УМК «Школа России». Предмет: русский язык
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Степанова Марина Александровна

Класс:1

Тема урока: Ударение (общее представление). Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения.

Цель: совершенствовать знания о понятии «ударение», выделять ударный слог в слове, показать зависимость смысла слова от ударения; развивать внимание, умение делать выводы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.udarenie.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Школа России». Предмет: русский язык

Класс:1

Тема урока: Ударение (общее представление). Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения.

Цель: совершенствовать знания о понятии «ударение», выделять ударный слог в слове, показать зависимость смысла слова от ударения; развивать внимание, умение делать выводы.

УУД познавательные:

 Организовать деятельность детей:

  по умению ставить ударение в словах, учить доказывать правильность своего выбора; применять на практике, полученные на уроке знания;

 по открытию случаев, когда ударение не ставится;

 по «открытию» понятий «ударный» и «безударный» слог.

 Личностные:

 способствовать развитию речи учащихся: обогащение и усложнение словарного запаса;

 способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, делать вывод);

Регулятивные:

 выполнение пробного учебного действия, фиксирование в нем индивидуального затруднения,

  волевая саморегуляция в ситуации затруднения,

  познавательная инициатива.

Коммуникативные:

  учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего вывода.

Планируемые результаты:

 Учащиеся научатся:

  ставить ударение в словах,

  узнают что такое «ударение», «ударный и безударный слоги»,

 узнают случаи, когда ударение не ставится.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Прозвенел звонок – Начинается урок.

 - Дорогие ребята! Я очень рада видеть ваши любознательные глазки.

 - Сегодня нас с вами ждут интересные открытия.

 - В ходе урока, как обычно, вам нужно оценивать свои знания и умения, фиксировать свои достижения и совершенствовать свою учебную деятельность, умение сотрудничать - работать в парах.

 Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Работаем старательно, Слушаем внимательно.

Минутка чистописания и словарная работа

-Открываем тетради

-Запишите число, помня, что чистота - начало красоты, и я приглашу вас на конкурс Красоты

1.Напишите буквы алфавита, которые я вам продиктую, помня о том, что эта буква участвует в конкурсе Красоты. с о р о к а у д а р е е н и Отгадайте загадку:

 Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая Самая болтливая - -Составьте из некоторых написанных букв отгадку и запишите это слово.

 -Что вы знаете об этой птице? Сорока (картинка) – зимующая у нас птица с белыми перьями на крыльях.

-Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, выделите безударную гласную. Запомните, в этом слове сочетание ОРО!

Проговорите и подчеркните его. Надо посмотреть это слово по словарю и запомнить его написание.

-Объясните значение следующих выражений: «Трещит как сорока», «Сорока на хвосте принесла»

2.

 -Из оставшихся букв можно составить ещё слово. Какое? Придумайте к словам задания и выполните их.

- Поменяйтесь тетрадями, возьмите ручку с зеленым цветом, исправьте неверное написание буквы, возьмите простой карандаш и по линейке подчеркните все буквы-Красавицы. Верните тетрадь хозяину.

-Встаньте, у кого все буквы - Красавицы. Молодцы ребята, вы хорошо подготовили свои буквы к конкурсу Красоты. Ваши буквы принесли вам Победу!

- Хочется услышать, какие задания вы выполнили с получившимся словом?

- Ваше мнение ребята?

– Встаньте те, у кого все задания выполнены правильно. Молодцы!

Хорошо поработали, но обратите внимание на ошибки!

 - Ударение – у кого получилось правильно и написано каллиграфически верно, нарисуйте соседу солнышко

Я тетрадь свою открою, и наклонно положу. Я друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь. Дети записывают число

Ребята составляют слова «сорока». Ответы детей. Дети записывают это слово в тетрадь, ставят ударение, подчеркивают безударную гласную. Ученики обращаются к орфографическому словарю в учебнике.

Ответы детей:

Говорит быстро и громко. Неизвестно откуда полученные сведения

Ударение.

