Технологическая карта урока русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных 3-ого склонения " (УМК "Школа России", 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Нагорнова Милена Ивановна

Тема урока: «Наблюдение за правописанием безударных окончаний имен существительных 3-ого склонения»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование знаний и умений по правописанию безударных окончаний существительных 3-го склонения.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1)  расширить представления об окончаниях имен существительных 3-ого склонения;

2) формировать умение правописания безударных окончаний имен существительных 3-ого склонения.

Предметные: научатся:

1)  правильно писать безударные окончания имён существительных 3-го склонения;

2) определять безударное окончание имен существительных, в соответствии со склонением по вспомогательной таблице;

Развивающие:

1) развивать логические мышление, память, внимание через анализ языкового материала;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом;

3)формировать способность к оценке своих действий.

Воспитательные:

1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности

2)  воспитывать умение работать в коллективе

УМК: УМК «Школа России», учебник русского языка 3 кл.: Учебник в 2 ч, презентация, раздаточный материал.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 22.04.2024

Школа: МБОУ «СОШ №108»

Класс: 3 «А»

Урок: 1

Время:08:50-09:30          Кабинет: 27

Студент: Нагорнова Милена

Группа: 41

Учитель: Соболева Евгения Викторовна

Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна

Тема урока: «Наблюдение за правописанием безударных окончаний имен существительных 3-ого склонения»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование знаний и умений по правописанию безударных окончаний существительных 3-го склонения.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1)  расширить представления об окончаниях имен существительных 3-ого склонения;

2) формировать умение правописания безударных окончаний имен существительных 3-ого склонения.

Предметные: научатся:

1)  правильно писать безударные окончания имён существительных 3-го склонения;

2) определять безударное окончание имен существительных, в соответствии со склонением по вспомогательной таблице;

Развивающие:

1) развивать логические мышление, память, внимание через анализ языкового материала;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом;

3)формировать способность к оценке своих действий.

Воспитательные:

1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности

2)  воспитывать умение работать в коллективе

УМК: УМК «Школа России», учебник русского языка 3 кл.: Учебник в 2 ч, презентация, раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное обрудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создание эмоционального настроя.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Милена Ивановна. Рада вас видеть. Занимайте свои места.

- Подарите друг другу свои добрые и лучезарные улыбки. И давайте зарядимся энергией на весь сегодняшний день и неделю, для этого мы будет использовать вот такой мячик, он предназначен специально для урока, и будет вас всегда просить говорить. Первый вопрос, который он задает: Какими качествами должен обладать настоящий ученик?

- Сейчас вы по цепочке, по рядам, друг другу передаете мячик, и когда я скажу «Стоп», тот у кого остался мячик в руках отвечает на вопрос.

- Покажите свою готовность к уроку.

- А теперь перед тем, как начать работать, давайте вспомним, с чего у нас начинается урок?

- Верно, давайте представим, что на вашей парте, очень много-много пыли и крошек и нам нужно их быстро и резко сдуть, на сколько сильно я протягиваю слово, также же быстро или медленно вы должны дуть, начинаем: Раз, двааа, триии, четыре и т.д.

- Верно, начнем нашу работу.

Приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к уроку

Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

- Аккуратность, внимательность, усидчивость, и т.д.

- С дыхательной гимнастики

Слушают

Подготовить речевой аппарат к работе.

Читают хором по слогам, медленно, целыми словами в среднем темпе, в быстром темпе.

УУЛД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Презентация, слайд 1-2

Актуализация знаний и мотивация

(5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

Актуализирует знания по пройденным темам.

- Как называется большая тема над которой мы работаем?

- Что еще мы сегодня должны сделать перед тем как узнать тему урока?

Выразительное чтение стихотворения вместе с учителем

Весна! Вот это слово!

Весело склоняется.

И склонение надолго

Весной запоминается:

(И.п.)  Придёт весна. Отлично!

(Р.п.)  Дождись весны, отличник!

