Технологическая карта урока обучения грамоте "Буква "п"" (УМК «Школа России», 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Долгушева Анна Владимировна

Тип урока: «Открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений у обучающихся о согласных звуках [п], [п,] и букве П, п; совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.

Задачи урока

Дидактические:

1)  формировать умение выделять и характеризовать звуки [п], [п’], видеть и отличать букву «п» от других букв;

2) способствовать развитию фонематического слуха и навыков правильного слогового и беглого чтения.

Развивающие:

1) развивать логические мышление, память, внимание;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы.

Воспитательные:

1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности;

2)  воспитывать умение работать в коллективе.

УМК: Азбука УМК «Школа России». 1 класс, 1 часть. Горецкий В. Г. 2021 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Дата: 26.11.21

Школа: «Академический лицей№95»

Класс: 1-3

Урок: 2

Время: 8:55  Кабинет:

Студент: Долгушева Анна

Группа: 25

Учитель: Серегина Н.А.

Методист: Галиуллина Н.К.

Тема урока «Согласные звуки [п], [п,]. Буква П, п»

Тип урока: «Открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений у обучающихся о согласных звуках [п], [п,] и букве П, п; совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1)  формировать умение выделять и характеризовать звуки [п], [п’], видеть и отличать букву «п» от других букв;

2) способствовать развитию фонематического слуха и навыков правильного слогового и беглого чтения.

Предметные:

1)  научатся выделять и характеризовать звуки [п], [п’], видеть и отличать букву «п» от других букв;

2)  будут развивать фонематический слух и навыки правильного слогового и беглого чтения.

Развивающие:

1) развивать логические мышление, память, внимание;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы.

Личностные: научатся:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом.

Воспитательные:

1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности;

2)  воспитывать умение работать в коллективе.

УМК: Азбука УМК «Школа России». 1 класс, 1 часть. Горецкий В. Г. 2021 г.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фрон-тальная.

Приветствие. Эмоциональный настрой на урок

- Доброе утро, ребята! Меня зовут Анна Владимировна, сегодня я проведу у вас урок Обучения грамоте.

-Покажите свою готовность к уроку.

- Проверьте готовность к уроку: учебник, тетрадь, веера гласных и согласных букв, пенал, цветные карандаши, аккуратность расположения предметов на парте.

- Оцените свое рабочее место. Если вы приготовили к уроку все принадлежности, то можете садиться. 

Подготовка к уроку.

Настрой на урок.

Слушают

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная, индивидуальная, парная

Словесный: беседа

Повторение изученного материала

- Давайте вспомним, на какие две группы делятся звуки русского языка.
- Назовите признаки гласных звуков.



- Какие буквы, обозначающие гласные звуки мы уже изучили?
- На какие 2 группы мы можем поделить гласные буквы?

- Назовите гласные буквы, которые являются показателями твёрдости согласных звуков.


- Назовите гласные буквы, которые являются показателями мягкости согласных звуков.

- Хорошо, давайте сверимся с экраном.

- Назовите признаки согласных звуков


- Молодцы! Вы хорошо потрудились. Думаю, эти знания помогут нам на сегодняшнем уроке.

-Звуки делятся на гласные и согласные.

- Во рту нет преград, воздух проходит свободно, произносятся только голосом, образуют слог.

- Мы изучили гласные буквы: а, о, у, и, ы, э.

- На те, которые являются показателем твёрдости и показателем мягкости согласных.

А, о, у, ы, э – показатели твёрдости согласных звуков.

- И – показатель мягкости согласных звуков.

- Воздух встречает препятствие (зубы, губы, язык), состоят из голоса и шума, либо только из шума, образуют слог только с гласными

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Индивидуальная

Словесный: беседа, разъяснение

Подготовить речевой аппарат к работе.

- А теперь перед тем, как начать работать, давайте поработаем с чистоговоркой. 

- Уп-уп-уп – какой же вкусный суп; 

- Пу-пу-пу – мы включили лампу; 

- Па-па-па – раздавил щенок клопа. 

- Какой звук чаще всего мы произносили?

- Как вы думаете, о какой букве пойдет речь сегодня на уроке?

- Кто-то из вас уже догадался, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Сформулируйте тему. 

- Какие цели мы поставим сегодня перед собой?
-Используйте опоры:

Узнать….
Учиться
….

- Также составим   план, которому мы будем следовать в течение всего урока.

В конце урока мы снова его откроем, и посмотрим, все ли пункты плана мы выполнили.

Продолжите фразы:

  1. Познакомимся со ….
  2. Будем читать слоги и….
  3. Будем читать предложения и….
  4. Сделаем ….

