Русский язык 4 класс «Повторение по теме «Части речи»». Технологическая карта урока
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Титкова Анна Петровна

Русский язык 4 класс  «Повторение по теме «Части речи»». Технологическая карта урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Повторение по теме «Части речи»».Технологическая карта урока

Учитель: Титкова Анна Петровна

Предмет: русский язык

Класс: 4

Автор УМК: «Школа России»

Тема урока: «Повторение по теме «Части речи»».

Тип урока: Закрепление изученного материала.

Задачи:

- повторить изученный материал за год по теме «Части речи»;

- закрепить умение уч-ся различать части речи и определять грамматические признаки;

- организовать работу по формированию положительной мотивации к обучению;

- расширить кругозор и обогащать словарный запас уч-ся.

Планируемые результаты

Предметные:

Повторить сведения о частях речи и их грамматических признаках;

Совершенствовать умения находить части речи и определять грамматические признаки.

Метапредметные:

Регулятивные: 

Формулируют учебную задачу урока. Планируют собственную деятельность и прогнозируют результат усвоения знаний. Контролируют и оценивают свою деятельность.

Познавательные:

Формулируют познавательную цель. Выделяют необходимую информацию на основе анализа, сравнения. Развивать умение оценивать свои достижения при выполнении заданий урока.

Коммуникативные:

Умение слушать, слышать и понимать партнёров. Достаточно полно и чётко выражают свои мысли, при необходимости задают вопросы уточняющего характера.

Личностные:

Ориентируется на понимание успеха в учебной деятельности. Способность к самооценке на основе критерия успешности, не успешности в учебной деятельности.

Ресурсы урока: Рабочая программа, учебник стр. 131, рабочая тетрадь, толковый словарь, памятка «Разбор части речи».

Межпредметные связи: чтение «Работа над сбором и предоставлением информации»

Оборудование: индивидуальные карточки, компьютер, мультимедийный проектор, экран,презентация учителя.

Формы организации: групповая, работа в парах, индивидуальная, фронтальная.

Продолжительность урока: 40 мин

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые УУД

1.Организационный

Приветствует учеников, настраивает класс на работу.

-Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Готовы слушать, рассуждать и друг другу помогать.

Улыбнулись, посмотрели на гостей, на меня, на друг друга.

Начнем урок!

Совсем немного осталось до конца учебного года, наши последние уроки мы посвящаем повторению того, что учили в течение года.

- Начинаем нашу работу.

Слушают учителя и приветствуют стоя.

Коммуникативные (умение слушать)

2.Минутка чистописания.

-Открываем тетрадь, записываем число, классная работа. - Сегодня на минутке чистописания мы будем работать с буквой М.  Запишите слитно заглавную и строчную буквы, чередуя их до конца строки.   (Слайд 1)   

 Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

Записывают число, классная работа, соединения букв, оценивают свою работу.

Регулятивные ( коррекция, оценка)

3.Актуализация знаний.

 Словарная работа. (слайд 2)

Вставить пропущенные буквы.

эл. ктрост. нц. я

ш. л

ч.рный

тро..ейбус

с. ревн. вание

б.реч.

фи. летовый

-Проверка (слайд 3)

- запишите в тетрадь.

-Разделите слова на 3 группы.

- запишите в тетрадь.

-Проверка (слайд 4)

  • По каким признакам разделили слова на 3 группы? Почему?
  • Сформулируйте тему урока.

(слайд 5)

  • Поставьте себе дидактическую задачу на урок (слайд 6)

- Сегодня на уроке мы обобщим знания по теме «Части речи».

Зеленый и таинственный,

Средь моря остров спит.

Быть может, там воинственных

Ошибок мир лежит?

А может, мы с весёлыми

Там встретимся Глаголами?

Или найдем внимательных,

Послушных Прилагательных?

Записывают слова

Проверяют правильное написание слов.

 Оценивают себя.

Проверяют, как разделили слова по группам

Формулируют тему урока.

Постановка учащимися дидактической задачи

Регулятивные (саморегуляция, оценка).

Познавательные (общеучебные: самостоятельное формулирование цели, построение речевого высказывания; логические: анализ)

Коммуникативные (участие в коллективном диалоге)

4. Повторение изученного материала.

