Методическая разработка урока русского языка: Поговорим о значении слова.Многозначные слова.
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Ткач Виктория Амаяковна

Данная разработка нацелена на правильное использование и  употребление в своей речи многозначных слов,расширение своего словарного запаса ,развитие интереса к изучению русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор конспекта: Ткач В.А. Конспект урока русского языка № 2: « Многозначные слова и их роль в речи».

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цели: осознание и осмысление новой учебной информации по теме «Многозначные слова», развитие умения употреблять многозначные слова в своей речи, расширение лексического запаса обучающихся с помощью словарей.

Задачи:

  1. формировать у учащихся потребность обращаться к словарям русского языка;
  2. показать детям на примерах необходимость расширения их словарного запаса;
  3. закрепить представление о слове как языковом знаке.

формы деятельности: коллективная, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа; урок проводится с использованием современных методов обучения: поисково-исследовательского, проблемного, наглядного, практического

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, учебник «Русский язык» Климановой Л.Ф., Т.В. Бабушкиной (М.: «Просвещение», 2015г.)

Используемые технологии:

  • Педагогика сотрудничества
  • ИКТ
  • Технология коллективной мыслительной деятельности
  • Игровые технологии

Ход урока.

Начинаем урок русского языка.

На столах у вас смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом, были внимательны, сосредоточены.

Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.

Это будет девизом нашего урока.

Запишите число и классная работа.

Я напоминаю вам о правильной посадке.

#1055;рочитайте высказывание известного русского писателя, нашего земляка, Михаила Александровича Шолохова

Величайшее богатство народа – его язык!
М. Шолохов
.

Как вы его понимаете?

Запишите высказывание с соблюдением норм каллиграфии. Поставьте ударение в словах и отметьте орфограммы.

#1048;зучение нового материала.

Прочитайте название раздела, над которым мы начнем работать.(с.95)

-Как вы думаете, какие знания вы сегодня получите?

(Узнаем что-то новое о словах, узнаем о значении слов, узнаем, у слов одно значение или несколько)

(Предлагаю упражнение-игру. Содержание соотносится с новой темой. На столе лежит коробка, на которой написано: «Всё свежее!»)

- Ребята, предположите, что может быть в этой коробке?

-Проверим ваше предположение.

(Достаю полотенце, хлеб, фрукты, газету)

- А что сюда не положили, но тоже может быть свежим? (воздух, ветер, идеи…)

- Что можем сказать о слове свежий?

-Какое открытие мы сделали о слове свежий?

-Как , вы думаете, как называются слова, у которых много значений?

(Многозначные)

-Сформулируйте тему урока. (На доске – Многозначные слова).

Правильно, тема нашего урока – многозначные слова.

Постановка первой учебной проблемы.

Запишите словосочетания со словом свежий

Свежее полотенце – чистое

Свежий хлеб – только испечённый

Свежая газета – только выпущенная

- -Каким является слово свежий? Почему?

Прочитаем правило с. 96.

Постановка второй учебной задачи.

-А как мы определили, что у слова свежий много значений?

(Использовали его с разными словами)

Постановка третьей учебной задачи.

-Значение слова определить непросто. Куда мы можем обратиться за помощью?

-Найдите в словаре слово свежий. Давайте уточним его значение.

-Что значит чистое полотенце? …..

-Проанализируйте свою деятельность, чем мы занимались на данном этапе?

(Искали слова в словаре, чтобы узнать их значение)

-Какой вывод мы можем сделать?

(Чтобы узнать значение слова посмотри в толковый словарь.)

-Подведем итог по схеме.

Схема (слайд) озвучить схему.

Проведем наблюдение.

Внимательно прочитайте предложение.

- Кто готов объяснить выбор букв? Постановку знаков препинания?

- Запишем предложение в тетрадь.

На тр.ве играют з.л.тые лучи в.сен.его со.нца лё.кий в.терок ш.лестит в з.лен. д.рев?ев.

(Запись с комментированием и объяснением орфограмм). Проверить с помощью сигнальных карточек. Подчеркните грамматические основы, запишите характеристику предложения.

-Как вы думаете, в предложении есть многозначные слова?(играют, золотые ). Докажите, что они многозначные. (Придумать словосочетания)

- Запишите в тетрадь словосочетания 3 словосочетания со словом золотая.

Записать на доске . Проверка. Как их понимаете?

Золотые сережки, золотая осень, золотые руки

-Объясните значения.

ФИЗМИНУТКА.

6. Постановка второй учебной проблемы.

Мы постараемся выяснить:- А зачем нужны многозначные слова?

- Давайте вернёмся к предложению, с которым работали вначале урока. Прочитайте его без многозначных слов.

- Какой вывод сделаем, зачем они нужны?

(Они делают речь богатой и выразительной)

- Вы правы, многозначные слова делают речь яркой, образной, поэтичной.

#1047;акрепление знаний. Т.З. № 555.

-Прочитайте стихотворение. Какими словами играет автор?

Воспользуемся словарем учебника.

-Найдите, сколько значений у слова бьют, заяц?

Запишите 2 стихотворения в свою тетрадь и объясните, как будете решать орфографические задачи.

#1054;братимся к учебнику. С.96 № 559.

-Почему мальчик попал в смешное положение?

(Он употреблял слова, значение которых не знает)

-Какой мы ему можем дать совет?

Прочитайте совет авторов.

А сейчас вы поработаете самостоятельно и попробуете применить полученные на уроке знания.

Действуйте по инструкции.(Слайд) Задание

Объясните значение слова

Найдите слово в толковом словаре.

Многозначное это слово или нет? Докажите правильность своего ответа.

Какие слова называются многозначными?

Подготовьте отчёт о работе по плану.

План отчёта

Я работал(а) со словом (назвать слово).

Это слово имеет____значений. Перечислить.

Это слово многозначное ( однозначное), потому что_____________________.

Вывод: Многозначными называются слова ________________.

Итог урока.

-Какие новые знания вы получили?

(Мы узнали, что у слова может быть несколько значений. Такие слова называются многозначными.

Чтобы узнать значение слова пользуйся толковым словарем)

#1056;ефлексия.

-Оцените свою деятельность на уроке по плану.

#1054;ценки за урок.

7. Домашнее задание.

- Для домашней работы я предлагаю задания по выбору. Одно – наиболее трудное, исследовательское. Вам нужно узнать, каких слов в русском языке больше – многозначных или однозначных. Для этого необходимо посчитать их количество в заданном тексте и сделать вывод.

Второе – более простое. Составить предложения с предложенными словосочетаниями.

- Спасибо за урок. Приятно было видеть лес рук. Вы замечательно работали! Глазки у вас горели! Вы золотые ребята!

1. Используя толковый словарь, определи, каких слов больше в тексте: однозначных или многозначных. Бежал краб по песчаному дну. Остановился. Задумался. Что-то неудобно стало в старой одежде. Пора её сбросить. Ведь за новым панцирем в магазин не идти. Сам вырастет. Напрягся краб, приподнял жёсткую крышку, продвинул в узкую щель тело. Дёрнулся неосторожно, и длинная нога сломалась. Не беда. Вырастет новая нога.

#1057;оставь предложения, используя словосочетания.

серебряный колокольчик – лиловый колокольчик

острый нож – острое слово

море впечатлений – бескрайнее синее море


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Значение суффиксов".

Урок соответствует требованиям ФГОС по программе "Школа России"....

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме "От значения слова - к правильной букве"

Данный материал содержит методическую разработку урока и презентацию к уроку...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема "Тематические группы слов"

Данная разработка поможет интересно провести данный урок. УМК "Перспектива"...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова." 2 класс , "Школа России.

Разработка урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова" составлена для 2 класса в виде технологической карты....

Методическая разработка урока русского языка для 3 класса. Тема: "Приставка. Её значение для образования новых слов".

На этапе актуализации ученики отгадывают словарные слова по лексическим загадкам, подбирают к ним подходящие по смысте глаголы. Выделяют приставки. Попадают в затруднение.По п...