УМК «Школа России». Предмет: русский язык
методическая разработка по русскому языку (1 класс)
Класс:1
Тема урока: Ударение (общее представление). Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения.
Цель: совершенствовать знания о понятии «ударение», выделять ударный слог в слове, показать зависимость смысла слова от ударения; развивать внимание, умение делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.31 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Школа России». Предмет: русский язык
Класс:1
Тема урока: Ударение (общее представление). Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения.
Цель: совершенствовать знания о понятии «ударение», выделять ударный слог в слове, показать зависимость смысла слова от ударения; развивать внимание, умение делать выводы.
УУД познавательные:
Организовать деятельность детей:
− по умению ставить ударение в словах, учить доказывать правильность своего выбора; применять на практике, полученные на уроке знания;
− по открытию случаев, когда ударение не ставится;
− по «открытию» понятий «ударный» и «безударный» слог.
Личностные:
− способствовать развитию речи учащихся: обогащение и усложнение словарного запаса;
− способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, делать вывод);
Регулятивные:
− выполнение пробного учебного действия, фиксирование в нем индивидуального затруднения,
− волевая саморегуляция в ситуации затруднения,
− познавательная инициатива.
Коммуникативные:
− учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего вывода.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся:
− ставить ударение в словах,
− узнают что такое «ударение», «ударный и безударный слоги»,
− узнают случаи, когда ударение не ставится.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Прозвенел звонок – Начинается урок. - Дорогие ребята! Я очень рада видеть ваши любознательные глазки. - Сегодня нас с вами ждут интересные открытия. - В ходе урока, как обычно, вам нужно оценивать свои знания и умения, фиксировать свои достижения и совершенствовать свою учебную деятельность, умение сотрудничать - работать в парах. | Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Работаем старательно, Слушаем внимательно. |
Минутка чистописания и словарная работа | -Открываем тетради -Запишите число, помня, что чистота - начало красоты, и я приглашу вас на конкурс Красоты 1.Напишите буквы алфавита, которые я вам продиктую, помня о том, что эта буква участвует в конкурсе Красоты. с о р о к а у д а р е е н и Отгадайте загадку: Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая Самая болтливая - -Составьте из некоторых написанных букв отгадку и запишите это слово. -Что вы знаете об этой птице? Сорока (картинка) – зимующая у нас птица с белыми перьями на крыльях. -Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, выделите безударную гласную. Запомните, в этом слове сочетание ОРО! Проговорите и подчеркните его. Надо посмотреть это слово по словарю и запомнить его написание. -Объясните значение следующих выражений: «Трещит как сорока», «Сорока на хвосте принесла» 2. -Из оставшихся букв можно составить ещё слово. Какое? Придумайте к словам задания и выполните их. - Поменяйтесь тетрадями, возьмите ручку с зеленым цветом, исправьте неверное написание буквы, возьмите простой карандаш и по линейке подчеркните все буквы-Красавицы. Верните тетрадь хозяину. -Встаньте, у кого все буквы - Красавицы. Молодцы ребята, вы хорошо подготовили свои буквы к конкурсу Красоты. Ваши буквы принесли вам Победу! - Хочется услышать, какие задания вы выполнили с получившимся словом? - Ваше мнение ребята? – Встаньте те, у кого все задания выполнены правильно. Молодцы! Хорошо поработали, но обратите внимание на ошибки! - Ударение – у кого получилось правильно и написано каллиграфически верно, нарисуйте соседу солнышко | Я тетрадь свою открою, и наклонно положу. Я друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь. Дети записывают число Ребята составляют слова «сорока». Ответы детей. Дети записывают это слово в тетрадь, ставят ударение, подчеркивают безударную гласную. Ученики обращаются к орфографическому словарю в учебнике. Ответы детей: Говорит быстро и громко. Неизвестно откуда полученные сведения Ударение. Дети говорят, что можно в слове поставить ударение, можно разделить слова на слоги, выделить безударную гласную и выполняют эти задания. Самооценка при помощи смайликов. Ученик: Я написал слово «ударение» и разделил его на слоги. – А я выполнил два задания: слова я разделил на слоги и поставил в нем ударение. Ответы детей. Взаимопроверка. |
Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи. | - А теперь послушайте историю. Однажды с учеником первого класса произошел такой случай. Мальчик заболел, но ему хотелось поскорее в школу. Надо было принять лекарство. Он взял бутылочку с лекарством и прочитал: «Три раза в день по одной чайной ложке. После приема пищи». И запищал. Вбежала мама. - Что случилось, сынок? Почему ты пищишь? - А я лекарство принял. А здесь написано: «После приема пищи». - Ах ты, глупышка. Ведь ты всё неверно прочел! - Какую ошибку совершил мальчик? Как нужно было прочитать инструкцию, чтобы не попасть в такую ситуацию? -Какую тему надо хорошо изучить мальчику? – Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? - Что уже знаем? – Что хотим узнать? -У ударения еще много секретов которые предстоит узнать. ∙ Что такое ударение и его значение? ∙ Как называется слог, на который падает ударение? ∙ Как называются слоги, на которые не ставится ударение? ∙ Какую роль выполняет ударение? ∙ В каких словах ударение не ставится? – Зачем мы хотим это узнать? | Мальчик неверно поставил ударение в слове «пищи». Надо на первом слоге, а он поставил на втором. Тему: «Ударение» Об ударении. Ответы детей Чтобы наша речь была правильной. |
Физкультминутка | На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”) Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперед) Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу) Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево) Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя) И открыли! (разомкнуть руки) | Сомкнуть руки в “замочек” Вытянуть руки с “замочком” вперед Постучать “замочком” по столу Повертеть “замочком” вправо- Покрутить “замочком” к себе – от себя Разомкнуть руки |
Работа по теме уроке | 1.Открытие нового знания: Работа с учебником – Как на письме обозначается ударение? (наклонная палочка) - Прочитайте стихотворение, выделяя в каждом слове ударный слог. Возьмите в руки карандаш и тихонечко ударяйте о парту при чтении ударного слога. – Что мы сейчас делали карандашиком? – А голосом? - Сделаем вывод: – Что такое ударение? – Если слог произносится с большей силой голоса, чем другие, мы ударяли карандашиком, то как он называется? – А другие слоги? Молодцы, какое открытие мы сегодня сделали? - Прочитайте в учебнике, совпадает ли наше открытие с правилом в учебнике? (с.39 – все вслух) 2. Работа с классом -Спишите предложение, написанное на доске. Поставьте в одинаковых по написанию словах ударение. Пошла Поля в дальние поля. 3. Работа в парах. - Составьте из слов на карточках предложение, поставьте ударение. На двери замка нет замка. Нам любые дороги дороги. -Что интересного вы заметили? -Подчеркните эти слова. Объясните их значение. -Почему вы их читали по-разному? -Чем отличаются эти слова по произношению? -А теперь проверим ребят у доски. - Сделаем вывод: какую роль выполняет ударение? 4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. На слайде презентации: Свёкла, шофер, малина, медведь, сорока, банты, собака, петух, дятел. -Поставьте ударение, запишите только нужные слова по схеме по рядам: 1ряд – ударение падает на первый слог, двусложное 2ряд - ударение падает на второй слог, двусложное 3ряд – ударение падает на второй слог, трехсложное С каким, словом испытали затруднение? (банты) -Обратимся к орфоэпическому словарю (продемонстрировать словарь). У нас в учебнике на с. 136 тоже есть орфоэпический словарь. Пользуясь словарём, выполним упражнение № 5 на с. 41. – Когда в словах не ставится знак ударения? - Послушайте стихотворение: Расскажи-ка, буква «ё», Как твоё житьё - бытьё? Буква «ё» даёт отчёт: Ничего житьё течёт! Я – ударная всегда!!! Ой-ё-ё. Вот – это да! | Дети читают стихотворение в