Работа в группах. (класс делится на 3 группы) Слайд 7

1 группа: Имя существительное.

2 группа: Имя прилагательное.

3 группа: Глагол.

Задания группы 1. (вопросы и задания для каждого учащегося группы)

Группа 1. Имя существительное.

  • Что такое имя существительное? Привести 2 примера имен существительных.
  • Что обозначает имя существительное?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Какого рода бывают имена существительные? Привести примеры.
  • Как изменяются имена существительные?
  • Какие признаки ещё имеют существительные, кроме уже названных?
  • Сделать морфологический разбор существительного деревом.

              Группа 2. Имя прилагательное.

  • Что такое имя прилагательное?Привести 2 примера имен прилагательных.
  • Что обозначает имя прилагательное?
  • На какие вопросы отвечает?

От чего зависит имя прилагательное?

  • Какие признаки имеют имена прилагательные?
  • Как определить род, число, падеж имен прилагательных?
  • Сделать морфологический разбор прилагательного (в) зеркальном (отражении)

Группа 3. Глагол.

  • Что такое глагол?Привести 2 примера глаголов.
  • Что обозначает глагол?На какие вопросы отвечает?
  • Назвать времена глаголов и привести по 1 примеру на каждое время.
  • На какой вопрос отвечает неопределенная форма глаголов, какие имеет суффиксы?
  • Как определить спряжение глаголов?
  • О каких глаголах- исключениях надо помнить при определении спряжения?
  • Сделать морфологический разбор глагола   расцветает

Разбились на группы, пересели, выбрали старшего группы, получили задание.

Обсуждение ответов на вопросы в группах, распределение заданий среди участников в группе.

Работа в тетрадях.

Ответы учащихся по группам.

Выводы детей по изученнному материалу и работе группы.

Оценивание работы группы другими детьми.

 Анализ ошибок и рекомендации детей.

Регулятивные (оценка, планирование).

Познавательные (общеучебные:построение речевого высказывания, поиск информации, логические:анализ, построение логической цепочки  рассуждений, анализ истинности утверждений)

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с одноклассниками, принятие совместного  решения, умение точно выражать свои мысли)

5. Физ.минутка.

Дежурные по классу проводят

(слайд 8)физ. минутку под музыку «Раз, два — мы проснулись
Раз, два - мы проснулись, (Потягивания)
Три — в кровати потянулись, (Повороты туловища)
Четыре — солнцу улыбнулись. (Наклоны)
Пять — кровать заправляем, (Движения головой)
Шесть — лицо мы умываем, (Рывки руками перед грудью)
Семь — зарядку выполнять, (Круги руками)
Восемь - душ скорей принять. (Махи руками вверх-вниз)
Девять — быстро обтираться, (Прыжки на месте)
Десять — надо одеваться, (Легкий бег на месте)
Срочно в школу собираться. (Переходящий на ходьбу)
Не спеши, дружок, постой!
Зубы чисти, причешись,
Побыстрее шевелись!

Выполняют физ. минутку.

Коммуникативные (умение слушать, выполнять команды)

6. Работа в группах. Группы меняются  местами по типу «карусель»

Старшие по группам получают новые задания. (слайд 9)

Применение сконструированного понятия для разграничения частей речи.

- разбейте слова к каким частям речи они относятся.

ружьё        весело        они

маленький        быстро        я

Татьяна        смелый         первый

Дует        он        восьмой

Весеннее        зелёный

лает        и

слетают        маленький

тёплая        бы

утро        же

Обсуждение ответов на вопросы в группах, распределение заданий среди участников в группе.

Работа в тетрадях.

Ответы учащихся по группам.

Выводы детей по изученному материалу и работе группы.

Оценивание работы группы другими детьми.

 Анализ ошибок и рекомендации детей.

Регулятивные (саморегуляция).

Познавательные ( общеучебные)

Коммуникативные.

7. Работа в группах. Группы ещё 1 раз передвигаются  по типу «карусель».

Старшие по группам получают новые задания. (слайд 10)

Группа 1. Имя существительное.

  1. Исправить ошибки.

В саде, укровате, тролейбус, книшка, мыш.

  1. Составить предложение с одним из слов. Подчеркнуть грамматическую основу предложения.