 Дети говорят, что можно в слове поставить ударение, можно разделить слова на слоги, выделить безударную гласную и выполняют эти задания.

Самооценка при помощи смайликов.

Ученик: Я написал слово «ударение» и разделил его на слоги. – А я выполнил два задания: слова я разделил на слоги и поставил в нем ударение. Ответы детей.

Взаимопроверка.

Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи.

- А теперь послушайте историю.

 Однажды с учеником первого класса произошел такой случай. Мальчик заболел, но ему хотелось поскорее в школу. Надо было принять лекарство. Он взял бутылочку с лекарством и прочитал: «Три раза в день по одной чайной ложке. После приема пищи». И запищал. Вбежала мама.

 - Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

- А я лекарство принял. А здесь написано: «После приема пищи».

 - Ах ты, глупышка. Ведь ты всё неверно прочел!

 - Какую ошибку совершил мальчик? Как нужно было прочитать инструкцию, чтобы не попасть в такую ситуацию?

-Какую тему надо хорошо изучить мальчику?

– Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

- Что уже знаем?

 – Что хотим узнать?

 -У ударения еще много секретов которые предстоит узнать.

∙ Что такое ударение и его значение?

∙ Как называется слог, на который падает ударение?

 ∙ Как называются слоги, на которые не ставится ударение?

∙ Какую роль выполняет ударение?

∙ В каких словах ударение не ставится?

– Зачем мы хотим это узнать?

Мальчик неверно поставил ударение в слове «пищи». Надо на первом слоге, а он поставил на втором.

Тему: «Ударение»

Об ударении.

Ответы детей

Чтобы наша речь была правильной.

Физкультминутка

На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”) Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперед) Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу) Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево) Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя) И открыли! (разомкнуть руки)

Сомкнуть руки в “замочек”

Вытянуть руки с “замочком” вперед

Постучать “замочком” по столу

 Повертеть “замочком” вправо-

Покрутить “замочком” к себе – от себя

 Разомкнуть руки

Работа по теме уроке

1.Открытие нового знания: Работа с учебником

 – Как на письме обозначается ударение? (наклонная палочка)

- Прочитайте стихотворение, выделяя в каждом слове ударный слог. Возьмите в руки карандаш и тихонечко ударяйте о парту при чтении ударного слога.

 – Что мы сейчас делали карандашиком?

– А голосом?

 - Сделаем вывод: 

– Что такое ударение?

 – Если слог произносится с большей силой голоса, чем другие, мы ударяли карандашиком, то как он называется?

 – А другие слоги?  

Молодцы, какое открытие мы сегодня сделали?

 - Прочитайте в учебнике, совпадает ли наше открытие с правилом в учебнике? (с.39 – все вслух)

 2. Работа с классом

 -Спишите предложение, написанное на доске. Поставьте в одинаковых по написанию словах ударение. Пошла Поля в дальние поля. 3. Работа в парах.

- Составьте из слов на карточках предложение, поставьте ударение.

 На двери замка нет замка. Нам любые дороги дороги.

 -Что интересного вы заметили?

 -Подчеркните эти слова. Объясните их значение.

 -Почему вы их читали по-разному?

 -Чем отличаются эти слова по произношению?

 -А теперь проверим ребят у доски.

 - Сделаем вывод: какую роль выполняет ударение?

4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

На слайде презентации: Свёкла, шофер, малина, медведь, сорока, банты, собака, петух, дятел.

-Поставьте ударение, запишите только нужные слова по схеме по

рядам:

 1ряд – ударение падает на первый слог, двусложное 2ряд - ударение падает на второй слог, двусложное

 3ряд – ударение падает на второй слог, трехсложное

С каким, словом испытали затруднение? (банты)

 -Обратимся к орфоэпическому словарю (продемонстрировать словарь).

У нас в учебнике на с. 136 тоже есть орфоэпический словарь.

 Пользуясь словарём, выполним упражнение № 5 на с. 41.

