Конспект урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Цели:      

  • уточнить представления учащихся    об одушевленных и неодушевленных    именах существительных;
  • развивать умение различать их;
  • познакомить с устаревшими в русском  языке словами и сферой их употребления.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Цели:     

  • уточнить представления учащихся    об одушевленных и неодушевленных    именах существительных;
  • развивать умение различать их;
  • познакомить с устаревшими в русском  языке словами и сферой их употребления.

Задачи:

Образовательная – закреплять понятие неодушевлённые существительные;

Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

Воспитательная  - содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства любви и  интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, индивидуальные карточки, карточки для работы в группах, карточки с разноуровневым заданием, паровоз с вагонами и картинками, солнце с лучиками,  учебник «Русский язык»  Канакиной, Горецкого 3 класс.

Тип урока: изучения нового материала. 

Цели урока направлены на достижение учащимися:

 личностных результатов:

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла  учения;

-навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить  выходы из спорных ситуаций;

-установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

метапредметных результатов:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

-  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-  активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

-  логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

-   готовность слушать собеседника и вести диалог;  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно

-   взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

предметных результатов:

- первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

-распознавать одушевленные и неодушевленные существительные ;

- находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать от других частей речи;

 - определять у имени существительного значение.

                                                            Ход урока

  1. Организационный момент.

Заливистый школьный звонок

Позвал опять на урок.

Будьте все внимательны,

А ещё старательны!

II. Повторение пройденного материала.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Работа по индивидуальным карточкам. (3 ученика)

III. Каллиграфическая минутка.

       Правило  посадки

Я тетрадь свою открою

И наклонно  положу

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку, я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь

За работу я возьмусь.

Р  р   Рр

Ра  ря  Ре  рю

Рябина  рябиновый   рябинушка

Покраснел в саду рябиновый лист.

   - Найти и обозначить корень в однокоренных словах.

   - Назвать лишнее слово, составить с ним предложение.

   - Лексическая работа.

Учащиеся объясняют значение слова рябина.

Рябина (книжн.) – дерево или кустарник с собранными в кисти горьковатыми оранжево-красными плодами. (Ожегов С.И.)

IV. Самоопределение к деятельности

1. Словарная работа.

 - Работа над загадками

 -   Отгадайте загадки.

С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова,

Лыко дерёт,

А лаптей не плетёт. (Коза.)

Не мой бы труд,

Не мой бы бег,

Ты плохо жил бы,

Человек.

Но в век машины и мотора,

Боюсь,

В отставке буду скоро. (Конь.)

Рыжий молокозавод

День жуёт и ночь жуёт:

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко! (Корова.)

У него большие уши,

Он хозяину послушен.

И хотя он не велик,

Но везёт, как грузовик! (Осёл.)

—  Допишите по два имён существительных, которые обозначают названия домашних животных.

—  Что объединяет эти слова? (Это одушевлённые имена существительные.)

—  А какие учебные вещи вы знаете? Назовите.

—  Отгадайте загадки.

В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься, скажу. (Дневник.)

Отгадай, что за вещица:

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она

Сеет-сеет семена.

Не на поле, не на грядке —

На листах твоей тетрадки. (Ручка.)

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог. (Ранец.)

Сговорились две ноги

Делать дуги и круги. (Циркуль.)

—  Допишите по два  имён существительных, которые обозначают учебные вещи.

—  Что объединяет эти слова? (Это неодушевлённые имена существительные. )

- Сформулируйте цель урока с учетом того, что вы сейчас узнали. 

2. Распределение слов по группам.

-    По какому признаку можно разделить эти слова? ( Существительные можно разделить  следующим образом:  

в первый столбик существительные, отвечающие на вопрос кто?, а во второй столбик существительные, отвечающие на вопрос что?)

(Два ученика выходят к доске, делят слова на две группы, а дети по вариантам записывают их)

 Вывод: Одушевленные имена существительные обозначают  людей и животных,  отвечают на вопрос кто? , а все остальные существительные – неодушевленные, отвечают  на вопрос что? .  

V.Работа над новым материалом.

1. Формирование понятий одушевлённое, неодушевлённое (Работа в парах).

Задание:  Распределите данные слова на две группы:

  1. Слова, обозначающие одушевленные предметы;
  2. Слова, обозначающие неодушевленные предметы

Шофер, ветеран, плакат, катер, маляр,

ровесник, трамвай, трактор, ученик, сахар,

     салазки, учительница, пшеница, юноша.

2. Игра «Рассади пассажиров».

- Давайте, поиграем, «рассадим пассажиров» по поездам. А правила подскажут нам вопросы. Как же будем «рассаживать пассажиров»?

- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос КТО? (Животных; людей; живые существа).

- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос ЧТО? (Разные предметы; неживое; неживые предметы).

 Выполнение работы учащимися.

- Сделаем вывод: Слова бабочка, мальчик, свинья, ёжик отвечают на вопрос КТО? и обозначают одушевлённые предметы. Это ОДУШЕВЛЁННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Слова арбуз, светофор, расчёска, ножницы отвечают на вопрос ЧТО? и обозначают неодушевлённые предметы. Это НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

3. Работа по учебнику.

Упр.15 (с. 12).(устно)

—  Прочитайте слова. Назовите пропущенные буквы.

—  Как называется эта орфограмма? (Слова с непроверяемым написанием)

—  Как проверить написание этих слов? (По орфографическому словарю.)

—  Выполните письменное задание к упражнению.

—  Назовите одушевлённые имена существительные.

—  Назовите неодушевлённые имена существительные.

—  Что обозначают одушевлённые имена существительные?

—  На какой вопрос они отвечают в начальной форме?

