глагол неопределённой формы имеет такой термин? Что нельзя определить у этих глаголов?

Физминутка

Списывание упражнения. Выполнение заданий.

-Один глагол в паре отвечает на вопрос что делать?, второй – на вопрос что сделать? Все глаголы заканчиваются на ть.

Ответы учащихся.

Читают вывод в учебнике на стр.106

- Что делать? Что сделать?

- Начальной формой.

- ть,- ти, чь

- Сколько лиц совершают эти действия, в какое время происходят действия: в прошедшем, настоящем или будущем. Лица мужского или женского рода совершают действия.

Л: формирование ценностных ориентиров на основе развития познавательных интересов

К: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

П: выделение существенной информации, формулирование проблемы

V.Первичное закрепление во внешней речи

Стр. 106, упр. 182. Фронтальная работа.

- Какова главная мысль высказывания?

- И. Лафатер – швейцарский писатель и учёный.

- Спишите и найдите глаголы н.ф.

Стр. 107, упр. 184 Работа в парах.

Выборочная проверка:

- Какие глаголы в упражнении отвечают на вопрос что сделать?

Ответы учащихся.

Учащиеся работают с комментированием. Находят глаголы, ставят к ним вопросы, доказывают, что они являются глаголами н.ф.

Учащиеся работают в парах, по очереди проговаривая друг другу образование с помощью приставок глаголов н.ф.

Л: формирование ценностных ориентиров на основе развития познавательных интересов

К: формулирование собственного мнения, построение монологического высказывания, использование речи для регуляции своего действия,

Р: принятие и сохранение учебной задачи, учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.

П: использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Работа на карточках

Заменить фразеологизмы глаголами неопределённой формы:

Витать в облаках – …,

унести ноги - …,

водить за нос – …,

прикусить язык - …,

задирать нос - …,

надуть губы -…,

Проверка. Эталон на доске:

мечтать

убежать

обманывать

замолчать

зазнаваться

обидеться

- Обратите внимание на написание орфограммы

-ться

Учащиеся самостоятельно выполняют работу.

Проверяют правильность выполнения по эталону.

Л: развитие самооценки личности, формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Р: планирование своих действий в соответствии с задачей, учёт правил в контроле способа решения, осуществление итогового и пошагового контроля по результату,

-оценка правильности выполнения действия, внесение необходимых корректив действия после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок

VII. Включение в систему знаний

Упр. 183 стр. 107 Письмо по памяти с обозначением н.ф. глаголов.

Лексическая и орфографическая работа с текстом стихотворения.

- Найдите и объясните изученные орфограммы.

- Какова главная мысль стихотворения?

- Как вы понимаете слово заветные?

-Объяснение значения слова ОТЧИЗНА, подбор синонимов.

Лексическая работа со словами учить и учиться.

- В чём разница в употреблении этих глаголов?

Орфографическая работа со словом учиться.

Орфограмма (-ться)

- Проверить выполненную работу по учебнику


Учащиеся обращаются к лексическим словарям

- Сокровенный, задушевный.

- Свято хранимый, дорогой по воспоминаниям, оберегаемый.

Отчизна – Родина, Отечество.

-Действие направлено на кого-то

-Действие направлено на себя.

Письмо по памяти.

Обозначение Н.Ф.

Проверяют текст по учебнику.

Р: принятие и сохранение учебной задачи, оценка правильности выполнения действия, выполнение учебных действий.

П:структурирование знаний, построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, доказательство.

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

-Как называется форма глагола, с которой мы познакомились на уроке?

- Почему она так называется?

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?

- На что оканчивается глаголы в неопределённой форме?

- Как по другому называются глаголы неопределённой формы?

- Оцените свою работу по алгоритму самооценки. Что у вас получилось? Какие задания вызывали затруднения?

- Оцените работу своих одноклассников? Чья работа на уроке вам запомнилась? К кому бы обратились за помощью? Кому бы сами хотели помочь?

Домашнее задание( по выбору)

Стр. 107, упр. 185 или 186

Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу и работу одноклассников.

Записывают домашнее задание

Л:формированиеадекватной позитивной самооценки,самоуважения и самопринятия; формирование границ собственного «знания и «незнания».

Р: восприятие оценки учителя, адекватная самооценка.

П: построение речевого высказывания в устной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Правописание частицы НЕ с глаголами"

Тенологическая карта урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса....

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Что такое глагол?" (инклюзия)

Данный урок предназначен для учащихся 2 класса, которые уже имеют представление о глаголе. В первом классе уже учились различать слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают. В теме это третий ...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе с использованием электронной формы учебников по теме " Вид глагола". УМК " Школа 21 века"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе с использованием электронной формы учебников по теме " Вид глагола". УМК "Школа 21 века".Урок первичного предъявления новых зн...