Рабочая программа по предмету Русский язык 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx772.09 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная рабочая программа по русскому языку

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, авторской программой «Русский язык» для 1-4 классов Т.Г. Рамзаевой. Рабочая программа ориентирована на использование учебника, входящего в систему учебно-методических комплектов «Школа России»:Рамзаева Т.Г. Русский язык. 3 класс. В 2 ч. 17-е изд. – М.: Дрофа, 2016.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно- нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Программа реализует цели примерной основной образовательной программы начального общего образования:

  • достижение        выпускником        начальной        общеобразовательной        школы        программных установок, знаний, умений, навыков и компетенций;
  • формирование и развитие личностной сферы выпускника начальной школы;
  • формирование языковой личности учащегося в первую очередь средствами ведущего учебного предмета начальной школы – русского языка;
  • реализация познавательной цели;
  • развитие коммуникативных компетенций.

В связи с этим задачами учебного курса «Русский язык» являются:

  • совершенствование всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения, письма;
  • освоение        системы        языковых        понятий        из        области фонетики,        лексики,        морфемики,  грамматики;
  • формирование познавательной деятельности учащихся средствами родного языка;
  • совершенствование психических функций ребенка в процессе усвоения языка как средства общения: восприятия, анализа, синтеза, сопоставления, сравнения и др.

Адресат.

Программа по русскому языку в 1-4 классе для специального (коррекционного) образовательного учреждения предназначена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушения интеллектуального развития.

Структура документа.

Рабочая программа включает:

- Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место в учебного предмета в базисном учебном плане , цели его изучения ,основные содержательные линии ; требования к уровню подготовки учащихся , оканчивающих 1-4 класс ,основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса ;

-тематическое планирование.

       

                        Место курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом уроки русского языка в 3 классе рассчитаны на 5 часов в неделю, 170 часов в год (34 учебные недели).

Цели и задачи обучения.

Целями изучения предмета «Русский язык» являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

–        формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

–        развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

–        развитие коммуникативных умений;

–        развитие нравственных и эстетических чувств;

–        развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемики (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Настоящая рабочая программа по русскому языку разработана и используется для обучения учащихся по программе четырёхлетней начальной школы с учётом особенностей младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.                        

Для таких детей характерны речевые нарушения разной степени выраженности, специфические отклонения в психическом развитии.

Обучение первоначальным навыкам чтения и письма является сложным психологическим процессом, для овладения которым, кроме общего и речевого развития, необходима достаточная зрелость психофизических функций: фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, зрительного восприятия, пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, внимания, памяти. Различная степень нарушения двигательной и речевой функции, особенности формирования психических процессов делают необходимым использование разнообразных приёмов и методов при обучении чтению детей с задержкой психического развития. Поскольку состав детей первого класса неоднороден, их целесообразно разделить на несколько групп; одновременное усвоение программного материала затруднено, необходим дифференцированный подход.

Задачами подготовительного периода обучения грамоте являются:

        -формирование произносительной стороны речи;

        -развитие слухового внимания и речеслуховой памяти;

        -формирование фонематического восприятия;

        -нормализация оптико-пространственного гнозиса;

        -подготовка мелкой моторики руки к процессу письма;

        -формирование психологической базы речи;

        

           -формирование мыслительных операций.

Обучение осуществляется и слагается из двух взаимосвязанных процессов – обучения чтению и письму. Усвоение материала возможно при условии решения ряда задач, специфика которых связана с наличием речевых и психических нарушений у большинства детей с задержкой психического развития.

Одним из наиболее характерных речевых расстройств является дизартрия различной степени тяжести. Нарушения произношения крайне ограничивают устную речевую практику детей. У детей не накапливаются необходимые наблюдения над смысловой, звуковой, морфологической и синтаксической сторонами речи. Часто нарушения звукопроизношения сочетаются с нарушением формирования фонематических процессов. Однако немаловажное значение имеют и особенности интеллектуальной деятельности. Повышенная психическая истощаемость и наличие патологических тонических рефлексов усиливают недостаточность фонематического анализа, который считается «узловым образованием» речевой деятельности, связывающим устную и письменную речь в единую систему. На начальном этапе обучения грамоте дети усваивают звуковой и слоговой состав на ограниченном речевом материале. Они учатся произносить и различать звуки, а также выделять их из слова, затем упражняются в делении слова на слоги. Помимо фонематического восприятия у детей должна быть сформирована лексико-грамматическая сторона речи и связная речь.