(Д.п.)  - Привет весне! - споёмте,

(В.п.)  Встречать весну пойдёмте.

(Т.п.)  Дыши весной весною

(П.п.) И думай только о весне!

Мы, окончания усвоив,

Запомним всё вполне.

- О чем это стихотворение?

Организует минутку чистописания.

- Давайте скорее напишем в тетрадях число. Откройте свои тетради, отступите 2 строчки от предыдущего задания, запишите число, сегодня у нас «22 апреля». А снизу пишем «Классная работа».

- Верно, побольше вспомним о имени существительном, на экране вы видите характеристики вам нужно выписать только те, которые относятся к им.сущ.

часть речи, предмет, кто? род, сказуемое, число, падеж, подлежащее, действие.

- Помните, что пишем аккуратно, красиво, но в тоже время быстро, не забываем про правила посадки.

- Все ли характеристики мы тут отобразили?

- Правильно, сейчас вы докажите написание безударного окончания имен существительных. Это задание вы выполняете в группах, вспомните правила работы в группе.

- Сейчас 1 участник группы, доказывает – что слово «лошадь» 3  склонения.

2 участник – что слово «окно» 2 склонения.

3 участник  -  слово «цапля» 1 склонения.

А участник 4, что слово «печаль» в р.п, д.п. и в пр.п. пишется на конце с буквой «и»

Организует подводящий диалог к теме урока.

- Что вас смутило, и над чем, вам необходимо было хорошо подумать?

- Тогда заострим на это наше внимание.

Отвечают на вопросы учителя.

- Безударные окончания имен существительных.

- Провести интонационную разминку.

- О склонении имени существительное - весна.

Открывают и работают с рабочими тетрадями.

- часть речи, предмет, кто? род, число, падеж, подлежащее,

- Нет, не хватает склонения.

1.Работай в группе дружно, помни - вы одна команда. 2.Принимай активное участие в работе, не стой в стороне. 3.Не бойся высказывать своё мнение. 4.Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы. 5.Думай сам, а не рассчитывай на других. 6. Отвечай у доски громко, чётко, кратко. 7. В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя.

Лошадь – 3 скл., т.к. ж.р. нулевое окончание и  в конце стоит «Ь» (пример: печь)

Зерно – 2 скл., т.к. ср.р., окончание О (пример: окно)

Цапля – 1 скл., т.к., ж.р., окончание Я. (пример: мама)

Возникает затруднение у 4 участника.

- Как правильно определить окончание у существительного «печали».

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Презентация, рабочая тетрадь, раздаточный материал.

Постановка учебной задачи

(2-3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная работа

Словесный: беседа, учебный диалог

Формулирует тему и цели урока вместе с обучающимися.

- А может у вас появились предположения, какая тема урока, будем сегодня нами обозначена?

- Отлично, а чтобы поставить цели урока, используйте опоры:

Узнаем…

Научимся…

- Прекрасно, если есть тема и цели, то не хватает плана. У нас также есть опора, но нужно дополнить ее.

1. Узнать как … определять безударное … имени существительного … склонения .

2. Составить … для применения.

3. Поработаем … .

4. Сделать … по … .

(правильно, окончание, 3-ого,таблицу, самостоятельно, выводы, теме урока).

- Здорово у вас получилось, посмотрите, Незнайка, тоже заинтересовался темой урока, возьмем его с собой?

Формулируют тему и цели урока.

Тема урока: «Безударные окончания имен существительных 3-ого склонения»

Узнать как определять правильное окончание имени существительного 3 склонения.

Научиться правильно писать безударные окончания имен существительных 3-ого склонения.

1. Узнаем как правильно определять безударное окончания  имени существительного 3-ого склонения.

2. Составим таблицу для применения.

3. Поработаем самостоятельно.

3. Сделаем выводы по теме урока.

- Да.

