Открытый урок русского языка в 3 классе на тему: «Разделительный мягкий знак»
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Артёмова Полина Ивановна

Открытый урок русского языка в 3 классе на тему: «Разделительный мягкий знак»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_3_kl.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 3 классе на тему: «Разделительный мягкий знак»

Цели:

  • повторить позиции написания разделительного мягкого знака и мягкого знака – показателя мягкости согласных звуков;
  • расширить знания учащихся по данной теме;
  • формировать умение писать слова с ь;
  • применять на практике правила правописания изученных орфограмм;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, память;
  • учить сравнивать, анализировать, делать выводы.

Оборудование: учебник по русскому языку для 3 класса В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого; карточки для самостоятельной работы;

Планируемые результаты: научиться применять правила правописания.

ХОД УРОКА

1. Мотивация учебной деятельности.

Прозвенел для нас звонок –
Пригласил нас на урок РУССКОГО ЯЗЫКА

- Улыбнитесь друг другу и начинаем.

Минутка чистописания

ь е ё ю я и

- Девизом нашего урока я взяла такие слова; «Друзья, ученье нас объединяет!»

- Как вы понимаете смысл этого девиза?

Запишите, пожалуйста, девиз в тетрадь. Обратите внимание, что после слова друзья стоит запятая. Это обращение и к вам обращаются, делают паузу, чтобы вы задумались, внимательно послушались и вчитались.

 - Что вы записали в тетради? (предложение)

 - Из чего состоит это предложение? (из слов)

- Что выражает это предложение? (законченную мысль)

 - Какое это предложение по цели высказывания? (побудительное)

 - А по интонации? (восклицательное)

2. Самоопределение к деятельности.

Возьмите из конверта карточку жёлтого цвета

- Прочитайте отрывок из стихотворения А. Н. Плещеева, представьте себе картину, описанную в нём.

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца...

- О каком времени года идёт речь в стихотворении? (об ОСЕНИ)

- Сегодня ОСЕНЬ – гостья на нашем уроке.

- В каких словах пишется буква, которая звука не обозначает?)

- А работа у этих букв одна и та же? (нет)

- С какой трудностью мы столкнулись?

- Буква Ь выполняет в словах разную работу. В 1 – разделительный, во 2 - показатель мягкости согласного

- Королева Осень принесла  нам  ещё одно задание.

Раз, два, три, четыре,

 Начинается игра.

 Мы теперь не просто дети,

 Мы теперь – учителя.

Незнайка написал диктант и доверяет вам его проверить:  Пю воду.  Забил коля.

- Какая же тема сегодня на уроке?

ТЕМА НА ЭКРАНЕ “Разделительный мягкий знак”.

Целеполагание

Какие цели мы поставим на уроке?

  • закрепить знание изученных шагов учебной деятельности
  • повторить правила написания слов с Ь
  • развивать внимание, память, речь, мышление

- А каких результатов должны добиться?

  • научиться применять правила правописания с Ь.

3. Актуализация знаний и пробные действия

У. Упр.125

- определите главную мысль стихотворения.

- а где играете вы?

-выпишите в тетрадь, через запятую слова по теме урока.

-кто помнит тему урока?

Фронтальная проверка с появлением слов на доске

- что общего у всех слов? (играть, нельзя несчастья, друзья)

-что вам известно про букву ь?

5.2

Работа с правилом стр.68

- прочитать

Вывод: что вспомнили о ь разделительном знаке?

-где в слове пишется ь разделительный знак? Молодцы

Когда же пишется ь – показатель мягкости согласных? (В конце или в середине слова между двумя согласными, чтобы обозначить мягкость предшествующего согласного звука)

А когда пишется разделительный ь? Откройте учебники на стр. 68 и прочитайте, что говорит вам мудрая тётушка сова

4. Работа с учебником

Ученики читают правило

Учитель: Об этой роли ь в словах мы поговорим сегодня подробнее (на доске схема)

                                             

         Ь  Е Ё Ю Я И

Вывод: буква Ь разделяет согласную и гласную букву, показывая, что при чтении между ними надо сделать паузу. И в этом случае мягкий знак называют РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ. И употребляется он после согласных букв перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

- А что происходит с нашими хитрыми буквами? Сколько звуков они обозначают, когда стоят после Ь?

Дополним нашу схему новой строчкой.

Итак, кто же может рассказать по схеме о новой работе Ь?

ФИЗМИНУТКА

Работа с компьютером. Игра "Укажи лишнее слово"

- С помощью какого устройства вы сейчас управляли компьютером, выполняя задание ? (с пом. МЫШКИ)

- Прочитайте задание к упражнению №126 на стр. 69

Обратите внимание на выделенные слова. Что вы заметили? (Звучат и пишутся одинаково, а значение лексическое у них разное)

- Согласны?

- Объясните лексическое значение 1 слова; второго;

- К какой лексической группе слов относится слово МЫШКА? (к ОМОНИМАМ)

- Согласны?

- Назовите слова с разделительным Ь

КОМПЬЮТЕР

С ПОМОЩЬЮ

- Спишите второе предложение, подчеркните разделительный ь

Рассмотрите картинку и прочитайте слово

- Каком словаре можно посмотреть значение слова? (В ТОЛКОВОМ)

- Откройте словарь и прочитайте о лексическом знач. слова

КОМПЬЮТЕР

- Какую работу выполняет Ь? (разделительный)

- Какие ещё орфограммы помимо разделительного ь? (орфограммы непроверяемых гласных)

- Постарайтесь запомнить, как пишется это слово

- Найдите упражнение №127 на стр.69 у доски

- Прочитайте только выделенные слова

- Подумайте, какое выделенных слов самое “молодое”

Словарная работа ( в два столбика)

воскресенье, октябрь, компьютер, обезьяна,  пальто,  сентябрь

8. Рефлексия учебной деятельности

- Какие цели мы ставили на уроке?

- Достигли?

- Когда пишется разделительный ь?

- Оцените  свои достижения, хорошо ли вы усвоили орфограммы и умеете ли их применять. (смайлики)

- Наш урок подошёл к концу.

- Спасибо!

е  [йэ]

ё  [йо]

ю [йу]

я  [йа]

и  [йи]

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца...

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца...

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 2 класс по теме "Правописание мягкого знака после шипящих"

представлен конспект урока по изучению нового материала по теме "Правописание мягкого знака после шипящих" УМК "Развивающая система Л.В.Занкова" учебник Нечаевой...

Урок русского языка - 2 класс по теме Разделительные Ъ и Ь разделительные знаки.

Технологическая карта урока с отработкой УУД по каждому этапу урока....

Урок русского языка 2 класс "Перенос слов с мягким знаком"

Урок русского языка 2 класс "Перенос слов с мягким знаком"...

открытый урок русского языка 3 класс по теме мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Открытый урок русского языка 3 класс по теме: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" На уроке для повторениия использовалась работа в парах сменного состава.Кроме этого на уроке была фро...

Технологическая карта урока русского языка.3 класс.УМК "Планета Знаний" "Мягкий знак после шипящих"

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс УМК "Планета Знаний" Желтовская...

Карточка по русскому языку 2 класс по теме «Разделительный мягкий знак».

Представленный материал поможет учителю закрепить материал по теме "Разделительный мягкий знак"...