Программа для детей с билингвизмом 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Грудцына Наталья Михайловна

Сейчас наиболее актуальна в Российских школа проблема билингвизма. Многие учителя начальной школы с этим сталкиваются. Для данной категории детей необходима специальная программа дополнительной помощи в усвоении русскогог языка и литературы. Данная программа внеурочной деятельности поможет вам решить эту проблему. Успехов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_bilingvizm.docx46.75 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.Малиновский»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Обучение русскому языку детей-билингвов»

для учащегося 1 класса Тургунбаева Абубакара

разработчик:  Грудцына Наталья Михайловна,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

пгт. Малиновский 2024

Актуальность проблемы

    Одним из результатов развития современного общества являются миграционные процессы, приводящие к появлению в школах детей, плохо владеющих русским языком, вследствие чего возникает проблема совместного обучения русскоговорящих детей и детей, для которых русский язык – неродной.  Таких детей называют «билингвами», «инофонами», «иноязычными учащимися». Уровень владения русским языком этой категории учащихся не соответствует требованиям, предусмотренным государственным образовательным стандартом. Учащиеся-билингвы чаще всего плохо читают, у них бедный словарный запас, они не воспринимают переносное значение слов, не могут давать ответы на поставленные вопросы и не могут своими словами пересказать текст. Такие учащиеся не владеют общеучебными умениями в силу слабого владения русским языком.

        По результатам внутришкольного контроля и обследования школьников в период адаптации первоклассников были выявлены проблемы школьной дезадаптации ученика 1 класса Тургунбаева Абубакара.  Мальчик с трудом усваивает русский язык и чтение, плохо запоминает образ букв (печатный и письменный), с трудом соотносит образ буквы с ее звучанием, не выполняет звуковой анализ слов. Словарный запас русского языка ниже нормы. Грамматический строй речи страдает, т.к. дома разговаривают на родном языке.

Цель программы: создание благоприятных условий для повышения качества обучения русскому языку и успешного освоения программного материала учебных предметов.

Задачи:

  1. Создать и адаптировать систему работы по формированию и обучению основам русского языка, обогащению словарного запаса, развития фонематического слуха, основ устной и письменной речи младшего школьника.
  2. Научить читать в пределах нормы первоклассника, переводить текст с печатного в письменный, писать под диктовку.

   Основной формой работы с обучающимся является занятие, каждое из которых должно быть интересным для ребенка. Используются разнообразные  игры, в том числе дидактические, физкультминутки, песни, мультфильмы, презентации, сказки.

Программа ориентирована на обучающегося  1 класса Тургунбаева Абубакара, рассчитана на 3 месяца (34 занятия). Занятия проходят во внеурочное время. Продолжительность занятия 30 мин. Количество занятий в неделю 2.

Методы и приемы работы

 Активное воздействие на личностную эмоциональную сферу ребенка в процессе овладения русской речью, которое достигается в игре, способствует решением одной из важнейших задач – формированию у первоклассника устойчивого интереса, положительного отношения к занятиям русским языком

    В ходе игр ребенок учится управлять движениями своих губ, языка, рта при произнесении русских звуков и слов, пользоваться ударением и интонацией для точной передачи смысла слова и предложения. Считать, что ребенок освоил звук, противопоставительный признак, тип ударения и интонации, можно лишь при условии, если ребенок правильно пользуется ими в собственной речи, при свободном выражении собственной мысли.

   Коммуникативный метод в работе по развитию речи реализуется в выполнении различного рода ситуативных упражнениях, основанных на учете факта зависимости содержания и речевого оформления высказывания от речевой ситуации.

  Изучая новый материал, следует учитывать, что усвоенные знания применяются учеником к новому материалу либо опосредованно, через другие определения и правила, либо непосредственно. В методике обучения выработана такая последовательность: работа под руководством учителя, работа по образцу, самостоятельное применение на основе знаний опознавательных признаков и существенных свойств языковых явлений

  Введение нового слова для русскоязычных детей направлено на формирование правописной грамотности (проговаривание слова, запись в словарик с послоговым проговариванием, постановка ударения, выделение орфограмм, объяснение орфограмм). При обучении русскому языку как неродному словарная работа – основное средство расширения словарного запаса учащихся.

   

Календарно-тематическое планирование

Кол-во часов

Тема занятия

Дата

план

факт

Школа. Я в классе. Я в школе. Я на уроке. Я после уроков. 

1

1

Я в классе. Я в школе. Речь.

2

2

Школа. Я на уроке. Звуки речи.

3

3

Школа. Я после уроков. Звуки гласные и согласные.

Мой дом. Моя семья, родственники. Где я живу. Моя квартира.

4

4

Моя семья, родственники. Гласные звуки и буквы.

5

5

Мой дом. Где я живу. Гласные п5ервого и второго ряда.

6

6

Мой дом. Моя квартира. Согласные звуки.

Мой день. В школе и дома. Мой распорядок дня. Мои любимые занятия. Помогаю маме и папе. Я жду гостей. Угощение.

7

7

Мой день. В школе и дома. Мой распорядок дня. Согласные твердые и мягкие.

