Технологическая карта урока русского языка . "Определение спряженя глагола". 4 класс. УМК В.П. Канакиной
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Лаврентьева Елена Евгеньевна

Урок открытия нового знания. На уроке четвероклассники вывели алгоритм определения спряжения глаголов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Организационная информация

Тема урока

Правописание ударных окончаний глаголов. Определение спряжения по личным окончаниям.

Предмет

Русский язык

Класс

4

Автор урока

Лаврентьева Елена Евгеньевна

Образовательное учреждение

ГБОУ «Академическая гимназия № 56 имени М.Б. Пильдес» Санкт-Петербурга

Методическая информация

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель урока

Научиться безошибочно определять спряжение глаголов по личным окончаниям

Составить алгоритм для определения спряжения по личным окончаниям

Задачи урока

- создать условия для расширения и углубления представления учащихся о грамматических признаках глаголов с целью формирования практического умения определять спряжение,

- учиться фиксировать собственное затруднение в деятельности и выявлять его причину;

 - учиться ставить учебные задачи; 

 - систематизировать знания о грамматических признаках глагола; 

 - научиться по личному окончанию глагола определять его грамматические признаки;

 - учиться контролировать и оценивать себя.

Необходимое оборудование и материалы

Учебник,

Справочник,

Карточки для индивидуальной самостоятельной работы

Планируемые метапредметные результаты

  Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

 Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им .

 Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые УУД

1.

Организация начала урока

Настраивает детей на работу.

-  Разгадав анаграмму, назовите общую тему раздела. 

Оформляют в тетрадях начало работы.

Чистописание.

Регулятивные:

Самоорганизация и организация рабочего места

Личностные:

Осмысление внутренней позиции на уровне положительного отношения к уроку Познавательные:

Активизация мыслительной деятельности через проблемное задание

2.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Выбор эпиграфа к уроку

А. Теннеси. (В переводе К. Бальмонта)

выполнение заданий повторение изученного по теме «Глагол».

Ответы детей сопровождаются появлением на доске схем разбора и выделения орфограмм.

- Записывают предложение, определяют грамматические признаки глаголов (инфинитив).  Выполняют морфемный разбор глаголов (по вариантам), выделяют орфограмму НЕ С ГЛАГОЛОМ, определяют вид глагола.

Проводится самопроверка.

Познавательные

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; развитие мыслительных операций

 Регулятивные:

умение принимать цель урока и следовать ей в учебной деятельности

3.

Формулировка цели урока

Повторение правила о глаголе, как о части речи помогает определить область незнания для формулировки целей урока.

- Предположите цели урока

Ученики, опираясь на изученный материал, определяют цели урока:

- Продолжать учиться определять грамматические признаки по личному окончанию глагола.

- Научиться безошибочно определять спряжение глаголов по личным окончаниям

- Составить алгоритм для определения спряжения по личным окончаниям

Запись в тетради темы урока: «Спряжение глагола»

Познавательные:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний;

Коммуникативные:

Умение правильно оформить свои мысли, согласно заданным рамкам обсуждения;

4.

Работа над решением поставленных задач.

  1. Повторение изученного.

Работа со справочником.

Определите, что такое спряжение?

В каких формах глагола различают 1,2 и 3 лицо?

    Выполнение упражнения 165 (учебник с. 81). Работа у доски с устным комментированием.

 

   Фронтальная работа

   Работа с таблицей личных окончаний глаголов I и II спряжения.

  1. Составление алгоритма определения спряжения по личным окончаниям глаголов.

   Определение спряжения глаголов СПАТЬ и ЧИТАТЬ по личным окончаниям.

Формулировка шагов будущего алгоритма.

   

  Работа с алгоритмом

   Пропедевтическая работа (определение спряжения глаголов с безударным окончанием с приставкой вы-: выбежит, вылетит…)

  1.  Упражнения в определении спряжений глаголов.

