Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3 класса с ЗПР по теме «Развитие логических приемов запоминания»
план-конспект занятия (2, 3 класс)

Двирная Ольга Владимировна

Цель занятия: обучение детей мнемическому приему группировки по смыслу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_.docx185.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3 класса с ЗПР по теме «Развитие логических приемов запоминания»

Цель занятия: обучение детей мнемическому приему группировки по смыслу.

Задачи: коррекционно-развивающие:  развитие памяти на основе мнемического приема «группировка»;  образовательные: создание положительного настроя на занятие; активизация мыслительной  деятельности  учащихся; воспитательные:  формирование у учащихся  потребности в овладении знаниями;  диагностические: диагностика смысловой памяти.

Используемые методы и техники: Цифровые таблицы, мнемический прием «группировка», «Сюжетная картинка», «Узелок на память», релаксационные разминки:  «Земля, воздух, огонь и вода»,  «Воздушный шарик», упражнения для глаз:  «Сова», «Муха».

Этап

Назначение этапа

Содержание этапа

Материал, оборудование

Ритуал приветствия

Сплочение детей, создание атмосферы группового доверия и принятия

Дети встают в круг

-Здравствуйте, я очень рада видеть вас на своем занятии! (пауза) Какое у вас сегодня настроение? (ответы детей)  

Хлопая по ладошкам ребенку, педагог приветствует его: - Привет, Алеша! Ребенок, хлопая в ответ педагогу по ладошкам: - Привет, Лена! И так с каждым ребенком, по очереди.

 коврик

Разминка

создание положительного настроя на учение,  на продуктивную групповую деятельность, активизировать  внимание детей

Садитесь за свои рабочие места. 

Повторяйте за мной движения. Руками массируйте мочки ушей.

Упражнение для глаз:

На «раз» - широко открыть глаза. На «два» - сильно зажмуриться.(3 раза)

Круговые вращения глазами в одну и другую стороны (по 5 раз).

Задание 1. «Установите взаимосвязь между левой таблицей и правой и прочитайте высказывание» (Дети работают в Рабочих листах)

 «Рабочие листы» с заданиями, столы и стулья по количеству детей.

Введение в тему

Побуждение интереса к познанию новых звуков, а также развитие психофизических функций.

Тема нашего занятия  -  «Развитие памяти» (на доске)

Память — это свойство человека  запоминать картины

окружающего мира, знания, чувства в своей голове.

Предлагаю проверить свою память.

Задание 2. «Запомни пары слов»  (диагностическое)

(Дети записывают ответ в Рабочих листах)

«Рабочие листы» с заданиями, доска,

«Диагностика  смысловой памяти»

(по Л. Ф. Тихомировой)  

Основное содержание занятия

Совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего или психокоррекционного комплекса

Релаксационная разминка  «Земля, воздух, огонь и вода»

Для того,  чтобы лучше запоминать слова, я вам покажу  специальный приём.

Обучение детей мнемическому приему группировки по смыслу

Задание 3. «Сюжетная картинка»  (Закрепление усвоенного  приема)

(Дети отвечают и записывают ответ в Рабочих листах)

«Рабочие листы» с заданиями

тест

ноутбук (компьютер),

Рефлексия

Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности

Задание 4. «Узелок на память»

Чем мы занимались сегодня на занятии?  Какой специальный приём вы сегодня узнали? Как это может помочь в жизни?

 (Дети отвечают и записывают ответ в Рабочих листах). 

Самооценка.  Оцените, насколько хорошо, вы сегодня справлялись:

Раскрасьте смайлик в соответствующий цвет:

красный  – полностью справился,

синий  – справился, но

допускал некоторые ошибки,

http://www.clipartbest.com/cliparts/xTg/oXx/xTgoXxa8c.jpg

зелёный  – мне было очень сложно, я справился с малым количеством заданий.  (Выполняют задание в Рабочем листе).

 Молодцы! Вы хорошо справились с заданиями! Спасибо за работу!

«Рабочие листы» с заданиями

Ритуал

Прощания

Сплочение     группы,          эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства

Все дети дружно встают в круг.

Релаксационная разминка  «Воздушный шарик»

Дети протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:

“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.

Психотехнические приемы

  1. Цифровые таблицы

Установите взаимосвязь между левой таблицей и правой и прочитайте высказывание.

1

13

6

20

16

4

10

17

25

2

11

28

14

23

27

7

19

24

5

18

8

22

3

15

9

21

12

26

Н

и

ь

п

б

у

о

у

л

е

п

!

в

я

в

т

ь

т

д

д

о

м

б

,

р

а

л

и

(Ответ. Не будь тороплив, будь памятлив!)

