Материалы к уроку русского языка в 3 классе по теме "Все падежи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Петрова Кристина Игоревна

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazuku_na_temu_vse_padezhi.docx681.96 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное

бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Конспект урока русского языка
на тему: «Все падежи»,


Санкт-Петербург

2022

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема урока

Все падежи

Класс

Цель урока

Создание условий для закрепления знаний по теме Падежи.

Планируемые результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Л1. Самоопределение как ученика.

Л2. Смыслообразование о Падежах.

Л3. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Коммуникативные:

МК.1. Уметь оформлять диалогическое высказывание;

МК.2. Уметь самостоятельно контролировать и корректировать свои действия, давать им оценку.

МК.3. Участвовать в диалоге;

МК.4. Уметь сотрудничать в совместном решении проблем;

МК.5. Уметь четко высказывать свои мысли;

Познавательные:

МП.1. Уметь самостоятельно формулировать цель.

МП.2. Уметь выбирать наиболее подходящие способы решения проблем исходя из сложившейся ситуации.

МП.3. Уметь перерабатывать полученную информацию;

МП.4. Уметь наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;

Регулятивные:

МР.1. С помощью учителя составлять алгоритм решения учебной задачи.

МР.2. Самостоятельно определять то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

МР.3. Уметь составлять план действий на урок.

МР.4. Уметь анализировать собственную работу;

МР.5. Уметь определять цель своей деятельности;

МР.6. Уметь давать ответы на конкретные вопросы;

П1.Знать изменение имён существительных по падежам

П2. Уметь определять падежи имен существительных по вопросам, вспомогательным словам и предлогам.

П3. Уметь выполнять практическую работу путём использования полученных знаний, по теме: «Все падежи»

П4. Понимать роль падежей в предложении и речи

Учебная задача

Закрепить знания по теме падежи.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Именительный падеж, Родительный падеж, Дательный падеж, Винительный падеж, Творительный падеж, Предложный падеж, Имя существительное, Подлежащее, Сказуемое, 3 склонения имён существительных

Образовательные технологии, используемые на уроке

Диалоговая

Рефлексивная

Здоровьесберегающая

Работа в парах

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация на тему «Все падежи»

Интерактивная доска

Проектор мультимедийный

Компьютер

Раздаточный материал

Образовательные ресурсы:

Для учителя

  1. Литература

  1. Интернет-ресурсы

Для ученика

  • Учебник. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др. Русский язык. 3 класс. 2 часть. УМК «Школа России», 2-е издание, М.: Просвещение, - 2013. С. 57 - 59.

  • Учебник:

Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др. Русский язык. 3 класс. 2 часть. УМК «Школа России», 2-е издание, М.: Просвещение, - 2013. С. 57 - 59.

  • Презентация, раздаточный материал

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

П.Р.

Подготовка к занятию:

Подготовка оборудования, подключение презентации.

Дети входят в класс, здороваются с педагогами, присаживаются на свои места, готовятся к занятию

Л1

Л3

П1

П4

(На протяжении всего урока)

1 часть. Организационно – мотивационный этап. 1-2 Минуты.

Прозвенел у нас звонок,

Начинается урок!

Перестанем мы лениться,

Будем весело учиться.

Добрый день, ребята, меня зовут ….. Сегодня я проведу для вас урок русского языка. (Слайд 2)

Наш с вами урок будет не простым, а очень интересным и увлекательным. Так как мы отправимся с вами в страну «Могучего Русского языка», которая откроет для нас много нового и неизведанного. (Слайд 3)

Но перед эти посмотрите на доску, на ней вы видите пословицу, она будет девизом нашего урока.

(Ученье и труд к счастью ведут)

Как вы думаете, что значит эта пословица? О чем она говорит?

Хорошо, давайте проверим наше предположение.

Дети встали возле парт, поприветствовали педагога

Дети присели, начали слушать педагога.

Она говорит нам, что знания которые мы получаем и труд с который мы прикладываем для их получения, приводят нас к счастью, ведь зная все у нас не возникает трудностей.

