Конспект урока по русскому языку по теме "Слова, близкие по значению"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Конспект урока по русскому языку включает в себя все этапы урока с подробным описанием и интересными заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_slova_blizkie_po_znacheniyu_2_klass.docx30.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята!

- Поздоровайтесь с нашими гостями! Повернулись назад!

-Я буду читать весёлое стихотворение, а вы хором повторяйте за мной :

“ Красный, жёлтый, голубой – выбирай себе любой!”

Встану рано поутру:
Солнце ярко светит!
И зарядку я начну
Солнечную эту!

(Говорим весело: Красный, желтый, голубой - выбирай себе любой!)

Потянулись, ручками помахали солнышку!

Выхожу на улицу –
Там морозец крепкий!
Щеки стали красными...
Не замерзли, детки?

(Красный, желтый, голубой - выбирай себе любой!)

–Потерли щечки, ручки, ушки!

Голубое небо
Шагает в школу с нами.
Какой же я счастливый!
Не выразишь словами!

(Красный, желтый, голубой - выбирай себе любой!)

- Улыбнулись друг другу, присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка. Для путешествия вам понадобятся карточки-билетики. Они лежат у вас на столах. В конце урока эти цветные билетики помогут определить, как вы работали на уроке.

- Открыли тетради, вспомним правила посадки при письме. Запишите число, классная работа.

II. Актуализация знаний и задание на пробное учебное действие.

#1055;рочитайте отрывок из стихотворения:

Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей Норки:

- Где вы были?

- У Лисички!

- Что вы ели там?

- Лисички!

-Найдите омонимы (норка). Почему так решили? (норка - это домик, норка-животное. Слова звучат и пишутся одинаково, но обозначают разные предметы: лисички –животное, лисички - грибы).

2. На доске буквы: у д т р

- Назовите буквы. Запишите.

- Попробуем составить слово:

- Какое слово получилось? (Труд)

- Какая орфограмма в этом слове? (парная согласная в корне слова)

- Как проверить парную согласную? (правило)

- Какие пословицы о труде вы знаете?Подберите к слову «труд» слово, близкое по значению (работа)

3. Задание на пробное действие

-Завершите сказку «Почему поругались пёс и кот?»

- Что сказала сорока?

(слайд 3)

умный – толковый

любезно-вежливо – это слова близкие по значению

IV. Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения.

(слайд 4)

- Как называются такие слова? (синонимы). Что такое синонимы?

- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (Синонимы)

-Правильно. Сегодня мы попробуем себя в роли знатоков русского языка, его исследователей.

(слайд 5)

-Давайте поставим перед собой задачи, которые будем решать на уроке. (Учиться отличать слова-синонимы, подбирать синонимы к словам, составлять предложения с использованием синонимов.)

V. Реализация построенного проекта.

#1048;гра «Кто больше»

-Подберите как можно больше слов близких по значению к слову идти.

#1059;пр.36 с.27

-Девочки прочитайте, слова Ани. Какое из этих слов мы часто используем в речи? (комната)

-Где можно встретить слова: горница, светлица, каморка? (В сказках)

-Словарь даёт следующее толкование этих слов: светлица–светлая парадная комната в доме; горница – чистая половина избы, каморка – маленькая комната, чулан).

-Девочки, докажите, что Аня выполнила задание правильно.

-Мальчики, прав ли Ваня? (Да, так как все слова обозначают действие.)

-Какие слова мы чаще произносим в своей речи? (звать, кричать)

-Что значит кликать? (громко звать).

#1042;ывод:

-Как называются такие слова? (синонимы).

-Вы, наверное, заметили, что синонимы хоть и близкие по значению, но отличаются оттенками значений. Значения слов-синонимов указано в специальном словаре – в словаре синонимов.