В процессе коррекционно-педагогической работы по всем направлениям необходимо развивать у детей зрительно-моторную координацию, которая является необходимым условием формирования первоначальных навыков чтения и письма. Основной период в обучении грамоте – букварный. Его программа предусматривает на основе звукового анализа и синтеза обучение чтению слогов и слов. Детей знакомим с буквами, учим их узнавать по характерным признакам (изолированно и в различных позициях), правильно соотносить звук и букву. Дети овладевают звукобуквенным анализом слогов и слов.

Затруднения, которые испытывают дети при формировании графических навыков, обусловлены двигательным дефектом, а также состоянием неречевых процессов (зрительно-моторной координации, внимания, памяти, произвольной деятельности и др.). Несформированность хватательной функции кисти мешает овладеть способом удержания ручки. Нарушение тонуса мышц кисти и скелетной мускулатуры нарушают протекание тех микро-движений, на основе которых строится двигательный акт письма. В связи с этим необходима индивидуальная подготовка руки к письму, последовательная отработка и закрепление двигательного навыка письма. Необходимо проводить специальные занятия по формированию движений, обеспечивающих правильную технику письма. Эти занятия являются составной частью обучения грамоте, элементы которых могут быть использованы на занятиях по изобразительной деятельности, трудовому обучению, коррекционных занятиях. Есть дети у которых наблюдаться элементы зеркального письма. Они рисуют, пишут справа налево, а асимметричные фигуры и буквы поворачивают в противоположную сторону. Для преодоления зеркально письма необходимо проводить соответствующую коррекционную работу. Работа по формированию графических навыков письма тесно связана с коррекцией двигательных нарушений ребёнка. Характер последних определяет модификацию отдельных заданий и методических приёмов, продолжительность нагрузки и количество времени, требуемое для прохождения каждого этапа обучения.

.Подготовка руки к письму включает:

           -формирование правильного дифференцированного захвата предметов в зависимости от их размера, упругости, веса и др.;

        -развитие свободного движения правой руки при удержании предмета и в процессе различных манипуляций с ним;

        -обучение различным движениям пальцев рук, одновременно движения пальцев рук и кисти;

        -воспроизведение и тренировку изолированных движений пальцев рук и кисти;

        -проведение комплекса гимнастических упражнений для развития движений рук.

Обучение правильному способу удержания карандаша, или подбор индивидуального способа удержания ручки (если правильный способ невозможен из-за тяжёлых нарушений манипулятивных функций) предполагает:

-обучение принятию позы руки и пальцев, имитирующей удержание ручки;

-формирование правильного захвата ручки, лежащей на парте и принятие положения для письма;

-упражнения по развитию свободных движений пальцев при удерживании ручки.

Формирование движения карандашом или ручкой при письме включает:

- обучение контролю зрением за движением рук методом многократного повторения (развитие зрительно-моторной координации);

- развитие изолированных движений правой (пишущей) руки.

В занятия по обучению письму необходимо ввести работу по формированию навыка оптико-пространственной ориентировки. Она включает:

- формирование пространственной ориентировки на листе;

- маркировку (отметку) начала письма – левого верхнего угла листа;

- выработку автоматизированных движений слева направо: рисования дорожек, ленточек и пр.;

- «письмо» рукой в воздухе с контролем и без контроля.

Для формирования графо-моторных навыков на занятиях необходимо проводить обучение штриховке и обводке. На подготовительном этапе обучения письму необходимо уделить внимание коррекции зеркально письма. Формируя у ребёнка с задержкой психического развития первоначальные навыки письма, очень важно решить задачу обучения удержания ручки или карандаша и формирования графо-моторных функций.

С учётом специфики нарушений учащихся строятся уроки чтения и письма, осуществляется дифференцированный подход. Учащиеся будут осваивать учебный материал каждый на своём уровне и в своём темпе. В процессе изучения русского языка учащиеся будут овладевать такими обще-учебными и интеллектуальными умениями, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему. Учащиеся получат возможность формирования умений, связанных с информационной культурой: читать, писать, работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники получат возможность выполнять задания творческого, исследовательского характера; собирать информацию в Интернет-ресурсах; готовить проектные работы. На уроках русского языка ученики смогут сотрудничать в парах, в группах, контролировать и оценивать друг друга, организовывать работу самостоятельно.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников

формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный)— повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком – его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур – формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования обще-учебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Примерное количество слов для словарных диктантов:

II класс – 8 – 10;  III класс – 10 –  12; IV класс – 12 – 15.

Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:

I        класс, в конце года                           15 – 17

II         класс, в конце первого полугодия                 25 – 30

II класс, в конце года                           35 – 45

III        класс, в конце года                           55 – 65

IV        класс, в конце первого полугодия                  65 – 70

           IV класс, в конце года                           75 – 80

Тексты, предназначенные для изложения, в каждом классе увеличиваются соответственно на  15 – 20 слов.

                                                               Ценностные ориентиры содержания   курса.

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

                                        Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий

Класс

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

3 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.

3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

4. Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.

8. Оценка своего задания по  параметрам, заранее представленным.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

2. Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,

а, иллюстрация и др.)

4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

6. Критично относиться к своему мнению

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

        Содержание учебного курса

Повторение изученного во 2 классе (16 ч)

Звуки и буквы, гласные и согласные звуки; слогообразующая роль гласных звуков; ударные и       безударные гласные        звуки;        согласные звук звонкие и глухие, твердые и мягкие; обозначение мягкости согласных с помощью букв е, ё, ю, я, ъ; правописание слов с сочетаниями  жи, ши, ча, ща, чу,щу, чн, чк; разделительный ь. Однокоренные слова. Имя существительное, собственные и нарицательные имена существительные; имя прилагательное; глагол. Слово, предложение, текст — единицы языка и речи. Главные члены предложения. Текст, структурные части текста, связь между структурными частями текста.

Предложение. Словосочетание (11 ч)

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; восклицательные и невосклицательные предложения; главные и второстепенные члены предложения, связь слов в предложении; простое и сложное предложение; словосочетание.

Текст (3 ч)

Текст, признаки текста: тема, основная мысль, связность, заголовок.

Состав слова (14 ч)

Форма слова, основа и окончание слова. Окончание и предлог как средства связи слов в предложении. Корень слова, однокоренные слова (признаки однокоренных слов). Приставка и суффикс — значимые части слова. Словообразовательная функция суффиксов и приставок. Структура текста (словесный и картинный план повествовательного текста).

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова (10 ч)

Парные глухие и звонкие согласные, корень слова, единообразное написание корня, способы проверки слов с глухими и звонкими согласными в корне; связь слов в предложении, связь предложений в тексте, структура текста, заглавие текста.

Правописание безударных гласных в корне (18 ч)

Безударные гласные в разных частях слова; проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корнеслова; формо- и слово-изменение как способы проверки безударных гласных в  корне слова; слова с буквой е, проверяемой буквой ё; слова с двумя безударными гласными в корне. Текст, тема текста, заглавие, текст-повествование, текст-описание, структура текста.

Слова с непроизносимыми согласными в корне (6 ч) Правописание непроизносимых согласных в корнеслова. Обобщение правил правописания корней слов(3 ч)

Три правила единообразного написания корня: правописание безударных гласных, парных звонких и  глухих согласных и непроизносимых согласных. Текст, тема текста, структурные части текста.

Правописание приставок и безударных гласных в корнях слов с приставками. Предлоги и     приставки (7 ч)

Приставка — значимая часть слова, значение приставки, единообразное написание приставок, написание предлогов и приставок со словами. Текст, структурные части текста, основная мысль текста.

Разделительный твердый знак (5 ч)

Правило употребления разделительного твёрдого знака. Текст-повествование, структура текста- повествования, заглавие текста-повествования.

Части речи (5 ч)

Части        речи        в        русском        языке, самостоятельные        части речи:        имя        существительное, имя      прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие; служебные части речи: предлог. Различение самостоятельных частей речи, изменение самостоятельных частей речи по числам, синтаксическая функция частей речи. Текст, структурные части текста.

Имя существительное(20 ч)

Имя существительное, его грамматическое значение и грамматические признаки: одушевленные и неодушевленные имена существительные, род имени существительного, окончания имен  существительных мужского, женского и среднего рода, изменение имен существительных по числам, изменение имен существительных по падежам(склонение), синтаксическая роль имен существительных, правописание ь на конце имен существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки. Текст, структурные части текста, заголовок текста.

