Разработка урока русского языка "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Кривенко Елена Викторовна

Разработка урока русского языка "Наречие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narechie.docx30.48 КБ
Office presentation icon narechie_4_klass.ppt1 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: обобщение знаний о наречии.

Цель урока:

- обобщить и систематизировать знания о наречии;

- закрепить умение употреблять наречие в устной и письменной речи; - расширить словарный запас учеников;  

- формировать потребность к новым знаниям;  

- развивать активность, любовь к русскому языку;

- учить ребят сравнивать, обобщать, делать выводы.

Оборудование: мультимедийная презентация по теме " Наречие"; набор карточек; таблицы; опорные схемы; исследовательские карточки; учебник Поляковой "Русский язык" 4 класс.

Пояснительная записка.

К обобщающему уроку была проведена большая подготовительная работа:

учащиеся работали с исследовательскими карточками, опорными схемами, таблицами, получали нестандартные задания исследовательского и познавательного характера. Ребята самостоятельно готовили презентации и использовали в них занимательный материал, игры, ребусы, тесты, кроссворды, карточки-тренажёры. Всем понравились задания "Образуй наречия",  "Найди ошибку", "Составь наречие", "Это интересно". После экскурсии в лес на уроках развития речи составили словарь наречий по данной теме, написали сочинение-миниатюру "Зимний лес", используя наречия.

Ребята учились работать с дополнительными источниками: справочниками, словарями, энциклопедиями, ресурсами Интернета.

Данный урок завершает изучение темы "Наречие". В соответствии с целями урока выбран такой вид компьютерной поддержки, как мультимедийная презентация. Она способствует формированию положительно учебной мотивации, даёт возможность учащимся проверить свои знания и умения по изученной теме.

Мультимедийная презентация используется на протяжении всего урока. К каждому этапу урока подготовлены слайды, содержащие теоретическую информацию, и слайды с заданиями, требующими практического применения знаний. И в подборе заданий и при подготовке дидактического материала, и в ходе проведения урока принимали участие сами дети.

Ход урока.

1.        Организационный момент.

-У нас сегодня необычный урок. Сегодня у нас много гостей. Давайте поприветствуем их.                                                                             Слайд №1

2.        Проверка домашнего задания «Буриме».

- К сегодняшнему уроку вы получили задание: составить стихотворение по заданным рифмам.                                                    Слайд №2

………………………….молодо              ………………. высоко

………………………….зелено               ………………. далеко

…………………………..хорошо              ………………. весело

……………………………красиво              ……………… глубоко

Далеко над лесами,

Высоко над горами солнце встаёт.

Глубоко, широко и светло всем лучи раздаёт.

И весело птицы поют, и люди смеются, и дружно живут.

***

Мы отправили кораблик очень-очень далеко,

Несмотря на то что в речке было страшно глубоко,

Пролетают в синем небе стая птичек высоко.

И совсем ему не страшно, а скорее весело.

***

На доске лучшая работа                                                                       Слайд №3

В небе сияла звезда высоко,

И отправились волхвы за ней далеко,

С тех пор в рождение Бога-сына

Верят люди глубоко.

И встречают Рождество очень-очень весело.

  • -Что понравилось в этом стихотворении?
  • -Назовите наречия.

3. Постановка цели урока. Сообщение темы урока.               Слайд №4

На доске слова:         быстро, думай, медленно, работай, а

- Из данных слов составить высказывание, которое станет девизом нашего урока.

Думай медленно, а работай быстро. 

- Молодцы, правильно составили девиз нашего урока.

- Откройте тетради, запишите число, тему урока и девиз           Слайд №5

- Как вы  понимаете это высказывание?

- Назовите наречия.

- На какие вопросы они отвечают?

4. Актуализация опорных знаний.

- Используя наречия, скажите как бы вам хотелось работать сегодня на уроке. (правильно, вдумчиво, активно, дружно, аккуратно, творчески).

- Каковы задачи урока?

(Научиться выделять наречия среди других частей речи, ставить к ним вопросы, составлять предложения)

- Прежде всего проверим теоретические знания по теме "Наречие" и проведем блиц-опрос.

Работа в парах.

Дети задают друг другу вопросы по пройденной теме.

