Материалы к уроку русского языка в 4 классе "По следам падежей"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

"Портреты" падежей выполняли учащиеся, а затем на уроках информатики мы добавили их в презентацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_4_klass.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Тип урока: обобщающий урок-проект

Тема: «Падежи в русском языке»

Цели: обобщить знания и умения различать падежи по совокупности их признаков 

Задачи: 1) отрабатывать умение употреблять существительные в нужном падеже;

               2) развивать орфографическую зоркость, творческое и критическое  мышление,

                   интерес к языку;

               3) воспитывать культуру речи, письма.

Оборудование: для учителя: медиапроектор, тексты стихов Г.Граубина

                           для учащихся: карточки со словосочетаниями, сигнальные карточки

                                       

ХОД УРОКА:

I. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНИМАНИЯ.

У слова есть шесть падежей,

Шесть верных маленьких пажей,

Они проходят чередой,

За слово в бой готов любой.

Вверяют окончаниям

Судьбу и жизнь свою!..

И про свое призвание

На ушко им поют.

- Сегодня мы с вами отправимся «по следам» падежей русского языка. Откройте бортовые журналы (тетради), запишите дату отправления (дети записывают с доски: число, Классная работа, тема урока).

II. ЧИСТОПИСАНИЕ.

(Хором) Я тетрадь свою открою и как надо положу,

               И от вас, друзья, не скрою, ручку вот как я держу!

(проверка посадки, расположения тетрадей)

1) Выписать буквы и соединения (Слайд № 2)

Оо

Лол оло

2) Составьте из представленных слов (Слайд № 2) сложные слова:

Колоть, лед

Рубить, лес

Ходить, пешком

Проверка: какие соединительные гласные вы использовали?

Какие слова получились? (Слайд № 3)

III. ПОВТОРЕНИЕ.

1) Упражнение «Расположи словосочетания по порядку»

- Перед вами карточки с записанными словосочетаниями (могут быть записаны и на доске). Их нужно записать по порядку: вначале все словосочетания, в которых существительные в родительном падеже, затем – в дательном и т.д.

Легла на землю, перепрыгнул через овраг, залез на дерево, рады зиме, мчится по дороге, смешался с толпой, работал ножом, рассказал о поездке, гулял по лесу, были в театре, треснет от жары, не вытащишь из пруда

- После выполнения один ученик читает вслух (на оценку)

- Обратная связь – проверка окончаний с помощью сигнальных карточек (словосочетания называет учитель по выбору из написанных учащимися)

2) Просклонять существительные ЛЕС и ВОЛК, используя предлоги (по вариантам).

(два человека работают у доски)

IV. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

1) Проектная работа – журнал «По следам падежей»

- На предыдущих уроках мы с вами выясняли значения падежей, а также учились их определять по разным признакам. Сегодня мы обобщим проделанную работу, используя ваши рисунки, создадим виртуальный журнал о падежах. (В работе использовались рисунки Ермак Валерии, Зиновьевой Марии, Волковой Маргариты).

- У Падежа спросили:

- А зачем нужны существительному Вы?

(роль Падежа, Морфологии, Синтаксиса и Грамматики играют заранее подготовленные дети)

- Без меня нельзя, - отвечал Падеж, - я указываю на отношение моего хозяина-существительного к другим словам в предложении.

- А как именно?

- Я могу указать на отношения действия и места (сидеть на стуле, идти лесом), действия и орудия (бить молотком, писать пером), действия и объекта (читать книгу, собирать ягоды), целого предмета и его части (ветка березы, стрелка прибора) и многое другое. (Слайд № 4) 

Без меня существительное не проживет, как без Рода и Числа, и превратится в наречие (ранним утром – существительное, утром ехал – наречие).

На доске было написано: на столе.

- На чем? – задала вопрос Морфология.

- Позвольте, - заволновался Синтаксис, - нужно спрашивать где?

- Не спорьте, оба вопроса одинаково нужны, - вмешалась Грамматика, - только тебя, Морфология, интересует, какая это падежная форма, а тебе, Синтаксис, нужно непременно знать, какой это член предложения.

- А как же мы задаем один вопрос Что? К слову розу?

Помогите ответить на этот вопрос.

Ответ Грамматики: Вы снова задаете два вопроса, только они совпадают.

              Давайте попробуем задать вопросы от глагола к зависимому слову как Морфология и как Синтаксис:

              гулял в лесу, вышел из лесу, принес грибы, подошел к дому.

             

         

V. ФИЗМИНУТКА.

Кричалка (дети повторяют по строчке за учителем, имитируя движения слов в кричалке)

На берегу

Большой реки

Оса ужалила

Медведя прямо в нос.

