Формирование читательской грамотности у младших школьников
методическая разработка по русскому языку

Бессмертная Наталия Валерьевна

В работе рассмотрена проблема формирования читательской грамотности младших школьников. Представлены определения понятия «читательская грамотность». Описаны и обоснованы условия формирования читательской грамотности младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bessmertnaya_n.v._statya.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 347

Бессмертная Наталия Валерьевна,

Учитель начальных классов МАОУ СОШ №21, г. Калининград

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: В работе рассмотрена проблема формирования читательской грамотности младших школьников. Представлены определения понятия «читательская грамотность». Описаны и обоснованы условия формирования читательской грамотности младших школьников.

Ключевые слова: читательская грамотность, младшие школьники, педагогические условия.

В современном обществе абсолютно каждый человек умеет читать, но что самое главное - умеет общаться, учиться и работать. Сегодня важность чтения художественных текстов очевидна, ведь благодаря этому происходит формирование положительных моральных и волевых качеств. Это особенно важно для младших школьников, чтение способно сформировать их мировоззрение, дать знания об окружающем мире, о сверстниках, о жизни, истории Родины. Кроме того, чтение является базовым умением, которое должны приобрести ученики, однако, не все учащиеся умеют работать с текстом, осознавать прочитанную информацию, иными словами, у них не сформирована читательская грамотность. Однако младшим школьникам компетентность в данной области необходима, поскольку овладение технической и смысловой стороной чтения важно для изучения остальных школьных предметов, а также для формирования мышления в целом[1].

Н.Е. Колгановой были выделены критерии и показатели сформированности читательской грамотности обучающихся:

  • наличие личностного отношения к чтению;
  • умение уточнять позицию автора, ставить вопросы по тексту:
  • умение выделять проблематику читаемого произведения:
  • сформированностъ потребности в чтении:
  • читательская самостоятельность в работе с книгой
  • полноценное восприятие литературного текста:
  • умение формулировать главную мысль и идею произведения:
  • умение находить средства выразительности в тексте:
  • наличие читательского кругозора
  • умение оперировать полученной информацией:
  • наличие навыка чтения (беглость, осознанность, правильность);
  • степень развития умений сотрудничества

Младший школьный возраст считается сензитивным для формирования читательской грамотности, поскольку именно в этот возрастной период активно развиваются познавательные психические процессы, происходит становление читательского интереса, закладываются основы нравственного поведения личности, активно усваиваются нормы и морали, принятые в обществе [2].Это обусловлено самой социальной ситуацией развития личности[3]. Ведущей в этом возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии детей на данном возрастном этапе. Этот возраст характеризуется интенсивным развитием и качественным преобразованием познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением. В учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе[4].

Необходимым для процесса формирования читательской грамотности младших школьников является способность учащихся воспринимать информацию, наличие произвольного внимания, позволяющего изучать материал вне зависимости от его содержания.

Анализ теоретических исследований и собственный опыт работы позволил определить этапы формирования читательской грамотности у младших школьников:

1. Этап подготовки к восприятию произведения. На этом этапе возможно использовать: метод «Ассоциативная цепочка», а также проводиться лексико-семантическая работа. Нужно познакомить детей с изобразительными средствами. Образно-выразительные средства языка (тропы) - это слова и словосочетания, употребляемые в переносном значении. Фигуральность -основная характеристика изобразительно-выразительных средств[5].

В перечень образно-выразительных средств русского языка входят эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, метонимия, синекдоха, гипербола, гротеск, преуменьшение, парафраз, аллегория, ирония, аллюзия, реминисценция, словообразование.

Так, метод ассоциации позволяет систематизировать имеющиеся знания. Например, класс делится на пары. Задается главная тема урока. В связи с темой ученик называет 2 - 3 слова, которые ассоциируются у него с названием темы.

Лексико-семантическая работа позволяет уточнить значение слов, формирует умение употреблять слова в соответствии с их значением в конкретной ситуации.

2. Этапы чтения и анализа произведения. На этих этапах анализируют структуру текста, работают с вопросами для формирования умения извлекать из текста необходимую информацию, выполняют проблемные задания, анализируют структуру текста, делают стилистический анализ, анализ образов.

Важным этапом работы является тщательный анализ содержания произведения, который предполагает объяснение незнакомой лексики, усвоение последовательности событий, установление логических и причинно-следственных связей между эпизодами, поступками героев, выявление мотивов их поведения, характерных черт, эмоционального состояния, взаимоотношений друг с другом, определением главной мысли.

Для осмысления произведений необходимо изучение приемов, используемых в художественных произведениях: обыгрывание многозначных слов, гиперболизация, метафора, эпитеты. Так, например, приемом следует считать эффект недоразумения, когда употребление говорящим слова в одном значении и понимание его слушающим совсем в ином смысле становится причиной комической ситуации.

На этапе работы с текстом также целесообразным является использование приемов «чтение с остановками», «верные и неверные утверждения». Данные приемы позволяют установить обратную связь с учащимися, узнать, что из прочитанного заинтересовало детей, произвело на них большее впечатление, оценить уровень понимания текста[6].