Имя прилагательное(15 ч)

Имя прилагательное, его значение, связь с именем существительным в предложении словосочетании; изменение имен прилагательных по родам и числам; синтаксическая функция имени        прилагательного         роль        второстепенного члена        предложения (определение);правописание окончаний имен прилагательных. Текст-описание; роль имен прилагательных в тексте-описании; научно-познавательный текст, его особенности.

Глагол (25 ч)

Глагол как часть речи, его значение, глагольные вопросы; неопределенная форма глагола; изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов; изменение глаголов по родам в прошедшем времени; изменение глаголов по числам; роль глаголов в предложении. Правописание отрицательной частицы нес глаголами; правописание глаголов с приставками. Текст;        структурные        части текста-повествования; особенности текста- рассуждения. Речевой этикет. Жанр приглашение(письменное); структура текста-приглашения, особенности языковых средств.

Повторение в конце учебного года (12 ч)

Словосочетание и предложение; виды предложений по цели высказывания и интонационной окраске. Текст, его особенности; тема текста, основная мысль, типы текстов (повествование, описание, рассуждение).Слово — основная единица языка, роль слова в предложении. Состав слова; значимые части слова: основа, корень, приставка, суффикс, окончание. Имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол.

Требования к уровню подготовки учащихся

  Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 3 класса.

     К концу 3 класса учащиеся должны знать:

        Значимые части слова;

        Признаки изученных частей речи;

        Типы предложений по интонации.

 Учащиеся должны уметь:

1.Находить изученные орфограммы;

2.Грамотно списывать и писать под диктовку текст (55-60 слов);

3.Проводить морфологический разбор простых по структуре слов (корень, окончание, приставка, суффикс), используя памятки;

4. Распознавать и называть изученные части речи;

5.Склонять имена сущ. Ед. ч. С ударным окончанием, преобразовывать в начальную форму;

6.Определять число и род имен сущ. И прилаг., согласовывать имена прил. И сущ. В роде, числе и падеже;

7.Употреблять антонимы;

8.Изменять глаголы по временам;

9.Пользоваться школьным орфографическим и толковым словарем;

10.Различать предложения по интонации;

11.Проводить элементарный синтаксический разбор предложения, употреблять термины подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения;

12.Устанавливать связь между словами в словосочетании, распознавать главное и зависимое слово;

13.Писать изложение простых по лексике и содержанию текстов (55-60 слов)

14.Озаглавливать текст;

15.Восстанавливать деформированный текст;

16.Писать почтовый адрес, объявление, отказ в просьбе, поздравление, приглашение.

Процесс обучения русскому языку строится таким образом, что каждое грамматическое понятие раскрывается на основе изученного, формируются навыки культуры речи, проводится работа со словарями учебника.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

  • принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

  • уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;
  • овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;
  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные

Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:

  • уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;
  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  • строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
  • строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:

  • первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
  • представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
  • понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;
  • овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;
  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
  • освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
  • овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса);
  • овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  • практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
  • выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
  • овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
  • овладевать умениями работы с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения учеником;
  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
  • сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
  • составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, по воображению и др.);
  • письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
  • различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
  • создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
  • анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
  • оформлять результаты исследовательской работы;
  • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по русскому языку

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.

Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями пейзажа, портрета и т.п.

Тестовые заданиядинамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
  • наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
  • существенные отступления от авторского текста при  написании изложения, искажающие смысл произведения;
  • отсутствие  главной  части  изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  • употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
  • Недочеты:
  • отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
  • неправильное написание одного слова(при наличии в работе нескольких таких слов)на одно и то же правило;
  • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Оценка письменных работ по русскому языку.

Диктант

  • «5» – за работу, в которой нет ошибок.
  • «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
  • «3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.
  • «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Примечание:

Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две.

Грамматическое задание

  • «5» – без ошибок.
  • «4» – правильно выполнено не менее З/4 заданий.
  • «3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
  • «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Контрольное списывание

  • «5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
  • «4» –  за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 – 2 исправления.
  • «3» – за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки.
  • «2» – за работу, в которой допущены > 4 ошибки.

Словарный диктант

  • «5» – без ошибок.
  • «4» – 1 ошибка и 1 исправление.
  • «3» – 2 ошибки и 1 исправление.
  • «2» – 3 – 5 ошибок.

