Развитие речи 3 класс
учебно-методическое пособие по русскому языку (3 класс)

Татьяна Анатольевна Косырева

Данная рабочая тетрадь предназначена для начальной школы.

В учебном пособии речевой материал расположен в соответствии с речеведческой теорией для третьего класса. Рубрики "Попробуй свои силы!", "В море слов" и др. помогут младшим школьникам не только усвоить сложные теоретические сведения, но и совершенствовать собственную устную и письменную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_3_klass.docx994.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 1. СЛОВО

Знаем –

         повторим,

не знаем –

            узнаем.

Главное в слове – это его значение. Без значения, без смысла нет настоящих слов.

  1. Как ты понимаешь значение данных слов? Запиши. Проверь себя по словарю.

Совесть – ______________________________________________________

Радость – ______________________________________________________

Жалость – ______________________________________________________

Жестокость – ___________________________________________________

  1. Подумай, почему назвали так, а не иначе. Запиши.

Колокольчик - ___________________________________________________

Подорожник - ___________________________________________________

Сороконожка - __________________________________________________

Ельник - ________________________________________________________

Гвоздика - ______________________________________________________

Муравейник - ____________________________________________________

         Обрати внимание!

Слово имеет одно значение (доброта, дождь, абажур, ваза и др.) и несколько значений (иголка, шишка, пятачок и др.)

  1. Выпиши из толкового словаря значение данных слов. Какие это слова: однозначные  или  многозначные? (Подчеркни).

Акваланг - ______________________________________________________

Астроном - ______________________________________________________

Багрянец - _______________________________________________________

Папирус - _______________________________________________________

Университет - ____________________________________________________

Скафандр - ______________________________________________________

  1. Прочитай. Найди и подчеркни многозначное слово.

Вот шофёр какой чудак:

Он поесть не мог никак.

Потому что спозаранку

Он крутил – вертел баранку.

А зачем крутил – вертел?

Лучше взял бы да и съёл!..

                                                        А. Шибаев

C:\Users\1\Desktop\12.jpg

Почему же шофёр не мог съесть баранку? Сколько значений имеет слово баранка? Выпиши их из толкового словаря.

______________________________________________________________________________________________________________________________

        C:\Users\1\Desktop\0_74798_f4597a0d_orig.pngВ море слов.

        Знаешь, как слово мышцы было образовано от слова мышь?

     Сокращение мускулов напоминало мышь, бегающую под кожей. Так  

     появилось слово мышцы, которое стало синонимом слова мускулы.

  1. Прочитай. Подумай, что общего у моржа – северного животного и моржа – человека? Ответ найди в стихотворении. Подчеркни эти строки.

Я знаком с одним моржом,

Ест он кашу, пьёт боржом;

Очень любим эскимо.

Вместе ходим мы в кино.

Я к моржу домой хожу,

С ним за партою сижу.

Он среди моржей один

Не видал огромных льдин,

Не видал он даже моря.

Этот морж – Морковкин Боря.

Он спортсмен приятель мой,

Он купается зимой.

                                                        А. Стройло

C:\Users\1\Desktop\1654200480_3-flomaster-club-p-morzh-risunok-dlya-detei-krasivo-4.png

  1. Ответь на шуточные вопросы.
  1. Каким ключом нельзя отвернуть гайку?

__________________________________________________________

  1. Какой журавль никогда не летает?

_____________________________________________________________

  1. Какая гусеница не годится для танка?

__________________________________________________________

  1. Какой лук не кладут в суп?

__________________________________________________________

  1. Из какого крана не льётся вода?

__________________________________________________________

Знаем –

         повторим,

не знаем –

            узнаем.

Слова, которые имеют одно и то же значение, - это синонимы.

Слова с противоположным значением – это антонимы.

  1. Вспомни «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Узнай и запиши слова из этой сказки.
  1. Большая рыболовная сеть - _____________________________________,
  2. слово – обращение рыбки к старику - _____________________________,
  3. небольшая светлая комната - ___________________________________,
  4. антоним к слову «простая» - ____________________________________,
  5. антоним к слову «разбитое» - _____________________________________,
  6. синоним к слову «выгода» - ____________________________________,
  7. прозвища, которыми старуха называла старика, - ___________________

____________________________________________________________,

  1. прилагательное к слову «пряник» - ______________________________,
  2. существительное от глагола «выкупить» - _________________________.

  1. Прочитай предложения. Выделенные слова произнеси правильно.
  1. Проект нового здания школы всем понравился. 2) Наш девиз всегда таков: больше дела – меньше слов.

Говори правильно!

         [э]                 [е]

     проект           девиз

                            дефис

  1. Допиши выражения, вставив названия животных.

Голоден, как ______________; нетороплива, как _________________;

хитёр, как _________________; труслив, как ____________________;

нем, как __________________; надут, как _______________________.

  1.  Назови одним словом.
  1. Человек, борющийся за что-либо, - ____________________________,
  2. тот, кто беседует с кем-нибудь, - _______________________________,
  3. музыкант, управляющий оркестром, - __________________________,
  4. тот, кто едет верхом, - _______________________________________,
  5. тот, кто ловит рыбу, - ________________________________________.

        Обрати внимание!

       В русском языке новое значение слов образуется, если предметы, действия или признаки, которые эти слова называют, чем – то похожи друг на друга.

  1.  Соедини слова левого и правого столбиков так, чтобы получились другие слова. Запиши их в третий столбик.

Сено

овод

Банк

ежи

Стол

рот

Зал

глас

Свет

ода

Яр

вал

Воз

очки

Газ

ёлка

Гриб

марка

Хор

он

Чувство

яр

Бор

  1.  Прочитай. Напиши, о каком друге идёт речь в стихотворении?

У меня есть друг надёжный,

Дорогой чудесный друг,

С ним советоваться можно,

Проводить вдвоём досуг. (______________)

                                          О. Фадеева

Говори правильно!

досуг

договор

  1.  В «волшебной цепочке» каждое следующее слово начинается с последней части предыдущего. Все части – это тоже самостоятельные слова. Попробуй составить такую цепочку.

              По – мимо – за – кон – ус – талый.

       _____________________________________________________________

  1.  Найди и подчеркни «лишнее» слово.

1)Чуткий, внимательный, аккуратный.

2)Маленький, гигантский, крошечный.

3)Трусливый, робкий, слабый.

4)Идти, ехать, шагать.

C:\Users\1\Desktop\12.jpg

  1.  Попробуй свои силы!

Перед тобой слова, которые пришли к нам из других языков. Попробуй самостоятельно определить, из какого языка заимствованы эти названия продуктов из муки.

Пампушки - ________________      Кекс - _____________________

Галушки - __________________     Пудинг - ___________________

Галета – ___________________    Вермишель - ________________

Кулич – ____________________     Крендель - __________________

Макароны – _________________   Лаваш - ____________________

Торт - _____________________     Клёцки - ___________________

  1.  Прочитай шуточное стихотворение. Какими словами играет автор? Подчеркни их. Объясни, в чём игра.