Группа 2. Имя прилагательное.

  1. Исправить ошибки.

Спелый вишня, зимние утро, раняя весна, жолтый, каричневый.

  1. Составить предложение с одним из слов или сочетаний слов. Подчеркнуть грамматическую основу предложения.

Группа 3. Глагол.

1. Исправить ошибки.

Подехал,  пишит,  пришол, нужно искупатся,  выступаеш.

2. Составить предложение с одним из слов или сочетаний слов. Подчеркнуть грамматическую основу предложения.

Обсуждение ответов на вопросы в группах, распределение заданий среди участников в группе.

Работа в тетрадях.

Ответы учащихся по группам.

Выводы детей по изученному материалу и работе группы.

Оценивание работы группы другими детьми.

 Анализ ошибок и рекомендации детей.

8. Подведение итога.

Рефлексия.

Подведение итогов. (слайд 11)

  • Что вспомнили и повторили по частям речи за курс начальной школы?
  • В каким вопросах испытывали затруднения?
  • Что нужно повторить, чтоб ликвидировать проблемы в знаниях по частям речи?
  • Кому понравился урок? Чем понравился?
  • Кому было комфортно и легко работать сегодня? Чем были вызваны трудности и чувство не комфортности на уроке?
  • Что запомнилось больше всего

– Вы молодцы!

 – Мне очень понравилось, как вы работали… (оценки за урок).

Подводят итоги, анализируют свою работу на уроке, выявляют трудности в выполнении заданий, пробелы в знаниях по теме и пути их устранения.

Оценивают своё эмоциональное состояние на уроке,

Личностные (границы своего знания и незнания, самооценка)

9. Домашнее задание.

Страница 139, упр. 308. (слайд12)Спасибо за урок!

Самоанализ открытого урока

русского языка, проведенного в 4 классе, по теме:

 «Повторение «Части речи»».

Учитель: Титкова Анна Петровна

Предмет: русский язык

Класс: 4

Автор УМК: «Школа России»

Тема урока: «Повторение по теме «Части речи»».

Тип урока: Закрепление изученного материала.

Задачи:

- повторить изученный материал за год по теме «Части речи»;

- закрепить умение уч-ся различать части речи и определять грамматические признаки;

- организовать работу по формированию положительной мотивации к обучению;

- расширить кругозор и обогащать словарный запас уч-ся.

Планируемые результаты

Предметные:

Повторить сведения о частях речи и их грамматических признаках;

Совершенствовать умения находить части речи и определять грамматические признаки.

Метапредметные:

Регулятивные: 

Формулируют учебную задачу урока. Планируют собственную деятельность и прогнозируют результат усвоения знаний. Контролируют и оценивают свою деятельность.

Познавательные:

Формулируют познавательную цель. Выделяют необходимую информацию на основе анализа, сравнения. Развивать умение оценивать свои достижения при выполнении заданий урока.

Коммуникативные:

Умение слушать, слышать и понимать партнёров. Достаточно полно и чётко выражают свои мысли, при необходимости задают вопросы уточняющего характера.

Личностные:

Ориентируется на понимание успеха в учебной деятельности. Способность к самооценке на основе критерия успешности, не успешности в учебной деятельности.

Ресурсы урока: Рабочая программа, учебник стр. 131, рабочая тетрадь, толковый словарь, памятка «Разбор части речи».

Межпредметные связи: чтение «Работа над сбором и предоставлением информации»

Оборудование: индивидуальные карточки, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация учителя.

Формы организации: групповая, работа в парах, индивидуальная, фронтальная.

Продолжительность урока: 40 мин

              На уроке были использованы компьютер, мультимедиа, проектор, презентация PowerPoint. слайды

 При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детейи реальные возможности учеников моего класса.

             Урок начинался с этапа мотивирования к учебной деятельности, целью которого являлось создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

             Считаю, что урок соответствует поставленным целям и задачам. Дети справились с предложенными заданиями и упражнениями на уроке, значит, цель урока достигнута. Данный урок построен так, чтобы один вид деятельности сменялся другим – это позволило сделать работу на уроке динамичной и менее утомительной, и воспитывает коммуникативные и регулятивные отношения: ученик — учитель, ученик — ученик.   

