Открытый урок по Русскому языку в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Ревина Елена Ивановна

Тема урока: Родительный падеж имен существительных множественного числа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Автор урока (ФИО, должность)

Ревина Елена Ивановна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МОУ «Старо-Татауровская СОШ»

Класс

4

Программа

«Школа России»

Предмет

Русский язык

Тип урока

Открытие новых знаний

Тема урока

«Родительный падеж существительных множественного числа»

Цели урока:

Познакомить с окончаниями существительных множественного числа в родительном падеже; развивать умения правильно образовывать и употреблять формы множественного числа имен существительных в родительном падеже.

Создать комфортные условия для усвоения материала и реализации возможностей учащихся.

Задачи урока:

     Образовательные: создание условий для знакомства детей со способом определения родительного падежа имен существительных; организация практической деятельности, в ходе которой дети могут научитьсяраспознавать родительный падеж имен существительных,развивать орфографическую зоркость.

Развивающие:создание условий для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы; для развития речи в форме построения высказываний, логических рассуждений и доказательств.

Воспитательные: создание условий для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, адекватной самооценки успешности/неуспешности обучения, для успешной коммуникации при работе в парах, в группах.

Ожидаемые результаты:

Метапредметные

Личностные УУД

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Познавательные УУД

– обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку);

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные УУД

– принимать участие в работе парами, группами;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Предметные

Орфография и пунктуация

– применять изученные правила правописания.

Методы обучения

Частично-поисковый, создание проблемной ситуации, беседа, экспресс-опрос, создание ситуаций занимательности ,игра, выборочный, работа по алгоритму, создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта.

Организация пространства (виды учебной деятельности)

Фронтальная работа, работа в парах, работа в группах, коллективная работа.

Основные понятия

Имя существительное,  род,  падеж

Ресурсы

Учебник «Русский язык» 4 класс 2 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий-М.Просвещение.

Оборудование

Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация MicrosoftOfficePowerPoint «Родительный падеж существительных множественного числа» , карточки для теста, схема правила, карточки для заданий, иллюстрация «Кормушка», цветные таблички для рефлексии,

Технологическая карта

Этап урока

Формы работы

                Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

I.Самоопределение к деятельности

Словесное приветствие

Учитель организует уч-ся на начало урока.

- Ребята, какой сегодня прекрасный зимний день! Я рада видеть вас и наших гостей!

Пусть этот урок подарит вам радость открытия новых знаний и теплоту общения.

- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости.        -Давайте поприветствуем их и пожелаем им здоровья.

Показывают свое эмоциональное настроение в начале урока

Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе (Коммуникативные УУД)

Мотивация

Слово учителя.

Наш Девиз сегодня «Где есть желание, найдётся путь!»        

- Почему сегодня у нас такой девиз?

Как вы понимаете эти слова? (Если  очень хочешь узнать, то обязательно добьёшься этого.)

- Когда человек сможет обладать знаниями? (Если он сам их добывает.)

- Вы готовы добывать знания?  (Да)

- Сегодня, мы не только повторим пройденный материал, но и откроем новые секреты русского языка.- Я вижу, что вы готовы к работе.

-Пожелайте друг другу успехов и примемся за работу.

Отвечают на вопросы учителя.

Желают друг другу успехов.

- самоопределение в учебной деятельности, предполагающее осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности

и выработке внутренней готовности к их реализации (Личностные УУД)

II Актуализация знаний и фиксация  затруднения в пробном учебном действии.

Работа в тетради

 

Коллективная работа

Прием "верно - неверно

Запись в тетрадь даты, классная работа, напоминание о посадке за столом.

1.Повторение правил о существительном.

Экспресс-опрос

- Если ответ правильный ,поднимите вверх правую руку, если нет, то ваши руки останутся неподвижными.

-Ответьте на вопросы: да или нет

* Имя существительное - это часть речи? (Да!)

*Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Нет!)

*Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)

*Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)

*Имена существительные обозначают предмет? (Да!)

*Имена существительные обозначают предмет? (Да!)

* Имена существительные изменяются по числам? (Да!)

