Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия во 2 классе на тему "Наши имена"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Гень Оксана Владимировна

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krz_po_russkomu_yazyku.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия

во 2 классе МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10»                                                                                                                              

Тема занятия: «Наши имена»

Цель занятия: создание условий для формирования представлений о ценности имени человека и рассмотреть его как часть культурного наследия человечества.

Задачи:

- Дать представление о значении имён, их принадлежности полу.

- Стимулировать речевую активность, способствовать развитию умения формулировать вопросы и отвечать на них

- Упражнять в образовании полных и сокращенных имен, отчеств.

Форма занятия: беседа

Тип занятия: открытие новых знаний

Оборудование: презентация, раздаточный материал по заданию «Распредели», раздаточный материал по игре «Имя-отчество», глобус, раздаточный материал для рефлексии.

Этапы

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

1

Орг. момент

Словесные (беседа, рассказ учителя)

Наглядные (глобус)

- Добрый день.  Повернитесь друг к другу и подарите улыбку.

- Эти улыбки зарядят вас на весь оставшийся день.

- Сегодня мы с вами будем беседовать и путешествовать по прошлому.

- Что это такое?  

- Для чего нам нужен глобус?

- Глобус – это маленькая модель земного шара. Наша Земля очень большая, на ней живут миллиарды людей, более 200 наций. Все они похожи: у каждого есть свое тело, лицо. Но в тоже время люди разные, они отличаются друг о друга, каждый человек неповторим.

- Дети, как вы думаете, чем отличаются люди?

- Чем отличаются новорожденные дети, которые только родились?

- Новорожденные дети почти все время спят, их трудно отличить друг от друга. Чтобы мамы их не перепутали, врачи прицепляют малышам на ручку бирки с номером (цифрой).

- Ребята, а вам было бы приятно, если вас называли цифрой?

- глобус

- чтобы рассматривать мир

- ростом, возрастом, цветом кожи, волос, глаз, формой носа, походкой

- рассуждают

- нет

Ф

2

Основная часть

Словесные (беседа, рассказ учителя, объяснение)

Наглядные (раздаточный материал, демонстрация слайдов презентации)

Практические (задание «Распредели», игра «Имя-отчество»

- У каждого человека есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но это отличает его от других. Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте догадаться, о чем она.

- «Нечто, данное человеку сразу после рождения и остающиеся с ним на всю жизнь»

- «Нас не было – оно было,

Нас не будет – оно будет,

Никто ни у кого его не видел,

А у всех оно есть.

И у мамы есть, и у папы есть,

У дочки есть, у внучки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать»

- Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. На характер  судьбу человека влияет и созвездие, под которым родился человек. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребенку при рождении.

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Тема: «Наши имена»

- Верно, сегодня мы познакомимся с историей возникновения имен.

- Что же такое имя: набор звуков, который отличает одного человека от другого или у имени есть свое значение и свой смысл? Постараемся ответить на эти вопросы сегодня.

- Давайте отдохнем и проведем небольшую физкультминутку.

«Быстро встали, улыбнулись,

Выше – выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, отпустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали»

- Когда человеку дается имя?

- Кто дает ему это имя?

- Верно, ребенку имя выбирают всей семьей. Помогают и бабушки и дедушки.

- «Каждая семья должна

Выбрать крохам имена.

Среди сотен самых разных

Удивительных, прекрасных.

В каждом имени есть свет

В каждом – солнышка привет.

С милым, нежным малышом

Свет любви приходит в дом»

– Что же такое имя?

- Имя – это слово, которое дается человеку при рождении. Можно сказать, что это некое прозвище.            

- Зачем человеку дается  имя?

- Давайте выполним задание «Распредели».

- У каждого из вас есть карточка, на ней вы можете видеть таблицу. Первый столбец – мужские имена, а второй столбец  - женские имена. Под таблицей вы можете видеть несколько имен. Вам необходимо распределить имена на мужские и женские.

«Дима, Саша, Валя, Даша, Андрей, Сережа, Инна, Женя, Лиза»

Дима, Саша, Валя, Даша, Андрей, Сережа, Инна, Женя, Лиза

Мужские имена

Женские имена

- Кому вы дали имена Саша, Валя, Женя?

Некоторые имена могут носить как девочки, так и мальчики.

  • Саша – Александр и Александра
  • Валя – Валентин и Валентина
  • Женя – Евгений и Евгения

- Как давно появились имена?- задают себе этот вопрос люди.

- Имена появились настолько давно, что нельзя с точностью назвать времени их появления. Считается, что они существовали уже с тех времен, когда люди научились говорить.

- Древние славяне называли своих детей простыми, понятными именами. Человек тогда мог иметь два имени: одно давалось при рождении, другое – по достижению совершеннолетия.

- Существовала такая традиция: новорожденному родители давали имя, которое было настоящим, – его знали родители и особо близкие люди. Оно отражало любовь к ребенку и желание ему счастья. Затем ребенка заворачивали в рогожку  и выносили за порог, как бы демонстрируя нечистой силе, что нашли подкинутого младенца, который не особенно нужен. И называли его другим незвучным, отталкивающим именем, которое отпугнуло бы нечисть и усыпило ее внимание. Тем самым, надеялись защитить его от злых духов, нечисти, сглаза.

- Было много признаков, по которым родители давали имена своим детям:

- по черте человеческого характера: Добр, Умник, Храбр, Молчун, Плакса.

