Род глаголов в прошедшем времени 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_glagolov_3_klass.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: Род глаголов в прошедшем времени

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся об особенностях глаголов в прошедшем времени, суффиксом -л-, об изменении глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать часть речи «глагол», род глаголов прошедшего времени в ед.числе;
  • уметь выделять родовые окончания анализировать грамматические признаки глаголов, находить у глаголов суффикс - л -, определять число и род у глаголов прошедшего времени.

Личностные:

  • осознавать свои трудности и стремится к их преодолению;
  • проводить самооценку своей деятельности;
  • устанавливать связь между целью учебной деятельностью и её мотивом.

Тип урока: «Открытие» нового знания

Оборудование: УМК Школа России – учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 3 кл., 2 часть.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

#1057;амоопределение к деятельности

Практический:

психологический настрой

1 мин.

Доброе утро, ребята!

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и слушайте меня и повторяйте за мной:

Я в школе, я на уроке.

Я радуюсь этому.

Внимание мое растет.

Я как разведчик, все замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я готов к работе.

Я работаю.

Откройте глаза. Приступаем к работе.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Л: самоопределение.

#1040;ктуализация знаний и мотивация

Словесный: учеб.диалог

Наглядный: презентация

Словесный:

учебный диалог, проб.ситуация

3 мин.

С какой частью речи мы работали на последних уроках?

- Сейчас ребята давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. Что это?

-Как изменяются глаголы?

В настоящем времени обозначает действие, которое …

В прошедшем времени обозначает действие, которое …

В будущем времени обозначает действие, которое ……

-Прочитайте слова.

Светил, светила, светило.

Что в них общего?

Подберите к ним имена существительные по смыслу.

Чем отличаются эти глаголы?

-Это и будет главный вопрос урока.

Отвечают на вопросы

Глагол

-Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Что сделает? И т.д.

По числам и лицам

происходит в наст.вр. в момент речи

уже произошло или происходили в пр. вр., до момента речи

произойдут в б.вр., после момента речи

-Это глаголы прошедшего времени, родственные слова.

-Месяц светил, луна светила, солнышко светило.

-Мы еще не знаем…

П: структурирование знаний.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

П: осознание и произвольное построение речевого.

#1055;остановка учебной задачи

Словесный: подводящий диалог, формирующий диалог

Наглядный: презентация

5 мин.

-Сформулируйте тему урока.

-Поставьте цели на урок.

-Составьте план урока

-Род глаголов в прошедшем времени

-Будем учиться находить глаголы прошедшего времени, выделять в них окончания.

План:

  1. сделать открытие о роде глаголов прошед.вр.
  2. определять род глаголов пр.вр;
  3. выделать окончания глаголов пр.вр.;
  4. изменять глаголы пр.вр.по родам

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание Р:планирование.

;Открытие» детьми нового знания

Словесный: беседа

Наглядный: учебник

Практический:

упражнение

Словесный:

учебный диалог

Практический:

Списывание

Практический:

морфемный разбор слова

Частично-поисковый: выборочное чтение, выбор ответа на поставленный вопрос.

Наглядный: учебник

Частично-поисковый: выборочное чтение, выбор ответа на поставленный вопрос.

8мин.

Можете ли вы представить нашу речь без глаголов?

Почему?

Смогли бы поэты и писатели создать свои произведения?

Откройте тетради и запишите число, классная работа.

Не забываем про посадку, пишем красиво!

Открываем учебники на стр. 121, № 214

Прочитайте стихотворение.

Определите время и число глаголов.

Поставьте к каждому глаголу вопрос.

Какую особенность заметили у всех глаголов прошедшего времени.

Сделайте вывод: для чего служит суффикс л?

Да верно, если в глаголе есть –л- . то глагол стоит в форме прошедшего времени.

Спишите. Укажите род имён существительных и глаголов. Выделите окончания глаголов.

Ребята, как определить род глагола?

Прочитайте после упражнения «обратите внимание!», и скажите были ли мы правы?

Давайте разберём слово «дождик» по составу.

Теперь выполняем упражнение 215, стр. 121.

Прочитайте.

-Докажите, что глаголы блестел, сиял, сверкал являются синонимами.

Определите различие в лексическом значении глаголов блестел и блеснул, сиял и засиял, сверкал и сверкнул

-Определите время, число, род глаголов. Какая часть слова указывает на изменение глаголов по родам?

-Спишите глаголы, укажите их род, выделите окончания.

-Определите ещё одну особенность формы глаголов прошедшего времени.

Что вы можете сказать о глаголах прошедшего времени во множественном числе?

Вывод: такие окончания можно назвать родовыми.

Перелистните страницу и прочитайте правило.

Были ли наши суждения правильными?

Нет.

Глаголы придают предметам движение, действие.

Нет.

Записывают число, классная работа.

Выполняют упражнение.

Солнце грело, всё грело и грело.

Дождик падал, гулял ветерок.

И малина взяла да поспела

Точно- точно в положенный срок!

Грело-пр.время,ед.число, падал-пр.вр,ед.ч.,гулял-пр.вр.,взяла-пр.вр.,ед.ч.,поспела-пр.вр.,ед.ч.

Солнце (что делало?) грело.

Дождик (что делал?) падал.

Ветерок (что делал?) гулял.

Малина (что сделала?) взяла, поспела.

-суффикс Л

Образует форму прошедшего времени.

Вывод: Если в глаголе есть –л- . то глагол стоит в форме прошедшего времени.

Списывают упражнение.

-По роду имени существительного, с которым он связан.

Род глагола прошедшего времени единственного числа в предложении зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу.

дожд — корень,
ик — суффикс,
нулевое окончание,
дождик — основа слова.

что делал? блестел□, сиял□, сверкал □.