*Имена существительные во множественном числе обозначают один или несколько предметов?(Нет)

*Имена существительные во множественном числе обозначают изменяются по падежам?(Да!)

записывают

 

 

 

Коллективно выполняют задание.

Личностные:

проявлять старательность.

Метапредметные:

правильно располагать тетрадь, вести аккуратные записи в тетради.

Предметные:

каллиграфическое написание букв, буквосочетаний

- выполнение пробного учебного действия (РегулятивныеУУД);

и полнотой и точностью (Коммуникативные УУД);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К)

Сегодня мы узнаем, какие окончания пишутся у существительных в родительном падеже множественного числа, будем  правильно образовывать и употреблять формы множественного числа имен существительных в родительном падеже  

2. Определение темы урока (проблемная ситуация)

Перед вами блюдо с фруктами. Я предлагаю вам составить предложения, в которых вы должны употребить эти фрукты во множественном числе. Начало предложения – Я вижу много…

1 ряд – повествовательное (Я вижу много мандаринов)

2 ряд – вопросительное (Я вижу много мандаринов?)

3 ряд – восклицательное (Я вижу много мандаринов!)

Найдите основу предложения, задайте вопрос к слову мандаринов. Определите падеж существительного мандаринов. Определите тему урока

-Тема урока: «Родительный падеж существительных  множественного числа».

Составляют предложения. Определяют тему урока

Умение ориентироваться в своей системе знаний,

находить закономерности (Регулятивные УУД)

- анализ, сравнение, аналогия, обобщение (Предметные УУД);

III. Выявление места и причины затруднения.Фиксация затруднения в деятельности.

 Работа в парах

-Прочитайте стихотворение .Обратите внимание на подчёркнутые слова.

-Определите падеж и число этих  имён существительных, выделите окончания.

Слайд 3

Нет без леса России,

 Без снегов и озер,

 Нет без сумерек синих

 И без розовых зорь .

(После определения падежа , числа.)

- Что вы заметили?  (Разные окончания)

-Почему в этих словах разное окончание?

-Почему  возникли разногласия?

-Умеем ли мы правильно писать окончания в этих словах.  (Нет, Да)

-В чем же затруднение?

-Правильно. Мы не знаем, как писать окончания существительных в родительном падеже множественного числа.

существительных среднего рода, женского рода, мужского рода.

Читают стихотворение ,

определяют падеж и число имён существительных, выделяют окончания.

Мы затрудняемся, так как ещё не знаем ,какие окончания у существительных в  Р.п. множественного числа.

постановка и формулирование проблемы (Предметные УУД);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (РегулятивныеУУД);

- волеваясаморегуляция в ситуации затруднения (РегулятивныеУУД);

IV. Построение плана выхода из затруднения.

Коллективная работа

-А где мы можем узнать об этом?

-Кто нам может помочь в этой ситуации?

-Молодцы!

Предполагают, отвечают: «У учителя, узнать в словаре»

Умение делать выводы (РегулятивныеУУД)

- смыслообразование (Личностные УУД);

- поиск и выделение необходимой информации (Познавательные УУД);

V. Реализация построенного проекта.

 

Коллективная работа.

Работа в группах

Фронтальная работа

Коллективная работа

Слайд 4

-Прочитайте слова. По какому признаку они записаны в три столбика? (по родам).

конь                ночь                      облако  

снег                 площадь               поле

месяц               зима                     море

снегирь            улица                   дерево

- Сейчас мы с вами поработаем в группах.

Работа в группах.  (по рядам)       (Приложение 1)   

- Давайте вспомним правила   работы в группе.

-Вы должны записать существительные в форме родительного падежа множественного числа. Выделите окончание.        Слайд 9

Приложение2)

    1ряд-   существительные  мужского рода  

    2ряд-  существительные  женского рода

    3ряд-  существительные среднего рода

-Давайте проверим, что   у вас получилось.

Слайд 5  

Нет( кого? чего?) коней, снегов, месяцев, снегирей.              Слайд 6

Нет (чего?) ночей, площадей, зим,    улиц.  

Слайд 7

Нет (чего?) облаков, полей, морей, деревьев.

