Технологическая карта урока "Именительный падеж"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Предмет: русский язык

Класс: 3а

Тип урока: открытие новых знаний

УМК: Школа России

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                        

ФИО: Шнайдер С.С.

Предмет: русский язык

Класс: 3а

Тип урока: открытие новых знаний

УМК: Школа России

Технологическая карта

Тема

Именительный падеж

Цель изучения темы

Знакомство с особенностями именительного падежа; развивать умение определять падеж существительных по вопросу и предлогу.

I. Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится:

  • находить имена существительные в именительном падеже;
  • объяснять, каким членом предложения являются имена существительные.

Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие с поставленной задачей.

Познавательные УУД: актуализировать свои знания для решения учебной задачи; формулировать вывод по результатам наблюдений; составлять алгоритм действий при выполнении заданий; умение мыслить логически.

Коммуникативные УУД: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; работать в парах при взаимопроверке.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; рефлексия.

Межпредметные связи

Интеграция с предметом окружающий мир, литературное чтение

Ресурсы

Учебник: В.П. Канаткина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 3 класс, УМК «Школа России»; (с. 42-43).

Демонстративный материал: презентация.

Организация пространства

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Л - личностные

П - познавательные

Р - регулятивные

К - коммуникативные

I.  Мотивация к учебной деятельности

Цель.

Проверка готовности обучающихся, их настрой на работу

Проверка готовности к уроку.

Эмоциональный настрой.

- Ребята, чему вы учитесь на каждом уроке?

- А что значит учиться?

-  Какую часть речи мы изучаем уже много уроков?  (имя существительное)

-А что нужно для того, чтобы открыть новые знания?

 Начнём с повторения знаний, которые вам понадобятся для открытия новых знаний.

Подготовка учащихся к уроку.

Мы учимся учиться.

Значит, понять, что я не знаю и самому постараться узнать

Вспомнить  всё что знаем.

Самоопроеделение к деятельности – (Л);

-смыслообразование (Л);

- целеполагание - (П);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Аукцион»

Каждый из вас должен сказать по одному правилу об имени существительном.

Посмотрите на экран перед вами предложение.

Котенок  забрался в лесную глушь.

Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.

Посмотрите внимательно на предложение и скажите, какие орфограммы в нем встретились? Объясните их написание.

Подчеркните грамматическую основу в предложении.

-Над каждым словом определите часть речи.

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

А теперь отгадайте загадку:

Он – начинающий падеж,

Вопросы – КТО? и ЧТО?

В нем – мама, папа, слон, манеж,

И школа, и пальто.

Кто догадался, о каком падеже идет речь? Почему вы так решили?

На основании высказанного, попробуйте определить тему урока.

Как вы думаете что мы должны узнать о именительном падеже?

Нам предстоит ответить на вопросы в таблице:

Именительный падеж

На какие вопросы отвечает?

Каким членами предложения являются имена существительные в И.п.?

Употребляется ли  с предлогами имена существительные в И.п.?

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

- Для того, чтобы выделить новые знания об именах существительных в именительном падеже, нам предстоит поработать.

Сейчас мы напишем текст под диктовку.

Трещат сильные морозы. На елке и осине лежат шапки снега. Вот белка прыгает с ветки на ветку.

- На какие вопросы отвечают выделенные существительные?

- Определите падеж этих слов. А как определить падеж имени существительного? Подпишите.

-Сделайте вывод: 

Имена существительные в именительном падеже отвечают на вопрос Кто? и Что?

- Подчеркните грамматические основы предложений.

-Какими членами предложения являются имена существительные в именительном падеже?

Сделайте вывод:

Имена существительные в именительном падеже являются подлежащими.

-Прочитайте ещё раз 3 предложение. В каком падеже стоит существительное ёлке ?

- С чем употреблено это существительное.

- Встретились ли предлоги перед существительными в именительном падеже?

-Сделайте вывод:

Имена существительные в именительном падеже не употребляются с предлогом.

Откройте учебник на с. 42 и прочитайте правило.

-Что вы можете сказать о наших выводах?

Физминутка.

Встали ровненько ребята,

Пошагали, как солдаты.

Влево вправо наклонись

На носочках потянись.

Раз рывок, два рывок.

Отдохнул ли ты, дружок?

