Урок с применением ИКТ
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Соловьева Елена Николаевна

Урок русского языка в 3 классе по теме " Времена глаголов" с применением прецентации. УМК " Школа России". Форма  проведения урока : открытие новых знаний. Цель:сформировать у обучающихся представление об изменении глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы. В ходе урока через различные методы и приёмы обучающиеся повторяют изученный материал,знакомятся  с новым словарным словом, получают новые знания,работают в группе , в парах. Предусмотрена индивидуальная работа. Продумана минутка отдыха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

по теме « Времена глаголов»

Цель: сформировать у обучающихся представление об  изменении глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы.

Задачи:

1. Познакомить обучащихся с изменением глаголов по временам;

2. Научиться определять время глагола, изменять глаголы по временам

3.Развитие любознательности, логического мышления, речи, памяти, внимания; развитие орфографической зоркости.

Планируемые результаты:

Предметные: 

Выделять глаголы среди других частей речи, определять времена глаголов по вопросам.

Использовать формы глагола в своей речи, стремиться к повышению её точности и выразительности.

Личностные:

 формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Формирование универсальных учебных действий (УУД):

коммуникативные:

  • развивать умение слушать и понимать других;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме; уметь работать в паре.

регулятивные:

  • развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами учебника;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • прогнозировать предстоящую работу осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

познавательные:

  • на основе анализа объектов делать выводы;
  • обобщать и классифицировать по признакам;
  • ориентироваться на страницах учебника;
  • находить ответы на вопросы.

Тип урока:  урок открытия новых знаний.

Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические.

Образовательные технологии: ИКТ, игровая технология, здоровьесберегающая технология, технология сотрудничества, технология оценивания образовательных достижений.

Оборудование:

В.П. Канакина , В.Г.Горецкий. «Русский язык», 3класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, часть 2

Ход урока.

1. Мотивация учебной деятельности. Позитивный настрой

Цель: Проверить готовность обучающихся, их настроя на работу.

Учитель: Здравствуйте, ребята.

Прозвенел уже звонок.

                           Начинается урок.( тихонечко садитесь)

-Мне приятно видеть вас на уроке русского языка.

         Сегодня мы в классе, друзья, не одни.

         К нам на урок гости пришли.

         Повернитесь к ним быстрей,

         Поприветствуйте гостей. (кивок головой)

Учитель: наш урок я мне хотелось  бы начать с притчи.  

 «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая –я ее умертвляю, скажет мертвая –выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

 -Пусть слова этой притчи будут девизом всем  нам на уроке. Пожелайте хорошей работы друг другу.

- Я  тоже желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке.

II. Актуализация  опорных знаний.

Цель: актуализация знаний, изученных способов действий, их обобщение.

Мы тетрадки открываем                                                                                                      

И к работе приступаем ( вспомнить правила положения тетради при письме) запишите число, классная работа.

В стране русского языка
Не всё известно нам пока,
Но работать мы  начнём
И сами до всего дойдём.

а ) « Буквенный  диктант» ( индивидуальная работа)

- Я буду задавать вам вопросы. Ваша задача: прослушав вопрос, записав его в тетрадь.

1. Звук, парный звуку [к]        (г)

 2. В слове аллея  удвоенная согласная буква …  (л)

3. Первая буква в алфавите     (а)

4. Парный согласный в корне  слова   четверг    (г)

5.В слове « гроза» безударная гласная … (о)

5. В слове  « солнце» непроизносимый согласный….. ( л)

-Из данных букв прочитайте полученное слово : ГЛАГОЛ ( на доску)

- Главным героем  нашего урока является  ГЛАГОЛ. Мы будем   открывать новые знания.  Узнаем что – то новое об этой части речи, а что мы будем изучать,  вы скажите мне сами, только чуть позже.

Самопроверка: Оцените работу : зел. квадрат -  без ошибок,  кр. квадрат – есть ошибки. ( на карточке)

б) Повторение о глаголе

А сейчас давайте повторим всё, что мы уже  знаем об этой части речи.

Игра « Вопросы из бочонка» ( выходят поочереди, тянут вопрос и отвечают на него).

  1. Что такое глагол?
  2. Как изменяется глагол?
  3. Каким членом в предложении является глагол?
  4. С какими частями речи связан глагол?
  5. Назовите признаки глаголов  в н.ф.?

- Молодцы!  

Мы много вспомнили, друзья,

Нам без этого никак нельзя.

Все правила мы повторили,

А сейчас на практике их будем  применять.

в)« Оживи картину» ( работа в парах).

Впишите глаголы и определите число.

Оцените работу : зел. квадрат -  без ошибок,  кр. квадрат – есть ошибки.

