Технологическая карта урока русского языка. Тема «Предложный падеж». 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Предложный падеж». 3 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

К УРОКУ ДОПУЩЕН                                                                                                            К УРОКУ ДОПУЩЕН

_____________________ / ____________________                                                                  ___________________ / ___________________

     подпись                                                ФИО учителя                                                                                                                                         подпись                                                   ФИО рук. практики

« ___ » ___________ 202__ г.                                                                                                     « ___ » ___________ 202__ г.

Предмет:

Русский язык

УМК:

Школа России

Дата:

09.02.2023

Учитель:

Джумажанова Марина Леонидовна

ФИО рук. практики:

Анышева Марина Юрьевна

ФИО практиканта:

Кучалу Мызылдай

Тема урока:

«Предложный падеж»

Тип урока:

открытие новых знаний

Класс:

3 «а»

Цель урока:

Создание условий для формирования представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги)

Задачи:

Образовательная:

     -    научить определять предложный падеж через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги)

Развивающая:

  • развивать умения определять предложный падеж, речь, мышление, познавательный интерес, интеллект, эмоции учащихся

Воспитывающая:

      -     создавать условия для формирования внимательного отношения к слову писателя, любви к родной речи, русскому языку

Планируемые результаты:

Предметные:

  • уметь определять падеж по вопросу и предлогам 

Метапредметные:

познавательные:

  • развивать умение планировать, контролировать , оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами и целью.
  • планировать свою работу по изучению незнакомого материала

регулятивные:

  • самостоятельно формулировать задание: определять его цель;
  • планировать алгоритм его выполнения;
  • корректировать работу по ходу его выполнения;
  • самостоятельно оценивать

коммуникативные:

  • участвовать в диалоге;
  • слушать и понимать других;
  • высказывать свою точку зрения на события, поступки;

Личностные:

  • понимать необходимость изучения русского языка

Дидактические средства, оборудование:

раздаточный материал, презентация, учебник, тетрадь.

                         ОТМЕТКА ЗА УРОК

_______________________ / ______________________

                            подпись                                           ФИО рук. практики

« ___ » __________ 202 __ г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Этап урока

Время

Методы и приемы работы

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФОУД

1.

Мотивация к учебной деятельности

1 мин

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодняшний урок по русскому языку у вас проведу я, меня зовут Мызылдай Александровна.

 

- Присаживайтесь!

- Ребята, посмотрели друг на друга, обменяйтесь улыбками и пожелайте друг другу удачи.

- Пусть такое же хорошее настроение у вас будет в течение всего урока.

- А теперь проверим,  готовы ли вы к уроку.

-Те,  кто готов к уроку, поднимите руки.

-Замечательно.

Приветствуют учителя.

Присаживаются

Улыбаются

Проверяют.

Ф

2. Актуализация знания и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности

5 мин

Словесный метод

- Ребята, перед тем как начать наш урок, , проведем минутку чистописания.

Запишите в тетрадях сегодняшнее число классная работа.

 …..выйди к доске и запиши слова через запятую, подчеркни орфограммы.

Кровать, около, трамвай, солома, рябина, однажды, комната, самолет, килограмм, пятница, праздник, шоссе. ( безударные гласные и согласные в корне слова; удвоенные согласные в корне слова)

-Молодец, садись.

Записывают число классная работа

Писать каллиграфически

3. Выявление места и причины затруднения

5 мин

Беседа

 - Ребята, посмотрите на доску.

- Что вы заметили?

- Ваша задача заключается в том, что вы должны правильно поставить вопросы падежей.

СЛАЙД

И. п. кто? что?

Р. п. кому? чему?

Д. п. кого? что?

В. п. кого? чего?

Т. п. кем? чем?

- Кто из вас здесь увидел ошибку, поднимите руку.

- Кто мне ответит, на какой вопрос отвечает Именительный падеж,  Родительный падеж, Дополнительный падеж, Винительный падеж и Творительный падеж?