-Какие окончания пишутся у имён существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа?  У существительных женского рода? У существительных среднего рода?

-Какие окончания пишутся у имён существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа?  У существительных женского рода? У существительных среднего рода?

-Я записала ваши ответы в таблицу.

Слайд 8

 

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

Р. п.

мн. ч.

-ов

-ев

-ей

-

-ей

-

-ов

-ев

-ей

-

- Сделайте вывод, опираясь на таблицу.

Давайтепрочитаем  правило в учебнике на  с. 112.

-Как вы считаете ,наши выводы совпали с правилом в учебнике?

-Молодцы!

Записывают тему урока в тетрадь.

Отвечают на вопросы учителя.

Под руководством учителя формулируют цель урока

Самостоятельно:

1.распределяют обязанности

2.выполняют каждый свою часть работы

3.осуществляют взаимопомощь и взаимоконтроль

Умение выражать свои мысли, синтезировать (Познавательные УУД)

- выдвижение гипотез и их обоснование (Познавательные УУД);

- волевая саморегуляция, познавательная инициатива (РегулятивныеУУД);

- моделирование (П);

- установление причинно-следственных связей (Познавательные УУД);

- осознание ответственности за общее дело (Л);

- выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью (Коммуникативные УУД);

- учёт разных мнений (Коммуникативные УУД);

- использование критериев для обоснования своего суждения (Коммуникативные УУД)

Координирование в сотрудничестве (Коммуникативные УУД)

Самооценка и внешний контроль (РегулятивныеУУД, Личностные УУД)

Умение самостоятельно формулировать цели, составлять план решения учебной задачи вместе с учителем, работать по плану (алгоритму), сверять  свои действия с планом и целью, делать выводы на основе обобщения знаний, проверять полученные результаты       путем возвращения к плану, оценивать результат на основе анализа работы по плану (алгоритму) (РегулятивныеУУД, Познавательные УУД)

Умение делать выводы (Регулятивные УУД)

Физминутка

Динамическая пауза

Гимнастика для глаз.

Физминутка  «Зимняя сказка»

Слайд9

Выполняют движения для глаз , слушают прекрасную музыку.

(Личностные УУД) - выражать положительное отношение к процессу: проявлять внимание, удивление, интерес к занятию

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Работа в тетради

Закрепление материала уч. с. 136 упр. 259

1 ряд – 1 группа

2 ряд – 2, 4 группа

3 ряд – 3 группа

-Ребята,в зимнее холодное время наши пернатые друзья нуждаются в нашей помощи .Я призываю вас : покормите птиц зимой!

-Сейчас мы запишем предложение.  Слайд 10

Ребята развесили кормушки на ветвях берез,  осин, елей и насыпали туда  несколько граммов ягод.

 - А теперь мы  будем работать, согласно алгоритму.  

Слайд 11

Алгоритм распознавания родительного падежа.

  1. Найду слово - командир.
  2. Задам от него вопрос к слову - солдату.
  3. Посмотрю на предлог, если он есть.
  4. Выберу падеж.
  5. Вспомню окончания имён существительных в родительном падеже во множественном числе , учитывая род.

-Выделите окончания имён существительных в родительном падеже во множественном числе в предложении.

-Давайте проверим.

Слайд 12

Берез

 Осин

 Елей

Граммов

 Ягод

-Ребята! Обратите внимание на слово «граммов». Это слово относится  особому  сложному правописанию существительных в родительном падеже множественного числа.  

- Прочитайте правило на экране.   Слайд 13

1.Названия овощей, фруктов: огурцов, мандаринов, бананов-ов, но яблок, гранат.

2.Парасапог, кед, чулок, ботинок, валенок, туфель, варежек, перчаток- нулевое окончание, но носков- ов)

3.Названия народов: монголов, таджиков, татаров-ов.

-Постарайтесь запомнить правописание этих слов, чтобы правильно употреблять их в своей речи.

Осознание помощи птицам.

