Конспект урока русского языка в 3 классе "Части речи"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Федоренко Ирина Николаевна

Тема.  Части речи.

Тип урока: урок формирования умений и навыков

Цели:   повторить и закрепить знания, умения и навыки по теме «Части речи», отрабатывать умение распознавать части речи, ставить вопросы к разным частям речи, определять грамматические признаки; активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся по предмету; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь;                                     развивать мыслительную деятельность учащихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать мышление, воображение, внимание;                                                      развивать умения применять знания в нестандартных ситуациях;                                                  воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма.                                                                                                                                                          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus.yaz_.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                               « Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»                                                             Льговского района Курской области

Тема:

«Части речи»

Учитель начальных классов

Федоренко Ирина Николаевна

стаж работы 30 лет, I квалификационная категория

Урок  по русскому языку                                                                                                                            в 3 классе   МБОУ «Колонтаевская СОШ»                                                                           Льговского района Курской области

                                                                                                                                       

                                                                                                                             

                                                                             

                                                                                                                   

п.Колонтаевка

2016 г.

Тема.  Части речи.

Тип урока: урок формирования умений и навыков

Цели:   повторить и закрепить знания, умения и навыки по теме «Части речи», отрабатывать умение распознавать части речи, ставить вопросы к разным частям речи, определять грамматические признаки; активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся по предмету; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь;                                     развивать мыслительную деятельность учащихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать мышление, воображение, внимание;                                                      развивать умения применять знания в нестандартных ситуациях;                                                  воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма.                                                                                                                                                         

Задачи урока:

повторить и закреплять умение распознавать части речи;

отрабатывать умение ставить вопросы к разным частям речи, определять грамматические признаки;

развивать мыслительную деятельность учащихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать мышление, воображение, внимание;

развивать умения применять знания в нестандартных ситуациях;

воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные:                                                                                                                                             научатся узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение.

Личностные:                                                                                                                                                развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения  и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:                                                                                                                                    прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают учебную задачу, адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Познавательные:                                                                                                                                     выполняют задания с использованием материальных объектов, схем; выбирают наиболее эффективный способ решения, строят объяснение в устной форме по предложенному плану.

Коммуникативные:                                                                                                                                       умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

Методы и формы обучения: частично – поисковый; фронтальная, работа в парах,  индивидуальная, групповая.

 Образовательные ресурсы:

Компьютер, проектор, экран, диск «Русский язык. 3 класс», «светофоры», карточки с заданием диска на каждого обучающегося, карточки с заданием на каждую группу, таблица «Части речи».

Сценарий урока

I. Мотивация к учебной деятельности                                                                                                                  

У.Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
А теперь все повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.                                                            

II. Актуализация знаний.

1. Работа с пословицей.

У.- Сегодняшний урок мне хочется начать с пословицы.

    Слад №1         

/Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости/

У.- Как понимаете значение пословицы?

- Как вы думаете, можно ли сразу родиться мудрым?

- Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым, нужно очень много знать, обладать большим жизненным опытом, стать взрослым, а вы ещё молоды. Вам предстоит ещё многое узнать и многому научиться.  

2.  Минутка чистописания.

У.- Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

- О чём пословица?

Д. – О мудрости.

У. -Какой первый звук слышим в слове МУДРОСТЬ? С какого звука начинается слово – мудрость?

Д. – Слово мудрость начинается со звука [м].

У. -Дайте характеристику звуку [м] .

Д. – Звук [м] согласный, звонкий, твёрдый, непарный.

У.- Определите тему чистописания.

Слайд № 3

У.- На минутке чистописания мы напишем эту букву. Но прежде выполним пальчиковую гимнастику.

        Этот пальчик – маленький,

        Этот пальчик – слабенький,

        Этот пальчик – длинненький,

        Этот пальчик – сильненький,

        Этот пальчик – большачок,

        А все вместе кулачок.

  III. Самоопределение к деятельности.

У.- Прочитайте ещё раз пословицу и подумайте, на какие группы можно разделить слова.

Д. -День, жизни , частичку, мудрости – имя существительное, прибавляет – глагол, нам – местоимение.

У.- Как вы определили?

Д. – Поставили вопрос.

У.- Какое слово у вас осталось? Почему?

Д. – Осталось слово  каждый. Эту часть речи мы не знаем.

У.- Какие ещё части речи вы знаете?

 IV.  Постановка темы и целей урока.

У.- О чём будем говорить на уроке? Исходя из этого сформулируйте тему урока.

Слайд № 2  /Части речи/

У. - Какие цели мы поставим перед собой?

- На сегодняшнем уроке мы повторим тему «Части речи». Будем совершенствовать наши умения в определении частей речи.

V. Работа по теме урока. Применение знаний и умений в новой ситуации.

1. Работа с таблицей «Части речи» (минипроект «Части речи»)

(Работа в парах)

У.- Сейчас мы вспомним всё, что знаем об имени существительном, имени прилагательном и глаголе. Работать будем в парах.

У каждой пары карточки.

/Приложение 1/

У. - Целью работы каждой пары дать характеристику имени существительному, глаголу, прилагательному. Работаем по плану «Юного исследователя».