УУПД: Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

УУРД: Научатся составлять план и последовательность действий

УУРД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; взаимодействовать и находить общие способы работы

Презентация.

Динамическая пауза

Снижение эмоц. и физ. напряжения

Практ.: выполнение динамической паузы

Организация проведения динамической паузы.

- Незнайка, пропустил часть урока, и не понимает, какие имена существительные относятся к 3-ему склонению. Чтобы ему помочь, он будет задавать слово, а вы определять склонение, если вы слышите им.сущ. 1 скл., то садитесь, если 2 скл. – то делает 2 хлопка, если 3 скл. – прыгаете и показываете 3.

Определяют склонение и выполняют движение.

дверь, нога, окно, карамель, линейка, любовь, лошадь, стол, юла, сирень, отец.

«Открытие» нового знания

(5 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная работа

Наглядный: демонстрация

Практический: работа с учебником

Словесный: беседа, учебный диалог, объяснение

Открытие детьми нового знания.

- Мы с вами не знаем, как определить окончание «нет печали», предположите, что нужно сделать сначала?

Незнайка спрашивает: а что такое начальная форма?

- А какое слово тогда будет?

- Хорошо, вы правильно определили начальную форму, теперь определим склонение.

- Как мы проверяли написание им.сущ 1-ого и 2-ого склонения?

- Правильно, сегодня мы дополним ее, Незнайка раздал вам эти таблички, теперь только нужно заполнитель последний столбик.

- Посмотрите в самом верху у нас пропущено слово-помощник, предположите, какое это будет слово, оно сегодня уже звучало во время динамической паузы.

- Верно, почему слово называется помощником?

- Хорошо, начнем пробовать:

- Как вы думаете, почему именно «любовь» стало словом-помощником? (попробуйте поставить ударение в получившиеся слова)

- Отлично, мы с вами заполнили таблицу, теперь можно пробовать определять окончания у других слов.

- Поставить в начальную форму.

- Это когда слово поставлено в им.п. ед. ч.

- Печаль.

- 3 скл, т.к. ж.р., нулевое окончание и  в конце стоит «Ь»

- По вспомогательной таблице.

- Любовь.

- Значит слово помогает правильно определить окончание у им.сущ. такого же склонения.

ЛюбовЬ

ЛюбвИ

ЛюбвИ

ЛюбовЬ

ЛюбвьЮ

ЛюбвИ

Ответы детей. Пробуют заполнить таблицу.

- Потому что окончания получились под ударением.

УУКД: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

УУПД: Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Презентация, рабочая тетрадь.

Первичное закрепление

(4 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

Организует первичное закрепление.

- Давайте вспомним слово, с которым у нас возникло затруднение в начале урока.

- Кто желает поработать у доски с этим словом?

- Напиши столбиком как изменяется окончание и у этого слова.

- Помним, что тему урока: безударные окончания, значит мы должны будем поставить ударение в слове и выделить окончание.

- Молодец, садись, кто хочет поработать со словом «жизнь»?

- Те кто работает с места, уже не списывает с доски, а только сверяет свои ответы.

- Хорошо, все верно, садись.

- Печаль.

Выходит желающий к доске.

Остальные работают с тетрадью.

Выходит желающий к доске.

Остальные работают с тетрадью.

УУПД:        Объединять объекты по определённому признаку             УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Презентация, рабочая тетрадь.

Самостоятельная работа

(7 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа наглядных методов: раздаточный материал

Внешний контроль

Организует самостоятельную работу обучающихся.

- Отлично, смотрите к нам снова обращается Незнайка. Он предлагает сыграть в игру «крестики-нолики», будем?

- Если, вы считаете утверждение правильным, то ставите «+», если нет, то    «-», напишите свое и фамилию в левом верхнем углу и начинайте:

1. Имя существительное отвечает на вопрос кто/что?  (да)

2. Все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа (нет)

3. Через, про, на, за, в, во, под: это предлоги родительного падежа (нет)

4. В русском языке 5 падежей? (нет)

5. Дательный падеж имеет 2 предлога? (да)

6. Предложный падеж без предлогов не употребляется? (да) (даже в вопросе есть предлоги)

7. В русском языке 3 типа склонения? (да)

8. Имена существительные женского рода относятся ко 2 склонению? (нет)

9. Слово «любовь» , является словом-помощником в определении падежного окончания им.сущ. 3-ого скл. (да).

- Обменяйтесь с соседом листочками и проверьте рисунок с доской. И оцените работы в соответствии с критериями.

- Сдаем эти листочки, спасибо вам за помощь в проверке.

- Да.

 

  1. ошибок – 5

2-3 ошибки – 4

4-5 ошибок – 3

6 и более - 2

УУПД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных   знаний.

УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи

УУКД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Презентация, рабочая тетрадь.

Включение в систему знаний

(7 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Групповая

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Самоконтроль

Организует связь между новой темой и пришлого урока.

- Незнайка предлагает выполнить задание в парах, вам нужно будет списать текст, вставить пропущенные окончания и объяснить их написание в скобках.

Образец: в тумане (2-е скл., П. п.).

После долгой ноч… в туман… встаёт холодное, тусклое солнц… . Спит заснеженный лес. Кажется, всё живое замёрзло от этой стуж… - ни звук… , только изредка потрескивают от мороз… деревья

- Теперь, проверим ваши работы с эталоном на доске.

- Оцените работу по критериям.

0 ошибок – 5

1-2 ошибки – 4

3 ошибки – 3

4 и более – 2.

Один читает задание в слух.

Осознают учебную задачу, работают над ней в парах.

ночи (2-е скл., Р.п.), в тумане (2 скл., П.п.), солнце (2 скл., П.п.), стужи (1 скл., Р.п.), звука (2 скл., Р.п.), мороза (2 скл., Р.п.)

Проверяют свою работу с эталоном.

Оценивают работу.

УУПД: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения

УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи

УУКД: формирование уважительного отношения к иному мнению

Учебник, презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная работа

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация

Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей.
Проводит работу по самооценке.

- Как звучала тема нашего урока?

- Вспомните цели план урока, всё ли мы выполнили?

- Поиграем в игру «Закончи предложение»,  на доске есть формулировки, поработаем с ними и нашим мячиком.

Я узнал (а)…

Я научился…

Мне понравилось…

Урок дал мне для жизни…

Теперь я могу…

- Посмотрите на экран, перед вами 3 острова, 1 – радости, 2 – знаний, 3 – грусти.

- Поднимите руки, кто по завершению нашего урока может сказать, что он на 1ом острове/на 2ом/на 3ем.

- Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен.

Отвечают на вопросы учителя.

Тема урока: «Безударные окончание имен существительных 3-ого склонения»

Узнать как определять правильное окончание имени существительного 3 склонения.

Научиться правильно писать безударные окончания имен существительных 3-ого склонения.

1. Узнаем как правильно определять безударное окончания  имени существительного 3-ого склонения.

2. Составим таблицу для применения.

3. Поработаем самостоятельно.

3. Сделаем выводы по теме урока

- Нет, осталось подвести итог.

Ответы детей.

УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;

УУЛД: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи

УУПД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Презентация.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему "Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"...

Конспект АМО – урока (технологическая карта) по теме:«Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах» 4 класс Автор: Лапшина В.А.

Конспект АМО-урока (занятия). Организационная информацияКоманда, разрабатывающая АМО-урок (занятие)Лапшина Виктория АлександровнаПредметРусский языкКласс,  профиль класса/группа, количество ...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства с системой падежных окончаний имён существительных на –ий, ие, ия.Задачи урокаДидактические:Познак...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен прилагательных» (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)

Цель урока: создание условий для закрепления умения правильно писать безударные падежные окончания имён прилагательных в единственном числе.Задачи урокаДидактические:Вспомнить изученную информацию о б...