  • Как ты понимаешь значение этой пословицы?

(Объяснение смысла пословицы:  не делай свою работу очень быстро, запоминай, что нужно усвоить на уроке). 

  1. Тест «Диагностика  смысловой памяти» (по Л. Ф. Тихомировой)

Педагог медленно зачитывает 10 пар слов, между которыми существует смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени зачитывает лишь первые слова из каждой пары. Ребенок в это время должен припоминать вторые слова. Затем его просят записать на листке бумаги те пары слов, которые он запомнил.

Можно использовать следующие пары слов: шум — вода; мост — река; лес — медведь; дичь — выстрел; час — время; стол — обед; рубль — копейка; дуб — желудь; рой — пчела; гвоздь — доска.

Оценка результатов. 

Следует подсчитать, какое число пар слов воспроизведено правильно. Если правильно воспроизведено 6 пар из 10, то можно делать вывод о том, что смысловая память развита удовлетворительно.

  1. Мнемический прием «группировка»

Детям предлагаются слова: зима, ель, птица, лес, гнездо, река,

снег, рыба. Психолог рассказывает о том, что для лучшего запоминания эти слова надо объединить в пары по смыслу. Дети коллективно обсуждают и подбирают смысловые пары. Например, снег– зима;  ель– лес и пр.

После этого предлагаются другие варианты для запоминания: нога, лицо, обувь, море, часы,  лодка, стрелки, нос, дом.

  1. «Сюжетная картинка»

Детям предлагается посмотреть на картину и запомнить, что нарисовано, объединяя слова в пары по смыслу.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/84/991/84991591_3093793860.jpg

  1. «Узелок на память»

 Составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить. Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов.

Релаксационные разминки

«Воздушный шарик»

Цель: релаксация, развитие дыхания, воображения.

Описание упражнения: дети сидят на стульчиках.

Педагог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Откиньтесь на спинку стула, спина прямая и расслабленная, руки сложены на груди, чтобы пальцы сходились. Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш живот – это воздушный шарик. А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шарика. Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из шарика. Снова вдохните и наполните легкие воздухом. Выдохните, почувствуйте, как воздух через легкие, горло, рот. Дышите и чувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением».

«Земля, воздух, огонь и вода»

Цель – повысить уровень активности на занятии. Время – 3-4 минуты.

Проведение: Педагог просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Примечание: Если педагог сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

Рабочий лист

Тема:  _______________________________________________

Фамилия, имя ________________________________класс_____дата_____

Установите взаимосвязь между левой таблицей и правой и прочитайте высказывание.

1

13

6

20

16

4

10

17

25

2

11

28

14

23

27

7

19

24

5

18

8

22

3

15

9

21

12

26

Н

и

ь

п

б

у

о

у

л

е

п

!

в

я

в

т

ь

т

д

д

о

м

б

,

р

а

л

и

Ответ: _____________________________________________________

Задание 2. «Запомни пары слов»

шум  - ____________                            стол  -   _____________

мост  - ____________                           рубль  -  _____________

лес  - _____________                            дуб  -     _____________

дичь  - ____________                           рой  -     ______________

час  - _____________                           гвоздь  -  _____________

Результат: __________________________________________________

Задание 3.  «Сюжетная картинка»

На картинке найдите  пары объектов, объединенных по смыслу. Например:  белочка – орех.

__________________________________________________________________

Задание 4.   «Узелок на память» 

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/332/87332242_4278666_Knot.jpg  _________________________________________http://www.clipartbest.com/cliparts/xTg/oXx/xTgoXxa8c.jpg

____________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия "Геометрический магазин"

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия "Геометрический магазин" в соответствии ФГОС НОО ОВЗ для слабовидящих учащихся...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия с педагогом-психологом с использованием музыкотерапии и танцевально-двигательной терапии «Летал, летал воробей.....»

Данная разработка предназначена для учащихся с нарушениями слуха. Задачи: познакомить   с народной песней «Летал, летал воробей.....», научить движениям танца и пе...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия по развитию словаря с использованием пиктограмм.

Технологическая карта занятия с безречевым учащимся с умеренной умственной отсталостью....

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия во 2 классе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Тема: «Найди лишнее, временные представления: утро, день, вечер, ночь. Части суток: сегодня, вчера, завтра.»Цель: создать условия для формирования временных представлений: создать усл...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия по курсу внеурочной деятельности «В здоровом теле здоровый дух»: «Настроение плохое и хорошее. Почему я говорю добрые слова» (для учащихся с тяжелыми нарушениями речи – 1 класс)

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия по курсу внеурочной деятельности «В здоровом теле здоровый дух»: «Настроение плохое и хорошее. Почему я говорю добрые сло...