Технологическая карта урока и конспект по русскому языку в 4 классе. Тема: "Обобщение знаний об имени прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Церлевская Наталия Михайловна
Урок русского языка в 4 классе составлен по обновлённым ФГОС по теме : Обобщение знаний об имени прилагательном.. Цели: Деятельная:формировать у учащихся способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа; Научить детей находить причину своих затруднений; Самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений; Научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта;Содержательная:Закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия, алгоритмы;Фиксирование и преодоления затруднений в собственных учебных действиях;Уточнение понятия эталона образца и эталона самопроверки на конкретном примере;Учить детей пошагово сравнивать свою работу с эталоном при самопроверке;Организовать коррекционные действия на основе рефлексивного метода для осмысления события;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

учителя начальных классов

Церлевской Наталии Михайловны

 МОУ СОШ № 4 г.Раменское

Предметная область

Русский язык

Класс

 4 В класс

Тема урока

Обобщение знаний об имени прилагательном

Тип урока

Повторение изученного материала

Задачи:

  • организовать повторение и обобщение сведений о грамматических признаках имён прилагательных;
  • учить определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи;
  • оценивать результаты выполненных заданий по изучаемой теме;

Планируемые результаты

Предметные:

  • называть грамматические признаки имени прилагательного;
  • находить словосочетания, состоящие из имени прилагательного и имени существительного;
  • образовывать от разных частей речи однокоренное имя прилагательное женского, мужского, среднего рода;
  • согласовывать имена прилагательные с именами существительными;
  • объяснять написание безударных падежных окончаний имён прилагательных;

Метапредметные:

Регулятивные:

  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • проявлять активность во взаимодействии для решения поставленных задач;
  • осуществлять выбор на основе реальной оценки своих достижений;

Коммуникативные:

  • выслушивать мнение собеседника;
  • договариваться, приходить к общему мнению;
  • выходить из конфликтных ситуаций;
  • Уметь оформлять свои мысли в устную речь

Личностные:

  • проявлять готовность и способность к саморазвитию;
  • нести личную ответственность за освоение учебного материала;

Межпредметные связи: чтение (поиск информации в тексте), икт.

Ресурсы урока: 

  • учебник по русскому языку В.П.Канакина, ч.2, класс 4;
  • тренажёр к учебнику Е.М. Тихомирова;
  • рабочая программа;
  • Проектор, компьютер, флешка;
  • Презентация;

Ход урока:

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приёмы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный этап.

Словесное приветствие

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

 - Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Добрый день!

- Вы готовы к нашему уроку?

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

Личностные:

управление своим настроением,

умение выражать эмоции.

Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную работу.

-выполнять задание в соответствии с поставленной целью.

Познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу

Организовать детей.

Проверить готовность к уроку.

Интерактивная игра «Поделись позитивом».

С каким настроением вы пришли на урок?

- Те, у кого хорошее настроение, улыбнитесь и поднимите руку. Встаньте пожалуйста и оглянитесь.

- Улыбнитесь своим товарищам, которые сегодня «не в духе» и передайте им частичку своего позитива: , улыбнитесь им и пожелайте хорошо провести урок

Отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами.

Создать позитивное настроение.

-Ребята! Я рада, что вы готовы к уроку.

Я очень хочу, чтобы сегодня наш урок русского языка получился интересным, чтобы мы повторили  и закрепили  то, что уже знаем и умеем.

  1. Мотивация познавательной деятельности.

Минутка чистописания (фронтально)

Демонстрация образца написания, комментирование правила каллиграфического письма букв и их соединений.

Самостоятельно выполняют письмо по образцу

Личностные:

проявлять старательность.

Метапредметные:

правильно располагать тетрадь, вести аккуратные записи в тетради.

Предметные:

каллиграфическое написание букв, буквосочетаний

Воспитывать аккуратность, формировать навыки каллиграфии

Словарная работа.

Записываем новые слова. Списывают с доски  словарные слова

Дети записывают слова: ботинки, богатство. Прописывают строчку каждого слова.

Грамматическая разминка (фронтально)

Проводит беседу.

- Давайте составим предложение со словом Богатство.

 Лес - наше богатство. Леса очищают воздух.

 - Ребята, скажите мне пожалуйста,

- Почему лес наше богатство?

Найдите грамматическую основу в предложении «Леса очищают воздух»

Дают ответы на вопросы.

Дают ответы по теме  лес.

Записывают предложения в тетрадь и подчёркивают подлежащее и сказуемое, подписывают части речи.

.

Метапредметные:

-развитие словарного запаса, устной монологической речи.

-познания в области окружающего мира природная зона лес.

Предметные:

определяют главные члены предложения, различают части речи.

Развивать речь детей.

 

Актуализировать знания детей о частях речи.

Сообщение темы урока.

Предлагает прочитать темы урока

- Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока?

-Какова же будет главная цель нашего урока?

Читают название темы в учебнике с. 47. определяют учебную задачу.

Обсуждают тему урока.

Отвечают на вопросы.

Определяют задачи урока.

-прилагательное согласованно с существительным;

Падежное окончание прилагательного будет такой формы какое существительное;

- грамматическая основа предложения -подлежащее, сказуемое, указывают части речи. Выписывают словосочетание прил.+  сущ. рисуют схему

По образцу: Приветливое слово.

Дети составляют словосочетания  мужского, женского, среднего рода.

Привет, друг

 м.р - приветливый друг:

 Ж.р. - приветливая подруга;

Ср. О - приветливые друзья;

Личностные:

контролируют свои действия.

Предметные:

Вспоминают сведения об именах прилагательных, о согласовании с им. Сущ,, определять род, падеж, число, склонение;

Учатся правильно грамотно писать падежные окончания.

Называют грамматические основы.

Познавательные:

-развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

- Развивать грамотность, орфографическую зоркость,

- записывать слова аккуратно, подчёркивая окончания им. Прилагательных

- определять род, число, падеж, склонение.

  1. Актуализация знаний.

Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 100 в учебнике.

 Учитель просит прочитать задание к упр. 100 и объяснить, чем будем заниматься, определить учебную задачу.

Спят поляны снеговые, спит безмолвно тёмный лес,

Только звёзды золотые смотрят ласково с небес.

                                   И.Бунин.

Устное выполнение упр. 101 с объяснением.

  1. Обобщение и систематизация знаний..

Подготовка учащихся к обобщённой деятельности..

Учитель предлагает открыть Тренажёр к учебнику на стр. 57 упр. 7 .

В чём Оля пришла в театр? (нарядная блузка)

Читают задания. Определяют планируемые результаты. Объясняют как предполагают делать. С чего начнут? Определяют падежные окончания.

Оля пришла в театр в нарядной блузке.

Подчёркивают грам-ю. основу,

подписывают части речи, выделяют окончания, подписывают падеж.

Выписывают словосочетание по схеме

 нарядной блузке

 Доказывают:

Падеж, род, число, скл им сущ.

Личностные:

контролируют свои действия.

Предметные:

Объясняют согласование им. Сущ и им. Прил, рисуют схему словосочетания.

 Развивать грамотность, орфографическую зоркость,

- записывать слова аккуратно, подчёркивая окончания им. Прилагательных

- определять род, число, падеж, склонение, ставя сущ в н.ф.

Воспроизведение на новом урвне (переформулированные вопросы)

Запишите ответы на вопросы используя словосочетания в скобках и предлоги.

Тренажёр с. 57, упр7

Записывают ответы в тетрадь. Объясняют что сделали правильным оформлением по эталону (образцу на доске)

  1. Физкультминутка.

Физкультминутка.

Учитель включает музыку колёсики колёсики.

Дети  выполняют упражнения  под музыку.

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Устно прочитать текст.

Учитель предлагает задание на  С. 46 упр. 99

Читают задание.   Ставят задачу-учиться подробно излагать содержание повествовательного текста, грамотно его записывать, проверять написанное.

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимть речь других;

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности;

Анализировать собственную работу

Принимать учебную задачу и сохранять до конца учебных действий.

Познавательные:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Повторить знания о транскрипции.

Личностные :

Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание,  узнать больше, сравнивать разные точки зрения.

Определить тему текста.

«В этом тексте говорится о...»

Определяют тему - волшебный багульник

Определить главную мысль текста.

«Автор хотел показать...»

Выделяют главную мысль - важно видеть необычное в обычных вещах

Подборка заголовка.

Учитель просит подобрать заголовок.

