технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Закрепление знаний о глаголе"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Закрепление знаний о глаголе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakreplenie_znaniy_o_glagole_4_klass.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Школа 2100»

Предмет: русский язык

Класс: 4 «г»

Тема урока: «Закрепление знаний о глаголе»

Дидактическая цель урока: совершенствовать умение в правописании глаголов.

Тип урока: повторение и обобщение знаний.

Задачи урока:

  1. Обучающая:
  • Повторить правила правописания глаголов: не с глаголами, ь после шипящих в глаголах, -ться, -тся в глаголах, спряжение глаголов, способствовать формированию коммуникативных, информационных, ключевых компетентностей.
  • обучать учащихся приёмам самооценивания.

2) Развивающая:

  • развивать речь; орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся;
  • активизировать словарный запас.

3) Воспитывающая:

  • воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
  • Планируемые результаты: предметные и метапредметные(УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке
  • Предметные:
  • систематизировать знания о глаголе, как части речи;
  • формировать умение определять грамматические признаки глагола, овладение нормами русского литературного языка, развивать умения осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах;
  • способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
  • Метопредметные:
  • Познавательные: обобщение( умение сравнивать), устанавливать аналогии; обобщать, учить выделять существенные признаки глагола.
  • Регулятивные : способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать, контролировать и оценивать свои действия, оценка ( адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников )
  • Коммуникативные: 

Учитывать разные мнения,  умение сотрудничать;

Уметь формулировать собственное мнение и позицию;

Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные:

развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе  в группах, при проверке;

развитие самостоятельности;

          развивать внимание. Восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

  • Методы: наглядный, дифференцированный, словесный.

Формы работы: деловая игра «Заседание редакционного совета журнала «Глагол» фронтальная, работа в парах, работа в группах, дифференцированная, самостоятельная работа.

Средства обучения: 

- карточки с заданиями

- карточки для работы в парах

- карточки с признаками глаголов, с надписями «постоянные и непостоянные признаки глаголов»

- сигнальные карточки.

- презентация «Глагол»

План урока

время

Этапы урока

Формы и методы работы

Формирование ууд

1 мин

1. Орг.  момент

Цель: настроить детей на урок

Эмоционально и психологически

Эпиграф

Самооценка

Личностные ( воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания)

1мин

2. Введение в тему

Цель: включение учащихся в  учебную деятельность на личностно- значимом уровне.

 Использование ИКТ

Создание ситуации успеха

Мотивация учения

2 мин

3.Постановка темы и целей

Цель: учить учащихся ставить перед собой цели и определять тему урока

Наглядный, использование ИКТ

 Продолжи предложение.

Фронтальная работа

Регулятивные УУД (умение поставить цель урока на основе известных и усвоенных знаний определить тему и сохранить учебную задачу)

КоммуникативныеУУД ( развитие умения формулировать и высказывать свои мысли)

10 мин

4. Актуализация знаний.

Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам учебной деятельности

Наглядный, использование ИКТ

Фронтальный опрос

а) «Интервью о глаголе»

б) повторение

в) теоретическая минутка.

 Работа у доски «Признаки глагола»

Работа в группах «Правила о  правописании глаголов»

Оценочный лист Дифференциация по степени самостоятельности

Оценочный лист

Личностные УУД

Действие смыслообразования

Регулятивные УУД ( контроль и оценка  результата деятельности)

Предметные ( повторение  знаний о глаголе)

Коммуникативные УУД

(Развитие учебного сотрудничества, Познавательные УУД

(Нацеливание детей на анализ и синтез, классификацию и обобщение полученных знаний.)

Логические универсальные действия – классификация

8мин

5.Систематизация знаний:

Цель: проверить знания правил о глаголе, умение применять знания на практике.

Письмо по памяти.

Синтаксический разбор предложения.

Фронтальная работа

Самостоятельная работа.

Самооценка по алгоритму

Логические учебные действия, построение цепи рассуждений

Контроль и оценка результатов деятельности

4мин

1 Физ. минутка на снятие напряжения с глаз. ( Здоровьесберегающие технологии)

1 Физ. минутка на снятие напряжения в теле

Работа в группах

 Образование однокоренных  глаголов при помощи приставок, суффиксов. Составление предложений.  

Самооценка

 Коммуникативные УУД (Развитие учебного сотрудничества, построение цепи рассуждений)

 Познавательные УУД (извлечение информации из схем)

Регулятивные УУД (составление плана решения задач, классификация  по признакам)

8 мин

Работа в парах

 Редактирование текста.

Работа с глаголами.

Самостоятельная работа

Самооценка по алгоритму

Познавательные УУД (Умение осуществлять  логические действия, синтезировать.)

Коммуникативные УУД (Умение аргументировать свою точку зрения.)

Регулятивные УУД (контроль и оценка результатов деятельности)

Личностные УУД (развитие навыков сотрудничества при работе в парах, при проверке)

5мин

Самостоятельная работа

Блиц- турнир.

Самооценка по алгоритму

 Познавательные УУД ( Выявлять сущность и особенности объектов)

Личностные УУД (Формирование мотивации к обучению и целенаправленной  познавательной  деятельности

Регулятивные УУД (Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

Оценка

1 мин

6. Домашнее задание

Дифференцированное

Личностные УУД ( Умение прогнозировать предстоящую работу)

5 мин

Итог урока

Рефлексия

Беседа с обучающимися

Регулятивные УУД (Умение сохранить учебную цель. Заданную учителем в ходе выполнения учебной задачи)

Личностные УУД ( Развитие умения высказывать свою точку зрения)

Оценка

1. Организационный момент

( Настрой на работу на уроке.)

     Мы рады приветствовать вас в классе нашем

Возможно есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко.

Слайд

 - Прочитайте эпиграф нашего урока:

«Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет, успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении»

- Вы согласны с этим высказыванием? Почему? На партах у вас  лежат ладошки разного цвета: зеленая, жёлтая. Посмотрите на них внимательно и выберете ту из них, которая соответствует вашему  настроению именно сейчас.

 У всех хорошее настроение.  Надеюсь, наш урок будет успешным.

2.Введение в тему

 

- Сегодня на уроке вы будете журналистами.

- Лексическое значение слов

-Толковый словарь

 – Тему нашего урока вы расшифруете  самостоятельно.

Слайд

«Закрепление знаний о глаголе»

3.Постановка целей и темы урока

 - Для того чтобы качественно выполнить работу, каждый журналист перед выполнением задания ставит перед собой определённую цель.

- Сформулируйте цели нашего урока по ключевым словам.

 Слайд

Повторить……             (все, что знаем о глаголах

Усовершенствовать  ….                  (правильно писать окончания глаголов)

Развивать…                   (мышление, внимание, память)

4. Актуализация знаний

- И первое задание– собрать все сведения   о глаголе.

Каждый журналист умеет брать интервью.

 Какие вопросы  о глаголе вы бы хотели задать друг другу?

(дети задают друг другу вопросы)

 – Молодцы!  С первым заданием  вы справились.

- Редакторы, журналисты  должны хорошо разбираться в теории. Посмотрим, как у вас обстоят дела с теорией.

- Посмотрите на доску  и скажите, что обозначают эти слова?

(открывается запись на доске)

Слайд

Время -

Число

Лицо

Вид

Склонение

Род

Спряжение

( Это признаки глагола.)

-  А вы ничего не заметили? Будьте внимательны. Вам могут встретиться ловушки.

 (Лишнее склонение, оно относится к признакам существительных).

 – На какие две группы можно разбить эти признаки?

 ( Постоянные и непостоянные признаки).

- Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете признаки глагола.

(На доске вывешиваются таблички.  Двое учеников работают у доски, соединяют слова с записями)

«Постоянные признаки»                 «Непостоянные признаки»

(Остальные работают  в тетрадях), записывают число

1- й  ученик рассказывает о постоянных признаках глагола. (вид, спряжение)

2- й  ученик рассказывает о непостоянных признаках глагола ,  как изменяется глагол.(лицо, число, время, род – в прощедшем времени)

 – Оцените совою работу на листе достижений

Вид деятельности – самостоятельна работа

(дети дают оценку по алгоритму)

Теоретическая минутка.  Работа в парах

- Еще одно задание на знание теории.

Работа в парах.

- У каждой пары на столах лежит  задание. Выполните его устно и подготовьте ответ  правилом об орфограмме.

 От каждой  пары один выступающий.

1 группа: Раскрой скобки. Сформулируй правило о написании не с глаголами

        (Не) лает, (не) кусает, а в дом (не) пускает.

2 группа: Раскрой скобки. Сформулируй правило о правописании глаголов на конце с шипящим и Ь

        Тише едеш(?) – дальше будеш (?)

3 группа: Раскрой скобки. Сформулируй правило о написании –ться и –тся в глаголах

        Дети пошли купат(?)ся на озеро. Они веселят(?)ся и громко кричат.

4 группа: Раскрой скобки.  Разбей на 2 группы. Сформулируй правило о написании безударных личных окончаний глаголов.

             Ребята спор( )т, брат боле( )т,  давно друж( )м,   он приход( )т.