8

8

Мой день. Мои любимые занятия. Помогаю маме и папе. Парные согласные по твердости и мягкости.

9

9

Мой день. Я жду гостей. Угощение. Непарные твердые и мягкие согласные.

Человек. Внешность. Характер. Профессии.

10

10

Человек. Внешность. Согласные звонкие.

11

11

Человек. Характер. Глухие согласные звуки и буквы.

12

12

Человек. Профессии. Парные по звонкости и глухости.

Человек. Части тела. Здоровье. Культура.

13

13

Человек. Части тела. Звукобуквенный анализ простых слов.

14

14

Человек. Здоровье. Слоги.

15

15

Человек. Культура. Ударение.

Время года. Погода. Что мы носим. Как мы играем.

16

16

Время года. Погода. Ударные и безударные гласные.

17

17

Время года. Что мы носим (сезонная одежда). Алфавит.

18

18

Время года. Как мы играем. Чтение загадок.

Животный мир. Домашние животные и их детёныши. Дикие животные. Кто где живёт?

19

19

Животный мир. Домашние животные и их детёныши. Заглавные буквы.

20

20

Животный мир. Дикие  животные. Чтение русских сказок.

21

21

Животный мир. Кто где живёт?  Сказка «Теремок».

Растительный мир. Дикие и культурные растения. Что где растет? Мы на природе.

22

22

Растительный мир. Дикие и культурные растения. Детские стихи. Рифма.

23

23

Растительный мир. Дикие и культурные растения. Что где растёт? Сказки Чуковского.

24

24

Питание. Что и когда мы едим. Знакомство с Маршаком.

Питание. Я за столом. Что и когда мы едим. В магазине «Продукты».

25

25

Питание. Я за столом. Русские скороговорки.

26

26

Питание. Что и когда мы едим. Русский небылицы, потешки.

27

27

Питание. В магазине «Продукты». Слова антонимы.

Магазин. Я в магазине. Универмаг. Одежда. 

28

28

Магазин. Я в магазине. Многозначные слова.

20

29

Магазин. Универмаг.  Скорочтение.

30

30

Магазин. Одежда.

Праздники. Календарь. Гости. Школьный праздник.

31

31

Праздники. Календарь. Проверка техники чтения.

32

32

Праздники. Гости. День рождения. Юбилей. Семейный праздник. Списывание с печатного текста.

33

33

Праздники. Контрольный диктант.

 Город. Я на улице. Транспорт.

34

34

Город. Я на улице. Игра «Я знаю русский язык»

Содержание занятий

1. Школа. Я в классе. Я в школе. Я на уроке. Я после уроков. 

1.1. Я в классе. Я в школе. Речь.

 Словарный запас. Школа, класс, столовая, туалет, коридор, лестница, ступенька, дверь, окно, стена, пол, потолок. Лампа, парта, стул, стол, доска, мел, тряпка, сумка, портфель, ручка, карандаш, фломастер, линейка, ластик. Книга, учебник, азбука, тетрадь, журнал, словарь, открыть, закрыть, нравится, звонок, перемена. Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Мальчик, девочка, учитель, ученик, ученица, директор, первоклассник, старшеклассник, человек – люди

Языковой материал. Что такое речь? Зачем нужна речь. Как общаются люди. Знакомство и вежливые слова.

1.2. Школа. Я на уроке .Звуки речи.

 Словарный запас. Читать, говорить, писать, спрашивать, отвечать, объяснять, слушать, сказать, рассказать, повторять, запоминать, забывать, показать, альбом, рисовать, краски, кисточка, рисунок, картинка, сидеть, место, стоять, внимательно, громко - тихо, хорошо - плохо, быстро - медленно, правильно - неправильно, аккуратно, страница, буква, слог, слово, алфавит, упражнение, домашнее задание, смотреть телевизор, мультфильм, сказка, герой, текст, рассказ, картинка.

Языковой материал. Звуки речи. Гласные и согласные. Звуковой анализ простых слов.

1.3. Школа. Я после уроков. Гласные и согласные звуки.

 Словарный запас. Группа продленного дня, кружок, заниматься, пластилин, лепить, ножницы, вырезать, цветная бумага, клей, клеить, приклеить, аппликация, библиотека, экскурсия, кружок, танцевать, петь, песня, читать стихи, конкурс, идти (в цирк, в кино, в театр, в музей), поездка, экскурсия, концерт, выставка, представление, фильм, кукольный театр, спектакль, программа, актёр, декорации, сцена, ряд, место, буфет, (не)интересный, смешной, скучный, страшный, хороший

Языковой материал. Звуки гласные и их образ в печатном тексте.

2. Мой дом. Моя семья, родственники. Где я живу. Моя квартира.

2.1. Моя семья, родственники. Гласные звуки и буквы.

Словарный запас. Семья, мой, дружный, любить, мама (мать), папа (отец), муж, жена, родной, родственники, родители, ребенок, дети, сын, дочь, брат, сестра, братишка, сестрёнка, малыш, младший, старший, двоюродный, бабушка, седой, очки, дедушка, борода, внук, внучка, тётя, дядя, племянник, старый, молодой, семейный альбом, фотография, уважать, работать, учиться, на пенсии, дома, ясли, детский сад.