Если встречу я в лесу

Настоящую лису,

Я на ёлку покажу

И в лесу лисе скажу:

- Ты, лиса, меня не трогай,

Ты беги своей дорогой.

                                                С. Михалков

C:\Users\1\Desktop\7557.jpg

         Запомни!

Омонимы – это слова – близнецы, которые одинаково произносятся и пишутся, но имеют разный смысл. Например: лук (растение) и лук (оружие).

       Омонимов может быть не только два, а больше.

Например: коса (причёска), коса (сельскохозяйственное орудие) и коса (песчаная отмель).

  1.  Прочитай. Ответь на вопросы.

Храбрая мушка.

Села мушка

На ружьё –

Не спугнуть

Ничем её!

Дали выстрел.

Дали сто.

Всё сидит,

И – хоть бы что…      А. Шибаев

                     

О какой мушке говорится в стихотворении? ______________________

Какую мушку ты ещё знаешь? _________________________________

  1.  Прочитай. Найди и подчеркни в стихотворениях омонимы.

Шёл я с сумкой за плечом,

Вижу бьёт в овраге ключ.

Наклонившись над ключом.

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну.

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду?

                                В. Лившиц

Сев в такси, спросила такса:

- За проезд какая такса?

А водитель:

- Денег с такс

Не берём совсем. Вот так – с!

                                                       Я. Козловский

C:\Users\1\Desktop\12.jpg

Мы сражаться стали,

В ход пустили шашки,

Шашки не из стали,

Мы играли в шашки.

                            Я. Козловский

Смотрит зайка косой,

Как девчонка с косой

За речною косой

Травы косит косой.

                           М. Митрейкин

  1.  Попробуй свои силы!

Попробуй самостоятельно определить значение научных терминов.

Геология – наука о земле.

Океанология – наука об ______________________________________

Минералогия – наука о _______________________________________

Вулканология – наука о _______________________________________

А кинология – наука о кино? Проверь по словарю. Запиши.

Кинология – наука о __________________________________________

  1.  Прочитай. Какое слово первой строки помогает тебе правильно произнести выделенное слово? Подчеркни его.

Вдруг птенчик такой потешный

Вылетает из скворечни,

Кувыркаясь на лету,

Набирает высоту.                   А. Барто

Говори правильно!

[ш]

скворечник

чтобы

что

скучно

  1.  Попробуй свои силы!

Прочитай. Подумай, о каких словах говорится в стихотворении.

     Вы откуда молодцы?

Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность,

Потому не торопись,

Не всегда нужна поспешность,

Ты до смысла доберись.

Наподобие начинки,

Смысл запрятан в серединке.

Схожим лицам вопреки

Мы по смыслу далеки.

                              Я. Козловский

C:\Users\1\Desktop\6a9c7bd0-bcc9-5efe-b04e-a65d5f392c41.jpg

Запомни!

Синонимы – это слова, которые по-разному называют один и тот же предмет (грусть – печаль), один и тот же признак (грустный – печальный), одно и то же действие (грустить – печалиться).

Синонимов в одном ряду может быть два, три и больше.

Например: печальный, невесёлый, грустный.

  1.  Подбери синонимы к словам.

Приятель - ________________________,

противник - _______________________,

солдат - __________________________,

шагать - __________________________,

красный - __________________________,

доктор - __________________________,

Родина - __________________________,

бесконечный - ______________________,

охранять - ________________________.

C:\Users\1\Desktop\1674668918_grizly-club-p-klipart-pero-30.jpg

        Слова для справок: воин, идти, врач, сторожить, алый, враг, друг, Отчизна, бескрайний.

  1.  Прочитай. Подчеркни синонимы, то есть слова с близким значением. Объясни смысл поговорок. Какую роль в них играют синонимы?
  1. Спеши – не спеши, а поторапливайся.
  2. Приятелей много, а друга нет.
  3. Попал из огня да в полымя.
  4. Переливает из пустого в порожнее.

  1.  Прочитай. Исправь ошибки в речи малышей. Запиши правильно.
  1. Я искаю тебя. ___________________________.
  2. Я рисоваю машинку. _______________________

_______________________________________.

Говори правильно!

махать – маши

искать – ищи

рисовать – рисуй

ехать - приезжай

  1.  Подбери синонимы к названиям животных.

Косой - ____________________, косолапый - _______________________,

серый - ___________________, сохатый - ________________________,

рыжая - ______________________.

  1.  Соедини стрелками слова – синонимы:

алфавит

огонь

шалун

чистый

конница

прыгать

бросать

аккуратный

скакать

азбука

пламя

озорник

кавалерия

кидать

C:\Users\1\Desktop\12.jpg

  1.  Вспомни, каких животных мы называем, чтобы охарактеризовать человека. Напиши.

Храбрец- _____________________, задира - _____________________,

хитрец - ______________________, увалень - ______________________, безбилетник - ______________________.

       Обрати внимание!

       Чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свою мысль.

  1.  Допиши окончания слов во множественном числе.

Мытьё ок____,

выпечка торт_____,

пять помидор______,

семь яблок_______,

не хватает блюд_______,

уборка кух________,

много бант________.

Говори правильно!

Р.п.      мн. ч.

банты – бантов

торты – тортов

окна – окон

блюдца – блюдец

кухни – кухонь

Сущ. мечта   не имеет формы Р.п. мн.ч.

  1.  Попробуй свои силы!

Иногда дети вместо компресс говорят  мокрес, вместо  милиционер говорят улиционер, вместо вверх тормашками – вверх кармашками. Попробуй объяснить, почему они так говорят.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Подчеркни «лишнее» слово. Свой выбор объясни.

1) Отличник, пограничник, скворечник.

2) Беспечный, библиотечный, скучный.

C:\Users\1\Desktop\12.jpg

C:\Users\1\Desktop\0_74798_f4597a0d_orig.png  В море слов.

Слово солдат означает «рядовой военнослужащий армии». А произошло оно от названия итальянской монеты сольдо. Наёмник, который получал за военную службу жалованье, назывался сольдато. В русский язык это слово пришло уже через немецкий язык, где оно звучало как зольдат.

  1.  Прочитай. Перепиши предложения, заменив выделенное слово наиболее точным синонимом из скобок.
  1. Несмелая (робкая, грустная, трусливая, маленькая, боязливая) воробьиха-мать не успела остановить воробышка.

_______________________________________________________________________________________________________________________

  1. Воробей сорвался с ветки и помчался к большой (крупной, огромной, громадной, обширной, ветвистой, пушистой) рябине с дуплом.

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Подбери к словам синонимы, используя слова для справок.

