Технологическая карта по теме "Части речи. Закрепление знаний о глаголе"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

Материал содержит конспект урока по русскому языку и дидактический материал к занятию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конпект урока117.5 КБ
Файл Морфологический мишка1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1. Ф. И. О. студента: Фисенко Екатерина Игоревна.

2. Класс: 4 «В». Дата: Предмет: русский язык.

3. Тема «Части речи. Закрепление знаний о глаголе».

4. Тип урока: закрепление знаний, умений и навыков.

5. Цель: формирование умений определять грамматические признаки глагола.

6. Задачи

7. Планируемые результаты (ПР)

ДЗ1

Повторить существенные признаки глагола.

Пр1

Характеризуют глагол.

ДЗ2

Развивать умение определять часть речи - глагол по его грамматическим признакам.

Пр2

Распознают глаголы.

ДЗ3

Развивать лексическую грамотность.

Пр3

Подбирать к предложенным словам синонимы.

РЗ1

Развивать память.

П1

Ориентируются в изученных понятиях.

РЗ2

Развивать логическое мышление и речь.

П2

С помощью учителя формулируют цель.

П3

Объединяют глаголы в группы по определенному признаку (лицо).

П4

Выявляют недостаток информации для решения практической задачи на основе предложенного алгоритма.

П5

Прогнозируют возможное развитие речевой ситуации.

П6

Формулируют выводы и подкрепляют их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (повторения).

П7

Проводят по предложенному алгоритму морфологический анализ.

РЗ3

Развивать устную связную речь.

К1

Строят устное высказывание при обосновании правильности написания.

РЗ4

Развивать коммуникативные умения.

К2

Ответственно выполняют свою часть работы.

РЗ5

Развивать мышление и внимательность.

Р1

Выстраивать последовательность выбранных действий.

Р2

Находят ошибки в чужих работах.

Р3

Оценивают по предложенным критериям общий результат деятельности.

ВЗ1

Воспитывать желание быть грамотным.

Л1

Проявляют активность и самостоятельность в познании русского языка.

ВЗ2

Воспитывать бережное отношение к природе.

Л2

Выражают непринятие действий, приносящих природе вред.

8. Средства обучения: Канакина, В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. М.: Просвещение, 2022. – 160 с., рабочий лист, презентация PowrPoint, карточки.

Структура урока

Дидактические средства (ДС)

Задача этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ФОУД

ПР

Оргмомент.

Проверить готовность к уроку (психологический настрой), спланировать деятельность.

- Здравствуйте. Перед началом занятия я хотела бы обговорить правила работы на уроке. Я буду говорить начало фразы, а ваша задача ее продолжить. Так как вы уже взрослые, то, наверняка, знаете, что при ответе каждый порядочный ученик … .

При ответе товарища молчит, … .

Если учитель отвечать не просит, значит, нужно … .

- Я вижу, что передо мной настоящие, воспитанные четвероклассники. Но я подозреваю, что вы еще и очень сообразительные ребята. Поэтому составить план урока вам не доставит труда. Сегодня он у нас будет очень легкий. На доске расположены пункты плана, но он, как вы могли догадаться, перепутаны. Прежде, чем вы вернете им исходный вариант, прочитаем каждый из вариантов.

- Теперь восстановите последовательность. Кто выйдет к доске?

- Оценивать себя вы будете не только в конце урока, но и после каждого этапа. На столах у вас лежит рабочий лист. В нем есть раздел «Дорога успеха». По представленным критериям вы будете закрашивать тот или иной круг в светофоре. Вспомните, какие цвета показывает светофор?

- Приготовьте их.

Рабочий лист представлен в приложении 3.

- Поднимает руку.

- Не перебивает.

- Промолчать.

- Проведем минутку грамотности.

Вспомним изученное.

Оценим себя.

- Красный, желтый, зеленый.

Ф

Р1

К1

Актуализация знаний.

Мотивационный этап.

ДС: презентация.

Показать необходимость/значимость изучения материала.

- Карандаши готовы? Ученики готовы? Сядьте правильно, чтобы я увидела, что вы готовы. Тогда начнем урок. В одной книге я прочитала слова известного писателя Константина Георгиевича Паустовского. Посмотрите на слайд и прочитайте их про себя.

«С русским языком можно творить чудеса».

- Как вы понимаете слова писателя?

- Действительно, в жизни нет чего-то такого, что нельзя было бы передать русским словом. Но сразу ли человек рождается с хорошими знаниями русского языка?

- Как достичь такого уровня?

- Зачем человеку нужны подобные знания?

- То есть творить чудеса. И сегодня мы продолжим совершенствовать наш язык.

- Да. Да.

- Русский язык настолько богат разного рода выражениями, одним словом можно выразить так много, на что не способен никакой другой язык.