упражнении № 1 на с. 39 и ударяют о парту карандашом при чтении ударного слога. Ударяли Выделяли силой голоса. Это выделение в слове голосом одного из слогов. Ударные Безударные (Слоги бывают ударные и безударные) Дети списывают предложение с доски и ставят ударение Выполняют задание в паре: составляют из слов предложение. Работают у доски. Есть одинаковые по написанию слова. Подчеркивают слова и объясняют их Они имеют разное значение. Ударением. Дети зачитывают свои предложения. Объясняют значения слов Изменяет значение в словах 1 ряд: свёкла, банты, дятел 2 ряд: шофёр, медведь, петух, 3 ряд: малина, сорока, собака Знакомятся с орфоэпическим словарём, выполняют задание в учебнике В односложных словах и на букву ё ударение не ставится. |
Закрепление | -Соедини линиями изображения предметов и слова, которые называют эти предметы(картинки Стрелки, стрелки, Замки, замки Кружки, кружки) -Что вы использовали при выполнении задания? | Дети соединяют картинку со словами при помощи стрелок. Тему «Ударение» |
Итог урока | -Солнце село за село. Нам ужасно повезло, Что к Ударению мы сходили И все его секреты раскрыли! -Давайте повторим, что это за секреты? (обратимся к задачам урока) ∙ Что такое ударение и его значение? ∙ Как называется слог, на который падает ударение? ∙ Как называются слоги, на которые не ставится ударение? ∙ Какую роль выполняет ударение? ∙ В каких словах ударение не ставится? | Ответы учеников. |
Рефлексия | - Покажите весёлый смайлик, кому урок понравился и грустный, кому не понравился. - Что понравилось? - Что запомнилось? -Оцените свою работу на уроке при помощи смайлика. - Спасибо за внимание! Урок окончен. | Дети показывают смайлики. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/12/picture-220340-1363113746.jpg)
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/29/picture-299731-1380478217.jpg)
Технология достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир»
Стартовая диагностика:показатели, дидактические и раздаточные материалы Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах м...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/18/picture-138732-1358529459.jpg)
УМК «Школа России», учебник «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Урок по развитию речи (русский язык) в классе – комплекте. (3, 4 класс.) Дата: 19 мая 2017г. Личностно-ориентированная технология «Творческая мастерская» (тип – творческого письма)
Урок для малокомплектной начальной школы по предмету «Русский язык» (развитие речи) на тему «Повторение. Составление предложений (3 кл), текста (4 кл) на тему «Родина», на котором ключевым мом...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/28/picture-1130262-1553775025.jpg)
Методическая разработка урока "Мягкий знак, как показатель мягкости согласных звуков" (программа «Школа России», предмет «Русский язык», 1 класс, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий)
Данный конспект урока разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Направлен на достижение обучающимися личностных, м...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/02/picture-396460-1391333501.jpg)
Урок русского языка в 1 классе ( УМК "Школа России")Урок русского языка в 1 классе ( УМК "Школа России")
Цель: формировать умение правильно обозначать звуки [у], [о] и [а]буквами; развивать речь, фонематический слух, память.Планируемые результаты:Предметные результатыМетапредметные результаты и деят...
Конспект урока 2 класса "УМК Школа России" по русскому языку Тема: Что такое глагол? "УМК Школа России"
Цели деятельности учителя: формирования умения ставить вопросы к глаголам; развивать речь, коммуникативные навыки; способствовать развитию умения распознавать глагол и определять его признаки.Пл...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/05/picture-1504024-1704486465.jpg)
Технологическая карта по русскому языку по теме: "Гласные звуки" (2 кл.) «Школа России», учебник русский язык 2 кл.: Канакина В.П.-Горецкий В.Г.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: развивать умение различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме; Задачи урокаПланируемые результатыДидакти...