Старый - __________________________________________________

Весёлый - __________________________________________________

Длинная - __________________________________________________

Прилежный - _______________________________________________

Белое - ____________________________________________________

Тяжёлая - _________________________________________________

Далёкое - ___________________________________________________

Храбрая - __________________________________________________

Сладкий - ____________________________________________________

Слова для справок: оживлённый, радостный, грузная, старательный, смелая, дряхлый, ветхий, долгая, дальнее, молочное, белоснежное, сахарный, мужественная.

  1.  Прочитай.Поставь ударение в выделенном слове.

- А у нас в квартире газ!

- А у вас?

- А у нас водопровод! Вот!

                                              С. Михалков

Говори правильно!

водопровод

газопровод

нефтепровод

мусоропровод

  1.  Прочитай. Подчеркни только те синонимы, которые отражают чувства говорящего. Свой выбор обоснуй.

Разговор, болтовня, беседа; долговязый, высокий; глаза, очи; обскакать, обойти, перегнать; медленный, черепаший.

  1.  Прочитай. Дай определение словам каждой группы.
  1. Умный, мудрый, светлая голова, башковитый, головастый, семи пядей во лбу, ума палата – это

_________________________.

  1. Добрый – злой,

слабый – сильный,

умный – глупый,

весёлый – грустный.

Это _____________________.

C:\Users\1\Desktop\6a9c7bd0-bcc9-5efe-b04e-a65d5f392c41.jpg

            Обрати внимание!

   Антонимы обычно употребляются в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть противоположность.

            Не у всех слов русского языка есть слова с противоположным значением. Например: корова, карандаш.

  1.  Подбери антонимы к словам.

Справа - _________________, зима - _______________________,

бедность - ____________________, здесь - _____________________,

светлый - ____________________, восход - ______________________,

жарко - _____________________, всегда - ________________________.

  1.  Прочитай. Правильно произнеси выделенные слова.

Мишка топал, баловался,

Лёгкий мостик зашатался…

                                  З. Александрова

Звери Ванюшу так ласково любят,

Звери балуют его и голубят.

                                                  К. Чуковский

Говори правильно!

баловать

балую

балуют

балованный

  1.  Запиши антонимы, распределив их по группам.

Ранний – поздний, широкий – узкий, белый – чёрный, тогда – теперь, яркий – тусклый, короткий – длинный, утро – вечер, высокий – низкий, жара – холод, близко – далеко, горячий – холодный, подземный – надземный, бледный – румяный, вверх – вниз, нагреть – остудить.

  1. Время: ____________________________________________________

__________________________________________________________

  1. Цвет: ____________________________________________________

__________________________________________________________

  1. Размер: ___________________________________________________

__________________________________________________________

  1. Температура: ______________________________________________

____________________________________________________________

  1. Место: ___________________________________________________

_____________________________________________________________

  1.  Вставь пропущенные слова – антонимы.

Ручейку говорила река:

- Ты узок, а я _____________________.

Ты мелок, а я _____________________.

Об одном позабыла река –

Что она началась с ручейка.

                                                                В. Данько

C:\Users\1\Desktop\6619.jpg

                   Обрати внимание!

      Многозначные слова могут иметь несколько антонимов.

 Например: лёгкая (ноша) – тяжёлая,

лёгкая (задача) – трудная,

лёгкая (походка) – грузная,

лёгкий (мороз) – сильный,

лёгкая (музыка) – серьёзная.

  1.  Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, образовались названия многих птиц. Догадайся, кто как подаёт голос. Запиши.

____________________________ - называет себя тетерев.

____________________________ - посвистывает синица.

____________________________ - возмущается дрозд.

____________________________ - представляет грач.

Слова для справок: «Синь – синь – синь!», «Тер – тер!», «Гра – гра!», «Дро – тро!»

Тема 2. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Знаем –

         повторим,

не знаем –

            узнаем.

     Словосочетание – это слова, связанные по смыслу и грамматически.

  1. Прочитай. Что надо сделать, чтобы слова превратились в словосочетания? Запиши полученные словосочетания.

Таинственная, остров – _____________________________________________;

белокаменное, Москва – ____________________________________________;

зелёный, лугом – __________________________________________________;

туманный, ответа – ________________________________________________.

  1. Прочитай словосочетания. Обозначь значком х главное слово. Поставь вопрос к зависимому слову.

             х              на что?

Ложились  на  траву; шёл  медленно; синяя  даль; зашумели  у  опушки;

страницы  учебника.

  1. Составь и запиши три словосочетания, используя любые из данных слов.

Жёлтый, крыжовник, родничок, камыш, говорливый, карандаш, высокий, сладкий. _______________________________________________________

______________________________________________________________

  1. Прочитай. Используя слова в скобках, составь словосочетания, которые имели бы образное значение. Запиши полученные словосочетания.

Мелкий (почерк, дождь, интересы).

Мягкий (пирог, свет, характер, вода).

Лёгкий (свёрток, задача, ветерок).

Твёрдый (камень, орех, воля).

______________________________________________________________________________________________________________________________

        

  1. Вспомни и запиши три словосочетания из любых сказок А.С. Пушкина.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Попробуй свои силы!

Проведи своё исследование. Объясни, от каких слов произошли названия оттенков цвета.

Розовый - _____________________________

Сиреневый - ___________________________

Песочный - ____________________________

Кофейный - ___________________________

Малиновый - __________________________

C:\Users\1\Desktop\e5f4349b3d4b343c04b1d8f4c984f312-800x.jpg

C:\Users\1\Desktop\0_74798_f4597a0d_orig.png  В море слов.

          Астра – греческое слово, которое означает «звезда». Посмотри на цветок астры – его лепестки действительно похожи на лучи звезды.

  1. Прочитай. Замени словосочетания словами, близкими по смыслу. Подчеркни в них удвоенные согласные.

Больничный лист - ___________________________

Скорый поезд - ______________________________

Обучение животных - _________________________

Асфальтированная дорога - ____________________

Слова для справок: шоссе, экспресс, дрессировка, бюллетень.

  1. Составь словосочетания со словом доска. При необходимости используй предлоги.

Чистая - ________________________

писать - ________________________

стоять - ________________________

стереть - ________________________

смотреть - ______________________

отойти - ________________________

Поставь ударение в выделенных словах.

Говори правильно!

доска

у доски

на доске

НО

доски

доску

на доску

Нужные работники –

Столяры и плотники!

Сработать мебель мудрено:

Сначала мы берём бревно

И пилим доски,

Длинные и плоские.

Эти доски вот так

Зажимает стол – верстак.

                                В. Маяковский

C:\Users\1\Desktop\fox-95.png

  1. Прочитай. Выпиши из каждого предложения все словосочетания. В скобках запиши вопрос, который ты ставишь от главного слова к зависимому.
  1. Запели в роще ранние птицы.

___________________________________________________________________________________________________________________________

  1. На траве и кустах заблестели капельки росы.

___________________________________________________________________________________________________________________________

       Обрати внимание!