Языковой материал. Образ гласных букв (печатный и письменный). Чтение, написание, проговаривание, выделение в слове.

2.2. Мой дом. Где я живу. Гласные первого и второго ряда.

Словарный запас. Дом, окно, подоконник, балкон, этаж, на первом /втором / третьем … этаже, лифт, квартира, комната, подъезд, почтовый ящик, многоэтажный, кирпичный. Дверь, звонок, ключ, замок, хозяин, хозяйка, соседи, жильцы (жилец), справа, слева, наверху, внизу, переехать, новоселье. Деревня, изба, избушка, крыльцо, колодец, крыша, печь, труба, сарай, скамейка, забор, деревянный, каменный, соломенный.

Языковой материал. Гласные звуки и буквы первого и второго ряда. Их значение.

2.3. Мой дом. Моя квартира. Согласные звуки.

Словарный запас. Прихожая: вешалка, зеркало, телефон, выключатель; кухня: холодильник, газ, газовая / электрическая плита, кухонный стол, посудная полка; ванная: раковина, водопроводный кран, душ, мыло, полотенце; спальня: кровать, одеяло, подушка, постель: простыня, пододеяльник, наволочка; будильник, будить; гостиная: книжный шкаф, обеденный стол, журнальный стол, диван, кресло, ковер, телевизор, радио, картина, часы, настольная лампа, люстра, коробка, удобный, уютный, светлый. Лежать, висеть, стоять, находиться.

Языковой материал. Согласные звуки. Твердые и мягкие. Проговаривание. Чтение слогов. Написание слогов.

3. Мой день. В школе и дома. Мой распорядок дня. Мои любимые занятия. Помогаю маме и папе. Я жду гостей. Угощение.

3.1. Мой день. В школе и дома. Мой распорядок дня. Согласные твердые и мягкие.

Словарный запас. Дни недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье, вчера, сегодня, завтра. Учиться / отдыхать. Утро, день, вечер, ночь; утром: завтрак (завтракать), идти /ехать в школу, урок(и), расписание; днем: обед (обедать), гулять, школьный двор, прогулка, игра, играть, вместе, делать уроки; вечером: дома, ужин (ужинать); ночью: сон, ложиться, спать; луна, месяц, звёзды.

Распорядок дня: соблюдать режим, когда, в 7 часов, рано, поздно, вставать, умываться (душ, мыло, шампунь, полотенце), вытирать тело, лицо, закаляться, щетка, зубная паста, чистить, зарядка: поднять, опустить, присесть; расческа, причесать, одеваться, надевать, идти в школу, завтракать, в 2 часа (дня), обедать, в 7 часов (вечера), ужинать, в 9 часов (утра, вечера), ложиться - лечь, в 12 часов (дня, ночи).

Языковой материал. Согласные твердые и мягкие. Проговаривание. Запоминание. Чтение. Написание.

3.2. Мой день. Мои любимые занятия. Помогаю маме и папе. Парные согласные по твердости и мягкости.

Словарный запас. Поливать (цветы), пылесос, вытирать пыль, (чистить) ковер, веник, подметать, выбросить, мусор, помогать (папе): инструменты, молоток, пила, гвоздь, гайка, шуруп, плоскогубцы, гаечный ключ, ящик, прибить, отвёртка, чинить, ремонтировать, помогать (маме): готовить, варить, жарить, кипеть, стиральная машина, стирать, сушить, утюг, гладить, верёвка, вешать, белье, нитка, иголка, шить, пришить, зашить, пуговица.

Языковой материал. Работа с лентой букв. Чтение слогов, простых слов, написание слогов и простых слов. Слияние при написании.

3.3. Мой день. Я жду гостей. Угощение. Непарные твердые и непарные мягкие согласные.

Словарный запас. Гости, прийти (придут гости), ждать / встречать гостей, хорошее настроение, стелить скатерть, накрыть (на стол), поставить (на стол), печь пирог, торт, делать, резать салат, винегрет, вкусный, угощение, угощать, ходить в гости, поздравлять, желать (здоровья, успехов), дарить / получать, подарок.

Работа с русскими буквами и звуками. Работа с лентой букв. Работа с таблицами по развитию скорости чтения. Игры на запоминание образа букв печатных и письменных.

4. Человек. Внешность. Характер. Профессии.

4.1. Человек. Внешность. Согласные звонкие.

Словарный запас. Лицо, круглое, овальное, лоб, щека, щёки, розовый, брови, тонкий, глаза, карие, серые, голубые, нос, прямой, курносый, губы, улыбка, улыбаться, волосы, короткие, стрижка, длинные, косы, бант, кудрявый, причёсанный, лохматый, седой, светлый, тёмный, усы, борода, очки, рост, высокий, невысокий. 

Работа с русскими буквами и звуками. Согласные звонкие. Проговаривание. Запоминание образа букв печатного и письменного. Чтение слогов и их написание.

4.2. Человек. Характер. Глухие согласные звуки и буквы.

