Конспект урока по русскому языку " Что такое глагол?" 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Оникова Мария Леонидовна

Конспект урока по  русскому языку на тему "Что такое глагол?". Содержит в себе разноуровневые задания по уровню детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку по программе Школа России

Тема: «Что такое глагол?»

  1. Организационный момент  (1 минута)

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок

Слушаем, запоминаем

Ни секунды не теряем.

  1. Актуализация знаний  (5 минут)

Работа с пословицей.

-  Наше сегодняшнее  занятие,  хотелось бы начать с пословицы.  (Слад №1) 

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

- Как понимаете значение пословицы?

- Как вы думаете, может ли человек обладать мудростью в юном возрасте в такой же  мере, как и человек  в более зрелом или в пожилом возрасте?

- Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым, нужно очень много знать, обладать большим жизненным опытом. Вам предстоит ещё многое узнать и многому научиться в жизни.

- К этой пословице мы вернёмся в конце урока и выясним, в чём вы стали мудрее за урок.

- Ребята на доске записаны слова, для того, чтобы приступить к минутке чистописания необходимо  найти букву, которая потерялась  в данных словах.

- Прочитайте слова, по порядку.

Гор.д, т.пор, .тец, зар.сли, с.бака.  (Буква О)

- Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой.

- Запишите её на новую строчку, соблюдая закономерность: (Слайд 4 )

- На новую строчку перепишите слова с доски, поставьте ударение, а пропущенную букву выделите ручкой зеленого цвета. Какая орфограмма пропущена в словах?  (Безударная гласная)

- Какая еще орфограмма встречается в слове, кроме безударной гласной? (Парная согласная)

-  Как проверить слово город? 

Составляем кластер на доске по орфограммам:

- Как проверить данные орфограммы? (Изменить форму слова, подобрать однокоренные родственные слова)

- К какой части речи относятся данные слова?  (К существительным)

-  Как определить, что эти слова  существительные? (Задать вопрос, определить что обозначает)

- Что вы знаете об имени существительном?

Составление кластера по частям речи:

  • Что оно обозначает? (предмет, явления природы, события, объекты)
  • На какие вопросы отвечают? (кто? что?)
  • Какие бывают существительные? (одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные)
  • Назовите одушевлённые  и нарицательные имена существительные. (Собака, отец)
  • Как изменяются имена существительные?  (по числам)

3. Формирование новых знаний и умений (Постановка учебной задачи)

- Ребята, какое слово в этой группе лишнее? (Варианты детей)

- (На слайде 5) два  предложения. Запишите предложения в тетрадях.  Подпишите над словами,  какими частями речи являются слова в этих предложениях.  ( Ученик работает на магнитной  доске).

- Какое слово повторяется в этих предложениях?  (Заросли)

- Что вы заметили? ( Одно и  тоже слово в русском языке  может быть разной частью речи). (Слайд 6)

- На какой вопрос отвечает слово (зАросли) в первом предложении?  (Что?)

- Во втором предложении? ( Что сделали?- зарослИ)

- Что обозначает данное слово? (Действие)

- Какая часть речи обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что сделали? (Глагол)

-  Для чего нужны в нашей речи глаголы? Ваши предположения?  (Глагол выражает в окружающем мире своё действие).

-  Предположите,  о какой части речи сегодня будем говорить на уроке?  (О глаголе)

- Исходя из этого,  сформулируйте тему и цель урока.

- Тема:  Глагол?

Цель урока: Научиться отличать глагол от других частей речи.

- На какие вопросы должны найти ответить на уроке? (Задачи урока)

Задачи урока:  

- Узнать что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол? (Слайд 7)

4. Открытие нового знания.

 -  Рассмотрите рисунки в упр 116 на с. 68

- Что делает мальчик? Назовите слова обозначающие действие предмета. (МОЕТ, ПОЛИВАЕТ, СТИРАЕТ, ЧИТАЕТ)

- На какой вопрос отвечают эти слова? (ЧТО ДЕЛАЕТ?)

- К какой части речи они относятся? (ГЛАГОЛУ)

Ребята, давайте мы попытаемся дать определение «ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГЛАГОЛ?»

- А теперь, сравним с правилом в учебнике на с.68 , правильно ли вы дали определение?

Дети читают правило в учебнике.

-Составим предложение по любому рисунку.

(ДЕТИ СОСТАВЛЯЮТ)

-Давайте запишем одно предложение в тетрадь и подчеркнём  грамматическую основу. (Главные члены предложения).

(МАЛЬЧИК МОЕТ ПОСУДУ.)

-Какой частью речи выражено подлежащее? (сущ.)

-Какой частью речи выражено сказуемое? (гл.)

5 . РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА (Работа в парах)               (Слайд 8)

1) - Как  распознать глаголы в речи?  

- Давайте составим алгоритм. Что такое алгоритм?

- Сейчас мы его составим.

- У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма.

- Расставьте цифрами порядок определения части речи  в нужной последовательности.

1.Поставить к слову вопрос

  1. Узнать, что оно обозначает
  2. Определить часть речи  (Слайд 9)

6.ФИЗМИНУТКА (1 минута)  (Слайд 10)

Ветер дует нам лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише

Деревцо все выше, выше.

- Воспользовавшись алгоритмом, выполним упр. 118 на с.69. в учебнике 

- Всё ли действия животных названы правильно?

- Какие слова перепутал К. Чуковский в своем произведении?

-Давайте восстановим справедливость запишем стихотворение в тетрадь правильно;

Работаем по вариантам:

1в - 1 столбик                  2в – 2 столбик.

Проверка. (Слайд11 )

7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (СЛАЙД 12 )

1)Выполнение заданий по уровням. Дифференцированный подход.

- Ребята, все задания мы выполняли вместе, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно. Выберите себе одно задание  – 1, 2 или 3 уровня и приступайте к работе.

1 уровень

Задание: К глаголам задай вопрос? Впиши вопросы в скобках.

Наступила (_______________________?) весна. Ярко  светит (__________________?) солнце. Побежали(____________________?)  ручьи. Появилась(_________________?) первая травка. На деревьях набухли (_____________?) почки.

2 уровень

Задание: Образуйте от имён существительных глаголы, запишите их. Выделите корень.

 Зелень -

 Свист -

 Свет –

 Бег –

3 уровень

Задание: Подбери глаголы – антонимы. Соедини стрелочкой.

Закрывать           Смеяться  

Бежать              Открывать

Плакать               Идти

Работать               Запрещать

Разрешать               Хвалить

Ругать                            Лениться

- Проверим свою работу (Самоконтроль)

8. Итог урока. (3 минуты)  (Слайд 13)

- Для того, чтобы проверить на сколько хорошо вы усвоили тему, я предлагаю вам  выполнить задание: «Верно - неверно». Прочитайте утверждения,  поставьте + или -. Поработаем в группах по 4 человека.

Тест: «Верно+, неверно-»

1. Глагол – это часть речи.

  1. Глагол отвечает на вопросы: кто? что?

  1. Обозначает  предмет.

  1. В предложении является одним из главных членов - сказуемым.

  1. Глагол дует, отвечает на вопрос: что делает?

 Проверка (Слайд 14)

- Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?

- В чём испытывали затруднения?

- Что  показалось интересным на уроке?

- За что ты можешь похвалить себя?

-    Как вы думаете, всё ли мы узнали о глаголе?  (Нет)

- Знакомство мы продолжим  еще на следующих уроках.

-

А теперь вспомним, с какой пословицы мы начали урок? (Пословица)  (Слайд 15)

-  Как вы считаете, стали вы мудрее на этом уроке?  В чём проявляется эта мудрость? (В знаниях)

9.   Рефлексия. (На листах).

-  Прежде чем, я  озвучу отметки за урок, попробуйте оценить свою работу на уроке на листах по самооцениванию.  (Выделить тех, кто хорошо поработал на уроке.)

10. Домашнее задание.

 Выучить правило на с. 68,  Упр.119 с. 69

Закончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку Что такое части речи? 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Что такое части речи?Цели урока:•  дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе;•  раз­виват...

Конспект урока по русскому языку Что такое части речи? 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Что такое части речи?Цели урока:•  формировать умение распознавать самостоятельные чип и речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол;•  раз...

Конспект урока по русскому языку Что такое имя существительное? 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Что такое имя существительное?Цели урока:•  формировать понятие об имени существительном;•  раз­вивать наблюдательность, речь;•  развивать орфог...

Конспект урока по русскому языку "Что такое обращение", 2 класс

Конспект урока по русскому языку "Что такое обращение", 2 класс...

Конспект урока по русскому языку "Что такое глагол?" 2 класс

Конспект урока по русскому языку "Что такое глагол*? 2 класс Школа России...

Конспект урока по русскому языку «Что такое текст - описание? Какова в нём роль прилагательных?», 2 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений о тексте-описании, умение определять в тексте-описании роль прилагательных.Планируемые результатыПредметные знать: определение понятий «...