( на карточке)

Словарная работа. ( работа в группе)

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом.

-У вас на парте карточка.

-Чтобы расшифровать новое словарное слово, надо последовательно выполнить ряд моих  заданий. Готовы?

С

р

Ш

Н

г

е

А

Ъ

Ц

Т

К

й

Ж

о

Ь

-зачеркните буквы, которые не обозначают звуков.

-зачеркните буквы ,которые всегда  только твёрдые.

-зачеркните  буквы, которые обозначают парные глухие  согласные звуки.

-зачеркните первую букву алфавита.

-зачеркните букву, которая является удвоенной согласной в слове: ранний.

Сложите из оставшихся букв слово: герой.

Герой- человек, совершающий поступки.

Алгоритм:

Запишите слово в тетрадь.

Поставьте ударение.

Подчеркните «место – ловушку».

Разделите на слоги.(правило)

Составьте и запишите предложение с новым словарным словом.

Кто хочет прочитать своё получившее предложение?

III. Постановка проблемы, темы и цели.

Цель: организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

Учитель:

Отгадайте загадку: Оно и бежит, оно и лечит, оно и быстротечно, оно и бесконечно.

– О чем я говорю?  ВРЕМЯ

- Время – что это такое? Как вы понимаете? (Часы, дни, сутки, года).

Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и выясним, что же такое время.

Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».

В словаре Сергея Ивановича Ожегова сказано, что время – это продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами. 

- Время-это слово, является ключевым в определении темы нашего урока.

-Кто может сформулировать тему нашего урока? ( Изменение глаголов по временам).

– Определите цели нашего урока. Что мы будем на уроке, чему мы должны научиться?

- Давайте определим цели  нашего урока. Я вам помогу:  СЛАЙД

( слова подсказки)

Будем изменять глаголы по….

Научимся  определять …    у  глаголов

- Молодцы!

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.

Открытие новых знаний.

На доске записаны предложения:

  1. Весной солнце светит и греет.
  2. Летом солнце мало светило и хуже грело.
  3. Летом солнце  будет ярко светить и  будет сильно греть.

Учитель:-  подчеркните  основу каждого предложения.

-У меня есть 3 таблички : ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА.

-В какое время происходит  действие, описанное в 1 предложении?

- Как вы думаете   это действие произошло или происходит, или будет происходить?

- Какая табличка подходит к глаголам  в 1 предложении? во 2? В 3? Поставьте глаголы к этой табличке.

 -Какие вопросы мы можем задать к этим  глаголам: выберите таблички.

-Поставьте эти глаголы во мн. число. На какие вопросы они будут отвечать?

АНАЛОГИЧНО ПРОХОДИТ РАБОТА  ПО ОСТАЛЬНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЯМ.

ВЧЕРА

СЕГОДНЯ

ЗАВТРА

светило

светит

Будет светить

грело

греет

Будет греть

Что делало?

Что делает?

Что будет делает?

Что делали?

Что делают?

Что  будут делать?

Прош.вр.

Наст.вр.

Буд.вр.

Учитель: Послушайте стихотворение о времени глагола :

Этот хитренький глагол

Себе время изобрел.

« Ухожу»,- кричит сегодня.

« А вчера,- кричит,- ушел».

« Завтра,- скажет, -я уйду!»

Позавидуем  ему!

-Как  изменяются глаголы? Что ещё  мы можем определить у глаголов?

Смотрим фрагмент видео о времени глагола.

- Какие формы времени вы открыли?  (Настоящее, прошедшее и будущее время глаголов)

– Как вы будете  определять время у глаголов?
Настоящее время – то, что происходит сейчас;

 Прошедшее время – то, что уже было;
Будущее время – то, что еще будет.

Ставим карточки в наши столбики : НАСТ.Вр; ПРОШ.Вр: БУД.Вр.

Учитель: Проверим, правильный ли вывод мы сделали?   (учебник стр. 112, правило)

IV. Физкультминутка.

-А теперь, ребята встали!

Быстро руки вверх подняли,

 В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Встали на носочки и попрыгали немножко.

 Тихо сели и за дело.                                                                                                    

V. Первичное закрепление. 

Цель: Оценить своё умение самостоятельно определять число глаголов ( выполнение задания на основе сопоставления своего решения с эталоном образца)

Мы продолжаем наш урок и давайте закрепим изученный нами материал.

а ) работа по учебнику.    ( Работа у доски)

В учебнике страница 112, упражнение 197. ( выписать глаголы, определить время).

б) письмо под диктовку с заданием.

Алёна записывают глаголы в форме настоящего,  Ульяна–в форме  прошедшего времени, Аня и Даша – в форме будущего времени.