  • Что такое наречие?
  • На какие вопросы отвечают наречия?
  • Как изменяются наречия?
  • Какие разряды наречий вы знаете?
  • Как образуются наречия?
  • К какой части речи относятся?
  • Что обозначает наречие?
  • Чем обычно являются в предложении?
  • Главный морфологический признак наречия?

5.Решение учебных задач                                                                 Слайд №6

а)  Ребята давайте повторим как образуются наречия.

  • Какая часть слова сохраняется при образовании наречия?
  • Какая отбрасывается?
  • Какая присоединяется?

Найдите в стихотворении прилагательные, образуйте от них наречия, запишите полученные слова и определите способ образования наречий.                                                                                                 Слайд №7

Лежит пушистая

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая!

Пушисто, смело, чисто, бело, морозно, упруго, здорово, шумно, заново, снова.

б)  Посмотрите на доску, прочитайте первую пословицу.

  • За всякое дело берись умело.

Как вы понимаете её значение?

Найдите наречие.

На какой вопрос оно отвечает?

К какому слову оно относится?

С каким словом связано это наречие?

Далее ученики выполняют задание самостоятельно.               Слайд №8

  • Без друга в жизни туго.
  • Яблоко от яблони недалеко падает.
  • За край родной иди бесстрашно в бой.
  • Всё хорошо, что хорошо кончается.
  • Много спать дело не знать.
  • Дружно за мир стоять - войне не бывать.

Проверка задания.

-Объясните свой выбор.

- Что помогло вам правильно выполнить это задание.

в)  Для чего нужны наречия в нашей речи?

-Правильно, наречия делают нашу речь более точной, выразительной, эмоциональной.

-А теперь замените фразеологизмы, словами синонимами, используя наречия.

-Прежде чем выполнить это задание, давайте вспомним, что такое синоним?                                                                                             Слайд №9

-Каким наречиями можно заменить этот фразеологические обороты?

  • Пальчики оближешь.
  • Битый час.
  • Днем с огнем.
  • Кот наплакал
  • На край света.
  • Откуда ни возьмись.
  • Чуть свет.
  • Как снег на голову.

Проверка выполнения задания.

-Устно придумайте предложение с этими наречиями.

6.Физкультминутка.                                                                        Слайд №10

Под музыку дети выполняют действия и называют наречия.

Шагом, влево, вправо, кругом, вверх, высоко, вниз, вприпрыжку, весело, дружно, направо, налево, шагом, спокойно.

У доски два ученика работают на отдельных сторонах, выполняют задания по карточкам. ?                                              Слайд №11

Карточка № 1.

Запишите к данным глаголам наречия.

Играют-..., сверкает-..., горят-..., катаются-..., едут-..., сияет -., смеются-.., скользят-.., трещит-..., веселятся-...

Карточка № 2.

Допишите глаголы к данным наречиям.

....- весело, .....-кубарем, ....- звонко, ....-быстро. ...-глубоко, ...далеко, ...-дружно, ....-стремглав.

Проверка этого задания осуществляется на электронной доске.

Как образуются наречия?                                                                  Слайд №12

-Почему в одних случаях пишется суффикс О, а в других А?

-От чего это зависит?                                                                       Слайд №13

-Какие приставки имеют наречия с суффиксом А на конце (ИЗ, ДО, С)

-Какие приставки имеют наречия с суффиксом О на конце (В, НА, ЗА)

- Приведите примеры.

г)  Пользуясь опорной схемой, запишите в один столбик наречия с суффиксом -а-, в другой столбик с суффиксом -о-.

Слев.., снов.., досух.., направ.., засветл.., влев..., наглух.., издалек.., докрасн.., издавн...                                                                            Слайд №14

-Кто выполнил работу без ошибок?

Какие знания помогли справиться с заданием?

7. Проверка выполнения заданий на карточках.

8. Практическая работа по применению наречий.             Слайд №15

-Сегодня на уроке мы напишем мини-сочинение на тему "Зимние забавы", используя наречия.

Класс делится на две команды. Кто больше назовет наречий.

(весело, близко, далеко, кубарем вниз, наконец, днем, кругом, втайне, вихрем, налево, направо, прямо, звонко, прямо, свежо, жгуче, хорошо, неуклюже, досуха, докрасна, засветло, добела, сверху, спереди, вблизи, смешно)

Устно учащиеся составляют предложения по заданной теме и записывают их в виде мини-сочинения. Лучшие работы зачитываются.