что делала? блестела, сияла, сверкала.

что делало? блестело, сияло, сверкало.

что сделал? блеснул□, засиял□, сверкнул□.

что сделала? блеснула, засияла, сверкнула

что сделало? блеснуло, засияло, сверкнуло.

-Эти глаголы являются синонимами, т.к. у них близкое значение испускать свет.

-Различаются тем, что первый глагол в каждой паре показывает длительное действие, а второй глагол показывает, что действие внезапно началось и быстро закончилось.

Выполняют задание.

-Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам.

-Не изменяются по родам

Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам.

Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются.

П: поиск и выделение необходимой информации.

П.: поиск и выделение необходимой информации,

логический анализ объектов с целью выделения признаков, выбор наиболее эффективных способов решения задач

Р: умение контролировать правильность ответов уч-ся; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

П: поиск и выделение необходимой информации.

П.: логический анализ объектов с целью выделения признаков, выбор наиболее эффективных способов решения задач

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

Динамическая пауза

1 мин.

Сейчас давайте встанем и немного разомнемся.

- Если глагол в ж.роде– присели.

- Если глагол в м.роде – руки вперед.

- Если глагол в ср.роде – поморгали глазами.

ехал, сел, играла, летело, писала, бежал, сияло, моргало, прыгала.

Молодцы, тихо все сели.

Выполняют упражнения

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

#1055;ервичное закрепление

Наглядный: учебник

Частично-поисковый: выборочное чтение, выбор ответа на поставленный вопрос.

Практический: упражнение, списывание

5 мин.

Выполняем упр№217, с.122

Прочитайте.

О чём стихотворение?

Какое настроение вызывают эти строки?

Какие слова передают такое настроение?

Какое значение внесла в глаголы приставка за-?

Спишите. Определите род и число глаголов. Выделите окончания.

Выполняют упражнение.

Что-то вдруг загрохотало!

И огнём заполыхало!

И берёза застонала

И руками замахала!

И осина!... И сосна!...

Верно, думали война…

-Это стихотворение о грозе.

-Тревожное настроение.

-Загрохотало, заполыхало, застонала, замахала.

-Приставка за- вносит в глаголы значение начала действия.

Выполняют упражнение письменно.

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

#1057;амостоятельная работа с самопроверкой

Наглядный: учебник

Практический: упражнение

7 мин.

Ребята сейчас Вы будете выполнять самостоятельно №216.

Вам нужно образовать от данных глаголов все формы прошедшего времени. Записать и выделить окончания.

У вас на работу 5 минут.

Время вышло, проверяем по эталону с доски.

Встаньте, те кто не допустил ошибок, молодцы! А теперь, те кто допустил более 3-х ошибок, ребята вам дома нужно будет ещё раз закрепить материал.

Работают самостоятельно

м.р. ж.р. ср.р.
Расти — рос
, росла, росло;
м.р. ж.р. ср.р.
упасть — упал
, упала, упало;
м.р. ж.р. ср.р.
говорить — говорил
, говорила, говорило;
м.р. ж.р. ср.р.
поднять поднял
, подняла подняло;
м.р. ж.р. ср.р.
гореть — горел
, горела, горело;
м.р. ж.р. ср.р.
звенеть —
звенел, звенела, звенело;
м.р. ж.р. ср.р.
цвести — цвёл
, цвела, цвело;
м.р. ж.р. ср.р.
играть — играл
, играла, играло.

П: структурирование знаний

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

#1042;ключение в систему знаний

Практический:

упражнение, работа со словарем

Наглядный: учебник

2 мин.

Ребята, сейчас мы будем выполнять №218.

Находим в словаре синонимов и антонимов пары глаголов. Запишем их сначала в неопределённой форме, а затем в форме прошедшего времени мужского рода единственного числа.

Ребята, ваше домашнее задание будет это же упражнение, вам нужно будет найти по две пары глаголов. И записать также, как мы в классе.

Выполняют упражнение.

Думать, мыслить. Думал, мыслил.
Беспокоить, тревожить. Беспокоил, тревожил.

Молчать, говорить. Молчал, говорил.
Находить, терять. Находил, терял.

Записывают домашнюю работу.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

П: структурирование знаний

#1056;ефлексия деятельности

Словесный:

учебный диалог

2 мин.

Давайте подведём итоги.

Все ли цели мы реализовали?

От чего зависит род глагола?

Как изменяются глаголы прошедшего времени в ед.ч.?

Кто сможет рассказать правило?

-Молодцы! Урок окончен.

Отвечают на вопросы.

Род глагола в форме прошедшего времени единственного числа зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу.

-По родам, по числам.

-Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам.

Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются.

П.: построение речевого высказывания; осуществление синтеза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 3 классе тема Изменение глаголов в прошедшем времени

Урок направлен на формирование самостоятельных навыков при постановке задачи на урок, при нахождении решения этих задач, а так же воспитывая культуру речи, можно пополнить запас фрезеологических оборо...

План-конспект к уроку "Мир моих фантазий. Неправильные глаголы в прошедшем времени" по ФГОС с использованием сингапурских структур для 4 класса по УМК М.З. Биболетовой "Enjoy English"

План-конспект урока состоит из следующих разделов:Тема урокаМетоды обученияОборудованиеЦелиЗадачиХод урока Презентация к этому уроку...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:"Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени."

Урок  русского языка в 4 классе по теме: "Правописание   родовых окончаний глаголов в прошедшем времени" дан на материале, посвященном победе  в Великой Отечественной вой...

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам "

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам " к учебнику Поляковой...

Презентация и интерактивные задания к уроку "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. 4 класс

Презентация и интерактивные задания к уроку "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. 4 класс...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание глаголов в прошедшем времени".

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание глаголов в прошедшем времени"....