   Выполнение упражнения 186 с. 91

Фронтальная работа. Работа у доски с устным комментированием.

Проводится проверка выполнения работы.

Почему было легко записывать образованные

формы глаголов?

Как пишутся глаголы с ударными окончаниями?

   

  Самостоятельная работа.

     Работа в парах.

Работа с глаголом ЖУЖЖАТЬ.

 

    Выполнение заданий на карточке.

Работа с загадками. Определение спряжений глаголов по личным окончаниям.

  1. Работа со справочником.

Справочник с.164

Повторяют определение, отвечают на вопросы.

Выполняя упражнение 165, закрепляют умение спрягать глагол.

По личным окончаниям глагола предполагают спряжение.

Определение по таблице личных окончаний форм глагола, удобных для определения спряжения.

Определяют спряжение данных глаголов.

Формулируют алгоритм определения спряжения глагола по личным окончаниям.

Проговаривают алгоритм, определяя спряжение глаголов БЕГУ, ЖИВУ.

Дети сначала выполняют задание в парах, затем проговаривают, проверяя правильность сделанных выводов.

Учащиеся работают в тетради, выполняют задания. Проверяя правильность выполнения по доске.

Формулируют правило о правописании глаголов ударными личными окончаниями. Проверяют вывод (учебник с. 91, правило).

Самостоятельно ставят глаголы в форму 2 л. и 3 л. ед. числа. Выполняют взаимопроверку.

Самостоятельно выполняют задания: выписывают глаголы, распределяя по группам в зависимости от спряжения.

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний;

Регулятивные: составление плана и последовательности действий

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, уметь договариваться, работая в парах

Коммуникативные:

Осуществление взаимоконтроля и самоконтроля по ходу выполнения задания

Регулятивные:

Проявление самостоятельности и инициативы в разных видах деятельности

 

5. Подведение итогов урока

- Со всеми поставленными задачами вы справились?

-  Умеете ли вы определять спряжение по личным окончаниям глаголов.

Удалось ли каждому из вас ликвидировать свое затруднение?

-  При работе над этой же темой какие задачи вы еще можете поставить перед собой?

- Дома продолжите работу с этой темой. Выполните упражнение 188 с. 91. Применяя полученные на уроке знания.

-  Спасибо за урок!

Дети отвечают на вопросы учителя.

Делают выводы. Ставят ближайшие цели.

- Научиться безошибочно писать окончания глаголов в ударной и безударной позиции.

Записывают задание в дневники.

Личностные:

Оценивание разного вида деятельности на уроке

Регулятивные:

Формирование умения адекватно оценивать свою деятельность на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно – деятельностный подход на уроке русского языка «Определение спряжения глагола с безударным окончанием»»

В своей творческой разработке я представила урок русского языка по теме «Определение спряжения глагола с безударным окончанием», целью которого было:формирование умений определять спряжение глагола с ...

Конспект урока русского языка «Определение спряжения глаголов с безударным окончанием по неопределенной форме» УМК «Система Л. Занкова»,4 класс

МАтериал рредназначен для урока русского языка в 4 классе, Может быть использован по любому УМК. Цель урока: научить определять спряжение глаголов с безударным окончанием по неопределенной форме....

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Спряжение глаголов брить и стелить"

Технологическая карта урока с видами деятельности учащихся...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание приставок", 4 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Правописание приставок. Закрепление»Тип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепление у учащихся представлений о правописании приставо...

Технологическая карта урока русского языка "Неопределенная форма глагола", 3 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Неопределенная форма глагола»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлени...

Технологическая карта урока русского языка "Неопределенная форма глагола", 3 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся умения находить глагол неопределённой формы.Задачи урокаДидактические:узнать что такое неопределённая форма глагола;научить определять по вопро...

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Времена глаголов. 2-ое лицо глаголов».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Времена глаголов. 2-е лицо глаголов»Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока:формирование представления учащихся глаголах 2-го лица единственного числа; ...