/На доске плакат/

ЧАСТИ РЕЧИ

Что обозначает?

Вопросы

Роль в предложении

?

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Лидеры выходят к доске и прикрепляют на плакат нужную карточку.                                    Каждый лидер рассказывает о своей части речи.

  1. Проблемная ситуация. (Работа в группах)  

Слайд №4                                                                              

У.- Даны слова: печь, пила. 

   - Какими частями речи являются данные слова? Докажите.

  У. - Придумайте в парах по два предложения, чтобы каждое из этих слов являлось разными   частями речи? Аргументируйте.

-Ребята ,какие правила мы должны помнить  при выполнении задания в группах?

Д.   1. Умеем слушать своего товарища ,не перебивая!

       2. Принимаем одно решение!

  1. Самостоятельная работа 

У. - Ребята, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно. Выберите себе одно задание – 1, 2 или 3 уровня и приступайте к работе.

Разноуровневые задания по русскому языку (слайд № 4 )

1 уровень

Определить к какой части речи относятся слова:
День, хорошая, друг, думает, смелый.

- Как вы определяли часть речи?

2 уровень

Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и подпиши.
1) Заяц, морковка, сладкий, ягода.                                                                                                                              2)Горький, быстрый, бежит, вкусный.
3)играет, гнездо, бежит, берёт.

- Как вы находили лишнее слово?

3 уровень

Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом.
веселье – … , … .
шум – … , … .
боль - … , … .

У. - Как вы подбирали однокоренные слова? Вывод.

У - Проверим свою работу (Самоконтроль)

Слайд № 4

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме.

1. Самостоятельная работа.

Учебник стр. 54 упражнение 90. Взаимопроверка.

2. Индивидуальная работа с карточками.                                                                                                       Один ученик выполняет задание на компьютере, остальные в карточках.

У. - Проверьте работу товарища . / Использование проектора/

У. - Проверьте свою работу.

У. - Оцените себя с помощью «светофора».

IX. Итог урока.

У.- Вспомним, с какой пословицы мы начали урок?

Д. - Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

У.- Стали вы мудрее? В чём?

У.- Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?

У.- Что было трудным на уроке?

- Что было интересным на уроке?

X. Рефлексия.

У.- Какое у вас настроение в конце нашего урока?

- Оцените свою работу на уроке.

/У каждого на столе кружок самооценки:      

  Жёлтый – молодец, всё выполнял верно.                                                                                              

  Синий - хорошо, но есть  ошибки

 Красный - допускал много ошибок, нужно ещё   поработать.

/На доске оформляется цветик семицветик/

Домашнее задание. Учебник стр. 55, упражнение 91.

        

Приложение1

Задания для работы в группе

  1. Выберите , что обозначает ваша часть речи.
  2. Выберите вопросы вашей части речи.
  3. Выберите роль в предложении.
  4. Найдите в предложении вашу часть речи.

Я любуюсь чудесной картиной осеннего леса.

  1. Оформите таблицу на доске.
  2. Подготовьте выступление лидера группы.

Задания для работы в группе

  1. Выберите , что обозначает ваша часть речи.
  2. Выберите вопросы вашей части речи.
  3. Выберите роль в предложении.
  4. Найдите в предложении вашу часть речи.

Я любуюсь чудесной картиной осеннего леса.

  1. Оформите таблицу на доске.
  2. Подготовьте выступление лидера группы

Задания для работы в группе

  1. Выберите , что обозначает ваша часть речи.
  2. Выберите вопросы вашей части речи.
  3. Выберите роль в предложении.
  4. Найдите в предложении вашу часть речи.

Я любуюсь чудесной картиной осеннего леса.

  1. Оформите таблицу на доске.
  2. Подготовьте выступление лидера группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ахмаева О. А. Конспект урока русского языка (развитие речи) с использованием проектной методики: « Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением. Проект « Краткость речи – сестра таланта»

Идея этого урока будет близка и понятна коллегам, которые любят украшать свою речь (в данном случае, используя фразеологические обороты) и прививают любовь к красоте русского языка своим ученикам...

Конспект урока русского языка Тема: Развитие речи. Составление устного рассказа по картине В.М.Васнецова «Богатыри».

Цели деятельности учителя: обучение анализу образной системы данного живописного произведения; формирование умений составлять рассказ по плану; воспитание чувства гордости за свой край....

Конспект урока русского языка Тема: Развитие речи. Подробное изложение текста по данным вопросам.

Цели деятельности учителя: формировать умение определять тему и главную мысль текста; формировать умение записывать текст изложения с опорой на вопросы....

Конспект урока русского языка в 4 классе ОС "2100" по теме «Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора».

Конспект содержит материал к уроку русского языка в 4 классе. В приложении даны маршрутные листы для организации самостоятельной работы учащихся, работе в группах и парах, организации рефлексии....

Конспект урока русского языка "Занимательные части речи."

Конспект урока русского языка "Занимательные части речи" для 2 класса....

Конспект урока русского языка «Употребление в речи имён прилагательных, противоположных по значению» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Употребление в речи имён прилагательных, противоположных по значению» Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательн...