Творческое изложение по рассказу Л.Н. Толстого «Воробей на часах»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Пэрн Наталья Юрьевна

Вид: творческий пересказ на основе рассказа Л.Н. Толстого «Воробей на часах»    Тип: развитие речи

Цель: научить писать творческое изложение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izlozhenie_2_klassh.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Творческое изложение по рассказу Л.Н. Толстого «Воробей на часах»

Вид: творческий пересказ на основе рассказа Л.Н. Толстого «Воробей на часах»

Тип: развитие речи

Цель: научить писать творческое изложение

Задачи:

Образовательная: повторить знания о типах текстов, совершенствовать умение составлять план, пересказывать текст с изменениями, учить использовать авторский язык, совершенствовать способности редактировать текст, учить предупреждать речевые ошибки.

Воспитательная: воспитывать интерес к творчеству Л.Н. Толстого.

Развивающая: обогащать словарный запас, совершенствовать письменную и устную речь, развивать память, внимание, творческие способности.

Литература: рассказ Л.Н. Толстого «Воробей на часах» для каждого ученика.

Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примеч.

I. Орг. класса

II. Под-готовка к пер-вичному восприя-тию.

III. Пер-вичное восприя-тие.

IV. Ана-лиз пер-вичного восприя-тия.

V. Язы-ковая подго-товка.

VI. Вто-ричное восприя-тие

VII. Соз-дание письм. выска-зывания

  1. Приветствие.
  2. Слово-инструктаж.

- Проверим готовность к уроку, все ли принадлежности на местах.

  1. Сообщение темы и целей.

- Сегодня мы пишем изложение. Кто помнит, что это такое?

-Но не простое изложение, а творческое. Как вы понимаете такое сочетание слов?

- Это необычное изложение, сегодня вы превратитесь в одного из героев рассказа. Будете писать историю, будто она произошла с вами.

  1. Сообщение типа, стиля и жанра текста.

- Как уже было сказано жанр произведения – рассказ, стиль текста – художественный, т.к. он написан определенным автором, очень известным и помещен в книги.

- Тип текста – повествование. Как вы понимаете, что это?

- Какие основные части этого типа текста вы знаете?

                                 К

                   З                       Р

- Именно такой структуры мы будем придерживаться при составлении текста. Схема будет на доске на протяжении урока.

1. Беседа об авторе.

- Автор произведения, по которому мы будем писать изложение, Л.Н. Толстой.

- Что вы о нем знаете?

-Он известен на весь мир как великий русский писатель. Он имел титул графа. Лев Николаевич Толстой родился в Ясной поляне, которое было наследственным имением его матери. В дворянской большой семье он был четвертым ребенком. Когда Льву еще не исполнилось 2-х лет, его мать княжна Волконская скончалась и воспитанием детей занялась их дальняя родственница. В возрасте 29 лет  уезжает заграницу. Он путешествует почти по всем европейским странам – Германии, Франции, Швейцарии, Италии, а осенью возвращается в Москву. Едет в Ясную поляну и начинает обустраивать школы в окрестностях родного селения и даже открывает для крестьянских детей школу. Это занятие ему так понравилось, что в он решает опять ехать за границу, для ознакомления со школами в Европе.

2. Беседа о творчестве.

- Лев Николаевич очень много писал как для взрослых, так и для детей. Он написал много коротеньких рассказов для детей, которые учат добру и правильным поступкам. Какие из произведений вам известны?

3. Установка на восприятие.

- Ну а сейчас я буду читать, а вы сядьте поудобней, закройте глазки и представляйте себе картинки, которые будут возникать при моем чтении.

(Я читаю, дети слушают)

Воробей на часах.

  В саду по дорожкам прыгали молодые воробьи. А старый воробей уселся высоко на ветку и охранял малышей.

   Вот появился ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей увидал злодея и следит за ним.

   Все ближе ястреб. Громко и тревожно зачирикал воробей. Воробьята разом скрылись в кустах.

   Улетел ястреб. Весело прыгают птенцы. Снова часовой сторожит их.

  1. Сообщения учеников.

- Сколько картинок возникло при чтении?

- Какие? Нарисуйте их словесно.

  1. Эмоционально-оценочная беседа.

- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

- Что необычного? Может что то удивило или поразило вас?

  1. Лексическая работа.

- Возможно некоторые слова в тексте были непонятны вам. Давайте объясним их смысл, возможно  подберем синонимы.

Уселся

Лютый

Мелкий

Злодей

Часовой

Воробьята

  1. Текстовая работа.

- О ком этот текст?

- Зачем автор его написал? Что хотел объяснить в этом тексте?

- Какова идея текста?

- Найдем опорные слова. Что это за слова?

прыгали

охранял

ястреб – враг

старый воробей увидал

Громко и тревожно зачирикал

скрылись

улетел

весело прыгают

- На доске заголовок. Прочитайте его. Почему у текста такое странное название?

- У вас на столах лежит данный текст. Из скольких частей он состоит?

1. Составление плана.

-Мы сегодня не зря вспоминали тип текста. Какой это текст?