Читают хором медленно, в среднем темпе, в быстром темпе.

П

О букве П 

- Будем говорить о   звуках [п], [п’].

Тема: Звуки [п], [п’] и буква «пэ».

Цели: Узнать новые звуки [п], [п'], учиться характеризовать звуки  

[п], [п,] читать слова с новой буквой.

План

  1. Познакомимся со звуками и буквой.
  2. Будем читать слоги и слова.
  3. Будем читать предложения, тексты.
  4. Сделаем выводы.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение работать в паре.

Предметные:

Знать:

- чем отличается звук [п] от [п’]

- чем обозначают звуки [п], [п’]

- ставить цели урока

УУРД:

- умение планировать деятельность

- осуществлять самоконтроль по плану

- корректировать и оценивать

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная форма., индивидуальная, парная.

Словесный: беседа

Наглядный: работа с слайдом

Знакомит со звуками и буквой

- Вы видите Петра I (его еще называли Великим) – русского царя (правил с 1689 г.), первого российского императора (с 1721 г.). Он был основателем новой столицы – Петербурга, основоположником кораблестроения в стране.

На иллюстрации вы видите императора в рабочей одежде, потому что он, помогая рабочим, сам выполнял плотницкие работы.

-Внимательно рассмотрите иллюстрацию и назовите предметы, в названиях которых встречаются звуки [п], [п’]. 

(Учитель выделяет два слова плотник, пила.) Из слов плотник и пила выделяются согласные звуки [п] и [п’], указывается отличие согласных от гласных (при произнесении [п] и [п’] преградой являются сомкнутые губы). Согласные звуки [п] и [п’] характеризуются: [п] – твердый глухой, [п’] – мягкий глухой.

3. Усваивается буква, которой обозначаются твердый и мягкий звуки.

Учитель сообщает, что согласные звуки [п], [п’] на письме обозначаются буквой П п.

-Разделите слово плотник на слоги и произнесите по слогам.

-Поставьте свою ладонь таким образом, чтобы она была ниже подбородка, чтобы  подбородок касался вашей ладони при произношении слогов.

-Сколько раз ваш подбородок коснётся ладони, значит столько слогов и будет.

-Давайте попробуем.

- Сколько слогов?

- Назовите первый слог.

-Назовите первый звук в этом слоге.  

-Дайте его характеристику.

-Звук согласный или гласный?

Звук [п]- какой? Мягкий или твёрдый?

-Давайте узнаем звонкий или глухой?

Чтобы это узнать. Закройте уши руками.

Если идёт шум-значит глухой, если идёт голос -значит звонкий.

- А что изображено на этой картинке?

- Произнесите по слогам.

- Сколько слогов?

- Назовите первый слог.

-Назовите первый звук в этом слоге.  

-Дайте его характеристику.

-Как он будет отмечен на схеме?

Сравните эти 2 схемы. Чем отличаются?

но в схеме обозначены разными цветами: в первом случае синим, во втором – 

зеленым. (Буква П может обозначать и твердый звук [п], и мягкий звук [п’].

- Итак, кто может дать характеристику новой букве?

- На письме звуки [п], [п'] обозначаются одной буквой п

- Определите местоположение буквы п в нашем алфавите.

- Между какими буквами стоит наша буква П?

- Почему две буквы? Когда пишется заглавная? На что похожа буква П?

                                         Букву П в спортивном зале

                                         Перекладиной назвали.

                                         Ну-ка, милый, не ленись,

                                         Подойди да подтянись.
 Физкультурная пауза.

(Петр, топор, парик, пила, шляпа, парус, плотник.)

Дети читают слоги-слияния в столбиках на с. 83.

- плот-ник (2 слога)

-плот

[п]

Согласный. Его нельзя пропеть. Струя воздуха при произношении встречает преграду в виде губ.

пропеть. Воздух встречает преграду.

Этот звук твердый

Пила

-пи-ла

2

Пи

[п‘]

Согласный. Его нельзя пропеть. Струя воздуха при произношении встречает преграду в виде губ.

пропеть. Воздух встречает преграду.

Этот звук мягкий, т.к после него идет буква  гласная буква «И» - показатель мягкости согласных звуков.

-Зеленым цветом

О и Р

Одна буква заглавная, другая строчная. Заглавная буква пишется в именах, в названиях городов и стран.

УУПД:

Формулировать выводы и  подкреплять их доказательствами

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи

Презентация

учебник

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Индивидуальная работа.

Практический: работа с учебником

Словесный: беседа

Организует работу по закреплению нового знания

- Откройте ваши учебники на странице.  