       В русском языке есть не только слова – близнецы (омонимы), но и выражения - близнецы.

Например: Эта деревня не за горами, а за лесом.

                  Весна уже не за горами.

  1.  Придумай по два предложения с устойчивыми выражениями – омонимами прикусить язык, заварить кашу, куры не клюют.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Подумай, как правильно составить словосочетания из слов. Запиши что получилось.

Семь, семеро (козлята)

Два, двое (яблоки)

Три, трое (котята)

Четыре, четверо (сутки)

Шесть, шестеро (апельсины)

Говори правильно!

двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро

суток, котят,

козлят, братьев

________________________________________________________________________________________________________________________________

        Обрати внимание!

       Устойчивые обороты, как и слова, могут иметь синонимы и антонимы.

Например: Дать нагоняй – намылить шею (ругать). В двух шагах (близко) – за тридевять земель (далеко).

  1.  Угадай и запиши, из каких сказок в нашей речи появились такие устойчивые обороты. Устно объясни их современное значение.
  1. По щучьему велению - __________________________________________
  2. Рожки да ножки - _____________________________________________
  3. Битый небитого везёт - _________________________________________
  4. Кому корешки, а кому вершки - __________________________________

____________________________________________________________

  1. Встань передо мной, как лист перед травой - ________________________

____________________________________________________________

  1.  Замени устойчивые обороты словом - синонимом. С помощью фразеологического словаря объясни значение выделенных выражений.

Попасть впросак - ______________________________________________,

разделать под орех - __________________________________________, сложить голову - ______________________________________________, бить баклуши - _______________________________________________.

  1.  Соедини стрелками устойчивые обороты, противоположные по смыслу, то есть антонимы.

Сложа руки

В один голос

Как из-под земли вырос

Брать себя в руки

Первым делом

В лучшем случае

Через час по чайной ложке

Как сквозь землю провалился

Не покладая рук

На худой конец

Кто в лес, кто по дрова

Выходить из себя

  1.  Дополни строчки. Поставь ударение в выделенных словах.

Диалог – разговор _____________.

Монолог – речь, обращённая

_____________________________.

Полилог – разговор между несколькими лицами.

Говори правильно!

диалог

монолог

полилог

C:\Users\1\Desktop\0_74798_f4597a0d_orig.png  В море слов.

          В давние времена палец назывался перстом. От этого забытого теперь слова и было образовано название перчатка. Корень перст- спрятался также в словах напёрсток, перстень. Ведь эти предметы тоже надевают на пальцы.

  1.  Замени выражения одним словом, отвечающим на вопрос как?

Капля в море - ________________, рукой подать - __________________, всей душой - _________________, в темпе - _______________________, как дома - ___________________, как по маслу - ___________________, битый час- __________________, шаг за шагом - ___________________, без сучка и задоринки - ________________________________________.

  1.  Подчеркни устойчивые обороты. Объясни их смысл.

Вешать можно на гвоздь

Полотенце и трость,

Лампу, плащ или шапку,

И верёвку, и тряпку…

Но никогда и нигде

Не вешайте носа в беде!

                                     Ю. Коринец

Оказался молодцом,

Смог осилить ношу –

Не ударил в грязь лицом

И не сел в галошу.

                                    АА. Шибаев

  1.  Попробуй свои силы!

Прочитай. Сравни данные слова. Выдели в них корень. Попробуй объяснить, что в старину означало слово город.

Город, городить, ограда, огород

Слово «город» в старину означало _________________________________

____________________________________________________________

        Обратите внимание!

      Устойчивые обороты, как и слова, могут быть многозначными.

Например: во всю мощь – 1) очень быстро,

                                            2) очень громко.

  1.  Запиши различные значения устойчивых оборотов. При необходимости обратись к словарю.

В один голос – 1) _____________________________,

                          2) _____________________________.

Сходить с ума - 1) _____________________________,

                          2) _____________________________.

  1.  К данным выражениям в левой колонке подбери синонимы из колонки справа и соедини их стрелкой.

Золотые руки

Закрывать глаза

Плечом к плечу

Один на один

с глазу на глаз

смотреть сквозь пальцы

мастер на все руки

бок о бок

      Запомни!

      В устойчивых оборотах нельзя заменять одно слово другим, переставлять слова.

Например: мокрая курица, но не курица мокрая, или птица мокрая

  1.  Прочитай. Найди и подчеркни устойчивые выражения.

За домом едва пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой – засучив рукава.

                                          В. Викторов

C:\Users\1\Desktop\886616_3.png

  1.  Попробуй свои силы!

Исправь ошибки в речи малышей – дошкольников. Запиши правильный вариант.

  1. Твои глаза в мои бы не смотрели. ______________________________

_________________________________________________________

  1. Ловить воробьёв - __________________________________________
  2. В землю провалился - _______________________________________
  3. Покраснел как индюк - ______________________________________

Тема 3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Знаем –

         повторим,

не знаем –

            узнаем.

     Составляя предложение, нужно не просто приставлять слова друг к другу, а подумать: о чём хочешь сказать, какие слова выбрать, как лучше их расположить.

Предложение бывает:

по цели высказывания

- повествовательное

- вопросительное

- побудительное

по интонации

- восклицательное

- невосклицательное

  1. Прочитай. В конце каждого предложения вставь подходящее выражение.
  1. Мы долго спорили и, наконец, ________________

________________________.

  1. Ручеёк высох, деревья засохли, и люди начали _____________________________.

C:\Users\1\Desktop\fox-95.png

3) Мне было очень стыдно за тебя, я _______________________________

____________________________________________.

Слова для справок: не знал, куда глаза девать; бить тревогу; находить общий язык.

  1. Прочитай и сравни предложения.

а) Подчеркни предложение, в котором известен результат.

Я четыре года училась грамматике.

Я за четыре года научилась грамматике.

б) Подчеркни предложение, из которого ясно, что выстрел получился нечаянно.

Мальчик натянул рогатку и выстрелил.

Мальчик натягивал рогатку и выстрелил.

в) Подчеркни предложение неясное по мысли, двусмысленное.

Яркие краски утомляют глаза.

Глаза утомляют яркие краски.

Глаза яркие краски утомляют.

  1. Прочитай. Замени цифры буквами и запиши предложение.

Прежде чем вся 7я сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеёнку.

______________________________________________________________________________________________________________________________

      Обрати внимание!

      В вопросительных предложениях часто используются специальные вопросительные слова: кто, что, какой, как, зачем, почему, где, когда и др. Именно они подсказывают, о чём говорить в ответе.

  1. Прочитай вопросы и подчеркни слова, которые ты выделяешь голосом. Запиши ответы.
  1. Почему многие птицы улетают на юг?

___________________________________________________________

  1. Куда на зиму прячутся насекомые?

____________________________________________________________

  1. Когда распускаются первые листья?

_____________________________________________________________

  1. Попробуй свои силы!

