Урок русского языка в 3 классе по теме "Сложные слова"
опыты и эксперименты по русскому языку (3 класс) по теме

Хохлова Ольга Дмитриевна

На уроке учащиеся в игровой форме закрпеляют умение образовывать сложные слова с соединительными гласными "о", "Е", Совершая путешествие на остров Врангеля , который является государственным заповедником, ребята расширяют словарный запас, знания об окружающей среде. Данный урок позволяет формировать ценностное отношение к природе, к ее обитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc.doc206 КБ

Предварительный просмотр:

Хохлова Ольга Дмитриевна

Урок русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова», ОС «Школа – 2100»

 "Путешествие на остров Врангеля»"

Цель: Формирование представления о многообразии сложных слов.

Задачи:

  • Отработать написание соединительных гласных о, е  в сложных словах.
  • Уточнить алгоритм написания сложных слов и устранения ошибок.
  • Повышать интерес к изучению русского языка.
  • Развивать творческое мышление,  устную и письменную речь, внимание и память.
  • Формировать ценностное  отношение к окружающей среде и ее обитателям.

Формировать

Регулятивные УУД: 

- самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Познавательные УУД:

- устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- задавать вопросы.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: - Снег летает и сверкает (Слайд 2)

                     В золотом сиянии дня,

                     Словно пухом устилает

                     Все долины и поля…

                     Все в природе замирает:

                     И поля, и темный лес.

                     Снег летает и сверкает,

                     Тихо падая с небес…..

                 - Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.

                - Скажите, пожалуйста, как называется природное явление, когда идет много снега?

Дети: Снегопад. (Слайд 3).

Учитель: Что можно сказать про слово СНЕГОПАД?

Дети: Это слово сложное.

Учитель:  Как вы думаете, ребята, чему сегодня будет посвящен наш урок?

Дети: будем говорить о снегопаде, о сложных словах.

Учитель:  Посмотрите, пожалуйста, на доску, какие слова вы видите?

(На доске или на Слайде 3 написаны слова: чистый, писать, путь, шествовать).

   - Какие новые слова мы можем образовать?

Дети: можно получить слова чистописание, путешествие.

Учитель:   Как вы думаете, чем еще мы будем заниматься сегодня на уроке?

Дети: будем писать чисто, проведем минутку чистописания,  отправимся в путь, в поход..., в путешествие.

Учитель: - Мы получили из данных слов два новых слова: чист_писание, пут_шествие. 

                - Что общего  у новых слов?

Дети: Это слова сложные. Мы будем учиться писать сложные слова, применять правило, устранять ошибки в написании.

Учитель: - Мы продолжим работу над сложными словами.

                  - Запишите полученные слова в тетрадь.  Проверим написанное.

                 -  Как проверить, правильность написания слова, какое правило нужно вспомнить?

Дети:  В сложных словах после основы на твердый согласный пишется соединительная гласная  о;  после основы на мягкий согласный, на шипящий и ц – соединительная гласная е.

Учитель: - Проверьте правильность написания.

(На доску вывешивается эталон или открывается слайд № 4)

Дети сравнивают свое написание с карточкой на доске или на слайде.

Учитель:    - Кто выполнил задание без  ошибок? (Дети поднимают руку)

                     - У кого были ошибки? (Дети поднимают руку)

                     - Почему вы допустили ошибку?  

Дети:   Мы забыли правило, не применили правило.

Учитель: -  Что нужно помнить, чтобы правильно писать сложные слова?

Дети: В сложных словах после основы на твердый согласный пишется соединительная гласная о;  после основы на мягкий согласный, на шипящий и ц – соединительная гласная е.

 (Если нет ошибок в записи слов,  ребенок рисует снежинку на полях) 

2. Актуализация знаний.

Учитель:   - Красиво писать мы  потренировались.   Пора отправиться в путешествие.

                      На доске открыть запись или слайд № 5:

    "Путешествия развивают ум..." (Гилберт Честертон - английский писатель).