Чтение с пометками, озаглавливание текста формируют умение анализировать полученную информацию, осмысливать её по-новому, анализировать структуру текста, используемые средства выразительности.

Также важно анализировать структуру текста и средства выразительности, использующиеся в тексте. Например, после чтения стихотворения И.П. Токмаковой «В чудной стране» учащиеся должны высказать предположения, с какой целью автор повторяет строки «в чудной стране», а также с каким изученным произведением схоже стихотворение, что их объединяет.

На этапе анализа уместно будет использование метода «читательская конференция», чтение по ролям. Метод «читательская конференция» - это коллективное размышление над книгой, совместные поиски верных решений и ответов. В ней на равных правах участвуют все присутствующие. Каждый вопрос ведущего активизирует мыслительные процессы учащихся, рождает различные предположения, сталкивает мнения.

Использование вышеперечисленных приемов и методов позволяет формировать у младших школьников умение работать с текстом, умение работать во взаимодействии с другими учащимися.

3. На этапах обобщения и рефлексии использовать литературные игры (литературные головоломки, составление кроссвордов, литературные викторины), словесное и графическое иллюстрирование для привлечения интереса к чтению; метод «синквейн» для формирования умения обобщать информацию.

Приемы графического или словесного иллюстрирования способствуют формированию наглядных представлений и образов у учащихся, помогают развивать речь детей. Сущность словесных иллюстраций заключается в создании устных картин на основе прочитанного произведения. Графическими иллюстрациями учащиеся наглядно объясняют или подтверждают текст. С помощью вопросов к иллюстрациям работают над пониманием текста.

Одной из ключевых идей образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), является компетентностный подход, который призван преодолеть разрыв, существующий между знаниями учащихся и умениями их применять для решения жизненных задач, создает условия для овладения учащимися ключевыми компетенциями в литературном и математическом образовании[7]. В настоящее время в ФГОС НОО определено, что формирование читательских умений является обязательным этапом в развитии личности ребенка. Именно читательские умения позволяют достичь необходимый для продолжения дальнейшего образования уровень читательской грамотности, дают представления об особенностях психического развития ребенка[8].

Таким образом, нами были определены методы и приемы работы по формированию читательской компетентности учащихся в соответствии с этапами анализа художественного произведения: «Ассоциативная цепочка», «чтение с пометками», выборочное чтение, «читательская конференция»; литературные игры, «синквейн» и другие.


[1] Иванова Н.П. Педагогические условия формирования читательской грамотности младших школьников // XМеждународный научный журнал «Вестник науки». 2023. №11 (68). С. 584-589.

[2] Гуцу Е.Г., Чилипенок Ю.Ю. Модель внутрикафедрального управления мотивацией преподавателей вуза // Высшее образование в России. 2018. № 12. С. 69-78

[3] Филиппова Е.В., Щукина В.И. Читательская грамотность младших школьников // Социальное развитие в мультикультурном мире. 2023. №2 1. С. 251255

[4] Мацнева И.В. Формирование читательской грамотности младших школьников как требование ФГОС // Пути повышения результативности современных научных исследований. 2022. № 3. С. 106-109.;

[5] Авдеева А.В., Молькова М.В. Формирование читательской компетенции младших школьников // Молодой ученый. 2015. №22. С. 44-46.;

[6] Шабалина О.В., Скрипова Ю.Ю. Комплекс заданий как средство формирования читательской грамотности младших школьников // Функциональная грамотность: новые дидактические решения и методические императивы. 2023. С. 233-242.

[7] Demeneva , Gutsu , Kochetova , Mayasova T. V., Kolesova The implementation of the competence approach in teaching mathematics to primary school children // Opción, Año 34, Especial, 2018. № 15. pp. 798818. URL: (accessed 6 January 2020)

[8] Соболева О.В. Психодидактический подход к формированию читательской компетентности младших школьников: в сб. «Проблемы и перспективы дошкольного начального образования: современный научный поиск». Курск, 2013. С. 124-129.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской грамотности у младших школьников

Читательская грамотность - базовая инструментальная грамотность. Это отправная точка к любой деятельности....

Методические материалы по формированию читательской грамотности у младших школьников.

В материале отражены формы и методы работы по повышению читательской грамотности....

Рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности у младших школьников"

В данных рекомендациях представлены учебно-методические и дидактические материалы по формированию читательской грамотности.   Рекомендации помогут учителям начальных классов в в...

Рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности у младших школьников".

В данных рекомендациях представлены учебно-методические и дидактические материалы по формированию читательской грамотности.   Рекомендации помогут учителям начальных классов в выборе п...

Формирование читательской грамотности у младших школьников

В статье даны  практические советы по формированию читательской грамотности у младших школьников...

Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения

Читательская грамотность-это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые мы , как читатели получаем из ...

Приемы формирования читательской грамотности у младших школьников

Приемы формирования читательской грамотности у младших школьников....