Урок русского языка в 4 классе "Правописание соединительных гласных в сложных словах"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Ефименко Любовь Николаевна

Урок, целью которого является закрепление навыков написания сложных слов с соединительными гласными о и е, развитие речи детей при образовании сложных слов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_4_klasse.docx25.56 КБ
Файл prezentatsiya_k_otkrytomu_uroku.pptx657.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе.

Учитель : Ефименко Любовь Николаевна

Филиал МБОУ «Уваровщинская сош» в селе Ленинское.

Тема урока: Правописание соединительных гласных в сложных словах.

Класс: 4

УМК: Перспектива.

Учебник: Русский язык. 4 класс. Л.Ф.Климанова.

Цели урока: Закреплять навык написания сложных слов с соединительными гласными о и е; развивать речь детей при образовании сложных слов.

Планируемые результаты:

  • Предметные: способность контролировать свои действия; познакомить детей с особенностями написания сложных слов с соединительными гласными о и е.
  • Личностные: понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; определять правила работы в парах, группах; положительное отношение к изучению русского языка.

Формирование УУД:

- формулирование проблемы; выдвижение гипотез и их обоснование;

- признание каждого человека на собственное мнение;

- способность к рефлексии собственной деятельности;

- положительная мотивация к коллективной познавательной деятельности.

Тип урока: повторение изученного.

 Оборудование: Русский язык: 4 класс, 1 часть, Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина, УМК «Перспектива» 2014. Презентация, карточки.

Ход урока.  

Мобилизующий этап

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
У вас все готово? Тогда за работу.
Удачи желаю всем нам!

. Давайте настроимся на работу и проверим, все ли у нас на месте?! Руки на месте? Ножки на месте? Глазки все видят? Ушки все слышат? Здорово!  

II. Актуализация знаний

1. - А чтобы урок наш прошел на ура, вам мой небольшой совет:

Слайд

Сегодня лучше лень прогнать.
Желаю много нового и интересного узнать

 Орфографическая минутка.

-Откройте тетради, запищите сегодняшнее число. Самостоятельно спишите словосочетания с доски, вставляя пропущенные буквы.

К..л..со авт..м..биля; м…та…ическая к…стрюля; б…гатая б…блиотека; легкий уж…н; шестнадцатая кв…ртира

т…перь на в…кзале; путешествие на в…сток; тр…вога на з…ре; …десь м…г…зин; св…бодный в…гон; в…лн…ваться за к…м…ндира.

Поменяйтесь тетрадями с соседом и сверьте с доской.

 - прочитайте однокоренные слова и выделите корень

(задание распечатано на листах А4)

лес

лесной

полесье

лесоруб

подлесная

выход

походка

выходил

ходовой

пароход

вода

водный

водовоз

водичка

подводный

2. - Какие ассоциации у вас вызывает это слово? Что для вас сегодня утром было сложным? Только ли это значение имеет слово сложное?

(Учитель подводит к выводу о многозначности слова)

- Что может быть сложном в русском языке? (сложное слово, сложная форма будущего времени глагола, сложное предложение). Приведите примеры.

- Давайте повторим, что мы знаем о сложных словах.

Можно ли подобрать слова к этой модели?

-Как называются слова с двумя корнями? (Сложными). Как вы думаете, почему они так называются?

- Найдите значение слова сложный в словаре.

- Сколько значений имеет это слово? (Это многозначное слово. Оно имеет два значения.)

- Назовите первое значение. (Сложный – состоящий из нескольких частей)

- Какое второе значение? (Трудный, запутанный)

- Какое значение подходит к словам, состоящим из двух корней? (Первое значение)

(Слайд )

Записаны слова: Пароход, мудрость, синеватый, самовар, дождемер, маленький, птицелов.

- Назовите слова, в которых два корня.  

Выпишите сложные слова. Разберите слова по составу. Понаблюдайте, какие  буквы, соединяют эти корни?(о, е) Кто помнит, как они называются? (Соед. гласными).

