Конспект урока по русскому языку 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Обухова Анастасия Леонидовна

Конспект урока по русскому языку 1 класс.

Цели: познакомить учащихся с согласными звуками [с], [с′], буквой С с; развивать речь, память, логическое мышление.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_ss_zvuki_s_s.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

ЗВУКИ [с],[с'], БУКВА Сс

Цели: познакомить учащихся с согласными звуками [с], [с′], буквой С с; развивать речь, память, логическое мышление.

Оборудование: учебник, рисунки с изображением леса, лося; магнитная доска, слоговые карточки.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Формирование новых знаний, умений, навыков.

Постановка целей и задач урока.

Фонетическая зарядка.

– Как воздух выходит из шарика? (С – с – с.)

1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [с] и [с′].

а) На доске – картинка с изображением леса.

Рассматривается слого-звуковой анализ слова лес. Дети протяжно произносят слово, выделяя последний звук, затем произносят его отдельно: [с]. Определяется, что это согласный звук, так как при его произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду, выходит через щель и создает шум, подобный свисту.

б) На доске – картинка с изображением лося.

Дети протяжно произносят слово. Выделяют звук [с′]. Затем попеременно произносят оба слова, изображенных на картинках. Выделяются звуки [с] и [с′], сравниваются.

Выясняется, что в слове лес звук [с] – твердый, а в слове лось звук [с′] – мягкий.

  • Проводится игра «Твердый – мягкий».

Твердый – показывается синяя карточка.

Мягкий – показывается зеленая карточка.

Слова: сад, карась, рис, колос, бусы, синий, суп, сосна, осина.

Учитель сообщает, что звуки [с] и [с′] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой С (эс).

На доске вывешивается карточка с изображением буквы С с.

2. На что похожа буква С?

Шел конь,

Подковами звеня.

Как буква С

Следы коня.

– С чем можно сравнить букву С? (Ответы детей.)

3. Печатание буквы С с в тетрадях.

  • Чтение слогов-слияний, с. 49.

Си са со сы су

Печатание слогов в тетради.

  • Чтение слов с буквой С, с. 49.

О | си | на со с | на

О | си | ны со с | ны

Учитель объясняет, что сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным.

Учитель обращает внимание детей на пары слов: осинаосины; соснасосны.

– Что заметили?

Определяется понятие одно – единственное число; много – множественное число.

  • Чтение учащимися стихотворения на с. 49.

Вопросы:

– Почему поэт говорит о лесе «…терем расписной»?

– В какое время года лес «… лиловый, золотой, багряный»?

4. Отгадывание загадки, с. 48.

– Что вместо листьев у этих деревьев? (Хвоя.)

– Как называются такие деревья? (Хвойные.)

  • Работа по учебнику: с. 48–49.

а) Составление рассказа по картинке.

Вопросы:

– Что изображено на картинке?

– Какие деревья растут в лесу?

– Что девочки делают в лесу?

– Что с ними случилось?

– Расскажи об обитателях леса.

  • Чтение предложений.

– Чем отличается осина от сосны?

  • Чтение пословиц, с. 48. Объяснение смысла пословиц.

б) Проговаривание хором чистоговорки.

Са – са – са – в лесу бегает лиса.

Со – со – со – у Вовы колесо.

Ос – ос – ос – на поляне много ос.

Су – су – су – было холодно в лесу.

Усь – усь – усь – на лугу пасется гусь.

III. Итог урока. Рефлексия.

– Какие знания приобрели на уроке?

– Что было самым интересным?

– Были ли затруднения? В чем?

ЧТЕНИЕ СЛОГОВ И СЛОВ С БУКВОЙ С
(закрепление)

Цели: закрепить знания учащихся о согласных звуках [с], [с′], букве С с; развивать речь, память, логическое мышление.

Оборудование: учебник, рисунки с представленными ребусами, карточки с написанными на них словами и слогами.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Закрепление опорных знаний.

  • Игра «Кто внимательный?».

– С какого звука начинаются слова: стул, санки, собака, сорока, сыр, смородина.

  • Игра «Кто больше?».

а) Назовите дни недели, месяцы, времена года, в которых есть звуки [с], [c’]. (Среда, суббота, воскресенье; август, сентябрь; весна, осень.)

б) Придумайте слова, в которых звуки [с], [c’] в начале, в середине, в конце слова.

в) Назовите предметы в классе, в названии которых есть звуки [с], [c’].

(Игра может проводиться индивидуально, тогда за правильный ответ ученик получает жетон. Выигрывает тот, кто набрал большее количество жетонов.

Класс учащихся по рядам может делиться на команды, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл.)

1. Составление и чтение слов, с. 50.

  • Игра «Покорение вершин».

2. Проговаривание скороговорки, с. 50.

3. Составление слов из «рассыпанных» слогов и букв, с. 50.

Осина, сосны, сани, осы, насос, усы, сын.

Печатание полученных слов в тетрадях.

  • Чтение слов с выделением ударного слога, с. 50.

4. Составление одного слова из двух самостоятельных слов.

(Открывается доска, на которой два столбика слов. Необходимо соединить стрелкой слова из левого столбика со словами из правого, чтобы получились новые слова.)

🕮 Работа по учебнику: с. 50.

Дети рассматривают картинку.

Вопросы:

– Кого видим на картинке?

– Что случилось?

  • Чтение предложений.

5. Разбор анаграмм (с. 50).

34512 45123

Сосна Насос

Учитель дает понятие «анаграмма» – перестановка букв в слове для образования нового слова.

6. Разгадывание ребусов. (На доске вывешиваются рисунки с представленными ребусами.)

III. Развитие связной речи учащихся.

  • Работа по учебнику: с. 51.
  • Чтение учениками стихотворения В. Берестова.

– В каких странах живут слоны? (Африка, Индия.)

– Где в Москве живет слон? (В зоопарке.)

Рассматривание картинки, составление предложений.

– Кого видите на картинке?

– Что делает слон?

– Каким изображен слон? Опишите.

IV. Итог урока. Рефлексия.

– Какие знания помогали вам на уроке?

– Что было самым интересным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....