Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку для 2 класса "Суффиксы. Значение суффиксов"
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Изотова Елена Алексеевна

    Урок предназначен для детей 2 класса, которые учатся по ОС "Начальная школа XXI века.". Урок построен на основе деятельностного подхода к обучению.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 4_dekabrya.docx24.57 КБ
    Файл 4_dekabrya_2.pptx528.91 КБ
    Файл Приложение № 2, 330.67 КБ
    Файл Приложение №112 КБ

    Предварительный просмотр:

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    1. Психологический настрой на работу. Мотивация к учебной деятельности

     Актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности,  создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность , определить содержательность урока

       

    Слайд 1, 2

    - Я хочу, чтобы это высказывание было девизом не только сегодня на уроке, но и всей жизни

    Высказывают свои суждения

    Самоопределение к учебной деятельности

    2. Актуализация и пробное учебное действие

    Актуализировать учебное содержание, достаточное для восприятия  нового знания; актуализировать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования; зафиксировать понятия «суффикс»,  самостоятельно осуществить пробное учебное действие, зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний

    1. Составление КЛАСТЕРА ( во время ответов учитель вывешивает на доске карточки.) Приложение №1)

    - Для сегодняшнего урока нам нужны знания таких понятий как: корень и окончание.

    - Расскажите друг другу: ( работа в парах)

    - Что такое корень?

    - Что заключается в корне?

    - Как обозначается корень?

    - Что такое окончание?

    - Для чего служит окончание?

    - Как обозначается окончание?

    - Чем являются корень и окончание?

    2. Словарная работа

    - Запишите под диктовку словарные слова.

    - Какие знания и умения вы можете применить при выполнении этого задания? (знание написания словарных слов и умение делить слова  на слоги и ставить ударение)

    ( учитель диктует слова: ребятки, лопатка,  корзинка, дороженька)

    Отвечают на поставленные вопросы

    Применяют знания написания словарных слов и умения делить слова на слоги и ставить ударение

    Формирование умения работать с таблицами

    Соблюдение единого орфографического режима

    3. Постановка проблемы

     Восстановить выполнение задания и зафиксировать место, операцию, где возникло затруднение. Соотнести свои действия и зафиксировать причину затруднения – задания или способности, которых не достаёт для решения исходной задачи

    1. Самопроверка выполнения задания

    - По каким критериям вы можете оценить свою работу? ( знание словарных слов, умение делить на слоги, ставить ударение, проверять написание парных согласных в корне слова)

    - Примените свои знания частей слова и выделите в словах суффиксы

    -- Почему возникли затруднения? ( не хватает знаний)

    Проверяют правильность выполнения работы и оценивают работу на оценочной шкале

    Приходят к выводу, что не хватает знаний

    Формирование умения самопроверки своей работы и оценивание своей деятельности

    Самоанализ работы

    4. Формулирование темы и учебных целей урока

    Согласовать и зафиксировать цель и тему урока.

    Слайд  3

    - Какая тема нашего урока?

    - На какие вопросы вы хотите получить ответ?

    - Какие учебные задачи поставим перед собой?

    Определяют тему и цели урока

    Развитие  учебно-управленческих умений (формулирование темы урока) Формирование  оргдеятельностной компетенций (постановка и решение учебной задачи).

    5. Построение проекта выхода из затруднения

     Выбрать способ реализации цели.  Построить план и определить средства достижения цели

    1. Работа в группах.

    -Выберите одного человека, который будет руководить работой в группе ( получает конверт заданием Приложение № 2)

    - Каждый член группы наблюдает за своим словом в течении 2 минут, затем все свои наблюдения вносите в общую таблицу, выбираете 1 человека, который сможет высказать ваши выводы.

    2. Выслушивание групп о проделанной работе

    - Что такое суффикс? (часть слова, которая стоит после корня, перед окончанием)

    ( дополнение в кластер слова «суффикс» и его расположение в слове)

    3. Открытие знаний о том, как обозначается суффикс? (работа в парах)

    Слайд  3 ( ссылка)

    - Узнаем из http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6af9a112-1c9c-4096-a276-1d0de5a05fa5/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BMA_006%5D.swf

     ( дополнение в кластер  обозначения  суффикса углом )

    - Что вы узнали о том, как обозначается суффикс?