- Вы заметили, что какого-то падежа нет?

- Какого? (Пр.п)

- Правильно, молодцы, ребята!

- Как вы думаете,  какова тема нашего урока?

- Да, тема нашего сегодняшнего урока «Предложный падеж» СЛАЙД

- Какую цель перед собой мы поставим? СЛАЙД  (Узнать подробнее о предложном падеже)

- А сейчас я расскажу вам краткую историю о предложном падеже.

-  Слушайте внимательно и ответьте на несколько вопросов. СЛАЙД

М. В. Ломоносов (фото) дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия, а потом решили, что он предложный, потому что он употребляется только с предлогами.

-  Ребята, почему Ломоносов назвал этот падеж предложным? (употребляется с предлогами)

- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других? (предлог)

- Правильно, вы большие молодцы!

Отвечают  на вопросы

Формулируют  тему и цель урока

Высказывают собственное мнение

Ф

4. Построение проекта выхода из затруднения

5 мин

Словесный метод

- А теперь поработаем с учебниками.

- Откройте учебники на с. 54.

Рассмотрите схему в желтой рамке.

Внизу есть правило

 Прочитайте правило про себя.

Кто уже прочитал, сядьте правильно.

- … прочитай, пожалуйста, правило вслух.

 -  И так, ребята, на какой же вопрос отвечает предложный падеж? (о ком? О чем?)

-С какими предлогами употребляется предложный падеж?(При, о, об, на, в, во)

- А так же у предложного вопроса есть вспомогательный вопрос, который поможет вам –говорить о чем?, говорить о ком?

- А теперь давайте повторим вопросы всех падежей с их вспомогательными вопросами. СЛАЙД

И. п. кто? что?

Р. п. нет  кого? чего

Д. п. дать ?кому? чему?

В. п. винить  кого? Что?

Т. п. творить кем? чем?

П.п. говорить о ком?о чем?

Читать правило

Отвечают на вопросы

Ф

5. Реализация построенного проекта

8 мин

Словесный метод

- А теперь выполним  97 упражнение на 57странице.

Прочитайте предложения ( каждый ученик читает по одному предложению).

А теперь мы должны поставить вопросы к выделенным именам существительным ( солнце, матери, словах, делах, языке, сердце, отце, матери) от слов, с которыми они связаны по смыслу и определить падеж.

-… прочитай первое предложение и постарайся поставить вопрос к выделенному слову.

При солнце тепло   (тепло при чем? При солнце), при матери добро ( добро при ком? При матери);

В словах ретив ( ретив в чем? В словах) , а в делах ленив ( ленив в чем? В делах);

На языке медок ( медок на чем? На языке) , а на сердце ледок ( ледок на чем? На сердце)

Об отце и о матери говори с почтением. ( говори с почтением о ком? Об отце и  о матери)

-Запишите данные пословицы в тетрадях и  выделите окончания имен существительны в предложном падеже и подчеркните  предлоги.

-Давайте проверим, что у вас получилось. СЛАЙД

- А сейчас выполним 99 упражнение на странице 55.

- Н., прочитай первое четверостишье.

- Н, прочитай второй отрывок?

- Посмотрите, как много в этих отрывках устаревших слов.

- Какие устаревшие слова вы видите?

( злате, в палате, на престоле, в венце, душегрейка, маковке, парчовая).

- И так, давайте посмотрим, что они обозначают.  СЛАЙД

(злате – золотые украшения, в палате – большая комната, на престоле – царский трон, в венце – царская корона, душегрейка – теплая женская кофта без рукавов, кичка – головной убор, маковка – макушка головы, парчовая – из плотной ткани)

- Самостоятельно спишите первый  отрывок и  укажите падеж над именами существительными в предложном падеже.

Видит: весь сияя в злате, ( в чем? П.п)

Царь Салтан сидит в палате ( в чем? П.п)

На престоле и в венце, ( в чем? П.п)

С грустной думой на лице. ( на чем? П.п)

СЛАЙД

-Давайте проверим.

У кого так же, поднимите руки.

- Молодцы, ребята!

- А теперь давайте выполним физкультминутку.

(ВИДЕО)

- Все встали! Повторяем вместе со мной.

-Молодцы, ребята, садитесь.

Выполняют самостоятельную работу

Выполняют упражнения

Выполняют физкультминутку.

Ф

6. Первичное закреплением с комментированием  во внешней речи

5 мин

Словесный метод

- Перед вами строчки из стихотворения, ваша задача выписать в тетрадь только имена существительные с предлогом в предложном падеже. СЛАЙД

Дерево прячет корни в земле.

Искры таятся в теплой золе

В желуде зрелом спрятан дубок.

В белой скорлупке спрятан желток.

На дороге, на тропинке

Пыль притихла под дождем.

Приколачивать пылинки

Хорошо таким гвоздем.

СЛАЙД

А теперь давайте вместе проверим, правильно ли вы выполнили задание.

- Какой вывод  мы можем сделать?

( Имена существительные в предложном падеже могут стоять с предлогами в, на, под, при, о, об, во) 

 - Какие предлоги есть у Предложного падежа? ( в, во, на, о, об под, при )

 Работают

 

Ф

П

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

5 мин

Практический метод

- А теперь поработаем в карточках.

Ваша задача подчеркнуть имена существительные, стоящие в предложном падеже и указать падеж.

1 вариант

Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу, работал на почте.

2 вариант

Рассказ о книге, запахло сыростью, идем по дороге, видел белку, читал о космосе.

(СЛАЙД)

- Молодцы! А теперь обменяйтесь карточками с товарищами по парте и проверьте задание . Если задание выполнено  правильно , поставьте рядом со словосочетанием «+», если не верно «-».

Самостоятельно выполняют задание по вариантам.

Проводят взаимооценивание.

Г

8. Включение в систему знаний и повторение

5 мин

Практический метод

- Сейчас ваша задача заключается в том, что вы должны внимательно посмотреть на экран и  составить предложения. И определить падеж имени существительного.

Белка (И.п.) выскочила из дупла (Р.п.). (СЛАЙД с картинами) (СЛЕДУЮЩИЙ СЛАЙД БЕЗ КАРТИНОК)

Филин (И.п.) сидел на дереве (П.п.). (СЛАЙД)

-Чему вы научились, выполняя данное задание? ( научились находить имена существительные в предложном падеже)

Выполняют задание.

- Научились находить имена существительные в предложном падеже.

Ф

9. Рефлексия учебной деятельности

5 мин

Ребята, наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги.

Какую тему мы сегодня изучили?

- Да, правильно.

- Ребята, какую цель вы перед собой ставили?

-Молодцы, ребята!

- Давайте сейчас узнаем,  понравился ли вам урок. У вас на столах лежат солнышко и тучка. Если урок вам понравился,  поднимите солнышко, если урок вам не понравился и вам было трудно, то поднимите тучку.

- Вижу, что вам всем понравился урок. Я очень рада, что вам было интересно. Всем спасибо за урок.

До новых встреч и хорошего дня!

Делают выводы вместе с учителем.

- Предложный падеж

- Узнать подробнее о предложном падеже

И


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Русский язык. Тема: "Имя существительное родительного падежа" 4 класс

УМК "Школа России" Планируемые  результаты  УУД Предметные,  метапредметные, личностные...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: ВСЕ ПАДЕЖИ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТЕМА: ВСЕ ПАДЕЖИ 3 класс...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТЕМА: ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ3 класс...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: Винительный падеж

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТЕМА: Винительный падеж...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: Дательный падеж

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТЕМА: Дательный падеж...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: Падежи имён существительных

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТЕМА: Падежи имён существительных...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: «Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: «Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам»...