9.Инструктаж домашнего задания.                                          Слайд №16

-Откройте учебник Поляковой, найдите упражнение №219, прочитайте задания.

10. Рефлексия.                                                                                   Слайд №17

-Сегодня в течение всего урока мы исследовали наречие, стараясь понять его особенности. Как же мы теперь охарактеризуем эту часть речи? (ответы детей)

-Что нового мы узнали на уроке?

-Что больше запомнилось и понравилось на уроке?

  • На уроке мне было: (выбрать нужные наречия)
  • Список наречий на слайде
  • Хорошо, весело, интересно, ужасно, отлично, скучно, радостно, страшно, дружно, смешно, грустно, приятно.

Литература.

1. Полякова А.В. Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы.-М., "Просвещение", 2014

2.Чистякова Н.А., Чистяков С.С. Обучение основным навыкам работы с персональным компьютером.- Великий Устюг, 2004.

3. Ресурсы Интернета.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока : « Наречие» Составила и провела учитель начальных классов Кривенко Елена Викторовна

Слайд 2

МЕДЛЕННО А ДУМАЙ РАБОТАЙ БЫСТРО

Слайд 3

Думай медленно , а работай быстро .

Слайд 4

…………… молодо ………… высоко …………… зелено ………… далеко …………… хорошо ………… весело …………… красиво ………… глубоко В небе сияла звезда высоко И отправились волхвы за ней далеко С тех пор в рождение Бога – сына Верят люди глубоко, И встречают Рождество очень- очень весело.

Слайд 5

Место действия : где? куда? откуд? Время действия : когда? Образ действия: как? каким образом?

Слайд 6

Лежит пушистая, Снежинка смелая. Какая чистая, Какая белая ! Мы любим дни морозные, Кругом упругий лёд, Здоровый смех весёлый И шумный Новый год! пушисто смело чисто бело морозно упруго здорово шумно заново снова

Слайд 7

Укажите в данных словах наречия и те слова, к которым они относятся. За всякое дело берись умело. Без друга в жизни туго. Яблоко от яблони недалеко падает. За край родной иди бесстрашно в бой. Все хорошо, что хорошо кончается. Много спать дело не знать. Дружно за мир стоять – войне не бывать.

Слайд 8

Замените фразеологические обороты словами - синонимами . Пальчики оближешь - вкусно Битый час – долго Днем с огнем – трудно Кот наплакал – мало На край света – далеко Откуда ни возьмись – внезапно Чуть свет – рано Как снег на голову – неожиданно

Слайд 10

Карточка № 2 Запиши к данным глаголам наречия Играют - …, сверкает - …, горят - …, катаются - …, едут - …, сияет - …, смеются - …, скользят - …, трещит - …, веселится - … Допишите глаголы к данным наречиям Карточка № 1 … . – весело, …. – кубарем, …. – звонко, …. – быстро, …. – глубоко, … - далеко, …. – дружно, …. – стремглав.

Слайд 12

Правописание наречий с приставками ИЗ ДО С В НА ЗА ПИШИ А ПИШИ О из давн а до красн а с лев а в лев о на прав о за светл о

Слайд 13

Слев…., снов…., досух…., направ…, засветл…, влев…., наглух…., издалек…., докрасн….., издавн…. С ЛЕВ А С НОВ А ДО СУХ А ИЗ ДАЛЕК А ДО КРАСН А ИЗ ДАВН А НА ПРАВ О ЗА СВЕТЛ О В ЛЕВ О НА ГЛУХ О

Слайд 14

Зимние забавы

Слайд 18

Домашнее задание. Стр. 13, упр. 219.

Слайд 19

На уроке мне было: Хорошо, весело, интересно, ужасно, отлично, скучно, радостно, страшно, дружно, смешно, грустно, приятно.

Слайд 20

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)

Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...

Разработка урока русского языка и презентация к уроку по теме " Разбор глагола по составу"

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению алгоритма морфологического разбора глагола. Содействовать развитию у школьников умения структури...

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме урока «Употребление и правописание частицы не с глаголами».

На уроке дети знакомятся с новой частью речи - частицей и учатся правильно (раздельно) её писать с глаголами....

Разработка урока русского языка в 3 классе. Тема урока"Части слова. Окончание и основа"

Разработка урока русского языка в 3 классе. Тема урока "Части слова. Окончание и основа"....