- Прочитайте слоги в рамочке.

- Прочитайте только те слоги, в которых согласный звук читается твёрдо: [п].
- Какие слоги не прочитали? Почему?

Работа с пословицами и поговорками.

(Чтение и последующий разбор пословиц и поговорок со с. 79 учебника).

Задание: Прочитайте и объясните смысл пословицы. Назовите тему, которая объединяет пословицы. Прочитайте пословицы о плотнике. Что из этих пословиц вы узнали об отношении к труду плотника? Как вы думаете, почему раньше ценился хороший плотник? Так какой работник высоко ценится у людей?

Пе, па, пи, пы, пу, по

Па, пы, пу, по

Потому что там мягкий звук

- Тема пословиц – пословицы о труде.

- Из пословиц мы узнали, что ценится хороший плотник; он многое умеет делать; инструмент плотника – топор; когда хороший плотник работал, ему было жарко. Он помогал чинить серпы, плуги, строил дома. Ценится тот работник, который хорошо работает, многое умеет.

УУПД:        Объединять объекты по определённому признаку             УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью               УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Презентация, учебник.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Парная работа.

Практический: выполнение  задания

Организует самостоятельную работу

- Прочитаем пары слов:

- В каком слове согласный читается мягко: [п,]? В каком

 слове читается твёрдо? Подчеркните это слово зеленым или синим  карандашом.

- Найдите слова, в которых ударение падает на 1 слог и подчеркните синим карандашом.

-Обменяйтесь своими тетрадями и проверьте работу соседа. По критериям выполните взаимопроверку: всё подчеркнул правильно – «5»; допустил 1 ошибку – «4»; 2 ошибки – «3».

Выполняют задание

УУПД:             Определять существенный признак для классификации звуков

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

Практический: выполнение задания

Игра «Профессии»

- Назовите десять профессий на [п].

-Прочитаем текст «Повар» со страницы 83.

О ком идет речь? Как зовут повара? Вспомним правило, как пишутся имена? Что варит Елена Петровна? Какие овощи кладут в суп? Какие еще профессии вы знаете?

 Оцените работу над заданиями к тексту: на какое количество вопросов вам удалось найти ответы.

парикмахер, продавец, программист, пилот, певец, продюсер,

посудомойщик.)

(Плотник, пианист, пекарь, почтальон, парикмахер, продавец, программист, пилот, певец, продюсер, посудомойщик.)

Ответы по тексту.

УУПД:             Определять существенный признак для классификации звуков

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Презентация, учебник

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная форма. Словесный:

 обобщающая беседа

Наглядный: работа со слайдом

Подводит итоги

-Наш урок подошел к концу. Расскажите, чему мы научились на уроке.

- Назовите слова, в которых есть твёрдый звук [п], мягкий звук [п'].

-Давайте вспомним тему урока

-Какая цель? Достигли мы её?

-Ребята, мы всё-таки помогли Маше начать учиться грамоте?

-Оцените свою работу на уроке.

-Поиграем в игру «Закончи предложение», я говорю начало предложения, вы продолжаете.

 Итак: Сегодня на уроке:

- я узнал…

- я научился…

- я был (каким?) учеником…

- Спасибо за урок, все свободны

Выполняют задание

Отвечают:

- плотник

- пила

Узнать характеристику новых звуков, учиться определять эти звуки и читать слова с новой буквой.

УУРД:

Оценивать свою работу УУКД:

1) формируем умение слушать и понимать других.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "В школе", 2 класс, УМК Школа России

Технологическая карта урока окружающего мира во втором классе. Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Россия на карте"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Россия на карте Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у учащихся о карте России.Задача урок...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Проект "Города России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Проект «Города России»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения выполнять проект; расширение зн...

Технологическая карта урока обучения грамоте (УМК Школа России) «Закрепление знаний о буквах Б, б и звуков [б], [б’]. Сопоставление букв Б-П»

Технологическая карта урока обучения грамоте (УМК Школа России)  «Закрепление знаний о буквах Б, б и звуков [б], [б’]. Сопоставление букв Б-П»...

Технологическая карта урока обучения письму (УМК Школа России) «Письмо строчной и заглавной буквы Ё»

Технологическая карта урока обучения письму (УМК Школа России) «Письмо строчной и заглавной буквы Ё»...

Технологическая карта урока окружающего мира «В школе» (2 класс, УМК «Школа России»)

Цель урока: формирование представления о роли школы в жизни учащихся, обсудить правила поведения в школе.Задачи урокаДидактические:- научить правилам поведения в школе- формировать навыки коммуни...