Ты знаешь, что такое викторина? Посмотри в толковом словаре точное значение этого слова. Составь 3 вопроса для викторины. Но сначала подумай, что хочешь спросить, нужны ли тебе вопросительные слова.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Запомни!

      Ошибки, которые снижают точность, ясность, выразительность и образность речи, называются стилистическими.

  1. Прочитай. Подумай, какое слово или выражение искажает смысл предложения, подчеркни его. Исправь стилистические ошибки, пользуясь словами для справок. Запиши исправленные предложения.
  1. Дыхание больного стало отрывистым.

__________________________________________________________

  1. Останки пищи старушка бережно спрятала.

__________________________________________________________

  1. Собака с жалким воем бросилась под ноги хозяйке.

_____________________________________________________________

  1. Бабушке подарили шкатулку самодельной работы.

____________________________________________________________

Слова для справок: ручной, остатки, жалобным, прерывистым

  1. Попробуй свои силы!

Восстанови пословицы, используя антонимы.

  1. ____________ дело лучше _________________ безделья.
  2. ______________ пенёк опрокидывает __________________ воз.
  3. ______________ дерево выросло из __________________ семени.
  4. Кошке ______________, а мышке _____________________.

     Запомни!

     Предложение с одной грамматической основой называется простым. А предложение с двумя или более грамматическими основами называется сложным.

  1.  Прочитай текст. Сколько в нём предложений. ______________

Пруд будто дымится. Его гладь покрывается туманом. На востоке медленно загорается заря, небо светлеет.

Подчеркни предложение, состоящее из двух простых предложений. Обрати внимание, с какой интонацией они произносятся. Подумай, почему два простых предложения объединены в одно.

     Запомни!

     Предложения, которые выражают одну законченную мысль, называются простыми.

     Предложения, которые состоят из нескольких простых предложений, называются сложными.

  1.  Прочитай. Определи, простые это предложения или сложные. Для этого подчеркни простые предложения, составляющие сложное, карандашами разного цвета.
  1. Каштанка бросилась к коту, кот ударил собаку лапой, а гусь долбанул её клювом.
  2. Послышался громкий сердитый голос, и в комнату вошёл вчерашний незнакомец.
  3. Каштанка взвизгнула от восторга, но в это время старый кот зевнул, потерял равновесие и свалился с гуся, а Иван Иванович свалился со свиньи.

Это предложения _____________________________, так как _________________________________________________________.

Запомни!

Между простыми предложениями, составляющими сложное, в устной речи делается пауза, которая на письме обозначается запятой.

  1.  Попробуй свои силы!

Тебе не раз приходилось слышать поговорку «Куй железо, пока горячо». Она означает «не откладывай задуманное дело, действуй, пока есть для этого условия». Составь краткий рассказ, в котором ты бы мог использовать эту поговорку.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Прочитай. Объясни смысл пословиц и поговорок. Расставь недостающие знаки препинания.
  1. Лето собирает зима подбирает.
  2. Мир красен солнцем а человек знанием.
  3. Скоро сказка сказывается да не скоро дело делается.
  4. Долог день до вечера коли делать нечего.
  5. Хочется есть да не хочется лезть.

  1.  Прочитай. В скобках укажи, простое предложение или сложное.
  1. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. (_________________)
  2. Счастье в воздухе не вьётся, а руками достаётся. (_________________)
  3. Летом ласточка день начинает, а соловей кончает. (________________)
  4. Рыба видит приманку, а не крючок. (___________________)

  1.  Каждое из начатых предложений продолжи так, чтобы получились сложные предложения.
  1. Море бушует, и ____________________________________________.
  2. Солнце поднялось, но _______________________________________.
  3. В утреннем небе звенят жаворонки, а над пашнями ________________

_________________________________________________________.

C:\Users\1\Desktop\0_74798_f4597a0d_orig.png  В море слов.

          Около двухсот лет назад попали в Европу из Южной Америки красивые цветы георгины. Название своё георгины получили в честь работавшего в России учёного-ботаника И.И. Георги.

  1.  Наверное ты заметил, что с помощью пословиц можно дать самую точную и меткую характеристику человеку. Напиши, о каком человеке так говорят.
  1. (О __________________): Словами туда и сюда, а делами никуда.
  2. (О ________________________): У него семь пятниц на неделе.
  3. (О ___________________): Рубашка беленька, да душа серенька.

  1.  Соедини начало и конец пословицы.

На словах и так и сяк,

Не храбрись словом,

Щедр на слова,

да скуп на дела.

а на делах никак.

покажись делом.

  1.  Вставь слова, подходящие по составу. Отгадай, какая пословица здесь написана.

       

Без  ________а     не  _________ишь   и  _______у   из   ________а  .

  1.  Прочитай. Вспомни и допиши окончание пословиц. Подумай, какой темой можно их объединить.
  1. Дерево ценят по плодам, а человека ___________________________.
  2. Недаром говорится, что дело _________________________________.
  3. Что посеешь, ________________________________________________.
  4. Землю солнце красит, а человека ______________________________.

  1.  Прочитай. Подумай, что здесь не на своём месте. Запиши пословицы правильно.
  1. Не зная броду, век учись. 2) Где пруд, не суйся в воду. 3) Век живи, один ответ. 4) Семь бед, там и лягушки.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Допиши предложения так, чтобы они выражали законченную мысль.
  1. У меня язык не поворачивается _________________________________

__________________________________________________________.

  1. Сегодня Женя готова была сквозь землю провалиться: _____________

__________________________________________________________.

  1. Он сгорал от стыда за _______________________________________.

  1.  Попробуй свои силы!     Исследуй, как получились фамилии.

Иван сын рыбака     Иван рыбак – ов      Иван Рыбаков

Пётр сын сапожника     ___________________________________________

____________________________________________________________

Иван живёт у Волги     __________________________________________

______________________________________________________________

        Какое происхождение у твоей фамилии? Запиши.

___________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Отгадай загадки. Нарисуй отгадки. Составь предложения, используя отгадки.
  1. Не птица, а с крыльями,

Над цветами летает,

Медок собирает.

              ___________________

  1. Течёт, течёт –

                 не вытечет,

Бежит, бежит –

                 не выбежит.

                __________________

  1. Стоит красавица

                      на поляне

В зелёном полушалке,

В белом сарафане.

                __________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

C:\Users\1\Desktop\0_74798_f4597a0d_orig.png  В море слов.

          Автобус – это автомобиль для перевозки пассажиров. Слово автомобиль пришло к нам из французского языка, а слово автобус – из немецкого. Первая часть в этих словах авто-, что значит «самоходный, самодвижущийся».

C:\Users\1\Desktop\0_74798_f4597a0d_orig.png  В море слов.

          Вертолёт – это собственно русское слово. Оно произошло из слов вертеть и летать по модели «самолёт». Вертолёт был назван вращающемуся при полёте винту.

C:\Users\1\Desktop\0_74798_f4597a0d_orig.png  В море слов.