- Вспомним структурные элементы.

                                 К

                   З                       Р

- Сейчас мы будем составлять план по данной схеме.

- С чего начинается действие в рассказе?

- Каким предложением заканчивается первая часть?

- Какое главное событие для 2 части?

- Чем заканчивается 2 часть?

- О чем повествует 3 часть?

План.

1.Воробьята на прогулке.

2.Появился ястреб.

3.Враг обманут.

2. Орфографическая работа.

- Разберем орфограммы, которые встречаются в нашем тексте, чтобы не допустить ошибок при письме.

- На листочках слова с пропущенными буквами. Сейчас мы все вместе разберемся какие буквы надо вставить.

дороЖкам- дороженька

мОлОдые – молод, молоденький

воробЬи

высОко - высокий

мАлышей - маленький

ястреБ- ястребы

враГ - враги

увИдал - видел

злОдея - злой

слЕдит - след

улЕтел - лётный

птЕнцы - птенчик

чАсовой - час

стОрОжИт – сторож, сторожка

- Листочки отложили

3. Пунктуационная работа.

- Нам необходимо знать некоторые правила при построении предложений.

- Как начинается предложение?

- Чем заканчивается?

- Какой знак может стоять у нас внутри предложения?

- На доске схемы, посмотрите на них

           И  

          ,

 - это однородные члены. Что это?

- Найдите их в тексте, если их нет, то придумайте сами по двум схемам.

                 ,

                       Но

                    , А

                      Что

- это схемы сложных предложений. Что это такое?

- Найдите такие в тексте или придумайте свои предложения по тексту.

4. Устное создание текста.

    Пересказ.

 - Помните, я говорила, что мы пишем сегодня не простое предложение?

- Мы будем писать от лица старого воробья. Т.е. вы являетесь участниками действия.

- Сейчас берете в руки карандаш и исправляете текст, которые находится перед вами. Как это сделать?

- Совершенно верно. Но обратите внимание, что поменяется и форма остальных слов.

- А сейчас мы будем пересказывать по частям. План написан на доске, обращайтесь к нему.

1. Повторное чтение исправленного текста.

  1. Запись текста на черновик.
  2. Переписывание в чистовик.

- Письменный пересказ текста.

- В тексте нужно будет самим что то придумать, изменить или добавить.

- Рассказывается о каком то событии.

- завязка-начало действия, кульминация-пик напряжения в рассказе, развязка-окончание действия.

- тревога, смятение, страх за воробьят и старого воробья.

- Необычно, что старый воробей начал кричать, чтоб предупредить птенцов.

- сел на что то, взгромоздился.

- злой.

- маленький

-человек, который делает зло, плохо

- сторож, охранник

- маленькие воробьи

- о воробьятах и старом воробье

- Воробьи здесь вместо людей, Л.Н. хотел показать, что малыши могут подвергнуться опасности, что нужно быть внимательным.

- Любовь родителей к детям.

- Ключевые слова, главные в тексте. Они помогут отразить главную мысль.

- Оно означает – воробей на стороже. Он сторожил малышей.

- из 4

- повествование.

- Воробьята выходят на прогулку.

-Их сторожит старый воробей.

- Появляется ястреб.

 – Ястреб приближается в малышам.

Самый напряженный момент, потому что не знаем чем закончится.

Старый воробей заметил ястреба и громко зачирикал. Воробьята успели спрятаться.

- начинается с большой буквы. Каждый абзац с красной строки.

- Знаками конца предложения (.  !   ?)

- запятая

- это слова отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову.

- Предложение, в котором 2 простых предложения.

- Слова «старый воробей» заменяем на местоимение «Я».

Схема на доске

Слова на доске.

Слова на доске

На доске

На доске

Слова у каждого на листочке. Работаем все вместе, с объяс-нением.

Схемы на доске


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подробное изложение с творческим заданием по рассказу Г. Скребицкого «Воришка». (3 класс)

Конспект урока развития речи в 3 классе, раздаточный материал....

Сжатое изложение по рассказу Л.Н. Толстого «Воробей на часах»

Сжатое изложение по рассказу Л.Н. Толстого «Воробей на часах»...

Творческое изложение по рассказу Л.Н. Толстого «Воробей на часах»

Важнейшей задачей обучения русскому языку в начальных классах является обучение текстовой деятельности учащихся.Тип урока: развитие речиЦель: научить писать творческое изложение по рассказу Л.Н Толсто...

Литературное чтение 3 класс Тема раздела «Произведения Л.Н.Толстого» Тема Научно-популярные и художественные рассказы. Л.Н.Толстой «Зайцы».

Учимся анализировать научно-популярный рассказ и отличать его от художественного рассказа...

Изложение " Воробей на часах"

В материале представлен текст для обучения учащихся 3 классов письменному пересказу текста. Текст знакомит учащихся с жизнью растений и животных, с бережным отношением к природе. К тексту прилаг...

Изложение по рассказу Л.Н. Толстого "Котёнок".

Презентация. Конспект урока....