Физкультминутка

Не боимся мы пороши –

Ловим снег (хлопок в ладоши)

Руки в стороны, по швам –

Снега хватит нам и вам! (показывают)

Мы шагаем по сугробам, (ходьба на месте)

По сугробам крутолобым.

Поднимаю выше ногу, (поднимают ноги выше)

Проложу себе дорогу!

Я мороза не боюсь, (показывают)

С ним я крепко подружусь.

Подойдёт ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос. (показывают)

Значит надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть. (показывают движениями)

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  1. Игра «Найди пару»

(Учителем раздаются карточки со словами. Дети должны найти к своему слову, слово-синоним и встать парами у доски.)

Слова: воин, крепкий, оборонять, носиться, солдат, прочный, защищать, бегать.

2. Игра «Доскажи словечко» (работа в парах на подбор синонимов)

1 группа

Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает, он что я ....(шофер - водитель)

2 группа

Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям .... (друг – приятель)

3 группа

Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост... (солдат – воин)

4 группа

Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза
И что это? (машина – автомобиль)

5 группа

Для меня конюшня – дом
Угости меня овсом!
Грива вьётся за спиной,
Не угонишься за мной! (лошадь – конь)

6 группа

Саша гордо самолёт
На верёвочке везёт.
Он готовится к полётам,
Значит, вырастет ...(пилотом – лётчиком)

7 группа

Весёлый вестник ливней вешних,

Промчался в небе первый гром,

И вот открыл глаза подснежник

И озирается…(кругом, вокруг)

8 группа

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится

Кто сказал, что дубу

Страшно … (простудиться, заболеть)

  1. Творческая работа «Какое время года за окном?»

-Художники в своих картинах передают красоту этого времени года, поэты посвящают волшебнице зиме свои стихи, композиторы дают нам возможность понять ее особенности своей прекрасной музыкой. Попробуйте представить себе, что вы очутились в зимнем лесу.

-Передайте при помощи текста то, что вы увидели, используя слова - синонимы, данные в скобках.

Зимний лес.

Зима (спряталась, скрылась, притаилась) в дремучем лесу. (Кружатся, вьются, вращаются) в воздухе (легкие, невесомые) снежинки. (Мохнатые, лохматые, косматые) ели (укрылись, укутались) белым пушистым одеялом. Снег (светится, сверкает, сияет) на солнце. И (дремучий, густой, глухой) лес теперь уже не кажется таким (мрачным, темным).

VII. Самостоятельная работа

Запишите слова в два столбика. Соедините слова из 1 столбика с синонимами из 2 столбика. (

Цветок наряд

Платье добрый

Ласковый рыдать

Плакать смелый

Храбрый растение

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

- Какие слова называются синонимами?

- Какую роль они играют в речи?

- Чему учились сегодня на уроке?

IX. Рефлексия

А теперь я предлагаю проанализировать свою работу каждому ученику при помощи сигнальной карточки. “Красный, жёлтый, голубой – выбирай себе любой!”

  • Голубой – если вам всё удалось на уроке.
  • Жёлтый – если работал хорошо, но иногда ошибался
  • Красный – если вам было трудно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 2 класса "Суффиксы. Значение суффиксов"

Урок предназначен для детей 2 класса, которые учатся по ОС "Начальная школа XXI века.". Урок построен на основе деятельностного подхода к обучению....

конспект урока по русскому языку на тему: "Имена прилагательные близкие и противоположные по значению"

Цели: 1.     Совершенствовать навык отличать прилагательные близкие и противоположные по значению.2.     Познакомить с понятием синоним и антоним.3....

Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Тема: "Глагол. Значение и употребление в речи."

Урок по русскому языку для 2 класса соответствует требованиям ФГОС.Урок составлен в виде технологической карты....

Конспект урока по русскому языку "Слова, близкие по значению" 2 класс

Разработка урока соответствует требованиям ФГОС...

Конспект урока по русскому языку Слова близкие по значению

Разработка урока для 2 класса, соответствует требованиям ФГОС...