Учитель:  - Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова известного английского писателя Гилберта Честертона. - Прочитайте их, подумайте, как путешествия могут ум развивать.

(Выслушиваются ответы детей)

Учитель: - Мы сегодня на уроке отправимся в путешествие на очень интересный остров. Он находится в зоне Арктических пустынь.  (Слайд 6).

Арктика – притягательная загадка. Одно из самых малоизученных мест на планете. Ледяные глыбы, медленно и величаво плывущие по океанской поверхности, пронизывающий холод, полярные животные, для которых эти казалось бы, безжизненные территории являются родным домом…  И на многие километры вокруг – ни одной живой души, и ты остаешься один на один с этим белым безмолвием и с самим собой.

Арктика – это океан, находящийся под ледяным панцирем. Он кажется пустынным и безжизненным царством холода, снега и льда.   Загадочные земли, увенчанные ледниками, ослепительно сияющие в лучах незакатного солнца, моря, покрытые льдами, и обитающие  в них удивительные животные — все это с давних пор привлекало путешественников. (Слайд 7).

Учитель:  - А кем мы с вами будем сегодня на уроке?

Дети: Мы будем путешественниками.

Учитель:   - Что вы можете сказать про это слово?

 Дети:  Это слово  сложное,  однокоренное слову путешествие.

Учитель:   - Что же на протяжении веков манило в Арктику путешественников? Жажда приключений? Любопытство? Желание проверить самого себя? Возможно, все эти причины, вместе взятые? Или что-то совсем необъяснимое – просто стремление души, невозможность поступить иначе?..

3. Закрепление знаний   в конструктивной  ситуации (измененной).

Наблюдение над сложными словами - именами прилагательными.

Учитель:  - Среди путешественников были люди, наделенные особыми качествами.

                   - Как вы думаете, какими качествами должен обладать путешественник?

(Версии детей).

Учитель: - Какими еще качествами должен обладать путешественник, мы узнаем, если образуем сложные слова.   (На доске запись слов или  Слайд 8).

Жизнь – Радость              Цель – Устремлять         Добро – Желать    Труд - Любить

Учитель:  - Какие слова у нас получились? Давайте проверим.

Жизнерадостный
Цел
еустремленный
Добр
ожелательный
Труд
олюбивый     (Слайд № 9).

Учитель:  - А как вы считаете, вам присущи такие качества?  (Ответы детей).

Учитель: - Я предлагаю вам вспомнить  имена тех людей, которые обладали этими качествами и, не страшась ни холода, ни бушующей пурги, ни 60 - градусных морозов открывали неизведанные северные земли: Семен Дежнев, Федор Литке, Фердинанд Врангель, Эдуард Толль, Георгий Седов и др.     (Слайды 10, 11, 12, 13, 14).  

Учитель:    - Какой частью речи являются составленные нами слова?

Дети:  Эти слова отвечают на вопрос «какой?», обозначают признак предмета, это -  имена прилагательные.

Учитель:   - Какой вывод мы можем сделать?

Дети:  Сложными могут быть не только слова - имена существительные, но и имена прилагательные.

Учитель:  - Выделите основы, подчеркните соединительные гласные.

                   -  Объясните выбор соединительной гласной.

Дети:   Объясняют правило по алгоритму. (Слайд 15)

Учитель: Кто не допустил ошибок в написании слов, нарисует снежинку на полях.

4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Картинный диктант.

Учитель:   - Мы отправимся в наше путешествие на остров…..?

                  - Название этого острова мы узнаем, если выберем транспортные средства, которые помогут нам  достигнуть Ледяных пустынь.   Отгадаем кроссворд: (Слайд 23).

(Слайды 16-23 можно использовать на усмотрение учителя, можно заменить иллюстрациями).

(Дети отгадывают загадки, записывают слова – отгадки).