          В русском языке есть два слова, обозначающие один предмет: чело и лоб. Раньше чело обозначало «верх, возвышение». Затем так стали называть лоб. Вот почему пряди волос, спускающиеся на лоб, называют чёлкой.

Тема 4. ТЕКСТ

Знаем –

         повторим,

не знаем –

            узнаем.

     Текст хороший, если:

  1. понятна его тема (о чём);
  2. ясна главная мысль (что хочет сказать автор);
  3. каждое предложение вносит что-то новое (добавляет, объясняет, уточняет).

         Запомни!

        Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

       Основные средства связи предложений в тексте:

порядок предложений;

порядок слов в предложениях;

интонация.

       Предложения в тексте могут сцепляться при помощи повторяющихся слов, местоимений или слов, близких по значению (синонимов, слов – заменителей).

      Наиболее важные по смыслу слова, словосочетания, а иногда и предложения в устной речи выделяются усилением голоса – логическим ударением.

      Текст можно узнать по его признакам:

заголовок,

зачин (начальное предложение текста),

опорные (ключевые) слова и предложения,

тема, основная мысль,

концовка (завершающее предложение).

Соловей и хомяк.

     Сел соловей на дерево и запел:

Тью-ить, тью-ить,

Пора гнездо вить!

     В это время из норы на белый свет вылез хомяк. Живёт-то он без оконца, не видит красного солнца. Соловей увидал хомяка и подумал: какая поганая птица, - не летает, червячков не клюёт, не поёт, тью-ить, тью-ить!

    Хомяк удивился, кто это поёт, когда работа идёт. Увидел соловья и подумал: какой поганый хомяк – ходы не роет, зёрна за щёку не кладёт, не пыхтит, пых-пых!

    Подумал так хомяк и залез в нору, а соловей улетел.

                                                                           Г. Науменко

- заголовок

- зачин

- развитие мысли

- концовка

  1. Прочитай текст.

Горох и бобы.

     Горох, глядя на бобы, смеялся:

     - Да какие же они толстёшенькие! Да низёшенькие! Да зеленёшенькие! Ох-хо-хо-хо-хо…

     Хохотал, надулся, ногой топнул да и лопнул.

                                                                                                         Г. Науменко

Ответь на вопросы: 1) Ясна ли главная мысль? 2) Что хочет сказать автор? Сформулируй тему текста.

_______________________________________________________________

Обрати внимание!

Признаки текста:

  • тема                                        Все предложения объединены одной
  • основная мысль                    темой, главной мыслью.
  • Заголовок                              Текст можно озаглавить.
  • опорные слова                       По ключевым словам можно

                                                 восстановить текст, понять тему.

  • абзац                                       1) Красная строка.

                                                 2) Часть текста от одного отступа до

                                                      другого.

  1. Прочитай текст.

Март.

        Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. На снегах тени как синие молнии. Голубая даль, перелески, голубые канавы. Первые голубые лужи и последние голубые сосульки. А на горизонте – синяя полоска далёкого леса.

        Весь мир голубой!

                                                                                                          Н. Сладков

Подчеркни предложение, которое вводит нас в текст. Найди и подчеркни последнее предложение. Что оно показывает?

_____________________________________________________________

       Обрати внимание!

       Первое предложение в тексте особое. Оно как бы открывает дверь в текст, помогает войти и познакомиться с темой.

       В следующих предложениях тема и главная мысль раскрываются.

       Последнее предложение тоже особое. Оно обычно показывает: развитие мысли кончилось.

  1. Дано название текста и первое предложение. Придумай, что могло произойти, и запиши текст.

«Вот так поиграли!»

        Однажды мы с другом играли в прятки…

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь, получился ли у тебя хороший текст.

Типы речи

Описание                              Повествование                      Рассуждение

 Какой?                                Что произошло?                      Почему?

  1. предмета
  2. места                   человека
  3. состояния            среды

  1. Прочитай. Определи тип речи. Придумай название к тексту.

_________________________________________

        Давно я дознавался, почему зябликов зябликами зовут…

Этим летом я, кажется, эту загадку разгадал.

Шёл я по лесной тропинке, слышу – зяблик гремит! Здорово поёт…

Тут вдруг тучка наплыла на солнце; тень накрыла лес. И зяблик сразу сник. Нахохлился, насупился, нос повесил. Сидит недовольный и уныло так произносит: «Тр-р-р-р-рю, тр-р-р-ю». Будто у него от холода «зуб на зуб не попадает».

Вот почему зяблик стал зябликом!

                                                                                      По Н. Сладкову

        Сделай вывод.

        Тип речи _______________________________, так как ________________

____________________________________________________________

                   Стили речи

                                                                                Научный

Разговорный              Книжные                        Деловой

                                                                                Художественный

                                                                                Публицистический

       Запомни!

       Отбор языковых средств в зависимости от условий и целей общения называют стилем речи.

  1. Прочитай. Определи тему данных текстов. Значком         отметь текст, который можно использовать в домашней обстановке.
  1. С раннего утра моросил мелкий дождик. Небо то всё заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая.
  2. В Москве и Московской области сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днём 13-15 градусов.
  3. Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и не очень тепло.

Тема текста: __________________________________________________

Стили речи: 1) ______________________, 2) _______________________,  

                    3) _________________________________.

  1. Прочитай. Определи тип и стиль речи. Придумай название к этому тексту.

_________________________________________

        Лес в полном смысле звенел. Я узнавал тонкий свист синиц, клацанье дроздов, тревожные переклики сорок. Стройная, изящная птичка сидела на верхушке молодой ели, на её светлом вертикальном побеге, и заливалась так самозабвенно, что подпустила меня вплотную. А когда, наконец, заметила меня, то перелетела на соседнюю ёлочку, опять на самую маковку. Жаль, я не знал, что это за птичка.

                                                                                                                 Ю. Нагибин

Тип речи: __________________________________________.

Стиль речи: ________________________________________.

  1. В зависимости от задачи (цели) высказывания мы говорим по-разному. Допиши предложения.
  1. Когда мы делимся своими мыслями, чувствами, мы пользуемся ____________________________ стилем речи.
  2. Сообщаем научные сведения, объясняем факты с помощью ____________________________ стиля речи.
  3. Если рисуем словами какую-то картину, то используем _____________________________ стиль речи.
  4. Когда пишем заметку в газету обращаемся к _____________________________ стилю речи.

Слова для справок: художественный, разговорный, научный, публицистический.

  1. Прочитай. Определи, к какому стилю речи относятся высказывания: разговорному, художественному или научному.
  1. Вдруг рванул ветер, и с такой силой, что едва не выхватил у Егорушки узелок. Ветер со свистом пронёсся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травой такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колёс.                                                       По А.П. Чехову

Стиль речи: _____________________________

  1. – Ну и ветер! Поднимает такую пыль, что не видно ничего.

