Конспект урока по русскому языку для 2 класса "Суффиксы. Значение суффиксов"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Изотова Елена Алексеевна

Урок предназначен для детей 2 класса, которые учатся по ОС "Начальная школа XXI века.". Урок построен на основе деятельностного подхода к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_dekabrya.docx24.57 КБ
Файл 4_dekabrya_2.pptx528.91 КБ
Файл Приложение № 2, 330.67 КБ
Файл Приложение №112 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Психологический настрой на работу. Мотивация к учебной деятельности

 Актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности,  создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность , определить содержательность урока

   

Слайд 1, 2

- Я хочу, чтобы это высказывание было девизом не только сегодня на уроке, но и всей жизни

Высказывают свои суждения

Самоопределение к учебной деятельности

2. Актуализация и пробное учебное действие

Актуализировать учебное содержание, достаточное для восприятия  нового знания; актуализировать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования; зафиксировать понятия «суффикс»,  самостоятельно осуществить пробное учебное действие, зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний

1. Составление КЛАСТЕРА ( во время ответов учитель вывешивает на доске карточки.) Приложение №1)

- Для сегодняшнего урока нам нужны знания таких понятий как: корень и окончание.

- Расскажите друг другу: ( работа в парах)

- Что такое корень?

- Что заключается в корне?

- Как обозначается корень?

- Что такое окончание?

- Для чего служит окончание?

- Как обозначается окончание?

- Чем являются корень и окончание?

2. Словарная работа

- Запишите под диктовку словарные слова.

- Какие знания и умения вы можете применить при выполнении этого задания? (знание написания словарных слов и умение делить слова  на слоги и ставить ударение)

( учитель диктует слова: ребятки, лопатка,  корзинка, дороженька)

Отвечают на поставленные вопросы

Применяют знания написания словарных слов и умения делить слова на слоги и ставить ударение

Формирование умения работать с таблицами

Соблюдение единого орфографического режима

3. Постановка проблемы

 Восстановить выполнение задания и зафиксировать место, операцию, где возникло затруднение. Соотнести свои действия и зафиксировать причину затруднения – задания или способности, которых не достаёт для решения исходной задачи

1. Самопроверка выполнения задания

- По каким критериям вы можете оценить свою работу? ( знание словарных слов, умение делить на слоги, ставить ударение, проверять написание парных согласных в корне слова)

- Примените свои знания частей слова и выделите в словах суффиксы

-- Почему возникли затруднения? ( не хватает знаний)

Проверяют правильность выполнения работы и оценивают работу на оценочной шкале

Приходят к выводу, что не хватает знаний

Формирование умения самопроверки своей работы и оценивание своей деятельности

Самоанализ работы

4. Формулирование темы и учебных целей урока

Согласовать и зафиксировать цель и тему урока.

Слайд  3

- Какая тема нашего урока?

- На какие вопросы вы хотите получить ответ?

- Какие учебные задачи поставим перед собой?

Определяют тему и цели урока

Развитие  учебно-управленческих умений (формулирование темы урока) Формирование  оргдеятельностной компетенций (постановка и решение учебной задачи).

5. Построение проекта выхода из затруднения

 Выбрать способ реализации цели.  Построить план и определить средства достижения цели

1. Работа в группах.

-Выберите одного человека, который будет руководить работой в группе ( получает конверт заданием Приложение № 2)

- Каждый член группы наблюдает за своим словом в течении 2 минут, затем все свои наблюдения вносите в общую таблицу, выбираете 1 человека, который сможет высказать ваши выводы.

2. Выслушивание групп о проделанной работе

- Что такое суффикс? (часть слова, которая стоит после корня, перед окончанием)

( дополнение в кластер слова «суффикс» и его расположение в слове)

3. Открытие знаний о том, как обозначается суффикс? (работа в парах)

Слайд  3 ( ссылка)

- Узнаем из http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6af9a112-1c9c-4096-a276-1d0de5a05fa5/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BMA_006%5D.swf

 ( дополнение в кластер  обозначения  суффикса углом )

- Что вы узнали о том, как обозначается суффикс?