- Нет.

- Нужно много читать, учить правила, как можно больше практиковаться.

- Чтобы грамотно и красиво выражать свои мысли.

Ф

Л1

К1

Подготовка обуч-ся к учебной деятельности на уроке.

ДС: рабочий лист, презентация.

Повторить материал, необходимый для «ОНЗ».

Лексическая работа.

- Приступим к первому пункту плана. С него сегодня мы и начнем обогащение нашей речи. Хороший словарный запас – первый признак грамотного человека. Я предлагаю вам провести минутку грамотности. На столах у вас лежит рабочий лист. Найдите в нем раздел «Минутка грамотности». Прочитайте задание.

Карточка представлена в приложении 3.

- Вспомните, что такое синонимы?

- Можете приступать к выполнению карточки. На работу 2 минуты.

- Проверим ваши работы. Обменяйтесь листами. Будем проверять друг друга. Тот, кто сидит один, проверяет сам себя. Перед вами слайд с ответами. Если синоним подобран верно, то напротив него ставите единицу, если неверно, то ноль. Посчитайте баллы и запишите их.

- Верните листочки обратно. Рядом с заданием у вас есть критерии. Сопоставьте баллы с критерии и поставьте себе отметку в соответствии с тем количеством баллов, которое вы набрали.

- Поднимите руку те, у кого вышла отметка 5? Молодцы!

- Теперь поднимите руку те, кто получил 4? Неплохо!

- Если те, кто получил 3? Ничего страшного, мы чаще будем проводить такие работы и вы сможете исправить отметку!

- Теперь оцените себя на этапе минутки грамотности. Критерии у вас на слайде.

Красный – я набрал менее 5 баллов.

Жёлтый – я набрал от 5 до 8 баллов.

Зелёный – я набрал более 8 баллов.

- Синонимы – это слова близкие или сходные по значению, но разные по написанию.

Ф

К1

П1

Пр3

Р2

Р3

Работа по теме урока (теоретическая часть).

Постановка учебной задачи.

ДС: презентация.

Сформулировать тему урока, поставить цель.

#1060;ормулировка темы.

- Вернемся еще раз к минутке грамотности. Прочитайте слова из первого столбика еще раз. К какой части речи они относятся?

- Как вы это определили?

- На слайде три варианта темы урока. Как вы считаете, какая тема нашего урока на сегодня?

#1060;ормулировка цели.

- Вы совершенно правы! Значит, что мы будем повторять на уроке?

- Чему будем учиться?

- Глагол.

- Все слова обозначают действие предмета.

- Части речи. Глагол.

- Повторим существенные признаки глагола.

- Будем учиться распознавать глаголы.

Ф

Ф

П1

К1

П2

Учебное действие.

ДС: рабочий лист, презентация, карточка.

Повторить существенные признаки изучаемого понятия.

Повторение формулировки определения изученного понятия.

- Перейдем к следующему пункту нашего плана. Назовите его.

- Ребята, обратите внимание на карточку, которая лежит у вас на столе. Кто на ней изображён?

- Но он не обычный, а морфологический. Вспомните, что такое морфология.

- Сегодня на уроке с помощью этого мишки мы повторим существенные признаки глагола. Карточка представлена в виде гармошки. Раскройте ее и изучите.

- Но что в этой карточке необычного?

- Верно, карточка не заполнена. Какими способами можно заполнить ее?

- Вы правы. Есть два варианта: первый – заполнить без повторения; второй – сначала повторить, а потом заполнить. Какой вариант выберем? Почему?

- Существенные признаки представлены в названиях блоков. Посмотрите на них. Что заметили?

- Расшифруйте названия блоков, чтобы узнать, какие существенные признаки мы будем повторять.

- Теперь, когда название существенных признаков вам известны, заполните пропуски в карточке самостоятельно.

Карточка представлена в приложении 1.

- Кто желает представить результаты своей работы? Если пропуск заполнен верно, то напротив него ставьте единицу, если допущена ошибка - то ноль.

- На обратной стороне карточки есть критерии. Посчитайте свои баллы и запишите их на обратной стороне карточки, под критериями. Дома вы можете закрасить мишку в соответствии с той отметкой, которую получили.

- Мы завершили еще один этап. Вспомните его название.

- Оцените себя. Критерии на слайде.

Красный – я набрал менее 7 баллов.

Жёлтый – я набрал от 7 до 10 баллов.

Зелёный – я набрал более 10 баллов.

- Какой этап следует?

- Прежде, чем мы к нему приступим, немного отдохнем.

Физминтука.

- Если я называю существенные признаки глаголы, вы поднимаете руки и встаете на носочки. Как бы тянясь к знаниям. Если я называю существенные признаки какой-то другой части речи, ты вы садитесь на карточки.

- Вспомним изученное.

- Мишка.

- Морфология – это наука, которая изучает части речи.

- В ней допущены пропуски.

- Заполнить сразу или повторить, а потом заполнить.

- Выберем второй вариант, так как без повторения мы можем допустить ошибки.

- Они зашифрованы.

- ЛЗ – лексическое значение.

- ЛЧ – лицо и число.

I и II – спряжение глаголов.

БНП – время (будущее, настоящее, прошедшее).

- Вспомним изученное.

-

Ф

К1

П4

П5

П4

П1

Пр1

Р3

Р1

Работа по теме урока (практическая часть).

Действия контроля и самоконтроля

ДС: карточка, презентация, рабочий лист.

Выявить уровень усвоения учебного материала, развивать способности к оценочным действиям. Форма контроля и самоконтроля: устно.

- Сейчас мы приступим ко второму заданию. У каждого из вас на парте лежит конверт. Откройте его и положите содержимое перед собой. Кто это?

- Да, это брат нашего мишки. Мы уже повторили существенные признаки глагола. Этот мишка предлагает нам научиться распознавать глаголы.

- Названия блоков вы уже расшифровали. Осталось заполнить пропуски. Помочь вам может мишка из первой карточки.

Карточка представлена в приложении 2.

- Проверим правильность заполнения карточки. Кто желает зачитать свои ответы?

- Ребята, в последнем задании вам встретилось слово «расцвёл». Скажите, что в это время года расцветает?

- Ребята, а вы знали, что сирень цвет всего три недели в году? Насладиться цветением этого дерева можно только в мае. И как только она набирает цвет, люди спешат украсить ей свои дома. Но они не знают самого главного. Чем меньше срезать сирень ради красивых букетов, тем пышнее вырастет куст. О чем это нам говорит?

- Вы совершенно правы! Даже такое простое растение как сирень нуждается в охране и заботе.

- Мы с вами проделали большую работу. С какой целью мы ее выполнили?

- Достигли мы этой цели?

- Где вам пригодятся знания, которые мы сегодня освежили в вашей памяти?

- Этап еще не закончился, но мы уже оценим себя. Круги закрашивайте в светофоре номер 3. Критерии на слайде. Дома вы также можете закрасить мишку в соответствии с той отметкой, которую получили.

Красный – я набрал менее 16 баллов.

Жёлтый – я набрал от 16 до 23 баллов.

Зелёный – я набрал более 23 баллов.

- Еще один мишка.

- Сирень.

- О том, что сирень не стоит срезать ради временной красоты. Лучше наслаждать ей три недели на улице, чем один вечер дома.

- Повторить существенные признаки глагола и научиться их распознавать.

- Да.

- В старших классах. В жизни, чтобы грамотно написать или сказать то или иное слово.

Ф

П1

П3

П4

Пр2

Л2

П6

Р3

- Продолжаем практическую работу над совершенствованием нашей речи. Как вы считаете, какую работу обязательно нужно провести на уроке при изучении или повторении частей речи?

- Да, важно развивать не только устную грамотность, но и письменную. В рабочем листе найдите раздел «Морфологические ошибки». Предположите, какое задание нас ждет?

- Прочитайте задание. Его вы будете выполнять в паре. Договоритесь, кто будет подчеркивать ошибки, а кто записывать исправленный вариант. По итогу у одного из вас в рабочем листе будет карточка с подчеркнутыми ошибками, а у второго верно записанный вариант. Тот, кто сидит один, сразу записывает верный вариант.

Карточка представлена в приложении 3.

- Проверим правильность выполнения задания. Кто назовет ошибки, которые были найдены вашей парой? За каждую верно найденную ошибку ставьте единицу.

- Если есть те, кто не согласен, поднимите руку.

- Теперь запишем исправленный вариант на доске. Если у вас нет ни единой ошибки в записи, то поставьте единицу, если допущена одна или более ошибок, то поставьте ноль.

- Теперь суммируйте баллы за две работы. Посчитайте количество баллов и поставьте отметку.

- Вот теперь мы завершили третий этап. Оцените себя. Светофор под номером 4. Критерии на слайде.

Красный – я набрал менее 4 баллов.

Жёлтый - я набрал от 4 до 5 баллов.

Зелёный – я набрал более 5 баллов.

- Разбор слова по составу.

- Исправить ошибки.

Ф

П

П5

Пр2

П7

Р3

Рефлексия познавательная.

Действия оценки.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обуч-ся.

Форма оценки: устная.

- Вернемся в начало урока. Вспомните, слова Константина Паустовского.

- Еще раз вспомните, что они значат для нас?

- Потому что только грамотному человеку открыты все двери. Какие двери сегодня вновь открыли мы?

- Что за этими дверями было?