- Чему мы сегодня будем учиться на уроке? (Написанию сложных слов).

- Сформулируйте задачи урока:

  • знать, какие слова называются сложными,
  • поупражняться в образовании сложных слов и их правописании

- Поэтому тема нашего урока…

(Слайд ) Ученики: «Правописание соединительных гласных букв о, е в сложных словах».

 Выведение правила.

- Отлично! Теперь вам ничего не стоит сформулировать (вывести)  правило по теме нашего урока.

- Сформулируйте правило, какие слова называются сложными и какие соединительные гласные пишутся в сложных словах.

 ( Слова, которые имеют в своём составе два корня, называют сложными. Два корня в сложных словах соединяются гласной о или е.)

3. Словарная работа.

Слайд

- Какое задание нужно выполнить на словарной работе?

Спишите слова, вставив соединительную гласную. Выделите основы.

Книг…люб, пеш..ход, камн..пад.

- Объясните лексическое значение. Что нужно помнить при записи сложных слов? (Соединительные гласные е, о)

- Какое явление, называемое сложным словом, мы наблюдаем осенью? Запишем это слово. (листопад)

Слайд

- Наличие какой орфограммы объединяет все эти сложные слова? (Парный согласный, безударный гласный) Подчеркните.

Задание 1. Слайд

Перепишите слова, вставляя соединительную гласную О или Е, выделите орфограмму.

Книг…(люб), огн…(тушитель), каш…(вар), стал…(вар), общ…(житие), сам…(свал), сорок…(ножка), пчел…(вод), дом…(сед), гром…(отвод), кин…(театр), птиц…(фабрика).

Раздаются конверты с карточками, на которых записаны корни и соединительные гласные. Учащиеся составляют слова.

-воз, о, пыл-, о, книг-, е, -рог, -ход, о, пар-, нос-, е, -сос, люб-, мор-

(паровоз, пылесос, книголюб, носорог, мореход)

Работа по теме урока.

Работа по учебнику

Упр. 192 (с.109) (комментированное письмо. Учащиеся диктуют слово, выделяют корни, называют соединительную гласную)

Какие соединительные гласные пишут в сложных словах?

Давайте ещё раз прочитаем правило в рубрике «Узелки на память.»

Можно ли соединительную гласную назвать орфограммой?

Почему? (В сложных словах соединительная гласная пишется в безударном слоге)

Упр.193 (с.109) Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

Физкультминутка: 

- Вы немного устали, давайте отдохнем и подвигаемся.

- Море очень широко, (дети широко разводят руки в стороны)

Море очень глубоко. (приседают, коснувшись руками пола)

Рыбки там живут, друзья. (делают волнообразные движения руками)

А в от воду пить - нельзя. (широко разводят руки в стороны и качают головой вправо-влево)

Закрепление изученного материала.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Упр.109 (с.67) Работа в парах. Коллективная проверка.

Упр. 111 (с. 67-68). Работа в парах. Коллективная проверка.

Отгадывание загадок.

Слоненок механический
Гудит от электричества,
Длинным толстым хоботком
Собирает пыль кругом.
Что под хобот попадет,
Все летит в его живот. (пылесос)

В акваланге, в маске, в ластах
Тот, кто плавает прекрасно.
Он герой такой один
В тишине морских глубин. (водолаз)

По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно.
Что такое? (пароход)

Одной ногой толкаемся,
Другой ногой стоим.
И очень быстро катимся.
Практически – летим. (самокат)

Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется – под лучами
Отливает серебром.(самолет)

Проверка записи слов в тетрадях.

Рефлексия.

Какова была тема нашего урока?

Над чем работали на уроке?

Давайте подведем итоги?

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чем испытали затруднения?

Над чем нужно поработать?

 Домашнее задание:

 стр.109, упр. 194,  РТ стр.67  упр.110.

 По желанию можете дополнить словари сложных слов новыми словами.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 4 классе Учитель: Ефименко Любовь Николаевна Филиал МБОУ « Уваровщинская СОШ» в селе Ленинское

Слайд 3

Минутка чистописания Ее// Оо // Походы, ключик, прогулы, ветерочек , земля, сказка, колесо, сыр, дворник

Слайд 4

Орфографическая минутка походы прогулы земля сказка колесо ключик ветерочек дворник

Слайд 5

лес выход вода лесной походка водный полесье выходил водовоз лесоруб ходовой водичка подлесная пароход подводный

Слайд 6

Словарь Сложный- состоящий из нескольких частей Сложный – трудный, запутанный

Слайд 7

Выпишите сложные слова Пароход, мудрость, синеватый, самовар, дождемер, маленький, птицелов

Слайд 8

Тема урока: Правописание соединительных гласных букв О, Е в сложных словах.

Слайд 9

Повторить… Познакомиться… Научиться … Какие слова называются сложными Со способами образования сложных слов Правильно писать в таких словах соединительные гласные

Слайд 10

Физкульминутка Вот у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб читать, считать, писать И совсем не уставать. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем. Вправо – влево, раз и два, Думай – думай , голова! Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.

Слайд 11

Офтальмотренажер

Слайд 12

Замените предложения одним словом и запишите, разбив слова в два столбика -О- -Е- самолет пешеход водопад птицеферма листопад бронежилет

Слайд 13

Перепишите слова, вставляя соединительную гласную. Книг…(люб), огн …(тушитель), каш…(вар), стал…(вар), общ…(житие), сам…(свал), птиц…(фабрика), сорок…(ножка), дом…(сед), пчел…(вод), кин …(театр), гром…(отвод)

Слайд 14

Физкультминутка Море очень широко, Море очень глубоко. Рыбки там живут, друзья. А вот воду пить - нельзя

Слайд 15

Разноуровневые задания. 1-й уровень Списать, вставить соединительную гласную. Выделить основу, корень. Скал…лаз, камн .. пад , вод..лаз, солнц…пек, мор…ход. 2-й уровень. Составьте и запишите сложные слова с основой : хлеб, снег, лист, лес. 3-й уровень. Придумайте по 2 слова с соединительными гласными -О-, -Е-. Составьте и запишите предложения с этими словами.

Слайд 16

Рефлексия Какова была тема нашего урока? Над чем работали на уроке? Давайте подведем итоги? Что у вас получалось сегодня лучше всего? В чем испытали затруднения? Над чем нужно поработать? Д/ з . стр.109, упр. 194, РТ стр.67 упр.110. По желанию можете дополнить словари сложных слов новыми словами. Это будет творческое задание на выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе на тему "Сложные слова".

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Сложные слова". УМК "Развивающая система Л.В.Занкова". Автор учебника- Полякова А.В....

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Сложные слова"

Данная публикация поможет учителям в проведении урока русского языка в 3 классе на тему "Образование сложных слов" (УМКм "Школа России")...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Сложные слова"

Открытый урок в 3 классе с использованием технологии проблемного обучения, мультимедийной презентацией...

Урок русского языка по теме: "Знакомство с понятием "Сложные слова"

Данный урок является вводным уроком в данный раздел. На уроке идет знакомство с понятием "сложные слова", образованием сложных слов и применением их в речи.Форма работа учащихся: индивидуальная, фронт...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Сложные слова" УМК "Школа России" автор учебника Зеленина Л.М.

Класс: 3.Автор учебника: Зеленина Л. М.Дидактическая цель: создать условия для формирования понятия «сложные слова» и введения его в систему знаний.Задачи урока: логически вывести алгоритм определения...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Сложные слова"

На уроке учащиеся в игровой форме закрпеляют умение образовывать сложные слова с соединительными гласными "о", "Е", Совершая путешествие на остров Врангеля , который является государственным заповедни...