-Ай-ай-ай-ай-

Взревел медведь,

Сел на пенек

И начал петь:

-Парарурару! (говорит учитель) Хей! (отвечают дети)

-Парарурару!  Хей!

-Парарурару! Хей! Хей! Хей!

Имена существительные в каких падежах не встретились в кричалке?  (Т., Д.)

2) Работа с вопросами и предлогами падежей.

Я именительный падеж,         

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащие зовут.

     

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы - кто? и что? –

Ни с чем не спутает никто. (Cлайд №  5)

Но иногда Именительный падеж путают с Винительным падежом. Прочитайте предложения и скажите, в каком предложении нельзя однозначно определить, где подлежащее?

Иванушку любит Василиса.

Дни сменяют ночи.

Вытащил богатырь волшебный меч.

Море горы скрыло.

- А я винительный падеж,

И я во всем виню невежд.

Зато отличников - люблю,

Для них «пятерки» я ловлю.

Кого позвать, во что играть,

Готов ребятам подсказать.

Не прочь с предлогами дружить,

Но и без них могу прожить.

 - Какие предлоги мы используем с винительным падежом? (в, во, на, за, через, про)

 - Какой дополнительный вопрос есть у него? (куда?)

            - А я падеж родительный.

              Характер мой - общительный.

              Кого? чего? - и вот он я!

              Предлоги часто мне друзья:

              И «с», и «до», и «у», и «из»

             -До неба вверх и с неба вниз. (Слайд № 6)

- Что обозначают чаще всего существительные в родительном падеже?

(принадлежность предмета кому-либо: тетрадь Иванова Пети;

значение места: около дуба, у стола;

материал, из которого сделан предмет: суп из свеклы, платье из шелка.)

 - Я называюсь дательным,

Работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать?

-Лишь только я могу сказать.

С предлогами «к», «по»  дружу,

Но и один гулять хожу. (Слайд № 7).

                                                                                                   чему?

- Составьте предложение по схеме:          _ _ _ _ _ _. (запишите в тетрадь)

- А я творительный падеж,

Исполнен всяческих надежд.

Творите! - Чем? Творите! - С кем?

Я подскажу вам - нет проблем!

Предлогам «перед», «под» и «над»

В любой момент я очень рад.

- Составьте предложения на основе тех действий, которые выполняются этими орудиями: топор, молоток, лопата.

- А я падеж предложный.

Со мною случай сложный.

Мне без предлогов свет не мил.

О ком, о чем я говорил?

Ах, да, нужны предлоги,

Без них мне нет дороги.

Пусть будет «в», и «о», и «при» -

Ты их случайно не сотри!

Тогда смогу я рассказать,

О чем мечтать и в чем гулять. (Слайд № 8).

- Вспомните фразеологические обороты, в которых используются существительные в предложном падеже.

Держать в черном теле

Волк в овечьей шкуре

Зарубить на носу

Еле-еле душа в теле

Держать себя в руках.

- Мы повторили все падежи и составили с вами замечательный журнал с картинками.

VI. ИТОГИ УРОКА

- Все падежи, кроме именительного еще называют косвенные падежи. А в одном стихотворении мальчик придумал свое название падежам, послушайте. (Чтение подготовленным учеником стихотворения Г.Граубина «Падежи»).

Выставление оценок.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

- Составить шесть предложений со словом «страна». В каждом предложении слово должно стоять в другом падеже, начиная с именительного.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка."Родительный и винительный падежи имен существительных 1-го и 2-го склонения" 4 кл. (УМК "Школа России" авт. Т.Г. Рамзаева)

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения»....

Урок русского языка по теме: "Родительный падеж имен существительных"

Урок русского языка для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных" по программе "Школа России". Урок построен согласно требованиям стандарта второго поколения, где используется карта са...

Урок русскому языку на тему " Предложный падеж имён существительных для 4 класса"

Цель: познакомить с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами; учить определять предложный падеж у слов и осознанно употреблять их в речи. Ход урока. 1. Организационный момен...

разработка урока русского языка по теме "Именительный падеж имени существительного"

Урок -исследование, сочетающий разные формы работы учащихся на уроке, позволяет детям сделать вывод об особенностях Именительного падежа...

Урок русского языка "Обобщение знаний о падежах".3 класс.

Разработка урока и презентация к ууроку русского языка "Обобщение знаний о падежах".3 класс....

урок русского языка по теме Именительный падеж существительных

Тема. Именительный падеж имён существительных Цель: познакомить с особенностями имён существительных в именительном падеже. Задачи: установить особенность имён существительных в именительном п...