Словарный запас. Открытый, добрый, доброжелательный, честный, умный, способный, трудолюбивый, тихий, громкий, взгляд, голос, красивый, симпатичный, вежливый, грубый, грубиян, грубить, грустный, хмурый, весёлый, спокойный, активный, непоседа, непослушный, упрямый, аккуратный, замарашка, друг, подруга, друзья, помогать, не бросать в беде, товарищ, знакомый, незнакомый. Качества: ум, честность, зависть, грубость.

Работа с русскими буквами и звуками. Парные по звонкости и глухости согласные. Проговаривание, запоминание, чтение, написание. Звуковой анализ простых слов.

4.3. Человек. Профессии. Парные по звонкости и глухости.

Словарный запас. Хотеть быть (кем?), космонавт, лётчик, стюардесса, врач, учитель, художник, писатель, профессор, продавец, инженер, конструктор, строитель, маляр, каменщик, водитель, тракторист, комбайнер, крестьянин, ветеринар, повар(иха), ткачиха, военный, бизнесмен, банкир, менеджер, политик, президент, руководитель, руководить, лечить, строить, водить, выращивать, продавать, защищать, завод, фабрика, институт, ферма.

Работа с русскими буквами и звуками. Работа со слоговыми схемами. Чтение, написание, проговаривание. Запоминание образа букв.

5. Человек. Части тела. Здоровье. Культура.

5.1. Человек. Части тела. Звукобуквенный анализ простых слов.

Словарный запас. Голова, думать, руки, делать, ноги, ходить, бегать, плечи, живот, спина, шея, поворачивать, глаза, смотреть, плакать, слеза (слёзы), нос, нюхать, губы, улыбаться, зубы, жевать, рот, есть, горло, глотать, язык, разговаривать, ухо, уши, слушать, палец (пальцы), брать, бегать, стоять, сидеть, прыгать, бросать, ловить, держать.

Работа с русскими буквами и звуками.  Основы звукобуквенного анализа. Алгоритм выполнения. Работа с лентой букв и звуков.

5.2. Человек. Здоровье. Слоги.

Словарный запас. Болеть, вызвать врача, срочно, скорая помощь, 03, позвонить, детский, зубной, терапевт, хирург, лечить, кабинет, регистратура, талон, карта, рецепт, лекарство, выписать, болезнь, насморк, кашель, грипп, бронхит, градусник, температура, таблетка, витамины, капли, капать, укол, постельный режим, сломать, перелом, гипс, обжечь, ожог, порезать, порез, ударить, синяк, упасть, ссадина, рана, мазь, бинт, йод, забинтовать, помазать, дезинфицировать.

Работа с русскими буквами и звуками. Деление слов на слоги. Чтение по слогам. Написание слогов. Проговаривание.

5.3. Человек. Культура. Ударение.

Словарный запас. Герой, волшебник, сказка, Баба Яга, Кощей Бессмертный, Иван царевич, Иванушка дурачок, царевна-лягушка, Василиса Премудрая, золотая рыбка, жар-птица, колобок, 28 курочка ряба, Емеля, сивка-бурка, русалка, леший, домовой, три богатыря, Илья Муромец, былина, Айболит, Буратино, Винни-пух.

 Работа с русскими буквами и звуками.  Ударение в словах. Ударные гласные. Нахождение ударения.

6. Время года. Погода. Что мы носим. Как мы играем.

6.1. Время года. Погода. Ударные и безударные слоги.

Словарный запас. Лето, осень, зима, весна; солнце, небо, ветер, туча, облака, воздух, свежий, чистый. Лето: жарко, ярко светит солнце, цвести (деревья и цветы), спеть (фрукты, ягоды), радуга: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Осень: холодно, прохладно, тучи, дуть, сильный, ветер, (идти), лить, моросить, дождь, лужи, скучно, разноцветный ковер, листья красные, желтые, собирать урожай. Зима: холодно, мороз, морозно, туман, стужа, вьюга, метель, град, снег (идти), падать, сугроб, снежинка, снежная баба, снеговик, лепить, лёд, гололёд, замёрзнуть (река). Весна: тепло, таять, растаять, снег, сосулька (на крыше), подснежник, проталина.

Работа с русскими буквами и звуками. Звукобуквенный анализ слов с делением слов на слоги и постановкой ударения.

6.2. Время года. Что мы носим (сезонная одежда). Алфавит.

Словарный запас. Лето: юбка, шорты, майка, футболка, купальник, платье, джинсы, рубашка, кепка, кроссовки, босоножки, носить, одежда, обувь, надеть, застегнуть, растегнуть, молния. Весна, осень: куртка, плащ, кофта, джемпер, свитер, шапка, платок, перчатки, кожаные, резиновые сапоги, ботинки, туфли, зонт. Зима: шуба, меховая, шерстяная шапка, валенки, варежки.

 Работа с русскими буквами и звуками. Знакомство с алфавитом. Заучивание печатного образа букв. Печатание букв. Копирование слов, слогов, предложений. Послоговое чтение.

6.3. Время года. Как мы играем. Чтение загадок.