2 часть. Актуализация полученных ранее знаний. 4-5 минут

Словарная работа

Откройте свои тетради, отступите 2 строчки от предыдущей работы, запишите число и «Классная работа»

Поставьте руки на локоток, посмотрите на доске записаны слова с пропущенными буквами. Вставьте пропущенные буквы, назовите орфограммы и проверочные слова. Поднимите руку, кто хочет начать? (устно). (Слайд 4)

А теперь давайте запишем в тетрадь первые буквы этих слов в тетрадь, каждую букву пропишем по строчке.

Поднимите руку, кому еще нужно время для завершения работы?

После того как все справились, давайте запишем слова в тетрадь.

Л.сица, пе..он, пого.ка, чу.ство, окрес.ность, ша.ка. (Лисица - лиса, перрон, погодка, чувство, окрестность - крест, шапка - шапочка.)

Обведите зеленым карандашом вставленные буквы.

Поднимите руку, кто еще не справился?


Как вы считаете, что это за буквы? Дам подсказку: эти буквы связаны с последними темами, которые вы проходили. Кто готов ответить? (Первые буквы в названии падежей.)

Хорошо вы правы, а теперь чтобы узнать какую тему, затронет наш урок, я предлагаю вам отгадать загадку. Слушайте…

«Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку».

По первым буквам прочитай,

Все шесть братишек называй.

Их имена скорей скажи.

Конечно, это... (Падежи)

Слушаю указания педагога, по выполнению дальнейшей работы

Выполняют задание устно. После обсуждения с педагогом записывают в тетрадь.

Это первые буквы падежей

Падежи

МР1

МР2

3 часть. Целеполагание. Постановка учебной задачи. 4-5 минут

Исходя из ответа загадки и задания, которое мы выполняли, можем ли мы назвать тему урока?

Да, вы правы тема нашего урока «Все падежи». (слайд 5)

Какую цель мы моем поставить перед собой?

Да, цель нашего урока обобщить и закрепить знания о падежах русского языка.

А чтобы нам было проще выполнять задания, посмотрите на доску: это слоненок по имени Тюльпанчик, он будет помогать нам выполнять задания. (Слайд 6)

Да, можем. Тема нашего урока: «Все падежи»

Цель нашего сегодняшнего урока, закрепить ранее полученные знания по теме падежи

МП1

МР5

4 часть. Учебное действие

А для того, чтобы нам было проще достигать нашей цели, Тюльпанчик предлагает нам составить план работы. Для этого он подготовил вам небольшие карточки, которые вы видите у себя на партах. Положите их перед собой…

Но, к сожалению, когда Тюльпанчик составлял план, он немного запутался и расставил его пункты не в правильном порядке, а также написал два ошибочных. Давайте поможем Тюльпанчику все исправить, чтобы наша дальнейшая работа была выполнена правильно. Поднимите руки, кто готов помочь нашему другу? Хорошо

Для этого в парах, расставьте пункты плана в нужном порядке и вычеркните лишние. Кому не понятно, что надо сделать поднимите руку?

Даю 2 минуты.

План:

Вспомнить признаки падежей

Вспомнить знаки сервиса

Подвести итоги по теме падежи

Вспомнить запрещающие знаки

Выполнить самостоятельную работу по теме падежи

Вспомнить предписывающие знаки

Какие пункты вы посчитали лишними?

Да, правильно пункты 2, 4 и 6 являются лишними?

А к какому уроку и какой теме мы можем их отнести?

Вы правы на уроке Окружающего мира к теме «Дорожные знаки»

А скажите, пожалуйста, в каком порядке вы расставили оставшиеся пункты плана?

Давайте проверим, посмотрите на доску… (Слайд 7)

Поднимите руку, у кого получилось по-другому? Вот мы с вами и составили план работы.

Кто готов прочитать первый пункт?

Хорошо, чтобы его выполнить наш Тюльпанчик подготовил задание, посмотрите у вас на партах лежат рабочие листы, в них есть первое задание, кто хочет прочитать его нам? (Заполни пропуски таблицы используя знания падежей)

Спасибо, в этом задании вам необходимо заполнить пропуски таблицы. И после мы проверим. Поднимите руку, кому не понятно задание? Хорошо, даю 5 минут.

(У обучающихся в рабочих листах такая же таблица, но с пропусками.)

Поднимите руку, кому еще нужно время для завершения работы?

Давайте проверим, правильно ли мы выполнили эту работу. Для этого посмотрите на слайд. (Слайд 8)

Именительный падеж на какие вопросы отвечает?

(кто? Что?)

Хорошо, какой падеж отвечает на вопросы кого? чего? (Родительный)

Какие предлоги имеет дательный падеж? (к, по)

Какой падеж отвечает на вопросы кого? что? (Винительный)

На какие вопросы отвечает творительный падеж?

(кем? Чем?)

Какой падеж имеет предлоги при-, о-, об-, на-, в-, во-? (Предложный)-

Поднимите руку у кого получилась такая же таблица?

Молодцы, ребята, я вижу большинство из вас справились безошибочно, а те, у кого, что-то не получилось доработают свои ошибки и больше не будут их допускать. А чтобы вам не потерять эту таблицу, она у вас представлена в учебнике на странице 57, вы всегда сможете к ней обратиться.

А теперь давайте вернемся к нашему плану. (Слайд 9)

Удалось ли нам выполнить 1 пункт плана?

Хорошо, кто готов прочитать 2 пункт?

Чтобы его достичь, Тюльпанчик приготовил для вас несколько интересных заданий, давайте поскорее выполним их.

И первое задание, которое поможет нам закрепить наши знания о падежах в русском языке, мы с вами будем выполнять у доски, а кто-то в своем рабочем листе, у вас оно подписано как задание №2 и даны пустые строчки. Поднимите руку, кто не нашел?

Хорошо, это задание заключается в том, что я продиктую вам несколько предложений, ваша задача их записать, подчеркнуть имя существительное. После этого найти слово, с которым имя существительное связано и поставить от него вопрос. По вопросу и предлогу определить падеж. Поднимите руки, у кого остались вопросы?

Тогда приступим…

Гулять по аллее (д.п )

Слышу рассказы ( в.п)

Залез на вершину ( в.п)

Статья о художнике ( п.п)

Горжусь сестрой ( т.п.)

После того как мы с вами выполнили, давайте проверим нашу работу, посмотрите на экран. Тюльпанчик подготовил для нас правильный ответ. (Слайд 10)

Поднимите руку, у кого эта работа выполнена так же?

Хорошо, вот мы с вами и повторили падежи и правила их применения, и теперь я предлагаю вам выполнить небольшую самостоятельную работу, которая состоит из интересных задания. Но перед этим Тюльпанчик хочет, чтобы вы встали со своих мест и немного размялись, так как мы с вами добрались до места остановки в стране «Могучего Русского языка» ... (Слайд 11)

Составление плана в парах

Пункты 2, 4 и 6 являются лишними, так как они не относятся к теме Падежей

К уроку окружающего мира, теме «Дорожные знаки»

1, 5, 3

(вспомнить признаки падежей)

Кто? Что?

Родительный

К, По

Винительный

Кем? Чем?

Предложный

(Выполнить самостоятельную работу по теме Падежи)

Выполнение упражнения

МК1

МК3

МК4

МР3

П2

МК5

МР6

Физкультминутка

Головой кивает слон. (Наклоны головы в право и в лево)

Он слонихе шлет поклон. (Наклон вперед)

Вдох глубокий, выдох полный (Вдох и выдох)

Разгулялись в море волны. (Руки в стороны на носочках потянуться)

Руки вверх поднять пора.

Дружно ловим комара. (Руки вверх потрясли)

Опустили руки вниз,

В стойку прежнюю вернись. (Присаживаются на места)

Выполняют физкультминутку повторяя движения, за педагогом.

5 часть. Действие контроля и самоконтроля

Садитесь .А теперь давайте приступим к выполнению наших заданий.

Посмотрите, у вас в рабочем листе с другой стороны написано: «самостоятельная работа.»

Ваша задача: наверху, в строчке Фамилия Имя, подписать свою работу, а также написать класс.

Дальше вы видите задания, они у вас пронумерованы,

В первом задании вам необходимо найти и выписать все имена существительные.

Во втором задании вам необходимо имена существительные распределить по трем столбикам, то есть по родам. Как это сделано в примере. Поднимите руку, кому не понятны эти два задания?

Хорошо, в 3 задании вам следует подчеркнуть имена существительные и определить к ним падеж, похожее задание мы выполняли с вами в начала урока.

В 4 задании вам необходимо определить подлежащее и сказуемое в предложениях и подчеркнуть их, а также определить падежи выделенных имен существительных.