Тест

  • «5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
  • «4» – верно выполнено 3/4 заданий.
  • «3» – верно выполнено 1/2 заданий.
  • «2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.

Изложение

  • «5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 – 2 исправления.
  • «4» – незначительно нарушена последовательность изложения   мыслей,   имеются  единичные  (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
  • «3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
  • «2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между   частями,    отдельными    предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.

Сочинение

  • «5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1—2 исправления.
  • «4» – незначительно нарушена последовательность изложения  мыслей,   имеются  единичные  (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
  • «3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2 – 3 предложений, беден словарь,  3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
  • «2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.

Примечание:

Учитывая, что вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.

Коррекционная направленность на уроках русского языка

 При реализации программы осуществляется коррекционная направленность обучения учащихся. Учитываются особенности познавательных процессов данных учащихся:

1.Снижены показатели внимания: затруднения переключения, снижены показатели сосредоточенности.

2. Продуктивность запоминания низкая. Лучше развита зрительная и  кинестетическая память. Отсюда, на занятиях применяются частые повторения и закрепления материала, большое количество раздаточного материала, наглядности.

3. Низкий познавательный интерес и мотивация.

Работа на занятиях строиться по следующим правилам:        

-новый материал строиться и преподается предельно развернуто;

-практическая деятельность учащихся сопровождается работой по схемам, раздаточным материалом;

-систематически повторяется изученный материал для закрепления ранее изученного и полноценного усвоения нового;

-выполнение письменных заданий предваряется анализом с целью предупреждения ошибок;

-чередование видов деятельности, способствующих нормализации внимания;

-составление домашнего задания в сторону малого объёма;

-для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся гимнастика  для глаз;

-систематическая работа над развитием психических процессов;

-материал подается небольшими дозами, с постепенным усложнением;

-увеличено количество тренировочных упражнений по алгоритму для самостоятельной работы.

На уроках запланирована  самостоятельная работа, работа в парах,  индивидуальная работа, фронтальный опрос класса.

Процесс обучения русскому языку строится таким образом, что  каждое грамматическое понятие раскрывается на основе изученного, формируются навыки культуры речи, проводится работа со словарями.

Методическое обеспечение для учащихся по учебному предмету «Русский язык»

1.        Горецкий В.Г. «Азбука» 1 класс в 2-х частях – М.: Просвящение

2.        «Пропись» №1,№2,№3,№4

3.        Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 кл.  – М.: Дрофа  2015

4.        Рамзаева Т.Г Русский язык. 2 кл. в 2-х частях – М.: Дрофа 2015

5.        Рамзаева Т.Г  Русский язык. 3 кл. в 2-х частях – М.: Дрофа 2015

6.        Рамзаева Т.Г Русский язык. 4 кл. в 2-х частях – М.: Дрофа 2014

Методическое обеспечение  для учителя по учебному предмету «Русский язык»

1.        Школа России. Концепция и программы для нач.кл. В 2 частях.- М.: Просвещение, 2011 год  1 часть

2.        Рамзаева Т.Г. Методическое пособие к комплекту «Русский язык». М.: Просвещение, 2011 год  

3.        Тарасова Л.Е. Дидактические карточки-задания по русскому языку для самостоятельных работ: - Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ,

4.        Тикунова Л.И. Корепанова М.Н. Русский язык. Учитесь грамотно писать.: М.: Росткнига, 2011

5.        Н.Л. Ганькина Тренировочные упражнения по русскому языку: СПб Издательский дом «Литера», 2011

6.        Русский язык. 1-4 класс: Тренинговые упражнения (сост. Н.В. Лободина) – Волгоград, Учитель, 2011

7.        Т.В. Игнатьева Контрольные  работы по русскому языку для 1-4 класса М. Издательство «Экзамен», 2011

8.        Т.В. Игнатьева Контрольные и проверочные работы по русскому языку для  начальной школы  М. Издательство «Экзамен», 2011

9.        Т.В. Игнатьева Контрольные работы по русскому языку для 1-4 кл М.Издательство «Экзамен», 2011

10.        Т.В. Игнатьева Самостоятельные работы по русскому языку для 1-4 класса М. Издательство «Экзамен», 2011

11.        Тимченко Л.И. Контрольные работы по русскому языку 1-4 класс. М. Вита-Пресс, 2014

Печатные пособия.