    Наблюдают за словом, заносят свои наблюдения в «Лист наблюдений». Работают в малых группах

    Делают выводы о том, что такое суффикс ,  что он стоит между корнем и окончанием

    Умение работать с информацией, с таблицами,

    сопоставлять факты, делать умозаключения

    Формирование  коммуникативной компетентности (умение работа в малых группах )

    Формирование умения совместно составлять алгоритм действий

    Формирование умений монологических высказываний

    Умение работать с информацией

    Формирование  коммуникативной компетентности (умение работа в малых группах )

    6. Реализация построенного проекта

     Реализовать  построенный проект в соответствии с планом,  зафиксировать новый способ действий в речи, знаках, схеме

    1. Работа в парах. Алгоритм нахождения суффикса Приложение № 3

    - Составим алгоритм нахождения суффикса в слове

    2. Выслушивание ответов (дополнение в кластер порядка разбора слов )

    - Сначала нужно выделить  окончание, затем корень и суффикс

    Строят алгоритм нахождения суффикса в слове

    Рассказывают о том, как найти суффикс

    Формирование умения самостоятельно использовать алгоритм в действии

    7.  Первичное закрепление во внешней  речи

     Зафиксировать  изученное содержание во внешней речи

    1. Наблюдение за ролью суффикса

    - В кластере осталось одно незаполненное место.

    - Что нам нужно ещё узнать о суффиксе? ( для чего он нужен)

    2. Выполнение упр. 1 стр. 107 (найти окончание , корень , суффикс), понаблюдать за словами и их лексическим значением

    3.Проверка по эталону, оценивание работы  Слайд 4

    4. Вывод о том, для чего нужен суффикс

    - Какую роль выполняет суффикс? ( служит для образования новых слов) 

    http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/73/64/ee/e8/9e/27/ec/ab/82/12/d8/95/51/0e/43/5b/html/content/index.html

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/723bf58f-34f0-4ec7-908b-5ab60da7783d/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BTE_008%5D.swf – ( значение суффиксов)

    5. Формулировка  правила о суффиксе Слайд 5

    - Что же такое суффикс?

    -  Где мы можем посмотреть достоверную информацию о суффиксе? ( в учебнике или электронном учителе)

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aa2285ac-f5bc-431c-9961-32dbb7804046/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BTE_007%5D.swf

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a709e48-c5d2-44fc-8c6a-42ff0caa3704/%5BNS-RUS_3-14%5D_%5BQS_156%5D.html 

    ( определение суффикса)

    Высказывают свои суждения

    Формирование умения использовать алгоритм в действии

    Формирование умения самопроверки своей работы и оценивание своей деятельности

    8. Самостоятельная работа

    ИКТ. Работа в программе Office Word. Составление таблицы

     проверить и оценить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки

    1. Составление  и заполнение  таблицы ( Приложение № 4)

    - Посмотрите на доску.

    - В какой программе мы будем сегодня работать ( Office Word )

    - Прочитайте таблицу в парах и сделайте вывод о том, какое задание нужно выполнить.

    - Сколько столбцов и строк должно быть в таблице?

    - Как называется каждый столбец?

    - Какую информацию вы должны занести в каждую строку?

    2. Отправка задания  в информационное пространство

    Читают таблицу

    Отправляют документ на информационное пространство

    Формирование умения самостоятельно использовать алгоритм в действии. Формирование умений работать с таблицами на компьютере в текстовом документе

    9. Включение нового в систему знаний

    Определить границы применимости новых знаний. Тренировать навыки его использования совместно с ранее изученными материалами

    - А для чего нужны суффиксы.

    - Где могут пригодиться эти знания?( орфограммы в суффиксе)

    Определяют границы применимости новых знаний

     Тренируют навыки его использования совместно с ранее изученными материалами

    9. Рефлексия учебной деятельности

    1. Подведение  итогов. Слайд 6

    - Что нам удалось решить в результате совместной деятельности?

    2. Рефлексия своей деятельности Слайд 6 ( анимация)

    Подводят итоги своей деятельности

    Формирование  оргдеятельностной компетенции (рефлексия деятельности).


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок русского языка ОС «Начальная школа XXI века»

    Слайд 2

    Хочешь стать альпинистом – иди в горы. Хочешь грамотным быть – учись думать, мыслить.

