Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Третье склонение имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Селиверстова Татьяна Николаевна

Цель урока: познакомить учащихся с существительными 3 склонения, ввести термин "третье склонение";развивать умение определять склонение имён существительных в косвенных падежах.

Задачи:

  • Познакомить с признаками имён существительных 3 – го склонения;
  • Учить выделять имена существительные 3 – го склонения;
  • Развивать умение классифицировать имена существительные по склонениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_trete_skloneni_imyon_sushchestvitelnyh_.docx28.07 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Тема:  «Третье склонение имён существительных»

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Цель урока: познакомить учащихся с существительными 3 склонения, ввести термин "третье склонение";развивать умение определять склонение имён существительных в косвенных падежах.

Задачи:

  • Познакомить с признаками имён существительных 3 – го склонения;
  • Учить выделять имена существительные 3 – го склонения;
  • Развивать умение классифицировать имена существительные по склонениям.

Планируемые результаты:

Личностные УУД

  • Формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
  • Формировать умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • Участвовать в творческом, созидательном процессе;
  • Формировать способность к самооценке своих действий, поступков;

Регулятивные УУД

  • Формировать у учащихся способность организовывать свою учебно-познавательную деятельность,
  • Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД

Формировать умения:

  • Осознавать познавательную задачу;
  • Читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников,
  • Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме,
  • Использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;

Коммуникативные УУД

Формировать умения:

  • Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
  • Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование урока: 
     · компьютер, телевизор 
     · учебник русского языка 
     · презентация к уроку 
     · листы -  пособия для работы в группах 
     · карточки со словами-помощниками
 

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • индивидуальная,
  • групповая,
  • коллективная.
  • игровая

Ход урока

Этап урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

1.  Организационный момент.

(Слайд 1)

- Добрый день! Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу и  прочитайте девиз нашего урока   "Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости". (Слайд 2)

-Ребята, вы будете  выполнять много упражнений, также будете оценивать свою работу. За правильный ответ на оценочном листе  ставим 1 балл. В конце урока вы посчитаете свои баллы, и переведёте  баллы в отметки.(Слайд 3)

 80-90 баллов- «5»

 60- 70 баллов-«4»

60-50 баллов-«3»

-Ребята, вы согласны с данными критериями? Если не согласны, то можем подкорректировать их в процессе урока.

-Удачи вам на уроке!

Улыбаются, настраиваются на урок.

Читают девиз урока.

 

Соглашаются с критериями оценивания.

2.Прверка домашнего задания.

(Слайд 4)

Откройте свои тетради. Про, как вы выполнили домашнее задание.

-Оцените свою работу.  

(Слайд 5)

  1.  Работа в тетради.

Запишите число, классная работа.

   

-Оценивают. Ставят баллы на оценочных листах.

3.Повторение

Цель: повторить изученные темы

(Слайд 6)

  1. Взаимотренажёр. Работа в парах.

Ответьте на вопросы, оцените друг друга.

-Что такое склонение имен существительных?

-какие  существительные относятся к первому склонению?

-ко второму склонению?

-сколько склонений  в русском языке?

(Слайд 7)

2.Работа по карточкам(с учётом дифференцированного подхода)

1 уровень: Определить склонение имён существительных
Аллея,  собачка,   дорога,   гвоздь, ведро, сад, окно,
дядя,   деревня,   речка,  стройка.
2 уровень: Вставить пропущенные окончания и определить падеж  и склонение имён существительных.
О цветк…, на стол…, в город…., по гор…, от двер…, на озер…, к кормушк…, из библиотек….

3 уровень: Записать подходящие по смыслу слова и определить склонение и падеж  имён существительных.

  • Телеграмма для______________.
  • Рассказ о __________________.
  • Сидит на __________________.
  • Сок из _____________________.
  • Гулял в ____________________.

(Слайд 8     ) Самопроверка

 

3.(Слайд  9)  Выполнить задание: Произнесите слова. Запишите данные слова буквами.

Ель, пыль, мышь, дверь, ночь

 Обменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените  работу.

Обратите внимание: Как вы думаете, на что вы должны    обратить внимание?  Что общего у этих слов?

Проблемный вопрос: Можно ли определить склонение  этих имён существительных?

1.Ученики отвечают на вопросы, за правильный ответ ставят балл на оценочном листе.

2 Самостоятельная работа.  Выбирают и планируют задание.

Комментируют после окончания.

Проводят самопроверку и самооценку.

- читают и записывают слова

Взаимопроверка.

-это существительные ж.р. с нулевым окончанием.

-Я думаю можно. Если поставить слово в начальную форму и определить окончание….

4. Построение проекта выхода из затруднения

 - Как вы думаете, как назовем эту   группу?

-Почему вы так думаете?

 (Слайд 10)

- Определите тему сегодняшнего урока.  - Какие задачи  поставим перед собой?

 Кто уже может предположить, какие имена сущ. относятся к 3 склонению?

- Где мы можем проверить наше предположение?

(Слайд 11)

Стр.97 правило.

- Верно ли оказалось наше предположение? Докажите.

- Какие имена существительные относятся к 3 склонению?

3 склонение.

Потому что мы знаем . что существительные бывают 1, 2, 3 склонения. Они не относятся ни к 1 ни ко2 склонению, потому что они ж.р. с нулевым окончанием.

-з склонение имён существительных.

Читают тему урока, ставят учебную задачу: узнать признаки имён существительных 3 склонения, учиться находить имена существительные 3  

Существительные Ж.р. с нулевым окончанием.

В учебнике.

Читают в учебнике.

5. Реализация построенного проекта.

Давайте составим алгоритм, по которому мы сможем определить имена существительные 3 склонения. (Слайд 12 , 13)

 1 шаг.

Поставить имя существительное в начальную форму.

2 шаг.

Определить род, выделить окончание.

3 шаг.

Слова ж.р. с нулевым окончанием относим к 3 склонению.

6. . Физминутка  

 Игра «Раз, два, три – склонение назови». (Слайд 14)

 Называются имена существительные. Если существительное

1-ого склонения все прыгают  хлопают,

2-ого – приседают,

3-его – выполняют наклоны.

Морковь, словарь, телефон, ласточка, метель, мыло, облако, поле, лошадь, лошадка, ладонь, ладошка, метро, кисточка, кисть.

 

 

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи..

(Слайд 15)

1. Работа по учебнику. Коллективное выполнение.  

Стр.97 упр.171

Прочитайте.  Докажите, что данные слова- имена существительные 3-го склонения.

Образуйте от каждого имени существительного однокоренное имя существительное 1-го склонения. Запишите слова парами по образцу. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

Комментированное письмо по цепочке.

Оцените свою работу.

(Слайд 16)

2.Работа со словарём. Работа в группах. Самостоятельная работа.  

Стр.97 упр170

Прочитайте слова. К какой части речи они относятся?

Что они обозначают?

На какие две группы их можно разделить?

какие слова вы могли бы поставить рядом со словом совесть?

Почему? Что такое совесть?

Найдите значение этого слова в толковом словаре.

Как вы это понимаете?

Какого человека называют совестливым?

Найдите значение этого слова в словаре.

Поработайте в группах и составьте предложение со словом совесть.

Прочитайте что у вас получилось.

 

Какой вывод мы можем сделать?

(Слайд 17)

Выполните самостоятельно письменное задание к упражнению. Какие слова вы записали? Почему?

Как вы разобрали слово жадность по составу?

Проверьте и оцените свою работу.

3.(Слайд  18) Работа в парах.

Стр.98 упр. 173 (устно)

Как определить склонение имён существительных в косвенной форме?

Выполните письменно разбор предложения.

 Читают слова.

К именам существительным, потому, что отвечают на вопрос что?

Они обозначают чувства человека, черты характера.

Их можно разделить на положительные и отрицательные черты характера. Или на существительные 2-го и 3-го склонения.

Скромность, справедливость, стыдливость, достоинство, благородство.

