Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Козлова Любовь Александровна

Цель: познакомится с правильным написанием мягкого знака на конце наречий после шипящих.

Задачи:

Образовательная:

·        систематизировать знания по теме: мягкий знак на конце слов разных частей речи;

·        закрепить знания о числительном как части речи;

·        знакомство с правописанием мягкого знака после шипящих на конце наречий;

·        развитие умения точно употреблять наречия в письменной речи.

Развивающая:

·        развитие орфографической зоркости учащихся;

·        развитие каллиграфического письма учащихся;

·        развитие речи учащихся, через монологические высказывания.

Воспитательная:

воспитание позитивного отношения к русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russk_narechie.docx237.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий.

УМК: «Начальная школа XXI века».

Класс:4.

Цель: познакомится с правильным написанием мягкого знака на конце наречий после шипящих.

Задачи:

Образовательная:

  • систематизировать знания по теме: мягкий знак на конце слов разных частей речи;
  • закрепить знания о числительном как части речи;
  • знакомство с правописанием мягкого знака после шипящих на конце наречий;
  • развитие умения точно употреблять наречия в письменной речи.

Развивающая:

  • развитие орфографической зоркости учащихся;
  • развитие каллиграфического письма учащихся;
  • развитие речи учащихся, через монологические высказывания.

Воспитательная:

  • воспитание позитивного отношения к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать правило правописания мягкого знака после шипящих на конце наречий;
  • уметь точно употреблять наречия в письменной речи.

Метапредметные:

Регулятивные действия:

  • способность контролировать свои действия, проверять написанное;
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Познавательные действия:

  • структурирование знания, через составления алгоритма.

Коммуникативные действия:

  • умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Личностные:мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Тип урока: изучение нового материала.


Дидактическая задача этапа занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя.

Создать условия для включения учащихся в учебный процесс.

– Ребята, наш сегодняшний урок мы начинаем с высказывания:

«Не ошибается только тот, кто ничего не делает».

– Как вы понимаете эти слова?

– А как вы думаете, может быть, действительно ничего не делать?

– Спасибо, ребята, я с вами согласна. Давайте приступим к нашему уроку. Пожелайте друг другу удачи!

Сегодня на уроке мы с вами  будем исследователями, открывателями. Успехов вам и удач!

– Если ты делаешь что-то, ты можешь и ошибаться. А если вообще ничего не делать, то конечно ошибок и не будет.

– Нет, делать обязательно нужно, иначе ничего нового не узнать и ничему новому не научиться.

Актуализировать изученные способы действия, достаточные для применения изучения новых знаний.

– Откроем тетради и запишем дату нашей встречи.

Чтение скороговорки.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

– Медленно проговорите, отчетливо выделяя каждый звук.(два раза)

– Проговариваем в убыстряющемся темпе.

– Какой звук чаще других слышится в скороговорке?

– Какие ещё звуки относятся к шипящим? ([ж],[ш],[ч],[щ])

Проговаривание скороговорки.

Развитие каллиграфического письма учащихся.

– Пропишите красиво на строчке буквы в данной последовательности: ж, ш, ч, щ.

– Для открытия новых знаний нам понадобятся знания, которые мы открыли для себя на предыдущих уроках. Поэтому мы напишем сейчас мини-тест. Отвечаем коротко: «да» или «нет».

Ответ записываем в тетради.

  1. Наречия обозначают признак действия, признак признака, признак предмета.
  2. Наречия в предложении могут быть дополнением.
  3. Наречия в словосочетании связаны по смыслу.
  4. Наречия могут быть связаны с местоимением.
  5. Наречия в предложении могут быть определением.
  6. Наречие – это слова, которые изменяются.
  7. Наречия могут быть образованы с помощью суффиксов.
  8. Наречия отвечают на вопросы: куда? откуда? где? как? зачем? почему?

Взаимопроверка тетрадей. Ответы на доске.

1.    да.        5. да

2.    нет       6. нет

3.    да         7. да

4.    нет       8. да

– Обобщим всё, что мы знаем о наречии по плану:    

Наречие – это …

обозначает …

отвечает …

в предложении может быть …

может быть связано с …

образовано …

Выполнение мини теста.

Взаимопроверка  по эталону.

Создание условий для постановки проблемного вопроса.

Стук.

– Кто бы это мог быть? Да это наш домовенок Кузя. Он хочет что-то нам сказать.

Здравствуйте ребята, как у вас тепло, уютно, «пахнет знаниями»! Я – домовенок Кузя!  У меня к вам серьёзное дело. Понимаете, я тут написал письмо в домоуправление. Посмотрите, как бы ошибок не было. Все-таки документ.

(На доске появляется заявление Кузи).

Заявление.

Заявляю, что как только ноч, приходит в мой дом всякая молодеж. Ноги все сплош грязные от лужь. А ты тут ходиш, моеш, вытираеш, убираеш. В общем, жить мне так невмоч. Точ-в-точ от усталости упаду навзнич, никакой врачь не поможет. Так что прошу поставить на мой дом домовенофон, а то я хоть и хорошь, но уйду отсюда проч.

– Давайте поможем Кузе!

 Молодцы! А остальные слова? Сплош, невмоч, точь-в-точь, навзнич, проч.  Итак, что же получается?  Мы не можем помочь Кузе?

– Полностью не можем. У нас остались наречия.

– Составим кластер, который поможет Кузе при выборе написания мягкого знака на конце разных частей речи.

– Ночь и молодежь – это существительные 3 склонения, их пишем с мягким знаком.
– Врач и луж – тоже существительные, эти существительные не 3 склонения, они пишутся без мягкого знака на конце.

