Подходы к формулировке учебных заданий.
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Степанова Марина Александровна

 В процессе подготовки к учебным занятиям учителям рекомендуется воспользоваться различными классификациями учебных заданий:

  1. классификация с точки зрения вида учебных действий

-нахождение информации (извлечение, локализация, декодирование, распознание, восприятие, усвоение) – это учебные задания, направленные в первую очередь на формирование умений обнаруживать в тексте явную (открытую, эксплицитную, фактуальную) информацию, выраженную в вопросе и в тексте-опоре, как правило, одними и теми же словами, и неявную (скрытую, имплицитную, подтекстовую) информацию, выраженную в вопросе и в тексте[1]опоре, как правило, синонимичным способом; Приведем типовые примеры заданий на нахождение информации:

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podhody_k_formulirovke_uchebnyh_zadaniy.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Подходы к формулировке учебных заданий.

 В процессе подготовки к учебным занятиям учителям рекомендуется воспользоваться различными классификациями учебных заданий:

  1. классификация с точки зрения вида учебных действий

-нахождение информации (извлечение, локализация, декодирование, распознание, восприятие, усвоение) – это учебные задания, направленные в первую очередь на формирование умений обнаруживать в тексте явную (открытую, эксплицитную, фактуальную) информацию, выраженную в вопросе и в тексте-опоре, как правило, одними и теми же словами, и неявную (скрытую, имплицитную, подтекстовую) информацию, выраженную в вопросе и в текстеопоре, как правило, синонимичным способом; Приведем типовые примеры заданий на нахождение информации:

  Как в тексте называется…?

  Расположите события в хронологической последовательности.

  Какое из утверждений не соответствует тексту?

  Выберите ошибочное утверждение о…

-интерпретация информации (интеграция, синтез, обобщение, анализ, толкование, понимание, осмысление, обработка, освоение) – это учебные задания, направленные на формирование умений глубоко понимать прочитанное в целом и в деталях; Обратимся к типовым примерам заданий на интерпретацию информации:

 Какова цель автора текста?

  Какое из приведенных ниже названий может быть заглавием к тексту?

 Какая информация в тексте является главной, а какая – второстепенной?

 Из приведенных ниже вопросов выберите тот, на который нельзя получить ответ, прочитав текст.

 Какая иллюстрация в наибольшей степени подходит к тексту?

  Объясните назначение иллюстрации к тексту.

 Поясните следующую фразу из текста…

 Вывод какого участника диалога не основывается на информации из текста?

 Почему герой поступает так…?

 Найдите 1 сходство и 1 различие в предложенных текстах.

  Как соотносятся высказывания героев…?

¬ анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста(оценка, использование, размышление, переработка, преобразование, присвоение) – это учебные задания, направленные на формирование умений оценивать содержание и форму текста или текстов, при работе с информацией обращаться к внетекстовым (контекстным, фоновым) знаниям, прогнозировать и трансформировать информацию; Примерами заданий на рефлексию информации являются следующие:

 Запишите свой ответ на поставленный в тексте вопрос и обоснуйте свое мнение.

 Подтвердите или опровергните точку зрения одного из героев, основываясь на собственном жизненном или читательском опыте.

  Проанализируйте пересказ текста, выполненный несколькими учениками. Кто из учеников, по-вашему, наиболее правильно выполнил пересказ? Поясните свой ответ.

 Каким может быть продолжение истории? Завершите рассказ.

 Придумайте и изобразите рекламу…

2) классификация с точки зрения применяемой стратегии чтения:

изучающее чтение (подробное, детальное, медленное, неспешное) – это учебные задания, предполагающие внимательное и вдумчивое чтение текста с целью достижения максимально полного и точного понимания как основной, так и второстепенной информации;

 Типовые примеры заданий на изучающее чтение:  Внимательно прочитайте текст.  Разделите текст на смысловые части.  Выделите в каждой смысловой части ключевые слова.  Ответьте на вопросы по содержанию и форме текста.  Определите лексическое значение следующих слов из текста…  Прокомментируйте ряд суждений о тексте  Что осталось непонятым в тексте? Как в дальнейшем вы решите проблему непонимания?