1.Комплект  демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями.

2. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.

3.Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой.

4. Словари по русскому языку.

5. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ.

6.Электронные приложения к урокам Русского языка 1-4 класс (СД )

Технические средства обучения.

1. Экран, проектор

2.Компьютер.

Тематическое планирование 3 класс

№ п/п

№ урока

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Кол-во контрольных

работ

Кол-во

творческих работ

Сроки

прохождения

по плану

по факту

1 четверть (8 недель – 40 часов)

Повторение изученного во 2 классе (16 ч)

1

1

Текст, предложение, слово – единицы речи.

1

2

2

Обобщение знаний о предложении.

1

3

3

Текст - единица языка и речи.

1

4

4

Слова, называющие предметы, признаки предметов, действия

предметов.

1

5

5

Распознавание слов по вопросам.

1

6

6

Входной контрольный диктант.

1

1

7

7

Работа над ошибками. Имена собственные. Заглавная буква

1

8

8

Однокоренные слова.

1

9

9

Звуки и буквы. Буквы е, ё, ю, я.

1

10

10

Слово и слог. Перенос слов.

1

11

11

Мягкий знак - показатель мягкости согласных.

1

12

12

Разделительный мягкий знак.

1

13

13

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн.

1

14

14

Звонкие и глухие согласные звуки,

обозначение их буквами.

1

15

15

Ударные и безударные гласные звуки, обозначение их буквами.

1

16

16

Ударные и безударные гласные звуки.

Закрепление.

1

Предложение. Словосочетание (11 ч)

17

17

Повествовательные, вопросительные и

побудительные предложения.

1

18

18

Восклицательные и невосклицательные

предложения.

1

19

19

Сочинение        по        картине        И.        И.

Левитана «Золотая осень».

1

1

20

20

Анализ сочинения.

Построение предложений и оформление их на письме.

1

21

21

Обучающее изложение

«Путешественница».

1

1

22

22

Работа над ошибками. Главные и

второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении.

1

23

23

Связь слов в предложении.

Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения.

1

24

24

Словосочетание.

1

25

25

Предложение и словосочетание.

1

26

26

Контрольное списывание

«Кувшинка».

1

1

27

27

Работа над ошибками. Предложение и

словосочетание.Закрепление.

1

Текст (3 ч)

28

28

Текст. Тема текста.

1

29

29

Тема текста. Основная мысль текста.

1

30

30

Обобщение изученного по теме

«Текст».

1

Состав слова  (14 ч)

31

31

Однокоренные слова. Два признака

однокоренных слов.

1

32

32

Корень слова.

1

33

33

Понятие об окончании.

1

34

34

Контрольный диктант за 1 четверть.

1

35

35

Работа над ошибками. Окончание и его роль в предложении.

1

1

36

36

Закрепление изученного.

1

37

37

Общие понятия о приставке и суффиксе.

1

38

38

Словообразовательная роль приставок

и суффиксов.

1

39

39

Словообразовательная роль приставок

и суффиксов в русском языке.

1

40

40

Приставки и суффиксы как значимые части слова.

1

2 четверть(8 недель – 40 часов)

41

1

Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью

суффиксов.

1

42

2

Приставка - значимая часть слова.

Образование слов с помощью приставок.

1

43

3

Суффикс и приставка

1

44

4

Обобщение по теме «Состав слова».

1

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне (10 ч)

45

5

Особенности проверочных и

проверяемых слов с парными согласными в корне.

1

46

6

Проверка слов с парными согласными в корне.

1

47

7

Проверка слов с парными глухими и

звонкими согласными на конце и в середине слова.

1

48

8

Упражнения в правописании слов с парными глухими и звонкими

согласными в корне.

1

49

9

Обучающее изложение «Слон Макс».

1

1

50

10

Работа над ошибками. Упражнения в правописании слов с парными глухими

и звонкими согласными в корне.

1

51

11

Составление текста по картинке и

опорным словам.

1

52

12

Работа над ошибками. Упражнения в

правописании слов с парными глухими и звонкими согласными в корне.

1

53

13

Контрольный диктант по теме

«Правописание слов с парными

глухими и звонкими согласными в корне».

1

1

54

14

Работа над ошибками.

Закрепление изученного.