Словарный запас. Спортивные игры, соревнования, эстафета, бег, флаг. Лето, каникулы: плавать, бассейн, море, река, загорать, кататься на велосипеде, на роликах, бегать, прыгать, играть в мяч, в футбол, в волейбол, залезть (на дерево). Зима: кататься на санках (с горы), кататься на лыжах (лыжи), на коньках (коньки), играть в хоккей, лёд, каток, клюшка, шайба, ворота, играть в снежки.

Работа с русскими буквами и звуками. Чтение русских загадок. Придумывание загадок. Печатание русских загадок. Списывание с печатного в рукописный.

7. Животный мир. Домашние животные и их детёныши. Дикие животные. Кто где живёт?

7.1. Животный мир. Домашние животные и их детёныши. Заглавные буквы русского алфавита.

Словарный запас. Животные, домашние: кот - кошка - котенок, собака-щенок, петух, курица-цыплёнок, яйцо, корова - телёнок, лошадь - жеребёнок, свинья - поросёнок, коза-козлёнок, утка, гусь, баран, овца, индюк; цыплята, козлята, поросята (один – много, маленький - большой). Рога, клюв, пасть, хвост, усы, лапа, крыло, перо, шерсть, когти, копыта, бодать, вилять, царапать, кусать. Мяукать, лаять, мычать, кукарекать; корм, кормить, клевать, давать (молоко).

Работа с русскими буквами и звуками. Имена собственные -чтение, написание.

 7.2. Животный мир. Дикие животные. Чтение русских сказок.

Словарный запас. Дикие звери: волк, лиса, медведь, заяц, белка, кабан, лось, еж, мышь; медведица - медвежонок. Птицы: грач, чиж, дятел, ласточка, снегирь, соловей, сорока, сова, филин, кукушка, аист.29 Насекомые: жук, бабочка, гусеница, стрекоза, кузнечик, муравей, оса, пчела, (мёд), комар; паук, улитка, жужжать, жалить, яд. Рыбы: сом, щука, ёрш, лещ, карп, карась, окунь; рак. Хищник: орёл, коршун, рысь, хватать – схватить.

Чтение и письмо. Чтение сказки «Репка», «Колобок». Пересказ. Написание героев.

7.3. Животный мир. Кто где живёт? Сказка «Теремок».

Словарный запас. Нора, дупло, гнездо, берлога, пещера, муравейник. Рыть (нору), вить (гнездо), птенцы. Ящерица, крот, червяк, лягушка, черепаха, змея, ползать, прыгать, плавать, летать. Зоопарк, клетка: слон, жираф, верблюд, лев, тигр, обезьяна, крокодил, зебра, бегемот, носорог, попугай, олень. Природа, заповедник, пустыня, саванна, джунгли, болото, тундра, тайга. Море: дельфин, кит, акула, пингвин. Городские (птицы): ворона, голубь, синица, воробей, скворец, скворечник, кормушка. Прилетать, улетать.

Чтение и письмо. Чтение сказки «Теремок» Краткий пересказ. Печатание с печатного. Перевод печатного в письменный текст. Написание простых слов под диктовку.

8. Растительный мир. Дикие и культурные растения. Что где растет? Мы на природе.

8.1. Растительный мир. Дикие и культурные растения. Детские стихи. Рифма.

Лес: дерево, ветка, лист, ствол, корень, кора, береза, клён, дуб - жёлудь, сосна, ель - шишка, иголка; трава, тропинка, поляна, пень, ягода, земляника, гриб, орех. Сад: яблоня - яблоко, груша, слива, куст, малина, клубника, смородина. Садовый, цветок: роза, мак, гладиолус, георгин; лесной: ландыш, подснежник, полевой: колокольчик, ромашка, василек. Расти, собирать, корзина.

Чтение и письмо.  Чтение стихов А.Барто. Заучивание. Печатание с печатного. Перевод печатного в письменный текст. Написание простых слов под диктовку.

8.2. Растительный мир. Дикие и культурные растения. Что где растёт ? Сказки Чуковского.

Словарный запас. Огород, овощи: капуста, огурец, помидор, картофель, морковь, лук, свекла, кабачок, баклажан. Сажать, семена, росток, копать, лопата, поливать, лейка, грядка, убирать урожай. Поле: колос, зерно, пшеница, рожь, овёс, кукуруза, подсолнух, семечко, сеять. Коса, косить, сено. Трактор, комбайн, сеялка, убирать урожай. Бор, роща, чаща, дубрава; хвоя – хвойный, лист, листва – лиственный, камыш.

Чтение и письмо.  Чтение сказок Чуковского. Заучивание. Печатание с печатного. Перевод печатного в письменный текст. Написание простых слов под диктовку.

8.3. Растительный мир. Мы на природе. Знакомство с Маршаком.

Словарный запас. Поход, турист, турбаза, отряд, рюкзак, спальный мешок, маршрут, карта, компас, север, юг, запад, восток, местность, восход – заход (солнца). Гора, вершина, подниматься, спускаться, скала, остров, море, берег, пляж, река, ручей, родник, пруд, озеро, водоём, водопад. Лодка, весло, грести, разжечь, костёр, дым, дрова, сук (сучья), жечь, разжечь, спичка, котелок, кружка, миска. Ловить (рыбу), рыбак, охотиться, охотник, ружьё.