Предлагают варианты заголовков, обсуждают. Приходят к единому мнению.

Подготовка к изложению

Учитель сообщает о памятке на стр. 150. подготовка к изложению.

Работа со сложными словами.

Перечитывают пункты в памятке.. Работают в парах.

 

Запись сложных слов

Устный пересказ

Создаёт условия для устного пересказа.

Устно пересказывают текст. Выслушивают друг друга.

Актуализация знаний.

Из каких частей состоит текст.

Как оформляем текст на письме.

Что такое план текста?

Организует самостоятельную деятельность учащихся.

Дети отвечают - абзацы.

На письме абзацы начинаются с красной строки.

Дети отвечают и составляют план.

Пишут изложение в тетрадь.

Контроль.

Предлагает проверить изложение по критериям:

-соответствует ли текст теме и главной мысли.

- понятны ли, те чувства, которые хотели передать;

- Понятно ли содержание;

- удачно ли выбраны слова и выражения, нет ли повторов;

- грамотно ли записан текст.

Проводят самопроверку по выделенным критериям.

  1. Домашнее задание

Домашнее задание.

Предлагает рассмотреть домашнее задание упр. 102 с. 47

Читают задание. Задают вопросы.

  1. Рефлексия

Поведение итогов..

Какие затруднения встретились при подготовке к изложению.

Как удалось преодолеть их?

Чему следует учиться ещё?

Анализируют работу над изложением и её результат.

Выявляют затруднения.

Делают выводы.

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности;

Анализировать собственную работу

Познавательные:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА.

учителя начальных классов

Церлевской Наталии Михайловны

 МОУ СОШ № 4 г.Раменское

Дата: 8.02.2024г.

Класс: 4 В

Урок:  Русский язык

Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном

Тип урока: Повторение изученного материала

Цели:

Деятельная:

  • формировать у учащихся способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа;
  • Научить детей находить причину своих затруднений;
  • Самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений;
  • Научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта;

Содержательная:

  • Закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия, алгоритмы;
  • Фиксирование и преодоления затруднений в собственных учебных действиях;
  • Уточнение понятия эталона образца и эталона самопроверки на конкретном примере;
  • Учить детей пошагово сравнивать свою работу с эталоном при самопроверке;
  • Организовать коррекционные действия на основе рефлексивного метода для осмысления события;

Ресурсы урока: 

  • учебник по русскому языку В.П.Канакина, ч.2, класс 4;
  • тренажёр к учебнику Е.М. Тихомирова;
  • Пособие «Правила и упражнения по русскому языку 1-5 классы» О.П. Нефёдова.
  • рабочая программа;
  • Проектор, компьютер, флешка;

Ход урока:

  1. Организационный этап.
  1. Словесное приветствие учителя:

 - Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Добрый день!

- Вы готовы к нашему уроку? (Дети отвечают, присаживаются на своих местах ).

  1. Интерактивная игра «Поделись позитивом».

Учитель:

- Те, у кого хорошее настроение, улыбнитесь и поднимите руку. Встаньте пожалуйста и оглянитесь.

- Улыбнитесь своим товарищам, которые сегодня «не в духе» и передайте им частичку своего позитива:  улыбнитесь им и пожелайте хорошо провести урок

-Ребята! Я рада, что вы готовы к уроку.

Я очень хочу, чтобы сегодня наш урок русского языка получился интересным, чтобы мы повторили  и закрепили  то, что уже знаем и умеем.

  1. Мотивация познавательной деятельности
  1. Минутка чистописания (фронтально).

Учитель:

- Дети, откроем свои тетради и запишем сегодняшнее число прописными буквами, начиная с заглавной буквы. Восьмое февраля. Точка. Классная работа. Точка. Следим за навигацией в тетради. Я напоминаю вам от последней работы отступить две строки. На третьей пишем.

Учитель прописывает демонстрацию образца написания на доске, комментирование правила каллиграфического письма букв и их соединений. Проговаривает о знакомом сочетании ЧН.  

- Кто мне напомнит правило написания этой орфограммы?

Учащийся:

- При написании ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН мягкий знак не ставиться.

Учитель поощряет, правильно, молодец!