(Глаголы: ходил, красит, польет, водит, наступит, говорил, прыгал, пел, рисует, запоют, живет, зазеленеет, цветет).

Проверка. ( устно 1 читает, 2- проверяет)

Оцените работу : зел. квадрат-  без ошибок,  кр. кружок – есть ошибки.

в) Самостоятельная работа.

Глаголы в форме настоящего времени закрась красным цветом, в форме прошедшего времени – синим,  будущего – жёлтым.

иду        

пишет        

читаем

берешь

говоришь

возьмешь

нарисовал

едут

гуляете

возьму

ловила        

съел

напишем

закроют

споем

строим

привезли

подросло

узнаю        

поехал        

сошьете

принес

сошьешь

играю

бегали

надену

говорили

Самопроверка. Оцените работу : зел. квадрат-  без ошибок,  кр. кружок – есть ошибки.

Рефлексия.

Цель: оценить своё умение самостоятельно определять  число существительных.

Способствовать формированию рефлексии.

-Вот заканчивается наш урок,

Подведём сейчас итог.

Прошу его вас оценить.

Если урок вам сегодня понравился и вам был понятен материал урока ,и ваше настроение не изменилось, то поднимите две руки вверх.

- если урок вам не понравился и материал урока вами не усвоен, то поднимите одну руку .

VII. Домашнее задание  по выбору ( на карточках)

У вас на столах лежит 3 карточки разного цвета. Желтая полоса лёгкое задание. Зелёная полоса задание средней сложности. Красная полоса задание по сложнее. Выберите задание, с которым вы сможете справиться.

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно, усердно трудились

И знания ваши нам так пригодились!

Молодцы! Все хорошо работали.

Спасибо за урок. Гостям за внимание.

Карточка №1:

 Запиши словосочетания в три столбика, согласно временным формам глагола:

Повертел листок, стираю платье, прочитаешь книгу, буду смотреть, провожает брата, запутает следы, равняют поле, сеют зерно, встречает друга, сдержал слово.

Карточка №2:

 Перепишите предложения. Раскройте скобки, употребив глаголы в нужном времени. Над глаголами укажите время.

Даша заболела. Вчера она весь день (лежать) в кровати. Сегодня она (чувствовать) себя лучше. Она скоро (приходить) на занятия.

Карточка №3:

Списать текст, вставить пропущенные буквы, определить время глаголов.

Весеннее утро
Как хорошо в…сенним утром в л…су! Вот из-за горизонта вык…тилось огромное красное со…нце. Вот солнеч…ные лучи попали в густой туман. Он заклубился розовым паром. Открылась водная гла…ь. На сосенке проснулась крошечная ш…шечка. Малютка смотрит на ш…рокое поле за р…кой. Слушает радос…ное пение птиц. Вся природа вместе с ней радуется весне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 3 класс ("Начальная школа XXI века") Тема урока: "Имя прилагательное" . Урок с применением технологии системно-деятельностного подхода и ИКТ.

Урок соответствует требованиям ФГОС нового поколенияНомер урока в курсе112Номер урока в системе уроков "Имя прилагательное"2Тема урокаИмя прилагательноеЦель урокаНаблюдение за изменением грамматически...

СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ ЧУ–ЩУ, ЧА–ЩА, ЖИ- ШИ (УРОК ОБОБЩЕНИЯ, УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ) 1 класс ПНШ ФГОС

СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ ЧУ–ЩУ, ЧА–ЩА, жи-  ши  (урок обобщения, урок с применением ИКТ) урок путешествия по лесу. І. Организационный момент. Пальчиковая гимнастика. ІІ. Актуализация зн...

Урок комплексного применения знаний и умений в области технология, 4 класс. Урок - проектная работа "Город, удобный для всех"

Данный урок - это творческая мастерская. учащиеся выполняли макет различных зон города. Начинается работа с того, что класс разбивается на бригады. Каждая бригада создаёт макет выбранной зоны :спортив...

КОНСПЕКТ УРОКА "Сантиметр" 1 класс. Урок с применением ИКТ.

Тема урока: 1 класс Сантиметр.Тип урока: УИНМВид урока: урок с применением ИКТ. Цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний, формировать  представление о единице длины (сантиметре...

Технологическая карта Тема «Правописание непроизносимых согласных » Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Изучение слов с непроизносимыми согласными. Освоение способов  проверки. Непроизносимые согласные, родственные слова....

Конспект урока и презентация урока с применением игровой, ИКТ- технологии

Технологическая карта и презентация к  уроку  окружающего мира во 2 классе по теме "Правила вежливости" по программе "Школа России"...