        

1. (Вездеход)    Вам сегодня не везет?
                          Вас автобус не везет?
                          Вы возьмите
вездеход!
                         Он везде вас повезет!
                          Верно, правильно назвали
                          Вездеходом вездеход!

2. (Аэропорт)  В таком порту бывал мой друг,

                          Где вовсе нет воды вокруг.

                          Но в это порт все время шли

                         С людьми и грузом корабли.

3. (Самолет)     Он в безбрежном океане

                          Туч касается крылом.

                          Развернется над лугами,

                          Отливает серебром.

4. (Снегопад)   Снег засыпал лес и сад

                           Долго длился .......

5. (Снегоход)    Эти сказочные сани даже в гору едут сами.

6.(Ледокол)      Слева - лед. И справа - лед.

                          Пробиваемся вперед.

                           А вокруг все тот же лед.

                           Впереди не колотый, позади - размолотый.

7. (Теплоход)   Не спрашивая броду,

                           Лезу смело  в воду.

                           На всякой глубине

                           Лишь по пояс мне.

8. (Сияние)      Полюс Северный снега

                          Полюбили навсегда.

                         Даже летом снег не тает -

                         Солнцу силы не хватает!

                         К Небо радугой цветной

                         Наряжается порой!

                         Что за чудо-одеяние? -

                        Это -... (северное сияние)

Учитель:     - Проверим записанные слова.

 (На доске открываются слова – отгадки, или Слайд 24).

Учитель:   - На какой остров мы совершим путешествие?

 Дети: Мы совершим путешествие на остров Врангеля.

Учитель:    - Что общего между записанными словами?  

Дети: Это  сложные слова.

(Возможно, что дети увидят, что слова не все относятся к сложным словам)

Учитель: Все слова, записанные нами, являются сложными?

                 - Какое слово было лишнее? (Сияние)

                - Что отличает сложные слова от других слов?

Дети:  У сложных слов две основы,  два корня, есть соединительная гласная.

Учитель:  - Какие слова еще могут быть лишними? Почему?

Дети:  Лишними могут быть слова  снегопад, аэропорт, все слова называют виды  транспорта, а эти слова нет.

Учитель:  - У кого нет ошибок в записи слов? Молодцы. Что мы сделаем?

 Правильно, нарисуем снежинку.

Учитель:  - Итак, мы совершим путешествие на остров Врангеля.

                  -  Кто из вас знает, что это за остров?

                  – Остров Врангеля -  государственный природный заповедник. (Слайды 25, 26, 27).

                  - Кто знает, что обозначает слово ЗАПОВЕДНИК?

Дети: Заповедник – заповедный, неприкосновенный участок земли или водного пространства, где оберегаются и сохраняются редкие виды животных, растений, минералов, культурно – исторические памятники и многое другое.

Учитель:   - Сегодня остров Врангеля – один из самых труднодоступных природных заповедников в мире. Чтобы его посетить, требуется несколько специальных правительственных разрешений, да и добраться сюда непросто: зимой приходится лететь на вертолете, а летом – плыть на ледоколе.
-
Нас встречает наш гид по острову. Кто это?

Дети:  Нас встречает медвежонок УМКА.

Учитель:  - Как вы думаете, почему именно белый медвежонок сегодня будет нашим

                       экскурсоводом?  (Версии детей)

- Остров Врангеля называют родильным домом белых медведей": до 400 медведиц залегают здесь в берлоги, чтобы принести весной потомство.

5. Физминутка. Слайды 28- 34.

6. Включение в систему знаний и повторение.

Сложные слова - названия животных.   Письмо по памяти.

Учитель:   - Заснеженный остров Врангеля лежит в Северном Ледовитом океане, и климат здесь суровый. Тем не менее, здесь самые большие в Арктике птичьи базары, самые обширные лежбища моржей.  На острове  обитает более 170 видов птиц, среди которых мы можем увидеть:  

  • краснозобую казарку (Слайд 36), 
  • орлана - белохвоста (Слайд 37),
  •  толстоклювую кайру, (Слайд 38),
  • тонкоклювую кайру (Слайд 39) ,
  •  желтозобика  (Слайд 40).

- Запишите, названия тех птиц, которые  вы запомнили.

- Проверим, какие названия вы записали. (Слайд 41).

- У кого правильно записаны названия, на полях нарисуйте снежинку.

Учитель:    -  В Арктике можно встретить насекомых: 11 видов жуков—долгоносиков и 7 видов жуков-листоедов листоблошку. (Слайд 42)     Здесь живут овцебыки  -1975 г - 20, сейчас насчитывают 700 особей.

(Слайд 43).

Учитель:   -  Докажите, что названия этих животных – сложные слова.

Зарядка для глаз. (Слайд 44).

7. Проверка сформированности  общих учебных умений .

Коррекция выявленных затруднений с использованием приема "Ловушка".

Учитель:    - В Красную книгу занесены такие растения, как  Мелколепестник сложный и сердечник пурпуровый. (Слайд 45) 

                      -  Запишите название растения, которое является сложным словом.

                       - Какое слово вы записали? Я думаю слово Сердечник  пурпуровый.

(Ответы детей: по правилу дети обосновывают ошибку учителя).

8.  Рефлексия.

Учитель:    - Чему был посвящён сегодняшний урок?

Дети:  - Мы путешествовали на остров Врангеля, узнали названия животных, обитающих на острове, учились писать сложные слова.

Учитель: - Какие цели вы ставили перед собой на уроке?

Дети: Научиться писать сложные слова, применять правило,  понять причину ошибок и устранить их.

Учитель:  - Какие результаты вы получили?

Дети:  Индивидуально проговаривают свои результаты.

Учитель:  - Удалось ли преодолеть трудности? Как?

                  -  Оцените свою работу по количеству снежинок на полях.

                    - Сколько снежинок у вас получилось?  Что было самым трудным на уроке, что было самым интересным?

Учитель:  - Мы заглянули на остров Врангеля, именно заглянули, т.к. это уникальный Заповедник. О нем можно много рассказать и времени одного урока недостаточно. Я предлагаю вашему вниманию еще несколько фотографий.  (Слайды 46, 47, 48).

- У кого – нибудь появились вопросы?

Дети:  На острове живут мамонты? Как называются цветы, растущие на острове? В полярных льдах могут расти  цветы? Что за железные бочки разбросаны по острову? И т.д.

Учитель:  - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Государственный заповедник "Остров Врангеля" проводит экологическую АКЦИЮ "Чистый Остров" - очистка территории заповедника от загрязнений, оставшихся на острове Врангеля со времен функционирования на острове Врангеля отделения оленеводческого совхоза, поселка Ушаковское и военных баз.

По предварительным данным общий запас железного лома составляет примерно 6000-10000 тонн.

 - Как думаете, какое задание будет на дом?

Дети: Найти ответы на наши вопросы. Написать сообщение о редких животных острова Врангеля. Найти еще названия животных, которые являются сложными словами. Узнать, почему этот остров является Государственным заповедником. Почему остров Врангеля называют родильным домом белых медведей и т.д.

Учитель: А еще можете написать, что запомнили про этот остров в Дневнике путешественника. Задание каждый выполнит то, которое ему больше нравится. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Разработка урока русского языка 2 класс. Тема "Образование слов с помощью приставок".

Урок русского языка во 2 классе УМК "Начальная школа 21 век" по теме "Образование слов с помощью приставок" разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"

Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...

Урок русского языка 2 класс ПНШ ФГОС "Слова-названия предметов разного рода"(2 урок)

Конспект урока с презентацией по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" во 2 классе...

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова».

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова»....

Урок русского языка. 2 класс Тема: Повторение. Слова с двойными согласными. Состав слова.

Урок с применением развивающей технологии, игровой технологии и КСО.Урок-путешествие...