Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Предлог" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Холчева Валентина Витаутасовна

познакомить с правилами написания предлогов с другими словами; развивать умение использовать предлоги в речи при составлении словосочетаний и редактировании текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

УМК «Школа России»

Предмет Русский язык Класс 2 Тема:Предлог»

Учитель Холчева Валентина Витаутасовна

Школа «МАОУ СОШ № 6» г Челябинска

Тема урока

Формирование понятия о предлоге как части речи.

Тип урока открытия новых знаний

Целевые установки урока

(для учителя)

показать необходимость использования предлогов для связи слов в предложении и словосочетании; обратить внимание на особенности языковой природы предлогов – отсутствие полноценного лексического значения; познакомить с правилами написания предлогов с другими словами; развивать умение использовать предлоги в речи при составлении словосочетаний и редактировании текста.

Планируемые результаты

(для ученика)

Предметные

Личностные (личностные УУД)

Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные УУД)

применять предлоги в речи, выбирать предлоги согласно литературным нормам;

писать предлоги раздельно со словами

формировать отношение к грамотной речи как к части общей культуры человека

развивать логическое мышление при группировке слов;

развивать навыки связной речи при составлении рассказа по рисунку и опорным словам

Материально-техническое обеспечение урока

Учебно-методическая литература

Учебник «Русский язык.2 класс. Часть 2» автор: Канакина, таблицы по теме «Предлог»

Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс

ЦОР

Мультимедиапроектор, презентация к уроку мультимедиапроектор, презентация к уроку

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ОВЗ

Одаренные дети

Формируемые УУД

1

Мотивация к учебной деятельности

Поприветствуйте ребята друг друга улыбкой. На дворе у нас весна. Погода солнечная, пусть и в классе будет прекрасное настроение и тёплая обстановка. Я желаю вам, ребята, узнать много интересного на уроке. Пусть он пройдёт с пользой для всех.

Учитель желает удачи в предстоящей работе

Дети настраиваются на урок.

Регулятивные :

формирование способности к организации своей деятельности

2

Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

Задание: найди лишнее слово.

Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог.

Какое слово оказалось лишним?

Почему?

А кто знает, что это за слово?

Назовите тему нашего урока

Назовите цель нашего урока.

Назовите задачи урока:

Что мы будем делать на уроке?

Это слово предлог.

Тема: Предлог.

Цель: Выяснить, что такое предлог и какова его роль в речи.

Задачи: научиться находить предлоги в предложениях, узнать какие бывают предлоги. Учиться отличать предлоги от приставок.

Читать тексты, составлять предложения, работать с учебником, выводить правила.

Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: самостоятельное формулирование цели.

Предметные: определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами;

3

Построение и реализация проекта выхода из затруднения.

На доске: табличка «Предлог»

На доске табличка: «Служебная часть речи»

На доске табличка : « Не изменяется. Нельзя задать вопрос»

На доске табличка : «Предлог+сущ»

На доске табличка «Раздельно»

Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как о части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема нашего урока: “Общее понятие о предлоге”.

Слово «Предлог» обозначает стоящий перед словом. В русском языке более 200 предлогов.

Стр. 109 упр. 185. Прочитайте предлоги

Прочитайте группу слов:

Заяц сидит кустом.

Можно ли назвать эту группу слов предложением?

Что нужно сделать, чтобы группа слов стала предложением?

Прочитайте предложение.

Для чего нужен предлог под?

Правильно, предлог- это служебная часть речи, служит для связи слов в предложении.

Определите части речи. Что вы выяснили?

Правильно, к предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.

Обратите внимание, перед каким словом написан предлог? Какая это часть речи?

Какой вывод вы можете сделать?

Прочитайте упр. 183. Назовите существительные с предлогами. Что вы заметили? Как пишутся предлоги со словами?

Дети читают предлоги.

Дети читают слова

Нет. Слова не связаны по смыслу

Вставить слово: под

Заяц сидит под кустом.

Служит для связи слов в предложении.

Под- это часть речи, слово, к которому нельзя поставить вопрос.

Перед словом «кустом»

Предлоги употребляются вместе с именами существительными.

Предлоги со словами пишутся раздельно.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Физкультминутка

А теперь давайте отдохнём.

Встали и вышли из-за парт. Подняли руки над головой. Вытянули руки в стороны. Присели на корточки. Встали и поднялись на носочки. Сели за парты.

- Какие предлоги вы услышали?

ИЗ-ЗА, НАД, В,НА,ЗА.

4

Первичное закрепление во внешней речи

Работа в группах

Задание: найдите существительное с предлогом

1 гр. (у)гол, (у)ши, у(реки), (у)дочка.