1

Правописание безударных гласных в корне слова (18 ч)

55

15

Безударные гласные в корне слова.

1

56

16

Правописание        слов        с        проверяемыми

1

безударными гласными в корне.

57

17

Обобщение        знаний   об   особенностях

проверочных слов и способах проверки.

1

58

18

Сочинение на тему «Зимние забавы детей».

1

1

59

19

Анализ сочинения. Упражнения в

правописании слов с безударными гласными в корне.

1

60

20

Упражнения в правописании слов с

безударными гласными в корне.

1

61

21

Правописание        слов        с        проверяемыми

безударными гласными в корне.

1

62

22

Обучающее изложение «Заботливый

зверёк».

1

1

63

23

Работа        над        ошибками.        Слова        с

проверяемыми        и        непроверяемыми гласными в корне.

1

64

24

Восстановительный        диктант. Закрепление изученного.

1

1

65

25

Работа над ошибками. Слова с буквой е

в корне, которая проверяется буквой ё.

1

66

26

Слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё.

1

67

27

Правописание        слов        с        двумя безударными гласными в корне.

1

68

28

Правописание        слов        с        двумя безударными гласными в корне.

1

69

29

Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне.

1

70

30

Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне.

1

71

31

Проверочная        работа по теме

«Правописание        слов        с        безударными гласными в корне».

1

72

32

Работа        над        ошибками.        Закрепление изученного.

1

Слова с непроизносимыми согласными в корне (6 ч)

73

33

Правила проверки слов с

непроизносимыми согласными в корне.

1

74

34

Контрольное списывание «Старые знакомые».

1

1

75

35

Работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимыми согласными в

корне.

1

76

36

Контрольный диктант за I полугодие

1

1

«Зимний лес».

77

37

Работа над ошибками.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

78

38

Правописание слов типа чудесный, опасный.

1

Обобщение правил правописания корней слов (3 ч)

79

39

Обобщение правил правописания корней слов.

1

80

40

Сопоставление правил правописания безударных гласных, парных и непроизносимых согласных в корне

слова.

1

3 четверть (10 недель – 50 часов)

81

1

Упражнения в написании корня слова.

1

Правописание приставок и безударных гласных в корнях лов с приставками.

Предлоги и приставки (7 ч)

82

2

Приставка – значимая часть слова.

1

83

3

Правописание приставок.

1

84

4

Правописание безударных гласных в приставках.

1

85

5

Упражнения в правописании приставок

и безударных гласных в корне.

1

86

6

Обучающее изложение «Алёшина яблоня».

1

1

87

7

Работа над ошибками. Предлоги и приставки.

1

88

8

Упражнения в правописании слов с

предлогами и приставками.

1

Разделительный твёрдый знак (5 ч)

89

9

Разделительный твёрдый знак.

1

90

10

Мягкий        и        твёрдый        разделительные знаки.

1

91

11

Обобщение        знаний        о        правописании разделительных        твёрдого        и        мягкого

знаков.

1

92

12

Контрольный        диктант        по        теме

1

1

«Разделительный твердый и мягкий

знаки».

93

13

Работа        над        ошибками.        Закрепление изученного.

1

Части речи (5 ч)

94

14

Понятие о частях речи.

1

95

15

Местоимение.

1

96

16

Упражнения в определении частей речи.

1

97

17

Изменение имён существительных, имён прилагательных и глаголов по

числам.

1

98

18

Части речи и их правильное употребление.

1

Имя существительное (20 ч)

99

19

Имя существительное и его роль в речи.

1

100

20

Имена существительные, отвечающие

на вопрос кто? и на вопрос что?

1

101

21

Обучающее изложение «Яхта

«Спасибо».

1

1

102

22

Работа над ошибками.

Заглавная буква в именах собственных.

1

103

23

Род имен существительных.

1

104

24

Род имён существительных во

множественном числе.

1

105

25

Определение рода имён существительных в тексте.

1

106

26

Родовые окончания имён существительных.

1

107

27

Изменение имён существительных по числам.

1

108

28

Изменение имён существительных по числам.

1

109

29

Изменение имен существительных по падежам (общее понятие о склонении).

1

110

30

Отработка умения склонять имена

существительные в единственном числе.

1

111

31

Упражнения в определении падежей.

1

112

32

Упражнения в определении падежей.

1

113

33

Обучающее изложение

«Длиннохвостые разбойницы».