- Да, такого ветра давно не было.

Стиль речи: ______________________________

  1. Ветер – это движение воздуха в атмосфере. Ветер характеризуется скоростью и направлением. Направление ветра показывается флюгером, выражается в градусах.

Стиль речи: ____________________________

  1. Сравни выражения правого и левого столбика. Подчеркни те из них, которые неуместно употреблять в разговоре со взрослыми (соседями, учителями, знакомыми и т.д.)

                Пока!                               До свидания!

                Привет!                           Доброе утро!

  1.  Опиши какое-нибудь животное, которое ты хорошо знаешь, за которым наблюдал (собаку, кошку, птицу и др.). Опиши его внешний вид и повадки (как ест, спит, играет). С самого начала определи основную мысль своего описания и стиль (научный или художественный). Подбери заголовок.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Умеешь ли ты приготовить себе какую-нибудь еду, когда мамы нет дома? Выбери простой рецепт. Уточни, какие продукты нужны для его приготовления, порядок действий. В книге кулинарных рецептов посмотри слова, предложения, которые используются в таких советах. Напиши свой рецепт. Озаглавь его. К какому стилю речи относится данный текст?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стиль речи: _________________________________________________

  1.  Напиши сочинение – описание на тему «Первый снег». Постарайся не только описать, каким ты его увидел, но и передать свои чувства от встречи с первым снегом.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Пользуясь учебником русского языка, составь научный текст об имени существительном как части речи. Приведи свои примеры существительных.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Прочитай текст выразительно. Составь и запиши план текста. Расскажи текст по своему плану.

Загадка леса.

        За рекой росли одни ёлки. Вдруг среди ёлок появились дубки. А дубы отсюда далеко растут. Не могли же с ветром жёлуди прилететь? Кто же их сажает здесь?

        Раз шёл я с охоты, смотрю: мимо меня низко-низко пролетела сойка. Я спрятался за дерево и стал за ней подглядывать. Сойка что-то спрятала под трухлявый пень и осмотрелась: не увидел ли кто? Потом она полетела к речке. Я подошёл к пню, а между корнями в ямке лежат два жёлудя: сойка спрятала их на зиму.

        Так вот откуда молодые дубки появились среди ёлок! Сойка спрячет жёлудь, потом забудет, где спрятала, он и прорастает.

                                                                                                                                             По Г. Снегирёву

                                      План.

  1. _______________________________________
  2. _______________________________________
  3. _______________________________________

  1.  Прочитай. Значком          отметь текст, в котором автор рисует яркую картину, то есть текст художественного стиля.

Сказочно красив подмосковный лес зимой. Всё белым-бело. Лапы елей в белых варежках. Маленькие ёлочки, как дети. С головой закутаны в пушистые снеговые шубки, опушена инеем каждая былинка, каждая веточка.                                                                              З. Воскресенская

Большинство лиственных деревьев и кустарников на зиму сбрасывают листья. С зелёными листьями зимуют хвойные растения. Сохраняют на зиму зелёные листья и некоторые растения под снегом. Снег защищает растения от морозов.                (Из учебника природоведения)

  1.  Оглянись вокруг. Выбери предмет, который тебе хотелось бы нарисовать. Попробуй «нарисовать» его словами. Постарайся найти яркие, точные слова, используй сравнения (как, как будто, словно, похож).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Перед тобой отрывок из сочинения ученика 3 класса. В каком стиле задумано сочинение? Сделай этот текст лучше, выразительнее. Используй яркие определения, образные сравнения.

Пришла весна. Всё опять ожило. Начали цвести цветы. Распустились черёмуха и сирень. Зацвели плодовые деревья.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Прочитай тексты. Сравни их и ответь на вопросы.
  1. Пеликаны не могут нырять. Почему? Это связано с особым строем костей и наличием подкожных воздушных мешков.
  2. На чёрной воде плавала громадная птица. Оперение её переливалось лимонным и розовым цветами. К голове был, как будто приклеен клюв с кожаным красным мешком.                               По К. Паустовскому
  3. Пеликан поспешно вылез на берег и приковылял к нашему привалу. Тут он увидел рыбу, разинул клюв, щёлкнул им с деревянным стуком, крикнул «дэк» и начал отчаянно бить крыльями и притопывать утиной лапой.                                                                      По К. Паустовскому

а) Об одном ли предмете идёт речь в текстах? _____________________________

б) К какому типу текста относится каждый отрывок?

1)_________________________________

2)_________________________________

3)_________________________________

C:\Users\1\Desktop\1676692674_gas-kvas-com-p-pelikan-detskie-risunki-48.jpg

  1.  Объясни письменно правописание слова прелестный. Каким типом текста ты воспользуешься (описанием, рассуждением, повествованием)? Свой выбор обоснуй.

______________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Попробуй свои силы!

Ты любишь отгадывать загадки? А хочешь научиться их сочинять? Для этого вспомни:

  1. называется ли в загадке предмет, о котором она придумана;
  2. назван ли другой предмет на него похожий;
  3. указаны ли в загадке признаки, по которым можно догадаться, о чём идёт речь.

Придумай загадку о кошке (но только свою!)

____________________________________________________________________________________________________________________________

Сочини загадки о предметах, изображённых на картинках.

                C:\Users\1\Desktop\1.jpg                C:\Users\1\Desktop\1614586476_13-p-mak-na-belom-fone-16.png                  C:\Users\1\Desktop\2.png

        

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Прочитай. Сравни тексты. К какому стилю и типу речи они относятся? Почему ты так считаешь? Дай полный ответ, используя выражения я думаю, я считаю, мне кажется, на мой взгляд, по-моему.
  1. Грибы – опёнки растут целыми семьями, толпами. И все будто в солнечном загаре, будто в весёлых веснушках. Края шляпок растрескались и завиваются колечком.                    По Э. Шиму

________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Окраска опёнка осеннего желтовато-серая или грязно-коричневая, к середине шляпки более тёмная. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основанию светло-серая, иногда коричневая.                        По Ф. Федяеву

C:\Users\1\Desktop\plakat_tvorcheskii_centr_sfera_gribopyata_1.jpg

            ____________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Прочитай темы сочинений. В скобках напиши, какой тип речи (описание, повествование, рассуждение) можно использовать для раскрытия каждой темы.
  1. Зачем тебе нужна собака? (_______________________________)
  2. Моя собака Тузик. (__________________________________)
  3. Однажды на прогулке с собакой. (_____________________________)

  1.  Прочитай. Найди в тексте составные части и подчеркни: зачин – красным карандашом, развитие мысли – синим, концовку – зелёным.

        Был конец ноября – самое грустное время в деревне. Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле. Тёмная вода хлестала в окна. Дороги размыло. Вот уже больше недели, как никто нас не навещал.

                                         По К. Паустовскому

C:\Users\1\Desktop\vector-a-cat-sleeping-on-the-sofa.jpg

  1.  Прочитай текст. Озаглавь его. Определи тип и стиль речи.