Скромность-это когда человек не переоценивает себя, справедливость-это когда человек относится ко всем без корысти, одинаково, стыдливость-это когда человеку за свои поступки стыдно, достоинство –это внутреннее чувство гордости., благородство-это умение прощать и заботиться о других.

Совесть- чувство ответственности за свои поступки.

Чувство нравственной ответственности перед обществом.

Поступающий по совести, стыдящийся поступать несправедливо.

1.У каждого человека есть совесть.

2.Совесть внутренний голос человека, который сопровождает его всю жизнь.

3.Совесть может быть и другом каждого человека.

4.Совесть может дать нужный совет в трудную минуту жизни.

5  Если ты сделал что то не так, то будешь чувствовать угрызение совести.

Вывод: совесть нужна каждому человеку, а также нужно её во всём слушаться! И тогда в твоей жизни всё будет хорошо!

Хитрость, шалость, жестокость, искренность, скромность, скупость, жадность, справедливость, стыдливость, лживость, совесть.Потому что это имена существительные ж.р. с нулевым окончанием.

Самооценка.

Обсуждают, являются ли выделенные слова именами существительными 3 склонения. Как определить?

Продолжают формулировку: «Чтобы узнать, относится ли имя существительное к 3 склонению, надо…»

Разбирают предложение по членам.

Надо поставить существительное в начальную  форму в И.п.. в ед.ч.. Метелью-метель ж.р. кулевое окончание, ь знак (3скл),свирелью-свирель   ж.р. кулевое окончание, ь знак (3скл). Да эти слова являются  именами существительными 3 склонения.

8.  рефлексия. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

1.Работа по  карточкам.(СЛАЙД 19)

Соедините стрелочками признаки имён существительных 3-го склонения.

Именительный падеж

Мужской род

Окончание -а, -я                                                        3 скл.

Женский род

Нулевое окончание в начальной форме

Средний род

Озвучьте свой выбор.

2.работа с таблицей. (Слайд  20, 21, 22,)

Заполните табличку-памятку, которую мы начали заполнять на предыдущих уроках…

Склонение

Род

Окончание

1скл.

М.р., Ж.р.

-а,    -я

2скл.

М.р., Ср.р.

-…,    -о,  -е

3скл.

Ж.р.

Какую пользу может принести эта  табличка-памятка?

 

Расставляют стрелочки.

зачитывают

Заполняют табличку.

Пользуясь этой табличкой, мы сможем определить тип склонения любого существительного и изменить его по падежам..

9. Подведение итогов урока.

10. Домашнее задание.

 

Назовите тему сегодняшнего урока. (СЛАЙД  23  )

- Какую цель мы поставили? Достигли поставленной цели?

Какие имена существительные относятся к 3 склонению?

(Слайд 24)

Оцените свою работу на уроке. Посчитайте свои баллы и поставьте   свою оценку.  

(Слайд 25 )

я узнал …

я понял …

мне было интересно …

мне было трудно …

(Слайд 26)

Запишите домашнее задание

Стр.97 выучить правило, упр.172.

(Слайд 27)

(слайд 28 ) Вот и прозвенел звонок

Спасибо, дети,  за урок.

Самооценка.

Записывают домашнее задание. Рассматривают задание. Составляют план выполнения.

 

Отмечают своё настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме " Склонение имён существительных" (3 класс, УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русского языка. Разработана в соответствии с образовательной программой....

Технологическая карта урока русского языка "Алгоритм определения падежа имени существительного" 4 класс

Технологическая карта урока русского языка "Алгоритм определения падежа имени существительного" в 4 классе содержит методические рекомендации и разноуровневые задания....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Род имен существительных"

Технологическая карта урока "Род имен существительных" по программе "Школа России"для 3 класса....

Технологическая карта урока русского языка на тему «Склонение имен существительных.»

Технолгическая карта урока русского языка в 3 классе. на тему "Склонение имен существительных"...

Технологическая карта урока русского языка "2-е склонение имен существительных" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование умений определять имена существительные 2-ого склонения.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся спризнаками имен сущ...