 ¬ ознакомительное чтение (познающее, беглое, легкое) – это учебные задания, предполагающие извлечение только основной (недетализированной) информации и требующие от читателя развитого навыка воссоздающего воображения, благодаря которому частично восполняется содержание текста; кроме того, ознакомительное чтение нередко предстает как чтение без установки на получение строго определенной информации, тем самым оно является как бы чтением «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации;

 Типовые примеры заданий на ознакомительное чтение:  Ознакомьтесь с текстом и определите его главную мысль.  Какая проблема ставится в тексте?  Отметьте в тексте наиболее важную информацию.  Прочитайте текст, зафиксировав внимание на существительном, например, на первом и последнем предложениях в каждом абзаце. Сделайте вывод о том, чему все-таки посвящен текст.

¬ просмотровое чтение (сканирующее, «по диагонали») – это учебные задания, предполагающие рассмотрение чтения, целями которого являются получение самого общего представления о содержащейся в тексте информации, первичная оценка информации с позиций «интересно/неинтересно», «полезно/бесполезно»;

 Типовые примеры заданий на просмотровое чтение:  Пролистайте текст и определите его назначение.  Обратите внимание на «сильные места» в тексте: заглавие, авторство, выходные данные, аннотация. Сделайте соответствующие выводы.  Проанализируйте эпиграф, спрогнозируйте по нему содержание текста.  Просмотрите рисунки и разные выделения в тексте. О чем они свидетельствуют?  Из скольких частей состоит текст? Прочитайте начало и конец текста. К какому выводу вы можете прийти? Обратите внимание на следующий методический факт: чтобы найти в тексте одну или несколько единиц информации, в любом случае необходимо просмотреть (отсканировать) весь текст и только потом выделить ту его часть (например, страницу в сплошном тексте, таблицу или список), в которой искомая информация содержится.

¬ поисковое чтение (выборочное, фокусирующее, целевое) – это учебные задания, предполагающие установление в тексте тех элементов информации, которые являются необходимыми, значимыми для решения определенной сверхзадачи;

Типовые примеры заданий на поисковое чтение:  Найдите в тексте известные вам географические названия.  Выберите то значение слова…, которое представлено в тексте.  Найдите в тексте предложения, которые иллюстрируют данные рисунки.  Укажите в тексте предложение, передающее идею (замысел, авторскую позицию по поставленной проблеме).

3)классификация с точки зрения времени (этапа, стадии) предъявления учебного задания:

¬ предтекстовая работа (ориентировка и планирование) – это учебные задания, предъявляемые обучающимся до организации процесса чтения;

 Примеры предтекстовых заданий:

  Перед вами фрагмент текста. Какова будет цель его чтения на сегодняшнем занятии?

  Выберите подходящую стратегию чтения для достижения поставленной цели.

 Прочитайте название текста. Спрогнозируйте его содержание.

  В каком жанре написан текст?

 Что вы знаете об авторе текста?

  Какая фоновая (дополнительная) информация вам нужна, чтобы понять текст? Где эту информацию можно взять/получить/добыть?

  Познакомьтесь с высказыванием… о тексте… У вас возникло желание прочитать текст? ¬ собственно текстовая работа (исполнение деятельности, реализация плана, смысловое чтение) – это учебные задания, предъявляемые обучающимся во время организации процесса чтения; Примеры собственно текстовых заданий:

 Прочитайте текст по частям. Дайте комментарий отдельным частям.

  Правильный ли ход событий вы спрогнозировали ранее?

  Соотнесите части текста с замыслом автора.

  Объясните, опираясь на контекст, значение слова…, смысл фразы…, роль персонажа…

  Какую функцию в тексте выполняет…?

  Одинаково или по-разному думают участники беседы?

¬ послетекстовая работа (контроль, подведение итогов, создание вторичных текстов) – это учебные задания, предъявляемые обучающимся после организации процесса чтения;

Примеры послетекстовых заданий:

 Достигнуты или не достигнуты вами цели чтения? Если нет, то почему?

  На какие вопросы вы получили ответы благодаря тексту?

 Выберите аннотацию, которая отражает содержание текста.

  Подготовьте отзыв о тексте.

 Примите участие в обсуждении проблемы вместе с героями текста.

  Подберите подходящие иллюстрации к тексту.

  Составьте сравнительную характеристику персонажей в виде таблицы.

  Как вы используете полученную информацию в ситуации…?

«Надпредметные умения приобретаются иначе – в опыте критического отношения к утверждениям учебника; при выполнении нестандартных, «некорректных» задач и примеривании предметных способов действия к новым ситуациям».

 Примеры популярных педагогических технологий, применяемых при обучении чтению на уровне начального общего образования:

1)Единые для всех предметов технологии работы с учебным текстом по О.Е. Дроздовой, Т.А. Долининой, Н.А. Юшковой (работа с терминами: соотнесение понятия и определения; установление взаимосвязи между терминами; соотнесение термина и верных/неверных суждений; распределение терминов по группам однородных слов; установление исоставление предложений с включением терминов; составление/решение кроссвордов; составление текстов разных жанров (сказка, детектив и т.п.) с включением терминов; обучение пониманию смысла вопроса: освоение типов и видов вопросов по форме, составу, функции; овладение алгоритмом осмысления вопроса; формулировка вопроса в соответствии с требованиями; овладение этапами деятельности по ответу на вопрос; комплексная работа с учебным текстомерархии; работа с терминосистемами: терминологические диктанты разных видов;

2)Технологии продуктивного чтения по Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой (дотекстовая работа, направленная на развитие антиципации: чтение ФИО автора, заглавия, ключевых слов, рассматривание иллюстраций; текстовая работа, связанная с достижением понимания: комментарии учителя и обучающихся, диалог с автором по типу «поиск вопроса – предположение об ответе – подтверждение», опора на воссоздающее воображение; послетекстовая работа на основе рефлексии: повторное обращение к заглавию и иллюстрациям, внимание к личности автора, проблематизация, аргументация собственного отношения к прочитанному, кейсы)

3)Технологии ТРИЗ-педагогики

Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов – осмысление – рефлексия

На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) ученик начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель.

Прием: верные и неверные утверждения

На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом – чтение, которое сопровождается действиями ученика: маркировкой, составлением таблиц, ведением дневника и др. В результате этого ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные. Таким образом, ученик следит за собственным пониманием самостоятельно.

Прием: инсерт-это приём маркировки текста, когда учащиеся отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, о чём хочется узнать более подробно. Используется для стимулирования внимательного чтения. Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нём информацию на известную и новую.

Чтение с остановками.

На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль письма. Письмо помогает не только разобраться в материале и поразмышлять над прочитанным, но и высказать новые гипотезы.

Прием: концептуальная таблица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС...

«Формулировка учебно-организационных задач по самоподготовке учащихся».

«Формулировка учебно-организационных задачпо самоподготовке учащихся». Цель:  -   формулировать учебно - организационные задачи по самоподготовке  учащихся.Задачи: вырабо...

УУД. Учебное задание по русскому языку, направленного на достижение метапредметного и предметного планируемого результата. Анализ задания.

Учебное задание  по русскому языку, направленного на достижение метапредметного и  предметного планируемого результата. Анализ задания....

Учебное задание.Критерии и виды заданий.

Выступление по теме на педагогическом совете...

Лист рефлексии семинара по теме «УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ – ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РУКАХ УЧИТЕЛЯ»

Лист рефлексии для педагогов семинара—практикума городского объединения учителей начальных классов по теме «УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ – ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ  ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РУК...