- Одной из целью, которую мы ставили себе на урок, было вспомнить признаки глагола. Мы достигли этой цели? Как?

- Перечислите по одному существенные признаки глагола.

- Какая еще цель была перед нами?

- Эта цель была достигнута?

- С русским языком можно творить чудеса.

- Зная русский язык, можно достичь любых успехов в жизни.

- Двери одной из частей речи – глагола.

- Его существенные признаки.

- Да, с помощью морфологического мишки.

- Научиться распознавать глагол.

- Да.

Ф

Л1

Пр2

П6

Пр1

Рефлексия личностная.

Действия самооценки.

ДС: рабочий лист.

Формировать умение оценивать результаты своей деятельности.

Форма самооценки: устная.

-Сейчас мы это и проверим. Напомните мне, к какому этапу мы переходим?

- Посмотрите, какой цвет преобладает на ваших светофорах. Теперь закрасим последний. Закрасьте красным цветом круг, если у вас преобладал красный на уроке. Зеленым, если было больше зеленого. И желтым, если больше желтых, или красных и зеленых кругов поровну.

- Помашите рукой те, у кого больше зеленых светофоров. Вы точно достигли цели урока! Молодцы!

- Поднимите две руки те, у кого желтый светофор. Вы тоже смогли достичь цели урока, одна все еще допускаете ошибки. Не расстраивайтесь. Всегда можно исправить ситуацию.

- И поднимите руку те, у кого красный светофор. Хоть у вас и было много ошибок, это не повод опускать руки. Всегда есть одноклассники и учитель, которые помогут.

- Каким бы не был сегодня ваш светофор, помните, что совершенствовать свою речь нужно каждому. Те, у кого зеленый, углублять свои знания, а те, у кого красный или желтый, находить ошибки и исправлять их.

- Если вы сможете овладеть русским языком, то вас всегда и везде будет сопровождать зеленый цвет.

- Спасибо за урок. До свидания!

- Оцени себя.

- До свидания!

Ф

Р3

ФОУД (формы организации учебной деятельности: И - индивидуальная, Г- групповая, П - работа в паре, Ф - фронтальная).

Критерии оценки техкарты урока (занятия) студента

Баллы

1. Формулировка цели и задач соответствуют теме урока.

0-0,5-1

2. Планируемые личностные результаты соответствуют поставленным задачам и вопросам/заданиям в содержании урока.

0-0,5-1

3. Планируемые метапредметные результаты соответствуют поставленным задачам и вопросам/заданиям в содержании урока.

0-0,5-1

4. Планируемые предметные результаты соответствуют поставленным задачам и вопросам/заданиям в содержании урока.

0-0,5-1

5. Предусмотрено не менее трех форм организации учебной деятельности обучающихся.

0-0,5-1

6. Предусмотрено применение интерактивного оборудования (имеется скрин или активная ссылка).

0-0,5-1

7. Указаны дидактические средства обучения на каждом этапе урока.

0-0,5-1

8. Запланированы формы контроля и оценки, самоконтроля и самооценки (устная/письменная/сигнальная).

0-0,5-1

9. Представленная технологическая карта урока (занятия) оформлена без ошибок орфографических, грамматических, пунктуационных, технических.

0-0,5-1

#1058;ехнологическая карта составлена в большей степени самостоятельно, подписана методистом и учителем вовремя.

0-0,5-1

Итог: максимально 10 баллов.

Учитель: ______ (Масленникова Е.Г.) Отметка: ____


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе. Тема " Закрепление знаний о глаголе, как части речи". УМК "Перспектива"

Цель: 1) Систематизировать знания детей о глаголе, развивать умение правильно употреблять их в речи.2) Уточнение представлений о функции глаголов в речи.3) Различать глаголы ед. и мн. числа4) Развиват...

Технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний о глаголе» (УМК «Школа России», 2 класс)

Тема урока «Обобщение знаний о глаголе»Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: формирование знания о глаголе как части речи.Задачи урокаДидактические:формировать уме...

Технологическая карта урока русского языка "Обобщение знаний о глаголе." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Обобщение знаний о глаголе.Цели деятельности учителя: формирование умений определять число глаголов; создание условия для формирования умения определять прошедшее, н...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Значение глаголов в речи. Роль глаголов в предложении" (УМК "Школа России" - 4 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: знакомство с новым разделом учебника, повторение изученных знаний о глаголе, как части речи.Задачи урокаДидактические:Сформировать зн...

Технологическая карта урока обучения письму «Закрепление знаний о букве Г, г, звуках [г], [г’]. Смысловая связь слов в предложении» (УМК "Школа России", 1 класс)

Тема урока: «Закрепление знаний о букве Г, г, звуках [г], [г’]. Смысловая связь слов в предложении»Тип урока: общеметодологической направленности.Цель урока: обобщение знаний обучающ...