Поднимите руки, кому не понятно, что необходимо сделать с 3 и 4 заданиями?

Хорошо, в 5 задании вам надо поставить данные слова в указанном падеже с предлогом, как это сделано в примере.

И в последнем 6 задании вам необходимо написать в скобках падежный вопрос и определить падеж имени существительного, как это сделано в образце.

Остались ли те, кому не понятно, что сейчас необходимо будет делать?

Выполнять задания вы можете в любом порядке.

Если возникают вопросы, не бойтесь, поднимите руку, я подойду и помогу вам. Приступайте к выполнению...

Поднимите руки, кто ещё не справился с работой?

Молодцы, ребята, теперь возьмите в руки карандаши и, если вы выполнили все задания, раскрасьте цветочек желтым цветом. Если вам удалось выполнить 3 и больше заданий, то раскрасьте цветочек голубым цветом. А если вам удалость выполнить меньше 3х заданий, то раскрасьте цветочек зеленым цветом. Покажите мне свои рабочие листы. Хорошо, отложите их на край парты, после урока я их соберу.

А наше с вами занятие подходит к концу, поэтому давайте подведём итоги и попрощаемся с нашим другом Тюльпанчиком.

Выполняют самостоятельной работы, на закрепление пройденного материала.

МП2

МП3

МП4

П3

6 этап. Обобщение

-Что нового Вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

Удалось ли нам достичь нашей цели урока?

- Какое задание Вам показалось самым интересным?

- Какое задание у вас вызвало больше всего затруднений?

Все ли пункты плана нам удалось выполнить?

Как вы считаете, помогли ли мы Слоненку узнать что-то новое?

Хорошо, давайте попрощаемся с ним. (Слайд 12)

Мы закрепили ранее полученные знания

Да удалось

Да

МР4

7 этап. Действие оценки и самооценки

А теперь, ребята, пока мы с вами будем возвращаться из нашей прекрасной страны «Могучего Русского языка», давайте посмотрим на доску, на ней вы видите Буратино, который написал вам начало фраз. Ваша задача - по поднятой руке, по желанию, продолжить эти фразы. Кто готов? (Слайд 13)

МК2

8 этап. Этап объяснения домашнего задания

Всё, ребята, вот и закончился, наш прекрасный урок и поэтому последнее на сегодня - это домашнее задание: оно у вас будет интересное и творческое. Ваша задача дома выполнить задание №104, расположенное на странице 58 вашего учебника. Оно заключается в том, что вам необходимо из предложенных слов составить предложения, а из них рассказ, который следует озаглавить. И определить падежи выделенных слов. А после этого я попрошу вас на отдельном листе бумаги нарисовать иллюстрацию к вашему тексту. Поднимите руку, кому не понятно домашнее задание? Хорошо

И перед тем как попрощаться, скажите мне, кто помнит пословицу, которая отражала наш девиз в течение всего урока?

Да правильно, теперь мы с вами можем сказать, что, усердно поработав, от нас излучается много новых знаний и умений, которые пригодятся нам в дальнейшем.

На этом все, я с вами прощаюсь, спасибо за работу. Вы все сегодня молодцы и хорошо поработали!

Записывают домашнее задание, получают рекомендации по его выполнению

Ученье и труд к счастью ведут

Прощаются с педагогом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к уроку русского языка в 4 классе "По следам падежей"

"Портреты" падежей выполняли учащиеся, а затем на уроках информатики мы добавили их в презентацию...

Презентация к уроку. Русский язык 3 класс. Тема. Винительный падеж.

Предмет: русский язык .УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 3 класс, часть IIТип урока. Урок изучения новых знаний и первичного закрепления....

Урок русского языка 3 класс на тему «Падежи имён существительных»

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Программа Перспектива. Тема "Падежи имен существительных"...

Дидактические материалы к уроку русского языка 2 класс

Данный материал предназначен для работы на уроках русского языка во 2 классе. Программа "Школа России"...

Урок русского языка 3 класс на тему «Падежи имён существительных»

Цель урока: закрепить знания о системе падежей русского языка.Задачи– отработать алгоритм определения падежа имён существительных в предложении.– развивать внимание, монологическую ре...

Конспект урока русского языка 3 класс на тему «Падеж имён существительных»

Закрепить знания о системе падежей русского языка....