-эмоциональное переживание

(Личностные УУД)

- выполнение действий по алгоритму (Познавательные УУД);

- выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью (Коммуникативные УУД)

Умение самостоятельно формулировать цели, составлять план решения учебной задачи вместе с учителем, работать по плану (алгоритму), сверять  свои действия с планом и целью, делать выводы на основе обобщения знаний, проверять полученные результаты       путем возвращения к плану, оценивать результат на основе анализа работы по плану (алгоритму) (РегулятивныеУУД, Познавательные УУД)

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Индивидуальная работа

-А теперь давайте вернёмся к цели нашего урока. Мы уже познакомились с правилом правописания существительных в родительном падеже множественного числа. Попробуем применить это правило  на практике.

Слайды 14

( Работа в парах на индивидуальных карточках и на слайде)

(Приложение 3)

- Отметьте знаком «+» имена существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание.

огурцы

улицы

фабрики

помидоры

килограммы

сапоги

яблоки

места

задачи

ботинки

-А теперь проверим себя .                     Слайд 15

огурцы (огурцов)

улицы (улиц)

+

фабрики (фабрик)

+

помидоры (помидоров)

килограммы (килограммов)

сапоги (сапог)

+

яблоки (яблок)

+

места (мест)

+

задачи (задач)

+

ботинки (ботинок)

+

выполняют задания и с соседом по парте, обсуждают

Дети проговаривают сведения, извлечённые из выполненных упражнений.

Дети оценивают свои умения.

Умение самостоятельно составлять план решения учебной задачи работать по плану (алгоритму), сверять  свои действия с планом и целью, делать выводы на основе обобщения знаний, проверять полученные результаты       (Регулятивные УУД)

- выполнение действий по алгоритму (Познавательные УУД);

- контроль, самооценка (Регулятивные УУД);

оценивать результат на основе анализа работы по плану (алгоритму)

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Прием «Толстые и тонкие вопросы».  

Слайды 16-17

-А теперь загадка-шутка. Как сказать правильно:

У рыбов нет зубов.

У рыбей нет зубей.

У рыб нет зуб.

(У рыб нет зубов)

- Правильно!

 -В этой шутке есть большая доля правды: здесь представлены все три нормативных окончания формы род. падежа мн. числа: - ов (ев), ей , нулевое

 Только эта загадка еще и на внимание: зубы-то у рыб есть, да еще какие!

Доказывают, как  правильно написать формы существительного в родительном падеже множественного числа.

- установление причинно-следственных связей (П);

- контроль, коррекция, самооценка (Регулятивные УУД);

Умение делать выводы (Регулятивные УУД)

- выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью (Коммуникативные УУД)

IX.Рефлексия учебной деятельности

Подведение итогов урока.

Фронтальная работа

Притча. Обсуждение.

Работа в парах

Оценка своей деятельности на уроке.

 

Слайд 18-19

-Итак, подведём итоги ваших поисков и открытий.

-На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже множественного числа?

-Какие окончания пишутся у имён существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа, у существительных женского рода, среднего рода?

- А сейчас послушайте притчу.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил:

- Что ты делал целый день?

И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.

У второго спросил:

- А ты что делал целый день?

И тот ответил:

- Я добросовестно выполнял свою работу.

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:

- А я принимал участие в строительстве храма.

-Попытайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.

1.Обсуждение в парах.

2.Самооценка своей работы.

- А теперь оцените свою деятельность на уроке:

Кто работал так, как первый человек – опустите палец вниз

Кто работал, добросовестно – поднимите палец вверх

Кто принимал участие в строительстве храма Знаний на уроке – поднимите 2 пальца.

 

 

Отвечают на вопросы учителя и делают выводы по теме урока.

Употреблять

Анализируют свою собственную деятельность.

Знакомятся с притчей, обсуждают в парах.

Пришли к выводу, что отношение у людей к работе разное, потому что внутренний настрой каждого рабочего свой.

Оценивают свою деятельность работы в группе  на уроке.