Наблюдают за словом, заносят свои наблюдения в «Лист наблюдений». Работают в малых группах

Делают выводы о том, что такое суффикс ,  что он стоит между корнем и окончанием

Умение работать с информацией, с таблицами,

сопоставлять факты, делать умозаключения

Формирование  коммуникативной компетентности (умение работа в малых группах )

Формирование умения совместно составлять алгоритм действий

Формирование умений монологических высказываний

Умение работать с информацией

Формирование  коммуникативной компетентности (умение работа в малых группах )

6. Реализация построенного проекта

 Реализовать  построенный проект в соответствии с планом,  зафиксировать новый способ действий в речи, знаках, схеме

1. Работа в парах. Алгоритм нахождения суффикса Приложение № 3

- Составим алгоритм нахождения суффикса в слове

2. Выслушивание ответов (дополнение в кластер порядка разбора слов )

- Сначала нужно выделить  окончание, затем корень и суффикс

Строят алгоритм нахождения суффикса в слове

Рассказывают о том, как найти суффикс

Формирование умения самостоятельно использовать алгоритм в действии

7.  Первичное закрепление во внешней  речи

 Зафиксировать  изученное содержание во внешней речи

1. Наблюдение за ролью суффикса

- В кластере осталось одно незаполненное место.

- Что нам нужно ещё узнать о суффиксе? ( для чего он нужен)

2. Выполнение упр. 1 стр. 107 (найти окончание , корень , суффикс), понаблюдать за словами и их лексическим значением

3.Проверка по эталону, оценивание работы  Слайд 4

4. Вывод о том, для чего нужен суффикс

- Какую роль выполняет суффикс? ( служит для образования новых слов) 

http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/73/64/ee/e8/9e/27/ec/ab/82/12/d8/95/51/0e/43/5b/html/content/index.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/723bf58f-34f0-4ec7-908b-5ab60da7783d/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BTE_008%5D.swf – ( значение суффиксов)

5. Формулировка  правила о суффиксе Слайд 5

- Что же такое суффикс?

-  Где мы можем посмотреть достоверную информацию о суффиксе? ( в учебнике или электронном учителе)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aa2285ac-f5bc-431c-9961-32dbb7804046/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BTE_007%5D.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a709e48-c5d2-44fc-8c6a-42ff0caa3704/%5BNS-RUS_3-14%5D_%5BQS_156%5D.html 

( определение суффикса)

Высказывают свои суждения

Формирование умения использовать алгоритм в действии

Формирование умения самопроверки своей работы и оценивание своей деятельности

8. Самостоятельная работа

ИКТ. Работа в программе Office Word. Составление таблицы

 проверить и оценить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки

1. Составление  и заполнение  таблицы ( Приложение № 4)

- Посмотрите на доску.

- В какой программе мы будем сегодня работать ( Office Word )

- Прочитайте таблицу в парах и сделайте вывод о том, какое задание нужно выполнить.

- Сколько столбцов и строк должно быть в таблице?

- Как называется каждый столбец?

- Какую информацию вы должны занести в каждую строку?

2. Отправка задания  в информационное пространство

Читают таблицу

Отправляют документ на информационное пространство

Формирование умения самостоятельно использовать алгоритм в действии. Формирование умений работать с таблицами на компьютере в текстовом документе

9. Включение нового в систему знаний

Определить границы применимости новых знаний. Тренировать навыки его использования совместно с ранее изученными материалами

- А для чего нужны суффиксы.

- Где могут пригодиться эти знания?( орфограммы в суффиксе)

Определяют границы применимости новых знаний

 Тренируют навыки его использования совместно с ранее изученными материалами

9. Рефлексия учебной деятельности

1. Подведение  итогов. Слайд 6

- Что нам удалось решить в результате совместной деятельности?

2. Рефлексия своей деятельности Слайд 6 ( анимация)

Подводят итоги своей деятельности

Формирование  оргдеятельностной компетенции (рефлексия деятельности).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка ОС «Начальная школа XXI века»

Слайд 2

Хочешь стать альпинистом – иди в горы. Хочешь грамотным быть – учись думать, мыслить.