Чтение и письмо.    Чтение произведений Маршака. Перевод печатного в письменный текст. Написание простых слов под диктовку.

9. Питание. Я за столом. Что и когда мы едим. В магазине «Продукты».

9.1. Питание. Я за столом. Русские скороговорки.

Словарный запас.  Посуда, тарелка, мелкая, глубокая, ложка (чайная), вилка, нож, резать, хлеб, черный, белый, хлебница, сахар, сахарница, соль, солонка, сладкий, соленый, чашка, стакан, чайник, грязный, чистый, мыть (руки), салфетка, скатерть, сковорода, жарить, кастрюля, варить, крышка, половник, налить, есть, пить, чай, кофе, молоко, сок, вода, газированный, напиток.

 Чтение и письмо.    Чтение произведений русского фольклора. Перевод печатного в письменный текст. Написание простых слов под диктовку, звукобуквенный анализ слов близких по звучанию, но разных по написанию.

9.2. Питание. Что и когда мы едим. Русские небылицы, потешки.

Словарный запас. Масло, сыр, бутерброд, яйцо, салат, винегрет, каша, манная, рисовая, гречневая, геркулесовая, молочные продукты: творог, сметана, кефир, сырок, йогурт. Первое: суп, щи, борщ, второе: пюре, картошка, вермишель, рис, курица, мясо, рыба, котлета, омлет, плов; третье: компот, какао, кисель. Десерт: яблоко, банан, апельсин. Горячий, холодный, вкусный, невкусный, кислый, горький. Жарить - жареный (сковорода), варить - варёный, (кастрюля), кипеть – кипячёный, кипяток (чайник ).

Чтение и письмо.    Чтение произведений русского фольклора. Перевод печатного в письменный текст. Написание простых слов под диктовку, звукобуквенный анализ слов близких по звучанию, но разных по написанию.

9. 3. Питание. В магазине «Продукты . Слова антонимы.

Словарный запас. Отделы: овощи, фрукты, мясо, рыба, хлеб, кондитерский, молочный. Фрукты и овощи: виноград, арбуз, дыня, мандарин, лимон, киви, абрикос, персики, гранаты, картофель, помидоры, огурцы, капуста. Хлебные изделия: батон, буханка, булочка, пирог, пирожок, ватрушка, сушка, баранка; торт, пирожное. Продукты (мясные и молочные): колбаса (батон), сосиски (штука), ветчина (кусок); сметана (упаковка), творог, кефир, йогурт. Мука, крупа (манка - манная, гречка гречневая, рис, пшено), макароны.

Чтение и письмо.    Игры со словами. Перевод печатного в письменный текст. Написание простых слов под диктовку, звукобуквенный анализ слов близких по звучанию, но разных по написанию. Слова антонимы.

10. Магазин. Я в магазине. Универмаг. Одежда. 

10.1. Магазин. Я в магазине. Многозначные слова.

Словарный запас. Продавец - покупатель, покупать, купить, товары, витрина, касса, чек, цена, платить, деньги, сдача, дорого, дешево. Пакет (полиэтиленовый), банка (железная, стеклянная), бутылка (пластмассовая), коробка, пачка, упаковка. Сколько стоит? Рубль, 2 рубля, 5 рублей, менять, считать, тратить, деньги. Дать (дайте), взять (возьмите), выбирать, взвешивать (взвесьте), килограмм, полкило, 300 граммов, полбатона. Тяжело, легко, нести, корзина, сумка.

Чтение и письмо. Игры со словами. Перевод печатного в письменный текст. Написание простых слов под диктовку, звукобуквенный анализ слов близких по звучанию, но разных по написанию. Многозначные слова и их значение.

10.2. Магазин. Универмаг. Скорочтение.

Словарный запас. Отделы: одежда, обувь, головные уборы, мебель, посуда, электротовары, подарки, игрушки, спортивные товары, косметика, хозяйственный, книги. Одежда: мужская, женская, детская. Обувь: ботинки, сапоги, босоножки, кеды, кроссовки. Головные уборы: шапка, шляпа, бейсболка, кепка, платок, шарф. Мебель: кухонная (для кухни), офисная (для офиса), домашняя. Электротовары: холодильник, стиральная машина, фен, кофемолка, мясорубка, утюг. Хозтовары: посуда, инструменты, бытовая химия: моющие средства, щётка. Выбирать, нужный, подходить, дорогой, дешёвы.

Чтение и письмо. Игры со словами. Перевод печатного в письменный текст. Написание слов под диктовку, звукобуквенный анализ слов. Многозначные слова, антонимы, синонимы. Развитие скорости чтения по слоговым таблицам.

10.3. Магазин. Одежда. Проверка техники чтения.

Словарный запас. Верхняя одежда: пальто, шуба, куртка. Бельё (нижняя одежда): трусы, майка, колготки, носки, лосины. Детская, женская, мужская одежда.31 Спортивная (спортивный костюм), рабочая (комбинезон), деловая (костюм, галстук), домашняя / для дома (халат, тапочки, пижама), праздничная (вечернее / бальное платье) одежда. Мерить, размер, зеркало, вешалка, мало, велико, идёт, модная, старомодная, подбирать, упаковать, комплект, доставить.