1

1

114

34

Работа над ошибками.

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

1

115

35

Упражнения в правописании слов с шипящими на конце.

1

116

36

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

1

1

117

37

Работа над ошибками. Обобщение знаний об именах

существительных.

1

118

38

Сочинение по картинке и опорным словам «В теплице».

1

1

Имя прилагательное (15 ч)

119

39

Анализ сочинения. Имя прилагательное

и его роль в речи.

1

120

40

Употребление имён прилагательных в

речи.

1

121

41

Прилагательные-синонимы и

прилагательные-антонимы.

1

122

42

Текст-описание.

1

123

43

Контрольное списывание «Дружба народов».

1

1

124

44

Работа над ошибками. Закрепление

изученного об имени прилагательном.

1

125

45

Контрольный диктант за III четверть

«В лесной глуши».

1

1

126

46

Работа над ошибками. Изменение имён

прилагательных по родам.

1

127

47

Изменение имён прилагательных по родам.

1

128

48

Правописание родовых окончаний имён

прилагательных.

1

129

49

Изменение имён прилагательных по

числам.

1

130

50

Упражнения в правописании окончаний имён прилагательных.

1

4 четверть (8 недель – 40 часов)

131

1

Упражнения в правописании окончаний

имён прилагательных.

1

132

2

Изложение научно-познавательного

текста по вопросам.

1

1

133

3

Работа над ошибками.

Обобщение изученного об имени прилагательном.

1

Глагол (25 ч)

134

4

Глагол и его роль в речи.

1

135

5

Роль глаголов в предложении.

1

136

6

Глаголы-синонимы и глаголы-

антонимы.

1

137

7

Употребление глаголов в прямом и

переносном смысле.

1

138

8

Текст-рассуждение.

1

139

9

Изменение глаголов по числам.

1

140

10

Обучающее изложение «Джульбарс».

1

1

141

11

Работа над ошибками.

Закрепление изученного.

1

142

12

Понятие о временных формах глагола.

1

143

13

Приёмы определения времени глаголов.

1

144

14

Неопределённая форма глагола.

1

145

15

Неопределённая форма глагола.

1

146

16

Контрольное списывание «Липки».

1

1

147

17

Работа над ошибками.

Изменение глаголов по временам.

1

148

18

Сочинение по заданной теме и опорным словам «На рыбалке».

1

1

149

19

Анализ сочинения.

Закрепление изученного.

1

150

20

Изменение глаголов прошедшего

времени по родам.

1

151

21

Употребление глаголов прошедшего времени. Правописание глаголов с

приставками.

1

152

22

Правописание частицы не с глаголами.

1

153

23

Правописание частицы не с глаголами.

1

154

24

Упражнения в правописании глаголов с частицей не.

1

155

25

Обобщение и систематизация

изученного о частях речи.

1

156

26

Контрольный диктант по теме «Глагол».

1

1

157

27

Работа над ошибками.

Закрепление изученного.

1

158

28

Изложение повествовательного текста

на основе зрительного восприятия текста по вопросам.

1

1

Повторение (12 ч)

159

29

Работа над ошибками.

Слово и предложение.

1

160

30

Текст. Состав слова.

1

161

31

Текст. Состав слова.

1

162

32

Обобщение знаний о роли приставок,

суффиксов и окончаний.

1

163

33

Правописание корней слов.

1

164

34

Итоговый контрольный диктант.

1

1

165

35

Работа над ошибками. Правописание слов с приставками, с

разделительными твёрдым и мягким знаками.

1

166

36

Правописание слов с безударными гласными и непроизносимыми согласными в корне

Части речи.

1

167

37

Части речи.

1

168

38

Части речи.

1

169

39

Части речи.

1

170

40

КВН

1

Итого: 170 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс по программе ПНШ по ФГОС

Рабочая программа по русскому языку  для 3 класса по программе перспективной начальной школы создана  на основе программы перспективной начальной школы . Программа соответствует требов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 4 класса к учебнику Т.Г.Рамзаевой. УМК РИТМ. Автор программы Т.Г.Рамзаева.

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 4 класса составлена на основе авторской программы Т.Г.Рамзаевой "Русский язык.1 - 4". Программа включает в себя пояснительную записку, общую характерис...

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 1 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по предмету "Русский язык" разработанная для 1 класса согласно программе "Школа России"....