—  Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

—  На какой вопрос они отвечают в начальной форме?

Звуко-буквенный разбор слова: горох(на доске)

Горох – 2 слога, 5 букв, 5 звуков.

Г-согл.,зв.парн., тв

А-гл.. безудар.

Р-согл., зв.непарн.,тв

О-гл.,удар.

Х-согл.,глух.непарн.,тв

Упр.16 (с. 12).

—  Прочитайте слова. Объясните лексическое значение каждого слова.

—  Назовите слова, лексическое значение которых вы затруднились определить. Почему?

—  Употребляются ли эти слова в современной речи? Где можно встретить эти слова?

—  Прочитайте информацию об этих словах. Как они называются? (Показ слайдов)

Царь- Тот, кто господствует над всеми, превосходит всех

ОкоСтарая мера веса, приблизительно равная 1,2кг., глаз

Уста - Рот, губы 

Купец -  Богатый торговец, владелец торгового предприятия 

Престол -  Трон монарха.  

Чело - (устар.) лоб                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Слуга Человек, посвятивший себя полностью служению кому-чему-нибудь

Кольчуга - Старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец. 
Перст -  Палец руки. 
Вершок - Старая русская мера длины, равная 4, 4 см 
Барин - Человек, который не любит трудиться сам и предпочитает перекладывать работу на других                                                                                                                                                                                                      

Кафтан - Старинная длиннополая верхняя мужская одежда. 
Карета - Большой закрытый четырехколесный конный экипаж на рессорах 
Бурлак Рабочий , который  тянет суда бечевой 
Ветрило - Парус.
—  Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)

VI. Физкультминутка

Пойдём по заснеженному лесу, но условие, не будем утопать в снегу: если одушевлённое существительное  – наклоны влево, вправо; если неодушевлённые – приседаем.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

VII. Закрепление изученного материала

  1. Групповая работа. Волшебные превращения.  

Участникам группы предложены карточки с пропусками.  

Задание: заполнить пропуски, обозначить вопросы, объяснить значение слов.

1 группа: заменить неодушевлённые имена существительные на одушевлённые.

Труба - трубач…

Сила-

Цирк

Барабан

Камень

Аптека

Журнал

2 группа: заменить одушевлённые имена существительные  на неодушевлённые.

Мусорщик - мусор

Экскаваторщик

Сварщик

Часовщик

-Трудным ли было задание? В чем его трудность?

-Успешно ли вы с ним справились?

-Трудно ли было проверить себя? На что опирались?

 -Как ты думаешь, для чего надо выполнять такие упражнения?

  1. Игра «Данетки» (показывают карточки «Да», «Нет»)

- Имена существительные отвечают на вопрос Что делать?

-Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые?

- Одушевлённые существительные отвечают на вопрос Что?

- Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос Кто?

- В русском языке нет слов, которые одновременно могут отвечать на вопросы Кто? Что?

  1.  Самостоятельная работа (разноуровневое задание)

-Я предлагается вам последнее задание, при помощи которого я смогу проверить насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока.

- У вас на столах карточки двух цветов, вам необходимо выбрать задание по силам.

Карточка №1

Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву одуш. (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву неодуш. (неодушевлённые предметы).

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, грибник, телевизор.

Карточка №2

Даны слова с пропущенными орфограммами, необходимо вставить нужные буквы, а затем, задав вопрос, сверху записать одушевлённые предметы или неодушевлённые.

Пруж…на, в…да, моро…, ж…раф, доч(?)ка, ч…йник, Олен…ка, птен(?)чик, д…рога, п…нал, с…ница, ч…йник, к…тенок.

- Выберите карточку, подпишите и приступайте к работе.

Проверка карточек осуществляется после урока.

VIII. Рефлексия (на партах солнце и три лучика)

У. -  Я хочу узнать насколько мудрыми вы стали? Об этом мне скажет лучик, который появится у вашего солнышка.

Самый длинный лучик  - Я уверен в своих знаниях.

Средний лучик               - Я сомневаюсь в своих знаниях.

Самый короткий лучик - Мне очень трудно

IX. Подведение итогов урока

—  Что обозначают одушевлённые имена существительные?

—  Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

Составьте своё предложение по уроку.

Я научился...        

Я запомнил...     

Теперь я умею..

X. Домашнее задание:

Выполнить упр.15, повторить правило, с.12; придумайте сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

Спасибо за урок. Мне было очень приятно и интересно с вами работать.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Ф.И. ученика___________________________________________________

Карточка №1

Укажите имена существительные:

1)  Мороз, далекий, холодильник

2)  Яблоко, сапоги, красивый

3)  Мама, папа, смотрит

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Ф.И. ученика___________________________________________________

Карточка №2

Подчеркни одной чертой существительные, отвечающие на вопрос ЧТО?

Б…реза, мур…вей, жук, с…ловей, еж…вика, …сина, ландыш…., за…ц, дят…л.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Ф.И. ученика___________________________________________________

Карточка №3

Подчеркни одной чертой существительные, отвечающие на вопрос КТО?

Девочка смотрит в окно и любуется красотой!

На солнце сверкает иней.

Вот пролетела синичка.

На ветке  сидит воробышек.

----------------------------------------------------------------------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Одушевленые и неодушевленные имена существительные"

Тема урока:  Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных.Тип урока: урок открытия новых знанийЦели для учителя: создать условия для знакомства с понятием  одушевленности ...

Конспект урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительныеЦели урока:•  формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопро...

Конспект урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Материал данного урока можно использовать на всех уроках в начальной школе с использованием системно-деятельностного подхода....

Конспект урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Конспект урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"...

Конспект урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 3 класс

Конспект урока по русскому языку для 3 класса "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"УМК "Школа России"...