(Предметные УУД) -формировать умение ставить имена существительные в форму множественного числа именительного и родительного падежей

(Регулятивные УУД)- осуществлять итоговый  контроль

Умение совместно с учителем определять степень успешности выполнения своей и чужой работы; контроль, самооценка (Регулятивные УУД, Личностные УУД)

- рефлексия  способов и условий действия (П);

- контроль и оценка процесса результатов деятельности (П);

- самооценка на основе критерия успешности (Личностные УУД));

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Личностные УУД));

- формулирование своего  мнения, учёт разных мнений (К)

Координирование в сотрудничестве (Коммуникативные УУД)

Самооценка и внешний контроль (Регулятивные, Личностные УУД)

Координирование в сотрудничестве (Коммуникативные УУД)

Самооценка и внешний контроль

(Регулятивные, личностные УУД)

Домашнее задание /разноуровневого характера/

Слайд 20 (Приложение 5)

- Предлагаю вам задания двух уровней:

1 уровень средней сложности с. 137 упр. 263

2 уровень повышенной сложности с. 136 упр. 260                    

Слайд 21

- Молодцы! Вы сегодня были внимательные,

сообразительные, замечательные!

Спасибо за урок!

Обучающиеся определяются с объемом и содержанием домашнего задания.

Ориентирование в своей системе знаний при  выборе уровня домашнего задания/

(Личностные УУД)



Предварительный просмотр:

огурцы

улицы

фабрики

помидоры

килограммы

сапоги

яблоки

места

задачи

ботинки

огурцы

улицы

фабрики

помидоры

килограммы

сапоги

яблоки

места

задачи

ботинки

огурцы

улицы

фабрики

помидоры

килограммы

сапоги

яблоки

места

задачи

ботинки

огурцы

улицы

фабрики

помидоры

килограммы

сапоги

яблоки

места

задачи

ботинки

огурцы

улицы

фабрики

помидоры

килограммы

сапоги

яблоки

места

задачи

ботинки

огурцы

улицы

фабрики

помидоры

килограммы

сапоги

яблоки

места

задачи

ботинки



Предварительный просмотр:

  Задание 1 (1 группа- в мужском роде)                               

   Запишите существительное форме родительного падежа множественного числа. Выделите окончание.

     

      Конь- _____________,    снег- _____________,

    месяц- _____________,    снегирь- __________________.

       

  Задание 1 (2 группа-в женском роде)

     Запишите существительное форме родительного падежа множественного числа. Выделите окончание.

   Ночь- ______________, площадь- ____________,

  зима- _______________, улица-   _____________.

    Задание 1 (3 группа-в среднем роде))

   

Запишите существительное форме родительного падежа множественного числа. Выделите окончание.

     Облако- _____________,

      поле -______________,

      море- _____________________________,

   

      дерево- ___________________________.

   Задание 1 (3 группа-в среднем роде)

      Запишите существительное форме родительного падежа множественного числа. Выделите окончание.

     Облако- ____________________________,

       поле-  _____________________________,

       

       море-  _____________________________,

       дерево -____________________________.



Предварительный просмотр:

Ребята развесили кормушки на ветвях берез,  осин, елей и насыпали туда  несколько граммов ягод.

Ребята развесили кормушки на ветвях берез,  осин, елей и насыпали туда  несколько граммов ягод.

Ребята развесили кормушки на ветвях берез,  осин, елей и насыпали туда  несколько граммов ягод.

Ребята развесили кормушки на ветвях берез,  осин, елей и насыпали туда  несколько граммов ягод.

Ребята развесили кормушки на ветвях берез,  осин, елей и насыпали туда  несколько граммов ягод.

Ребята развесили кормушки на ветвях берез,  осин, елей и насыпали туда  несколько граммов ягод.

Ребята развесили кормушки на ветвях берез,  осин, елей и насыпали туда  несколько граммов ягод.

Ребята развесили кормушки на ветвях берез,  осин, елей и насыпали туда  несколько граммов ягод.

Ребята развесили кормушки на ветвях берез,  осин, елей и насыпали туда  несколько граммов ягод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТкрытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ

Открытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС

Конспект урока по программе "Школа России" по теме: "Обобщение знаний о прилагательном как части речи". На уроке используется дифферинцированное обучение....

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

4.Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.

Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.Конспект урока и технологическая карта....