    Слайд 3

    Суффикс Что такое суффикс? Как обозначается ? Для чего нужен?

    Слайд 4

    Слон со слонёнком Лось с лосёнком Орёл с орлёнком Коза с козлёнком Сова с совёнком Лиса с лисёнком Эталон

    Слайд 5

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУФФИКСА

    Слайд 6

    слово корень суффикс окончание машинка машин к а берёзонька собачка тетрадочка Работаем в программе Office Word

    Слайд 7

    Рефлексия



    Предварительный просмотр:

    Приложение № 2

    Открываем новые знания. Тема «Суффикс»      

    Карточка №1

    1. Прочитай слово                дороженька
    2. Выдели окончание          . Для этого измени форму слова

    Иду по ____________________                    Вижу ______________________

            3. Выдели корень словаᴖ.Для этого подбери родственное слово

                 Большая _________________

            4. Посмотри, есть ли между      и          другая часть. Если да, то подчеркни      

    дороженька

    __________________________________________________________________________

    Открываем новые знания. Тема «Суффикс» 

    Карточка №1

    1. Прочитай слово                ребятки

    2. Выдели окончание          . Для этого измени форму слова

    Играю с ____________________                    Подхожу к  ______________________

            3. Выдели корень словаᴖ.Для этого подбери родственное слово

                 Большие _________________

            4. Посмотри, есть ли между           и           другая часть. Если да, то подчеркни      ребятки

    Открываем новые знания.  Тема «Суффикс» 

    Карточка №1

    1. Прочитай слово                лопатка
    2. Выдели окончание          . Для этого измени форму слова

    Копаю  ____________________                    Вижу ______________________

            3. Выдели корень словаᴖ.Для этого подбери родственное слово

                 Большая _________________

            4. Посмотри, есть ли между       и          другая часть. Если да, то подчеркни      лопатка

          ________________________________________________________________

    Открываем новые знания. Тема «Суффикс» 

    Карточка №1

    1.Прочитай слово    корзинка            

    2.Выдели окончание          . Для этого измени форму слова

    Кладу в  ____________________                   Иду с  ______________________

            3. Выдели корень словаᴖ.Для этого подбери родственное слово

                 Большая _________________

            4. Посмотри, есть ли между      и          другая часть. Если да, то подчеркни      

    корзинка

     

     

      

    Лист наблюдений

    Заполни таблицу

    слово

    Часть слова

    Что стоит между корнем и окончанием

    Дороженька

    Лопатка

    Ребятки

    Корзинка

    Сделайте вывод:

    Суффикс  – это__________________________________________________________

    Суффикс стоит __________________________________________________________

    Суффикс нужен для того, чтобы____________________________________________

    Суффикс обозначается___________________________________________________

    Приложение № 3

    Алгоритм нахождения суффикса

    ( вам поможет карточка № 1 )

    1. ________________________________________________
    2. ________________________________________________
    3. ________________________________________________



    Предварительный просмотр:

    корень

    суффикс

    окончание

     

    общая часть родственных слов

    служит для образования новых слов

    служит для изменения слов

    Части слова


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку на тему " Правописание суффиксов -онок-, -ёнок-"

    Конспект урока русского языка во 2 классе по учебно-методическому комплекту "Начальная школа ХХI века . При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов, реал...

    конспект урока по русскому языку 3 класс "Правописание суффиксо -ек и -ик"

    Конспект открытого урока по русскому языку, проведенного в рамках научно-практического семинара «Использование технологии проектирования В.М. Монахова»Цели урока:-сформировать практический навык право...

    Конспект урока по русскому языку 2 класс. Роль суффиксов в словообразовании.

    конспект урока по русскому языку 2 класс. Тема урока: "Роль суффиксов в словообазовании". Школа 2100...

    План-конспект урока по русскому языку "Роль приставок и суффиксов в словах"

    План-конспект урока по русскому языку в 3 классе УМК "Планета знаний". Тема: Роль приставок и суффиксов в словахЦель урока:1. Учить находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание,...

    Конспект урока по русскому языку 4 класс "Глагольные суффиксы "

    Конспект урока по русскому языку 3 класс "Глагольные суффиксы "...