Помаши кистями дружно

И садись – писать нам нужно.

(Кто? Что?)

( именительный)

Имена существительные в именительном падеже отвечают на вопрос Кто? и Что?

Подлежащим.

 Имена существительные в именительном падеже являются подлежащими.

В предложном.

С предлогом.

Нет

Имена существительные в именительном падеже не употребляются с предлогом.

Они верны.

Регулятивные:

Познавательные:

V. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания в определении имен существительных в именительном падеже.

- Вы отдохнули и можете продолжать работу.  

Теперь ребята мы должны закрепить новые знания. Сейчас мы поработаем в группах.

У вас на парте лежат слова.Ваша задача составить в группе и записать предложение из данных слов.

Подчеркните в предложениях главные члены. Укажите именительный падеж в именах существительных.  

  1. Мороз, ночью, сильный, ударил.
  2. Замел, снежок, пушистый, дорожки.
  3. Спрятались, мелкие, в, гнездышке, пташки.

Прочитайте предложения и назовите грамматические основы.

-Чем выражены подлежащие в этих предложениях? Почему вы так решили?

 

Существительными в именительном падеже.

Личностные:

Регулятивные:

Познавательные:

Коммуникативные:

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Цель.

Проверить умения в определении падежей имен существительных, самоконтроль усвоения знаний.

Сейчас предлагаю вам самостоятельную работу.

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Подчеркните в каждом предложении имя существительное в именительном падеже.

Ноч..ю был буран. Вет..р гудел в трубе. Утром Таня подошла к окну. Белая в..юга круж..ла над деревней.

(дополнительное задание – придумать предложение с именем существительным в именительном падеже и записать его.)

- Кто выполнил верно, поставьте на полях знак плюс (простым карандашом)

- Кто допустил ошибки. Поставьте на полях знак вопроса.

 Кто допустил ошибки?

Какие трудности возникли? Исправьте ошибки.

Списывают, подчеркивают имена существительные в именительном падеже.

Личностные:

Регулятивные:

Познавательные:

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе.

Что вы ему расскажите об уроке русского языка?

Сегодня мы научились определять имена существительные в именительном падеже.

Тест:

1.На какие вопросы отвечают существительные в И.п.?

  1. Кто? Что?
  2. Кем? Чем?

2. Каким членом предложения являются имена существительные в И.п.?

  1. подлежащее
  2. сказуемое

3. Употребляются ли имена существительные в И.п. с предлогами?

  1. Да
  2. Нет

Проверка по образцу.

Выполняют тест.

.

Познавательные:

Коммуникативные:

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

Сегодня за окном, какая погода?

И мне бы хотелось, чтобы у нас в классе тоже появилось солнышко. Перед вами три солнышка. У вас на партах лежат лучики. Возьмите лучик и прикрепите его к тому солнышку, которое вам подходит. Если вам урок понравился, и вы все поняли, прикрепите к веселому солнышку. Если вам понравился урок, но вы не все поняли, прикрепите лучик ко второму солнышку. А если вам урок не понравился совсем, у вас плохое настроение прикрепите лучик к грустному солнышку

Оценивают свои знания.

Личностные:

Регулятивные:

Познавательные:

IX. Д/з.

Учебник стр. 54 упр. 72


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже

Технологическая карта  к уроку русского языка "Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже"...

Технологическая карта на тему "Учимся различать падежи имён существительных"

ТемаУчимся различать падежи имён  существительныхЦель: Cовершенствовать  умения определять падежи,Формировать  у детей навыка безошибочного определения и различения падежных форм и...

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе по теме "Именительный падеж и винительный падеж" ("Школа России")

Разработка урока в 4 классе по теме  "Именительный падеж и винительный падеж" ("Школа России")...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе.Тема "Предложный падеж и его предлоги"

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по УМК "ПНШ". Тема "Предложный падеж и его предлоги" в рамках реализации ФГОС НОО....

Технологическая карта урока. Русский язык. Тема: "Имя существительное родительного падежа" 4 класс

УМК "Школа России" Планируемые  результаты  УУД Предметные,  метапредметные, личностные...

Технологическая карта "Винительный падеж имен существительных"

Технологическая карта "Винительный падеж имен существительных"...

Технологическая карта «Винительный падеж имён существительных»

laquo;Винительный падеж имён существительных»...