Слайд 3

Суффикс Что такое суффикс? Как обозначается ? Для чего нужен?

Слайд 4

Слон со слонёнком Лось с лосёнком Орёл с орлёнком Коза с козлёнком Сова с совёнком Лиса с лисёнком Эталон

Слайд 5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУФФИКСА

Слайд 6

слово корень суффикс окончание машинка машин к а берёзонька собачка тетрадочка Работаем в программе Office Word

Слайд 7

Рефлексия



Предварительный просмотр:

Приложение № 2

Открываем новые знания. Тема «Суффикс»      

Карточка №1

  1. Прочитай слово                дороженька
  2. Выдели окончание          . Для этого измени форму слова

Иду по ____________________                    Вижу ______________________

        3. Выдели корень словаᴖ.Для этого подбери родственное слово

             Большая _________________

        4. Посмотри, есть ли между      и          другая часть. Если да, то подчеркни      

дороженька

__________________________________________________________________________

Открываем новые знания. Тема «Суффикс» 

Карточка №1

1. Прочитай слово                ребятки

2. Выдели окончание          . Для этого измени форму слова

Играю с ____________________                    Подхожу к  ______________________

        3. Выдели корень словаᴖ.Для этого подбери родственное слово

             Большие _________________

        4. Посмотри, есть ли между           и           другая часть. Если да, то подчеркни      ребятки

Открываем новые знания.  Тема «Суффикс» 

Карточка №1

  1. Прочитай слово                лопатка
  2. Выдели окончание          . Для этого измени форму слова

Копаю  ____________________                    Вижу ______________________

        3. Выдели корень словаᴖ.Для этого подбери родственное слово

             Большая _________________

        4. Посмотри, есть ли между       и          другая часть. Если да, то подчеркни      лопатка

      ________________________________________________________________

Открываем новые знания. Тема «Суффикс» 

Карточка №1

1.Прочитай слово    корзинка            

2.Выдели окончание          . Для этого измени форму слова

Кладу в  ____________________                   Иду с  ______________________

        3. Выдели корень словаᴖ.Для этого подбери родственное слово

             Большая _________________

        4. Посмотри, есть ли между      и          другая часть. Если да, то подчеркни      

корзинка

 

 

  

Лист наблюдений

Заполни таблицу

слово

Часть слова

Что стоит между корнем и окончанием

Дороженька

Лопатка

Ребятки

Корзинка

Сделайте вывод:

Суффикс  – это__________________________________________________________

Суффикс стоит __________________________________________________________

Суффикс нужен для того, чтобы____________________________________________

Суффикс обозначается___________________________________________________

Приложение № 3

Алгоритм нахождения суффикса

( вам поможет карточка № 1 )

  1. ________________________________________________
  2. ________________________________________________
  3. ________________________________________________



Предварительный просмотр:

корень

суффикс

окончание

 

общая часть родственных слов

служит для образования новых слов

служит для изменения слов

Части слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему " Правописание суффиксов -онок-, -ёнок-"

Конспект урока русского языка во 2 классе по учебно-методическому комплекту "Начальная школа ХХI века . При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов, реал...

конспект урока по русскому языку 3 класс "Правописание суффиксо -ек и -ик"

Конспект открытого урока по русскому языку, проведенного в рамках научно-практического семинара «Использование технологии проектирования В.М. Монахова»Цели урока:-сформировать практический навык право...

Конспект урока по русскому языку 2 класс. Роль суффиксов в словообразовании.

конспект урока по русскому языку 2 класс. Тема урока: "Роль суффиксов в словообазовании". Школа 2100...

План-конспект урока по русскому языку "Роль приставок и суффиксов в словах"

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе УМК "Планета знаний". Тема: Роль приставок и суффиксов в словахЦель урока:1. Учить находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание,...

Конспект урока по русскому языку + презентация Презентация Значение суффиксов 2 класс УМК Начальная школа «XXI век». Тема урока:Значения суффиксов.

познакомить учащихся с группой суффиксов ,упражнять в нахождении суффикса в слове, составлении слов из заданных морфем,закрепить знания детей о корне слова и окончании, отрабатывать алгоритм нахождени...