Чтение и письмо. Проверка техники чтения. Перевод печатного в письменный текст. Написание слов под диктовку, звукобуквенный анализ слов. Многозначные слова, антонимы, синонимы. Развитие скорости чтения по слоговым таблицам.

11. Праздники. Календарь. Гости. Школьный праздник.

11.1. Праздники. Календарь. Списывание с печатного текста.

Новый год, Рождество, 8 марта (женский день), 23 февраля, 9 мая (День победы), Новый год: Дед Мороз, Снегурочка, ёлка, новогодний, наряжать, украшать (ёлку), ёлочные игрушки, бусы, хлопушки, огни, гирлянда, шар, звезда, мишура, водить хоровод, подарок. Пасха: кулич, пасха, яйца, освящать, храм, свеча, крестный ход. День победы: победа, мир, парад, Красная площадь, флаг, солдат, маршировать, ветеран, оружие, форма, ракета, салют. 8 марта: мамин день, женский праздник, мимоза, первые цвет.

Чтение пи письмо. Контрольное списывание.

11.2. Праздники. Гости. День рождения. Юбилей. Семейный праздник. Диктант.

Словарный запас: Пригласить (приглашать), поздравлять, подарок, выбирать, дарить, написать, открытка, букет, желать, веселиться, праздновать, сюрприз, угощать, угощение, торт, свеча, слушать музыку, танцевать. Масленица: блины, тройка, катание, нарядиться, провожать зиму, встречать весну, чучело, солома, соломенное.

Чтение пи письмо. Контрольный диктант.

11.3. Праздники. Работа над ошибками.

Словарный запас. Школьный праздник. 1 сентября (первое), первоклассник, первый учитель, начало учебного года, последний звонок, выпускник, закончить школу, школьный бал. Концерт, ведущий, номер, хор, солист, спектакль, карнавал, костюмы, декорации, сцена, занавес, ряд, зал, участвовать, выступать, репетировать, аплодировать, младшие / старшие класс.

 Чтение пи письмо. Контрольный диктант. Работа над ошибками.

12. Город. Я на улице. Транспорт.

12.1. Город. Я на улице. Игра «Я знаю русский язык».

Словарный запас Адрес, город, район, улица, проспект, дом, корпус, подъезд, жить, ехать, идти пешком, далеко, близко, недалеко. Дорога, переход, светофор, красный, стой, желтый, жди, зеленый, иди; метро, остановка, площадь, сквер, парк, аптека, ателье, банк, почта, письмо, ясли, детский сад, милиция, поликлиника, больница, прачечная, магазин, булочная, киоск, рынок.

Городской транспорт, наземный: автобус, трамвай, троллейбус, машина, легковая, грузовая (грузовик), микроавтобус, маршрутное такси. Метро (подземный транспорт): вагон, поезд, платформа, вагон, место, пассажир, водитель, касса, билет (туда и обратно), вход, выход, пересадка, станция, осторожно, 32 следующая, садиться (сесть), делать (сделать) пересадку, входить в (войти), выходить из (выйти), ехать, приехать.

 Чтение пи письмо. Игра «Я знаю русский язык».

Рекомендации при работе с детьми-билингвами

1. Регулярные индивидуальные занятия (работа с текстом: чтение вслух сначала учителем, а затем детьми; словарная работа; анализ, прочитанного текста; списывание с обязательным проговариванием; запись под диктовку с комментированием; написание сжатого изложения).

2. На уроках развития речи использование памятки-подсказки (при написании сочинений - словосочетания и отдельные предложения, дополнительное распределение их в соответствии с пунктами плана; при написании изложений -использование опорных слов, словосочетаний). Эта работа помогает вырабатывать навык правильного построения,  как отдельных предложений, так и целого текста.

3. На уроках изучения нового материала и закрепления организация выполнения заданий по образцу.

4. Поддержание мотивации успеха на уроке и во внеклассной работе.

5. Использование в работе следующих упражнений:

- словообразовательные (найдите корень и подберите однокоренные слова, образуйте от данных существительных прилагательные/ от данных глаголов существительные по образцу, продолжите словообразовательный ряд прилагательных/ глаголов с данной приставкой/суффиксом),

- составление тематических групп (выпишите из текста названия растений/профессий, характеристики предмета; выпишите в словарик названия деревьев, предметов одежды и т.п.),

- включение данного слова в словосочетание ( подберите к данному существительному прилагательное, к данному прилагательному существительное, подберите к данному глаголу существительное по образцу: читать  - что?, встретиться  - с кем?, рисовать – чем? и т.п.),

- введение данных слов в контекст (опишите картинку, используя данные слова, расскажите о семье, используя данные слова, составьте предложение с данным словом.

Требования к уровню коммуникативно-речевой компетенции обучающегося

Чтение.

1.Учащийся должен уметь прочитать и выполнить сформулированное задание (по русскому языку, математике и др. предметам).