  1. Словарная работа.
  2. Учитель:

- На следующей строке пропишите новые словарные слова:

БОТИНОК, БОГАТСТВО и запомните их написание, прописывает проговаривая по слогам, как образец для подражания, подчёркивает опасные места. Пропишите каждое слово по строчке. (Дети записывают новые слова.) Учитель комментирует каллиграфическое написание слов, напоминает об аккуратности выполнение работы.

  1. Грамматическая разминка (фронтально).

Учитель предлагает детям:.

- Давайте составим предложения со словом Богатство.(Дети поднимают руки и предлагают варианты. Определяемся с выбором.)

 Лес - наше богатство. Леса очищают воздух.

 - Ребята, скажите мне пожалуйста,

- Почему лес наше богатство? (Ответы детей.)

Учитель просит ученика выйти к доске:

- Найдите грамматическую основу в предложении «Леса очищают воздух». Подпишите части речи.

- Кто мне ответит с какого вопроса мы начинаем определять грамматическую основу.

Ответ ученика:

- Вопрос (что?), который ставится к слову, которое обозначает предмет, в предложении подлежащее, подчёркиваем одной чертой, выражено существительным в Им.п,

- А может подлежащее быть выраженно  другой частью речи? Если да, то как называется эта часть речи? Ответ (Местоимение). Молодцы, правильно.

Учитель:

-Далее ставим вопрос (что делают?) ищем сказуемое, подчёркиваем двумя линиями, выражено глаголом, подписывают.

  1. Сообщение темы урока.

Учитель предлагает детям открыть учебник на стр. 47 и прочитать тему урока.

- Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока?

-Какова же будет главная цель нашего урока?

Учитель:

-Мы изучали имя прилагательное. Как вы думаете о чем на уроке пойдёт речь?

Дети:

- Сегодня на уроке мы обобщим знания об имени прилагательном.

Учитель:

-Хорошо. Молодцы.

  1. Актуализация знаний.

Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 100 в учебнике.

Учитель:

- Я попрошу вас   в тетради прописать упражнение 100. На доске прописывает слово упражнение с комментарием о том, что в этом слове во втором слоге пишется буква (а).

-Перепишите текст в тетрадь, соблюдая стихотворный стиль текста, строка начинается с большой буквы. Будьте внимательны и аккуратны в написании. Дети списывают в тетради).

- Что ещё необычного в этом предложении? (Запятые, правильно).

Спят поляны снеговые, спит безмолвно тёмный лес,

Только звёзды золотые смотрят ласково с небес.  (И.Бунин.)

 Учитель:

-Прочитайте задание к упр. 100 и объяснить, чем будем заниматься, определите учебную задачу.

-Докажите , что это предложение сложное? Почему здесь две запятые?.

Дети, отвечают правило, если в предложении несколько грамматических основ, то на письме они выделяются запятыми, так как каждое предложение простое  входит в состав сложного.

-Назовите его грамматические основы?

Дети:

- Первая грамматическая основа, (поляны спят);

- Вторая основа (лес спит);

- Третья основа (звёзды смотрят)

Учитель

-По каким признакам можно узнать имена существительные и имена прилагательные?

Дети:

- Имя существительное  отвечает на вопрос кто?или что?, обозначает предмет, в предложении выражено подлежащим, дополнением, обстоятельством.

- Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Обозначает признак предмета, согласовано с существительным, имеет такую же форму как существительное. В предложении выражено определением, подчёркиваем волнистой линией.

Дети комментируют ответы и подчёркивают основу, подписывают части речи.

Учитель:

- Как вы думает что мы должны сделать ещё по заданию?

Дети:

Выписать словосочетания прил+ сущ, по схеме. Учитель включает презентацию на проекторе. Идёт актуализация пройденного материала по теме прилагательное. На доске пишет образец.

Образец на доске.

Учитель приглашает ученика к доске для работы с этим заданием.

Учитель;

-Сейчас мы с вами выполним упражнение 101 устно.

-Прочитайте задание и сообщите мне что надо сделать?

-Какая задача стоит перед нами?

Дети: (учитель помогает сформулировать задачу)

- Записать имена прилагательные с подходящим по смыслу именами существительными так, чтобы образовалось от каждого слова однокоренное имя прилагательное в м,р., ж.р., ср.р..

Учитель формулирует ответы детей в задачу.

Образец: привет, друг.

Приветливый друг (м.р)

Приветливая подруга (ж.р),

Приветливые друзья (ср.р.)

  Устное выполнение упр. 101 с объяснением.

Делаем вывод: в каком роде стоит имя существительное, в таком роде будет и имя прилагательное. Это означает что имя существительное и имя прилагательное согласуются в роде, числе, падеже.

  1. Обобщение и систематизация знаний..
  1. Подготовка учащихся к обобщённой деятельности..

Учитель предлагает открыть Тренажёр к учебнику на стр. 57 упр. 7 .

В чём Оля пришла в театр? (нарядная блузка)

Оля пришла в театр в нарядной блузке.

Подчёркивают грамматическую основу, подписывают части речи, выделяют окончания, подписывают падеж.

Выписывают словосочетание по схеме

 нарядной блузке

 Доказывают:

Падеж, род, число, скл им сущ.

  1. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)

Запишите ответы на вопросы используя словосочетания в скобках и предлоги.

Тренажёр с. 57, упр7

Записывают ответы в тетрадь. Объясняют что сделали правильным оформлением по эталону (образцу на доске)

  1. Физкультминутка
  2. Применение знаний и умений в новой ситуации.
  1. Устно прочитать текст. Учитель предлагает задание на  С. 46 упр. 99
  2. Определить тему текста.«В этом тексте говорится о...»Определяют тему - волшебный багульник
  3. Определить главную мысль текста. «Автор хотел показать...»Выделяют главную мысль - важно видеть необычное в обычных вещах
  4. Подборка заголовка. Учитель просит подобрать заголовок. Предлагают варианты заголовков, обсуждают. Приходят к единому мнению.
  5. Подготовка к изложению. Учитель сообщает о памятке на стр. 150. подготовка к изложению.

Работа со сложными словами.

  1. Устный пересказ. Создаёт условия для устного пересказа.Устно пересказывают текст. Выслушивают друг друга.
  2. Актуализация знаний.

-Из каких частей состоит текст. Дети отвечают - абзацы.

На письме абзацы начинаются с красной строки.

-Как оформляем текст на письме. Дети отвечают и составляют план.

-Что такое план текста? Дети отвечают и составляют план.

Организует самостоятельную деятельность учащихся. Пишут изложение в тетрадь.

  1. Контроль. Предлагает проверить изложение по критериям:

-соответствует ли текст теме и главной мысли.

- понятны ли, те чувства, которые хотели передать;

- Понятно ли содержание;

- удачно ли выбраны слова и выражения, нет ли повторов;

- грамотно ли записан текст.

  1. Домашнее задание.Предлагает рассмотреть домашнее задание упр. 102 с. 47. Читают задание. Задают вопросы.
  2. Рефлексия.

Какие затруднения встретились при подготовке к изложению.

Как удалось преодолеть их?

Чему следует учиться ещё?

Анализируют работу над изложением и её результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык (4 класс) Тема. Обобщение сведений о падежах имен существительных.

обобщить знания учащихся об особенностях падежей; формировать навыки определения падежа имени существительного по вопросу, предлогу, роли в предложении; воспитывать аккуратность, взаимовыручку, поддер...

Технологическая карта урока – монопроекта по русскому языку 2 класс

Технологическая карта урока – монопроекта по русскому языкупо теме: «Имена существительные собственные» в рамках ФГОСПредмет: русский языкКласс: 2УМК: «Школа России»...

Технологическая карта Урок-проект по русскому языку 3 класс Тема урока: Проект «Семья слов».

Технологическая картаУрок-проект по русскому языку 3 классТема урока: Проект «Семья слов»....

Технологическая карта урока русского языка (3 класс). Тема: "Обобщение знаний об имени прилагательном". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение полученных знаний об имени прилагательном как части речи, закрепление навыка определения рода, числа и падежа имен прилагательных.Планируемые результаты: Пре...

Конспект урока по русскому языку (3 класс). Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном. Словарный диктант. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:- закрепление у учащихся  знаний об имени прилагательном.Планируемые результатыПредметные:- знать значение термина «прилагательное»;- уметь отличать прилагат...

Конспект русского языка (2 класс). Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение знаний о понятии «прилагательное» (значение, вопросы, роль в предложении); формирование орфографического навыка; развитие умения употреблять имя прилаг...