– Когда в словах не ставится знак ударения?

 - Послушайте стихотворение: Расскажи-ка, буква «ё»,

 Как твоё житьё - бытьё?

Буква «ё» даёт отчёт:

 Ничего житьё течёт!

Я – ударная всегда!!! Ой-ё-ё. Вот – это да!

Дети читают стихотворение в упражнении № 1 на с. 39 и ударяют о парту карандашом при чтении ударного слога.

Ударяли

Выделяли силой голоса.

Это выделение в слове голосом одного из слогов.

Ударные

Безударные

(Слоги бывают ударные и безударные)

Дети списывают предложение с доски и ставят ударение

Выполняют задание в паре: составляют из слов предложение. Работают у доски.

Есть одинаковые по написанию слова. Подчеркивают слова и объясняют их Они имеют разное значение.

Ударением.

Дети зачитывают свои предложения. Объясняют значения слов

 Изменяет значение в словах

1 ряд: свёкла, банты, дятел

 2 ряд: шофёр, медведь, петух,

 3 ряд: малина, сорока, собака

Знакомятся с орфоэпическим словарём, выполняют задание в учебнике

В односложных словах и на букву ё ударение не ставится.

Закрепление

-Соедини линиями изображения предметов и слова, которые называют эти предметы(картинки

Стрелки, стрелки,

Замки, замки

Кружки, кружки)

-Что вы использовали при выполнении задания?

Дети соединяют картинку со словами при помощи стрелок.

Тему «Ударение»

Итог урока

-Солнце село за село.

Нам ужасно повезло,

 Что к Ударению мы сходили И все его секреты раскрыли!

 -Давайте повторим, что это за секреты? (обратимся к задачам урока)

 ∙ Что такое ударение и его значение?

 ∙ Как называется слог, на который падает ударение?

 ∙ Как называются слоги, на которые не ставится ударение?

∙ Какую роль выполняет ударение?

∙ В каких словах ударение не ставится?

Ответы учеников.

Рефлексия

- Покажите весёлый смайлик, кому урок понравился и грустный, кому не понравился.

- Что понравилось?

- Что запомнилось?

 -Оцените свою работу на уроке при помощи смайлика.

 - Спасибо за внимание! Урок окончен.

Дети показывают смайлики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Технология достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир»

Стартовая диагностика:показатели, дидактические и раздаточные материалы          Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах м...

УМК «Школа России», учебник «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Урок по развитию речи (русский язык) в классе – комплекте. (3, 4 класс.) Дата: 19 мая 2017г. Личностно-ориентированная технология «Творческая мастерская» (тип – творческого письма)

Урок для малокомплектной начальной школы по предмету «Русский язык» (развитие речи) на тему «Повторение. Составление предложений (3 кл), текста (4 кл) на тему «Родина», на котором ключевым мом...

Методическая разработка урока "Мягкий знак, как показатель мягкости согласных звуков" (программа «Школа России», предмет «Русский язык», 1 класс, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий)

Данный конспект урока разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Направлен на достижение обучающимися личностных, м...

Урок русского языка в 1 классе ( УМК "Школа России")Урок русского языка в 1 классе ( УМК "Школа России")

Цель: формировать умение правильно обозначать звуки [у], [о] и [а]буквами; развивать речь, фонематический слух, память.Планируемые результаты:Предметные результатыМетапредметные результаты и деят...

Конспект урока 2 класса "УМК Школа России" по русскому языку Тема: Что такое глагол? "УМК Школа России"

Цели деятельности учителя: формирования умения ставить вопросы к глаголам; развивать речь, коммуникативные навыки; способствовать развитию умения распознавать глагол и определять его признаки.Пл...

Технологическая карта по русскому языку по теме: "Гласные звуки" (2 кл.) «Школа России», учебник русский язык 2 кл.: Канакина В.П.-Горецкий В.Г.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: развивать умение различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме; Задачи урокаПланируемые результатыДидакти...