2. Изучающее чтение. Учащемуся предъявляется текст по отработанной тематике объёмом 150 - 200 слов (от половины до 2/3 машинописной страницы). К тексту можно дать необходимый комментарий (грамматический, лексический, смысловой). Текст читается про себя без словаря. Скорость чтения не ниже 40 - 45 слов/ мин. Количество6 воспринятой информации - 80-90%. Показателем сформированности умения является количество и качество воспринятой информации.

3. Ознакомительное чтение. Учащемуся предъявляется текст по отработанной тематике объёмом 300 - 320 слов (одна страница машинописного текста). К тексту можно дать необходимый комментарий (грамматический, лексический, смысловой). Текст читается про себя со словарём. Скорость чтения не ниже 45-60 слов/ мин. Количество воспринятой информации не менее 70%. Показателем сформированности умения является количество и качество воспринятой информации.

Аудирование.

Учащемуся предъявляется текст по отработанной тематике объёмом 150 - 200 слов (половина страницы машинописного текста). Текст должен содержать не менее 30% избыточной информации. К тексту возможно дать необходимый комментарий (грамматический, лексический, смысловой). Текст предъявляется 2 раза. Скорость чтения не ниже 45 - 60 слов/ мин. Количество воспринятой информации не менее 70%. Показателем сформированности умения является количество и качество воспринятой информации. (Пересказ с опорой на вопросы).

Говорение.

1. Учащийся должен уметь вести диалог - расспрос с целью получения информации по заданной теме (ранее изученной) применительно к речевой ситуации. (Спросите, где находится..., Спросите, где живет..., Узнайте, как здоровье ..., Спросите, где можно купить... и т.д.). К концу курса количество стимулирующих реплик должно быть в пределах 6-8. Диалог-расспрос ведётся без подготовки.

2. Учащийся должен уметь устно воспроизводить прочитанное или прослушанное в виде монолога - воспроизведения (пересказ) с опорой на вербальные средства (план, опорные предложения, опорные слова), невербальные средства (схема, таблица, тематическая картинка). Монолог воспроизводится после 5 минутной подготовки. Показателем сформированности умения является соответствие логике изложения и заданной степени свёрнутости текста. Объём предъявляемого текстового материала до 100 слов. Тематика определяется списком изученных тем.

3. Учащийся должен уметь строить и продуцировать самостоятельное монологическое высказывание на определённую тему с опорой на вербальные и невербальные средства. Данный тип монолога представляет собой реализацию самостоятельной программы высказывания на основе комбинирования полученной ранее информации. На подготовку монолога отводится 10 минут. Время говорения 3-4 минуты. Показателем сформированности умения является адекватность монолога заданной теме, логичность изложения, длинна высказывания, темп речи.

4. Учащийся должен воспроизвести 2-3 выученных ранее стихотворения.

Письмо.

1.Учащийся должен уметь составлять в устной форме план прочитанного или прослушанного текста. Объём предъявленного текста от 150 до 300 слов. План может быть составлен в форме вопросов или назывных предложений. Показателем сформированности умения является адекватность отражения предъявленной информации и правильность её оформления в письменном виде.

2. Учащийся должен уметь излагать в устном виде полученную в письменной или устной форме информацию (изложение). Объём предъявляемого текста от 50 до 100  слов. Показателем сформированности умения является полнота отражения полученной информации и правильность её оформления в письменном виде.

Литература:

1) Чиршева Г. Н. Детский билингвизм: одновременное усвоение двух языков [2012]

2)  Наоми Штайнер. Иностранный как родной.  [2012]
Книга рассказывает о последних исследованиях, посвященных двуязычности, развеивает мифы о языке, придает сил, описывает что нужно делать и как помочь ребенку с развитием языка.

3) Н.Ю. Новицкий. 
Особенности функционирования мозга билингвов при выполнении речевых и общих когнитивных задач. (2016)

6)  Н. Фокина. Подари ребенку мир. Билингвальные дети везде как дома.
Автор – владелица сети билингвальных садов Sun School.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа обучения детей инофонов (1 класс) русский язык

Примерная рабочая программа (1 класс)  обучения детей инофонов....

Конкурсная программа для детей 1-4 классов "Русские богатыри".

Привитие навыков здорового образа жизни путём использования здоровьесберегающих технологий; обобщить знания детей об историии возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, ка...

Программа "Одаренные дети" (1-4 классы)

Программа "Одаренные дети" (1-4 классы)...

Конкурсная программа для детей 1 —4 классов «Русские богатыри»

Цель: привитие навыков здорового образа жизни путём использования здоровьесберегающих технологий;обобщить знания детей  об истории возникновения Руси,познакомить с русскими былинными богатырями, ...

Программа "Одарённые дети"(1-4 класс)

Программа "Одарённые дети "разработана для обучающихся начальной школы .Цель программы :Создание условий для выявления, развития и поддержки способных и одаренных детей, обеспечение их лично...

Адаптированные рабочие программы для детей ОВЗ 1подготовительный класс надомное обучение

Адаптированные рабочие программы для детей ОВЗ 1подготовительный класс надомное обучение.Основой для разработки образовательной программы являются следующие нормативно-правовые документы:   ...

Адаптированная программа для детей ЗПР, 1 класс

Адаптированная программа для детей ЗПР, 1 класс. Программа сопровождения детей с задержкой психического развития...