Конспект урока русского языка " Правописание частицы НЕ с глаголами" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Пименова Светлана Витальевна

Урок построен по программе "Школа России", по учебнику В.П. Кананкиной, В.Г. Горецкого "Русский язык" часть 2. Тип урока: урок открытия новых знаний. Цель : создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока. На уроке использованы словесные, наглядные, проблемные , частично-поисковые методы обучения. Урок построен по деятельностному методу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Правописание частицы НЕ с глаголами. 2 класс

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока.

Задачи: 

1. Познакомить с правилом написания частицы НЕ с глаголами.

2. Формировать умение раздельно писать частицу НЕ с глаголами.

3. Способствовать развитию речи, орфографической зоркости, мышления, внимания.

4. Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, работе в паре.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и сохранять учебную задачу урока; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; оценивание своего задания по следующим параметрам: легко было выполнять, возникли сложности при выполнении; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные : умение оформлять свои мысли в устной форме, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Познавательные : умение ориентироваться в своей системе знаний;  отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы. Используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Методы обучения:

Словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

1. Фронтальная;

2. Парная;

3. Индивидуальная.

Средства обучения:

1. Учебник В.П. Кананкина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 2 класс, часть 2;

2. Мультимедийный проектор;

3. Интерактивная доска;

4. Презентация к уроку;

5. Карточки с заданиями.

Ход урока:

Слайд 1

1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Прозвенел уже звонок

                  Начинаем ровно в срок.

                  Наш любимейший урок!

                  Мы друг к другу повернёмся,

                  Подмигнём и улыбнёмся.

                  Поприветствуем гостей,

                  С ними нам вдвойне теплей!

                  Пожелайте всем удачи и

                  Успешности в придачу.

(учащиеся слушают стихотворение и выполняют действия в нём: здороваются с гостями, рукопожатием желают друг другу удачи)

- Считают, что успех приходит к тем, кто рано встаёт. Нет. Успех приходит к тем, кто встаёт с хорошим настроением.

- Покажите молча жестами, какое у вас настроение? Раскрытая ладошка  «солнышко» - это хорошее настроение, кулачок «тучка» - это плохое настроение.

2.  Актуализация и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

 Слайд 2

- Сегодня мы с вами будем исследователи.

- А, кто такие исследователи?

Слайд 3

Исследователь – это человек. создающий или открывающий новое знание.

- А, что будем исследовать на уроке русского языка? ( слова)

- Как их мы называем? ( части речи)

- Какие части речи вы знаете? ( существительное, глагол, прилагательное)

- О какой части речи мы говорили на уроке русского языка? ( о глаголе)

- Что мы будем исследовать? ( глагол)

- Значит что-то новое узнаем о глаголе.

- Составим план урока. С чего начнём урок? ( учащиеся называют план урока)

Слайд 4

План:

1. Повторим то, что мы знаем.

2. Откроем новое через проблему.

3. Закрепим новое знание.

4. Проверим себя.

- Готовы к исследованию? Какими вы должны быть в работе? (внимательными, старательными, наблюдательными)

Учитель вместе с учащимися читают стих. Учащиеся открывают тетради и записывают число, классную работу.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку правильно держу.

- Ребята, у нас на уроке ещё кто-то присутствует, вы не заметили? ( Незнайка)

- Незнайка не зря пришёл к нам, он пришёл за помощью к вам и поработать на уроке. Примем его?

 Орфографическая минутка.

- Незнайка просит помочь разобраться со словами. Просит проверить написание слов.

На карточке  слова: сматрел, дежурили, галадает, сламают, писал, покармили.

Работа в паре ( учащиеся проверяют, исправляют ошибки, доказывают правильность исправления; при завершении работы пара поднимает закреплённые друг с другом руки).

Проверка по интерактивной доске. Самоконтроль и самооценка.

- Кто нашёл все ошибки?

- Кто не все?

- Кто совсем не нашёл?

- Оцените свою работу. Если нашли все ошибки и правильно исправили , поставьте себе «+», если ошиблись в одной-двух словах – «-», если больше ошибок – «!»

- На какую орфограмму Незнайка сделал ошибки? ( на правописание безударной гласной в корне слова)

- Что повторили? ( орфограмму – правописание безударной гласной)

- Зачем нужна такая работа? ( чтобы быть грамотными)

 Самоопределение к деятельности

- А, что объединяет все слова? ( эти слова относятся к глаголам)

- Что такое глагол?  ( учащиеся называют определение)

- Что ещё знаете о глаголе? ( глаголы изменяются по числам, могут быть в единственном и множественном числе)

- Что называется глаголом единственного числа?

-Что называется глаголом множественного числа?

-Проверим домашнее задание упр.129 с.75 в учебнике ( надо было написать глаголы и определить число)

- Но, прежде, поднимите руки те, кому было трудно выполнять данное задание, кто справился сам, кому помогли родители?

- Что повторили данным заданием? ( глаголы единственного числа и множественного числа)

Проблемная ситуация.  Выявление места и причины затруднения.

 - Ребята, как вы думаете, почему Незнайка допустил в словах столько ошибок? Ответьте только глаголами? (дети устно высказываются и записывают в тетради, один ученик пишет на доске)

На доске: ( запись ученика)

недумал

неучил

неслушал

нестарался

- Прочитайте записанные глаголы. Что общего есть у них? ( не)

- Где стоит НЕ? (перед глаголом)

- Все ли записали так, как на доске?