________________________________________

На ветках сухой макушки старой сосны друг против друга, помахивая хвостиками, сидели две птички.

Они вели какой-то, только им понятный, сердечный разговор.

И вдруг, заметив меня, одна птичка камнем упала с макушки, за ней — другая.

Они улетели в более укромное место. Подальше от посторонних глаз: третий лишний.

Из берёзовой рощи вновь раздался их птичий разговор. 

                                                                                    В. Павлов

_____________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Прочитай. Найди речевые ошибки. Исправь их, используя слова-заменители. Подумай, какие слова можно просто исключить из описания. Запиши исправленный текст.

Пушок был чёрный, пушистый, а лапки у Пушка были белые. Хвост у Пушка на кончике тоже был беленький, будто в мелу испачкан. Глаза у Пушка были зелёные, а зрачки были узкие-узкие.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Опиши, как вы наряжали ёлку под Новый год. Чтобы подчеркнуть последовательность действий, используй слова и выражения, обозначающие время: сначала, затем, потом, после этого, немного погодя, позже, через некоторое время, позднее, дальше, тут, наконец и другие.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Представь, что ты что-то потерял. Тебе надо написать объявление о пропавшей вещи. Какого стиля и типа речи текст тебе придётся составить? __________________________________________________

Напиши своё объявление.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

       Обрати внимание!

       Письма бывают дружеские, семейные, поздравительные. В письмах обычно есть такие части:

обращение,

рассказ о своей жизни, о важных для тебя событиях,

вопросы к тому, кому письмо адресовано,

добрые пожелания.

  1.  Представь, что тебе подарили попугая (канарейку и т.п.). Ты пишешь письмо другу, в котором хочешь поделиться своей радостью. Какого стиля и типа речи текст ты должен составить, чтобы друг представил себе твоего любимца? Напиши текст этого письма.

C:\Users\1\Desktop\p.png

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Прочитай. Объясни, почему возможна такая необычная запись. Попробуй продолжить текст.

Вскоре    7я    о5    сядет   за   100л, блещущий   чи100тою. Сес3цы – 40ки   е2   ухи3лись    пре2рительно  приготовить   обед, отыскать   вме100   осе3ны     100лько     ус3ц,   что    пред100ит    целый   пир.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Представь себе, что ты получил письмо от мальчика или девочки из другой страны. Тебя просят рассказать о себе, о своей жизни, о друзьях, об увлечениях. Ведь зарубежному другу хочется узнать, интересно ли ему будет переписываться с тобой. О чём бы ты написал?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Прочитай текст 2-3 раза. Устно перескажи его по плану. Напиши изложение.

Случай на реке.

Неподалёку от Кешиного дома протекала речка. В начале лета буксиры забили всю речку брёвнами. Ребята придумали игру. Они перескакивали по брёвнам с одного на другое. Брёвна под ногами тонули. И в этом был весь интерес.

Кеша ходил по брёвнам. А маленькая Людмилка сидела на песке. Она стала переплетать косы. Ветер вырвал у неё из рук белую ленточку и отнёс её на дальние брёвна.

Кеша хотел достать ленту. Он прыгал по брёвнам, добрался до ленты. Тут брёвна расступились, и он провалился в воду. Людмилка с рёвом бросилась домой.

Мальчик держался за брёвна. Волнами поддавало соседние брёвна. Они били Кешу по рукам. От забора мчался Миша. Он прыгал по брёвнам. Потом лёг на живот, подполз и вытащил Кешу за ворот.

                                                                По Р. Погодину «Простая история»

План.

  1. Интересная игра.
  2. Ленточка.
  3. Кеша провалился в воду.
  4. Спасён!

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Попробуй свои силы!

Попробуй сочинить для малышей сказку. Например: «Почему апельсин оранжевый?», «Отчего у лука много одёжек?», «Откуда у жирафа длинная шея?», «Почему заяц всего боится?» Можешь придумать сказочную историю, которая произошла с игрушкой или какой-нибудь вещью.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Прочитай внимательно текст. Используя вопросы, составь план. Напиши изложение по плану.

Пичугин мост.

Как и все ребята, Вася Пичугин любил ходить в школу короткой дорогой через речку Быстрянку. Эта маленькая речка текла в крутых берегах, и перескакивать через нее было трудно. В прошлом году один школьник не доскочил до того берега и сорвался. В больнице даже лежал. Ребятам запретили ходить короткой дорогой. А как длинной пойдешь, когда короткая есть?

Вот и задумал Вася Пичугин старую ветлу с этого берега перебросить. Топор у него был хороший. И стал он им рубить ветлу. 

День рубит, два рубит, а ветла толста. Только на пятый день рухнула ветла и легла через речку. Получился мост. Только ходить по нему было трудно. Стал Вася думать, гадать, прикидывать.

Дедушка помог. Перильца приладил из жердей. Хороший мостишко получился. Не только ребята, но и все из села в село стали короткой дорогой ходить. И стали называть этот мост Васиной фамилией — Пичугин мост.                                                                Е. Пермяк

Вопросы.

  1. Где проходила короткая дорога в школу?
  2. Почему ученикам запретили ходить по этой дороге?
  3. Как сделал Вася мост через реку?
  4. Кто пользовался этим мостом и как мост назвали?

План.

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Придумай текст-описание на тему «Портрет моего друга (подруги)». Чтобы портрет получился выразительным, используй сравнения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Прочитай слова, которые обозначают свойства характера человека. В центре слово - совесть. Соедини его стрелками с другими словами, дополняющими его по смыслу.

                                       Справедливость

                    Жестокость                           Благородство

     Искренность                  Совесть                     Лживость

                Честность                                           Доброта

                    Скромность                          Хитрость

                                                  Достоинство

        Совесть остерегает нас от плохих поступков по отношению к другим людям, слов и дел, за которые потом будет стыдно. Напиши сочинение-рассуждение на тему «Что такое совесть?»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Прочитай текст – художественное описание растения.

Кошачьи лапки.

Крошечный розоватый цветок очень похож на мохнатую кошачью лапку. Посмотришь в сердцевину цветка – как бы застыла в нём алая капелька живой тёплой крови.                                         И. Соколов – Микитов

        Выбери растение для описания в художественном стиле.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Напиши сочинение – рассуждение на тему: «Что я чувствую и о чём думаю, когда получаю плохую отметку?».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Представь себе, что ты учитель. Какие интересные темы сочинений ты мог бы предложить своим ученикам? Запиши.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Напиши сочинение-рассуждение на тему: «Кем я хочу быть?» Объясни, чем привлекает тебя выбранная профессия. Чем она кажется для тебя интересной, полезной людям.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса

Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой  – М.; П...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...

Рабочая программа по письму и развитию речи. Класс - 4 (8 вид)

Рабочая программа составлена в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред.В. В. Воронковой...

Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....