 Я старалась обеспечить на уроке смену одного вида деятельности другим, использовала различные виды работы: индивидуальную, фронтальную, работу в парах, группах.

        На уроке были использованы следующие методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, контроля (самоконтроль, самооценка), словесный, практический.

Мною использованы технологии обучения, соответствующие требованиям ФГОС: личностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникационные.

         Материал усвоен, так как дети смогли применить полученные знания при закреплении материала.

На этапе актуализации знаний, учащиеся вспомнили Словарные слова. Также на данном этапе использовала метод подводящего диалога с опорой на изученный материал, проводила беседу на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока. Сделать это было не сложно, так как учащиеся были уже знакомы с грамматическими признаками частей речи.

С опорой на изученный материал, дети вывели тему урока.

Исходя из темы, мы коллективно определили ряд задач, которые будем решать на данном уроке.

Моя роль на данном этапе - направить познавательную активность учащихся на «повторение» изученных знаний путем создания проблемной ситуации и методов ее решения.

Умение сопоставлять, сравнивать, устанавливать зависимость, помогло учащимся выполнить все задания.

Решение образовательных задач соответствует требованиям программы по русскому языку для 3 класса начальной школы.

Добиваюсь осмысления учебного материала всеми учащимися.

Ребята работали быстро и дружно. Ответы учеников были полные с доказательством.Все задания «работали» на прочное усвоение материала и развитие устной речи.Использование ИКТ-технологии позволило повысить мотивацию учащихся, представить изучаемый материал по теме более наглядно (общеизвестно, самостоятельная работа дала возможность оперативно отследить продвижение учащихся по теме.

Проверка выполненных работ проводилась коллективно, что даёт возможность всем детям повторить изученное. Осуществлялась связь с жизнью и другими предметами.

Старалась на уроке – создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества и общения, включая эмоциональную сферу ребенка.

На протяжении всей деятельности стараюсь все сделать для того, чтобы воспитать думающего ученика, способного работать и мыслить самостоятельно. Конечно, в моём классе есть дети с низкими учебными возможностями, но работа в группах помогает им поднять самооценку, создать ситуацию успеха для каждого ребенка, а игра снимает напряжение и усталость.

Включение в урок рефлексии и минутки релаксации помогли детям выразить свое отношение к уроку и получить «заряд бодрости» для дальнейшей работы.

   Вывод: Считаю, что на данном уроке поставленные задачи решены, цель достигнута. Дети усвоили полученные знания, сделали выводы, проявили доброжелательное отношение друг к другу, умение сотрудничать и сопереживать.

17. 05.2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Части речи"

Урок проводился в рамках методического семинара по теме "УУД в учебном процессе"На этом уроке дети учились: 1. отличать имена существительные от имён прилагательных.2. Узнавать разные части речи.3. Со...

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира. Тема: "Части речи. Правила поведения человека в природе." (3 класс)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3674193","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Интегрированный урок русск...

Урок – КВН по русскому языку в 4 классе Тема: «Части речи» (обобщение по теме)

                   Цели: сформировать навыки учебной деятельности, интерес к более глубокому изучению предмета, развивать логическое  мышл...

Урок – КВН по русскому языку в 4 классе Тема: «Части речи» (обобщение по теме)

Цели: сформировать навыки учебной деятельности, интерес к более глубокому изучению предмета, развивать логическое  мышление, речь,  творческие способности учащихся, расширять кругозор,...

Урок русского языка в 4 классе Наречие как особая часть речи Технологическая карта урока

Тема урокаНаречие как особая часть речиЦель урокаДать общую характеристику наречия как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.Задачи урокаОрганизовать деятельность учащихся по:обна...

Технологическая карта урока русского языка «Контрольный диктант по теме «Части речи»» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока «Контрольный диктант по теме «Части речи»»Тип урока: развивающего контроляЦель урока: формирование способов самоконтроля, проверка полученных умений и навыков по тем...

Технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний по теме «Части речи». (УМК «Перспектива», 4 класс)

Цель урока: повторение пройденного материала, закрепление и обобщение знаний о частях речи. Задачи урока Дидактические: 1.Научить распознавать части речи по их грамматическим признакам.2. Научить...