- по месту в семье: Первый, Второй, Третьяк, Меньшак, Большак

- по профессии: Кожемяка, Воин, Рыбак.

- знатные или княжеские имена: Братислав, Владимир,

- по времени и месту появления: Суббота, Вешняк, Дорога

- по явлениям природы: Метелица, Снегурочка

- по внешности: Мал, Бел, Кудряш, Черныш, Крепыш

- Были даже самые необычные имена: Немил, Ненаш, Старой Нелюба.

- Эти имена не значили, что человек имеет эти качества; они должны были обмануть злого духа, чтобы ребенок не заболел.

- Повторим с вами по каким признакам детям давались имена?

- Давайте сыграем в игру, под названием «Не ошибись». Я буду называть вам полное имя, а вы называете мне сокращенное имя, и наоборот, я называю вас сокращенное имя, а вы называете полное имя.

- Василий

- Николай

- Юра

- Виктор

- Мария

- Алена

- Женя  

- Александр  

- Борис

- Даша    

- Ира        

- Ксения  

- Костя  

- Как вы думаете, кого называют тезками?

- Послушайте отрывок из стихотворения:  

« В первом классе восемь Тань –

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь,

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: “Таня, встань!”

Сразу встанут восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках…»

- Как же можно различить этих девочек?

- Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены его семьи. Однако, одинаковые фамилии бывают не только у родственников.

- Как называют таких людей?

- Ну а если совпадают и имя и фамилия, как можно отличить людей?

- Как даётся отчество?

- Предлагаю вам сыграть в игру «Имя – отчество»:

- На доске представлено игровое поле. У меня в коробочке находятся карточки с мужскими именами. Каждый из вас будет подходить ко мне, и доставать по одной карточке и называть вслух, написанное там имя.

-  Находим первую букву имени, которое написано на карточке. Под каждой буквой мы видим «мальчик» или «девочка», значит нужно дать отчество либо, мальчику либо девочке.

- Например, на моей карточке написано имя «Константин». Ищу на нашем игровом поле первую букву имени «К». Под буквой мы видим «мальчик», значит нужно дать отчество мальчику «Сереже». Раз его отца зовут «Константин», значит, мы получаем «Сережа Константинович».

- Теперь по одному подходим ко мне, достаем карточку и подбираем отчество.

1. Михаил

4. Борис

7. Олег

2. Василий

5. Глеб

8. Иван

3. Александр

6. Виктор

9. Егор

- имя

- имя

- мы будем говорить об именах

- выполняют движения по инструкции учителя

- сразу после рождения

- родители

- высказывают мнения

- Имена даются для того, чтобы мы могли различать людей друг от друга

Мужские имена: Дима, Андрей, Сережа

Женские имена: Даша, Инна, Лиза

-высказывают мнения с помощью слайда

- Вася

- Коля

- Юрий

- Витя

- Маша

- Алена

- Евгений  или Евгения

- Саша

- Боря

- Дарья    

- Ирина

- Ксюша

- Константин

Людей, у которых одинаковые имена

- по фамилии

- однофамильцы

- по отчеству

- его дают по имени отца

1. Михайловна (д)

2. Васильевич (м)

3. Александрович (м)

4. Борисович (м)

5. Глебовна (д)

6. Викторович (м)

7. Олеговна (д)

8. Ивановна (д)

9. Егорович (м)

Ф

И

Ф

Ф

3

Заключительная часть

Словесные (беседа, объяснение, рассказ учителя)

Практические («ромашка имен»)

- Итак, ребята. Вы сегодня отлично поработали.

- Подведем небольшой итог нашего занятия.

- О чем мы сегодня говорили?

- Какие бы имена мы не носили, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым.

- Мне хочется вам пожелать, чтобы ваше имя вам нравилось, пусть оно приносит только удачу.

- А чтобы закончить наше занятие, предлагаю вам собрать ромашку из ваших имен.

- У каждого из вас есть лепесток. Напишите на этом лепесточке свою фамилию, имя и отчество. Теперь присоединим ваши лепестки к сердцевине ромашки.

- Как вы могли заметить, лепестки имеют разный цвет. Эти означает, что каждый из вас индивидуален, то есть каждый имеет свои черты характера, у каждого из вас разный цвет волос и глаз, разный рост. Но, как и лепестки ромашки, вместе вы составляете одно целое - это ваш дружный класс.

- Благодарю вас за такое интересное занятие!

- мы говорили об именах, как раньше называли детей…

- записывают на лепестке свою фамилию, имя, отчество

Ф

И










По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия "Геометрический магазин"

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия "Геометрический магазин" в соответствии ФГОС НОО ОВЗ для слабовидящих учащихся...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия во 2 классе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Тема: «Найди лишнее, временные представления: утро, день, вечер, ночь. Части суток: сегодня, вчера, завтра.»Цель: создать условия для формирования временных представлений: создать усл...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия по курсу внеурочной деятельности «В здоровом теле здоровый дух»: «Настроение плохое и хорошее. Почему я говорю добрые слова» (для учащихся с тяжелыми нарушениями речи – 1 класс)

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия по курсу внеурочной деятельности «В здоровом теле здоровый дух»: «Настроение плохое и хорошее. Почему я говорю добрые сло...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия «Составление и узнавание целого из частей на разрезном наглядном материале, работа с сюжетными картинками».

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия  для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Составление и узнавание целого из частей на разрезн...