2 гр. (о)рел, (о)сказке, (о)ценка, (о)лень.

3 гр. (с)наряд, (с)он, (с)горки, (с)ок.

4 гр. (в)ода, (в)лес, (в)ой, (в)олк

Проверка групповой работы.

Задание: раскрой скобки.

(При)шла весна (в) лес. (На)бухли почки (на) деревьях.

Давайте поработаем в группах. На листочках у каждой группы записаны слова. Ваша задача найти существительное с предлогом.

Давайте проверим.

Прочитайте предложения. Ваша задача написать предложения без скобок.

Проверяем. Кто выполнил верно?

Почему слова «пришла», «набухли» написали слитно?

Какая это часть речи?

Какой можно сделать вывод?

Рассуждаем так: пришла- что сделала?-это глагол, значит при-это приставка, пишу слитно.

В лес- куда? Лес-это сущ., в какой лес?, значит в-предлог-пишу раздельно.

Дети работают в группах.

2 человека работают за доской.

Глаголы с предлогами не употребляются.

Подчеркнуть предлоги в словосочетаниях

Списывают предложения, обводят предлог в кружок.

Составить словосочетания с предлогами

Составить предложения по схеме.

Гл- сущ-пр-сущ

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: планирование своих действий.

5

Вторичное закрепление самостоятельно выполненного практического задания с самопроверкой.

Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.

1 группа.

Объединить пары слов с помощью предлогов.

Сделана __ стекла, стоял __ трамвая, внёс __комнату.

2 группа.

  • Найти в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь.

Натропку изкустов вы скочил рябчик.

Работаем самостоятельно.

1 группа записывает словосочетания с предлогами, 2 группа исправляет ошибки в тексте.

Проверяем. На слайде высвечивается правильная запись задания.

Дети работают самостоятельно.

Дети сигналами показывают правильность выполнения задания

Под руководством учителя с комментированием

Списывают скороговорку , подчеркивают предлоги.

У Семёна с Саней в сетях сом с усами.

Проверка по эталону.

Найти в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь.

Найти приставки, похожие на предлоги.

Скачет зайчик подорожке, он настенке, наокошке. Это с солнца луч сорвался и назеркальце остался.

Выступление перед одноклассниками.

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные :

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование

6

Проверка знаний

Приём «Верные и неверные утверждения»

1). Предлог – служебная часть речи.

2). Предлоги изменяются, к ним можно поставить вопрос.

3). Предлоги служат для связи слов в предложении.

4). Перед глаголами предлоги употребляются.

5). Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

6). Между предлогом и словом нельзя вставить другое слово или вопрос.

А сейчас мы с вами закрепим пройденный материал. Поставьте +, если утверждение верное, -, если утверждение неверное.

Проверим.

+,-,+,-,+,+.

Дети на листочках выполняют задание.

Взаимопроверка.

Познавательные: анализ информации, создание алгоритма деятельности.

Личностные:

осознание необходимости новых знаний для ученика.

7

Рефлексия

Оцените свою деятельность

« Лист самооценки »

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Дети заполняют

Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Регулятивные:

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание

8

Домашнее задание

С. 109 упр. 186, выучить правило

Учитель задаёт домашнее задание.

Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Диагностика достижения планируемых результатов: вставить подходящие по смыслу предлоги.

1. ___ декабре все деревья ___ серебре.

2. Алёша получил ___ отца письмо.

3. ___ ландыша белые цветы.

4. Картина висит ___ стене.

5. Мы ехали ___ реку ___ мосту.

6. Дым ____ огня не бывает.

« Лист самооценки »

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по русскому языку в 3 классе

Предмет: русский язык.Тема: " Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"....

Технологическая карта урока по русскому языку в 1 классе на тему "Звонкие и глухие согласные"

Технологическая карта урока по русскому языку в 1 классе на тему "Звонкие и глухие согласные".  УМК "Перспективная начальная школа"...

Технологическая карта урока по русскому языку в 1 классе на тему "Звонкие и глухие согласные"

Технологическая карта урока по русскому языку в 1 классе на тему "Звонкие и глухие согласные".  УМК "Перспективная начальная школа"...

Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".

Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...

Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Правописание элементов букв Ж,Э,Х,Ф".

Пример технологической карты урока  Учитель ___________________________________________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкТема: Правописание...

Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Слова с непроизносимыми согласными".

Пример технологической карты урока Ф.И.О. учителя ____________________________________________________________________________________________________ Класс: ________________ Дата: ____...

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе по теме "Приставки и предлоги".

технологическая карта урока составлена по УМК "Перспектива" для 3 класса с использованием активных форм обучения (сингапурских методик)...