5 группа: Раскрой скобки. Сформулируй правило о  правописании глаголов

             Гон( )шь, верт( )шь, ненавид( )шь, терп( )шь.

Ребята спор( Я)т, брат боле(е )т,  давно друж( и)м,   он приход( и)т.

- Проверка.

– Оцените совою работу на листе достижений

Вид деятельности –работа в парах

  - С теоретической подготовкой всё в порядке!

 - Значит можно переходить к практической части нашего урока.

5.Работа по теме урока

1) - Журналисты работают с разными источниками информации и у них всегда отличная память, они  легко ориентируются в любой обстановке, у них большой словарный запас.

Мы сейчас проверим вашу память.

Слайд

Зябн..т осинка

Др..ж..т на ветру

Стын..т на солнышк..

Мёрзн..т в жару.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

 -Что интересного вы заметили в этом отрывке?

 – Что вы можете сказать о глаголах?

 –– Это синонимы.

-  Для чего в речи используют синонимы?

 (Чтобы наша речь была яркой, полной, красивой)

- На какие орфограммы встретились слова в предложение?

( На безударные гласные в окончаниях глаголов, существительных, на безударные гласные в корне слов.)

 - Чего не хватает  в этом предложение?

-(Запятых)

 – А теперь записываем по памяти. 1 ученик у доски

Проверяем по образцу. Слайд

- А теперь докажите пропущенные орфограммы. Слайд

-  Подчеркните грамматическую основу.

- Какое это предложение? Дайте полную характеристику предложению

- Простое с однородными сказуемыми, распространенное, повествовательное, невосклицательное.

- Запишите схему этого предложения.

– Оцените совою работу на листе достижений

Вид деятельности – самостоятельна работа №2

4) Применение полученных знаний на практике

Ребята, вы знаете, что журналистами работают не только внимательные но и умные  людей. Сейчас проверим вашу сообразительность Блиц- турнир.

1 Определите время глагола «позвал».  (п.в)

2 Определите лицо и  число глагола расцветает (3 л, ед. ч)

3 Каким членом предложения чаще всего является глагол? (сказуемым)

4 Определите форму глагола  открывать (н,ф)

5 Какой суффикс есть у глагола прыгал? (л)

6 Определи спряжение глаголов плачет (1)

7 Определи лицо глагола согреваешь (2-е лицо)

8 Определи число и род глагола перекрыла (ед, жр)

9 Определи время глагола выскочит (б.в)

Проверка  по компьютеру

Самооценка

 – А сейчас я предлагаю вам  прочитать случай из жизни. Слайд

Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали:
– В этом году на соревнованиях области я обязательно победю…, нет побежу…
– Эх, ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить.
– А как сказать правильно?

- Действительно, а как сказать правильно? (Никак.)

 Да, некоторые глаголы не употребляются в 1-м лице единственного числа настоящего времени. Вот некоторые из них:

победить
убедить
дерзить
бороздить
пылесосить
шелестеть

– Однако, ситуация не безвыходная. Можно сказать: одержу победу. Попробуйте применить этот прием.

 Запишите данное предложение, раскрывая скобки.

Я (дерзить) учителю. (Я грубо разговариваю с учителем.)

 

6. Итоги урока.

Слайд

Продолжите предложения:

Я закрепил …..

Мне понравилось…..

Мне было трудно …..

- Посмотрите в лист самооценки и оцените свою работу

Слайд

Подсчитайте баллы:

Д.З 

Составить кроссворд  или ребуспо теме глагол.

Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока «Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет, успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении»

-Какое настроение у вас в конце урока? Выберите звездочку, покажите друг другу.

Закончен урок, и выполнен план

Спасибо ребята огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились

 Все молодцы! Спасибо всем за работу. Слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме «Неопределённая форма глагола» 4 класс

Цель урока: Развитие УУД подведения наблюдаемых фактов под формулировку нового понятия - неопределённая форма глагола...

Технологическая карта урока русского языка «Правописание частицы НЕ с глаголами» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Правописание частицы НЕ с глаголами»Цель урока: Ознакомление с ролью частицы НЕ и ее раздельным написанием с глаголами.Планируемые результаты:·...

Технологическая карта урока русского языка "I и II спряжения глаголов. Спряжение глаголов в будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  Дата: 27.04.2022ФИО студента: Закирова Эльвира РахимовнаШкола: МАОУ СОШ  № 74Группа: 45Класс: 4ФИО учителя: Новикова Анна АлександровнаКабинет: 21...

Технологическая карта урока русского языка "Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.Цели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы по числам, определять ...