Выясняется, что некоторые учащиеся записали глаголы с НЕ раздельно?

- Что, делать, у нас возникла проблема? И пришли мы к следующему этапу урока.

Слайд 5

3.  Постановка учебной задачи ( формулирование цели темы урока)

              Построение проекта выхода из затруднения.

- Какую цель поставим? (узнать правило правописания глаголов с НЕ и узнать, что такое НЕ)

- Кто назовёт тему урока? ( правописание НЕ с глаголами)

- Какие задачи для этого поставим?

Задачи: 1. Познакомиться с правилом правописания НЕ с глаголами.

               2. Выполнить задания для закрепления данного правила.

               3. Проверить себя на усвоение донного правила.

4. Реализация построенного проекта.

- Ребята, где мы можем найти информацию о правописании НЕ с глаголами? ( в учебнике)

Самостоятельное чтение правила на с.78.

- Что узнали? ( узнали, что НЕ – это частица, НЕ с глаголами пишется раздельно)

Слайд 6

Проговаривание правила ( один ученик ищет информацию о частице в толковом словаре)

- Что такое частица? ( из толкового словаря Ожегова читает ученик: частица – это служебное слово, участвующее в образовании форм, оформляющее вопрос или отрицание)

- А для чего мы использовали частицу НЕ? ( для отрицания)

- как надо было написать глаголы с НЕ? ( раздельно)

- Исправьте те, кто написал слитно.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Открыли новое знание? Решили проблему? Какой следующий этап урока? ( закрепление нового знания с помощью упражнений)

Физминутка

Вы, наверное, устали,

А теперь все дружно встали.

- Я буду называть глаголы с  частицей НЕ, а вы выполняйте действия наоборот.

Не качайтесь, не кружитесь,

Не тянитесь, не шагайте,

Не приседайте, не моргайте.

Не хлопайте, не садитесь.

- Молодцы! Какие глаголы с частицей НЕ встретились? Назовите. Напишите.

- Проверим. Как написали? ( проговаривание правила)

 - А вот ещё одно задание Незнайки «Собери пословицу» ( работа в парах)

В конвертиках отдельные слова. Дети должны собрать пословицу.

(Новых друзей наживай, а старых теряй)

- Всё ли вам понятно? Что не хватает? ( частицы НЕ)

- Зачем? ( чтобы понять смысл пословицы)

Учитель раздаёт частицу НЕ.

- Теперь прочитаем хором пословицу.

-  Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( дети высказывают своё мнение)

- Значит, для чего нужна частица НЕ? ( для понимания смысла и для связи слов в предложении)

- Запишите пословицу в тетрадь и подчеркните НЕ с глаголом.

- Следующее упр. 136 с.78.  Объясните смысл пословиц. Запишите в тетрадь только глаголы с частицей НЕ.

- Как написали глаголы с НЕ?

- Что такое правописание НЕ с глаголами? ( это орфограмма)

 - Закрепили правописание глаголов с НЕ? Какой этап урока остался?

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Слайд 7

- Проверочная работа. Запишите предложение без скобок. ( задание на карточке)

(Не) ошибается только тот, кто (не) работает.

- Взаимопроверка ( предложение на слайде)

- Кто справился без ошибок + , кто ошибся - .

 7. Итог. Рефлексия учебной деятельности.

-- Что исследовали на уроке? ( глаголы)

Слайд 8

- Какую тему изучили? ( правописание НЕ с глаголами)

- Какую цель ставили?

- Какие задачи решали?

- Добились ли цели и задач урока?

Слайд 9

Рефлексия «Закончи предложения»:

Я узнал(а)…

Я научился(ась) …

Я умею…

Я бы хотел(а) …

Слайд 10

Оцените свою работу на уроке смайликами.

 8. Домашнее задание ( на выбор)

1) Составить правила поведения в лесу с использованием  глаголов  с частицей НЕ;

2) Найти 5 пословиц с глаголами с частицей НЕ

3) Выполнить упр.137  на с.79 учебника

Слайд 11

 Подошёл к концу урок,

Прозвенит сейчас звонок,

Вам девчонки и мальчишки –

Всем спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка "Правописание частей слова. Закрепление" 2 класс

Урок русского языка 2 класс "Правописание частей слова. Закрепление"Цель: обобщить и систематизировать знания по правописанию частей слова.Задачи урока:·...

Конспект урока русского языка "Правописание частицы "не" с глаголами".

Конспект урока русского языка "Правописание частицы "не" с глаголами"....

Конспект урока русского языка "Правописание частицы НЕ с глаголами" 4 класс

Урок русского языка  «Правописание частицы НЕ с глаголами» 4 класс по учебнику А.В. Поляковой разработан в соответствии с ФГОС. Этот урок подойдёт и для работы с другими учебниками. На уроке...

Конспект урока русского языка «Правописание частицы НЕ с глаголами» (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Правописание частицы не с глаголами»  Цели деятельности учителя:формирования умения написания частицы не с глаголами.Планируемые результаты...

Конспект урока русского языка "Правописание частицы не с глаголами" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:  формирование  навыка  раздельного  написания  глаголов  с  частицей  НЕ; ознакомление...

Конспект урока русского языка "Правописание частицы не с глаголами" (УМК "Школа России" 3 класс)

Тема: Правописание частицы не с глаголамиЦели деятельности учителя: ознакомление с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголом.Планируемые результаты:Предметные:знать: частица не ...