– Хорош – краткое прилагательное, оно пишется без ь.
– Теперь осталось разобраться с глаголами. Запомни, Кузя, глаголы с шипящей на конце пишутся с мягким знаком, например: ходишь, моешь, убираешь, вытираешь.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Учащимися делается вывод об употреблении мягкого знака после шипящих  у существительных, прилагательных, глаголах.

Постановка цели учебной деятельности.

Какой будет тема урока?

Определите цель нашего урока.

– На какие вопросы предстоит ответить?

– Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий.

– Научиться правильно писать  мягкий знак в наречиях с шипящими на конце.

– Всегда ли в наречиях с шипящими на конце пишется мягкий знак? Есть ли исключения?

Выбор способа и средств реализации учебной задачи.

– Какие есть пути решения всех этих задач?

Работа в группах.

Первая группа

Соберите и объясните пословицы

  1. Матушка рожь – кормит всех сплошь.
  2. Землю вскачь не пашут.
  3. Для дорогого гостя и ворота настежь.
  4. Если лень тебе не дочь, прогони её ты прочь.

– Выпишите наречия с шипящим на конце.

– Сделайте вывод о правописании наречий с шипящими на конце или это, может, будет предположение.

Вывод: в наречиях  после шипящих (каких?)___________.

Вторая группа

Подберите наречия по смыслу

1)   упасть  …

открыть ….

бить   …

забыть …  

(Слова для справок: наотмашь,  прочь, вскачь, замуж, настежь, сплошь, напрочь, навзничь)

–Сделайте вывод о правописании наречий с шипящими на конце или это, может, будет предположение.

Вывод: в наречиях  после шипящих (каких?)___________.

Третья группа

Отгадайте загадки-шутки

  1. Какая змея наречием бывает? (кобра,  уж, гадюка)
  2. Куда девушка выходит, становясь взрослой? (на улицу, замуж, на дорогу)
  3. Замените наречием: очень, очень хочется и побыстрей (невтерпёж, сплошь, вскачь)

– Сделайте вывод о правописании наречий с шипящими на конце или это, может, будет предположение.

Вывод: в наречиях  после шипящих (каких?)___________.

– Как же пишутся наречия с шипящим на конце?

– Наши мнения разделились. Возникла проблема.

– Где мы можем узнать, как пишутся наречия? (в учебнике)

– Прочитаем правило на странице 69. Сделайте вывод о правописании наречий с шипящим на конце.

Правило: после шипящих на конце наречий пишется мягкий знак. Исключения: уж, замуж, невтерпеж.

– Закончим заполнение кластера.

– Как не ошибиться в правописании наречий с шипящим на конце? Давайте составим алгоритм.

1. Определить часть речи.

2. Вспомнить правило и исключения.

Выступление каждой группы.

Читают вывод, данный в учебнике.

Коллективное составление алгоритма.

Применение нового знания в типовых заданиях.

 Давайте вернемся к просьбе нашего домовенка и уточним правописание мягкого знака на конце наречий после шипящих.

Выполнение упражнения 1 стр. 69 с комментированием.

– Вставить на конце наречий, где необходимо, мягкий знак и прокомментировать свой выбор.

Ударить наотмаш…, сплош… и рядом, оттолкнуть проч…, сделать точ… – в – точ…, выйти замуж…, открыть настеж…, невтерпеж… от холода.

Объяснения учащихся: усыпано (как?) сплош… – в наречии сплошь на конце буква шипящего звука [ш], это слово не исключение, значит пишем на конце мягкий знак и т.д.

Дети работают в парах. Проверка по эталону.

Самопроверка умений применять новое знание в типовых условия.

На экран компьютера выведотся тексты упражнений.

Каждому ученику раздается карточка (с разными уровневыми заданиями). После выполнения задания школьник самостоятельно проверяет свой ответ и ставит себе оценку. На доске предложены критерии оценивания. Отдельные работы проверяются учителем. Обратная связь осуществляется через поднятие руки.

Карточка № 1

1  уровень

Задание: вставь Ь, где  это необходимо.

Ноч…               вскач….

Настеж…         сплош…

Уж…                гараж…

Замуж…          тиш…

Проч..              невтерпёж….

Карточка № 2

2  уровень

Задание: выпишите все наречия, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

1.Степь уходила вдаль. 2. Три воза сена загромоздили двор, ворота были открыты настеж…. 3. Царевна из медного царства вышла замуж… за среднего брата. 4. Навстречу мне шел высокий парень и еще издали улыбался. 5. Солнца луч блеснул промеж.. туч. 6. Бойцу было невмоч… от тяжелых ран.

Карточка № 3

3  уровень

Творческая работа.Вставь в предложение нужное по смыслу слово.

Решил  муравьишко отправиться  в путешествие. Надумал подняться по стебельку, да упал ……………….. . Глядит,    …………………  мягкая трава. Пустились     ………….…  зелёные кузнечики.   …………..…    открыты ходы в норки землероек.   …………….… лиса тут как тут.    ……………….… ей полакомиться  чем-нибудь вкусненьким.

Проверка самостоятельной работы осуществляется по карточке.

«5» – без ошибок

«4» – 1-2 ошибки

«3» – 3-4 ошибки «2» – 5-6 ошибок

«1» – больше 7

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Выборочный диктант. Задание. (Выбирать и записывать слова с основой на шипящую, группируя их по частям речи)

На рыбной ловле.

1.Был тёплый вечер, на небе не было видно туч.2. Я и мой товарищ отправились на рыбную ловлю.3. Вот мы и на озере, шумит у берега высокий камыш.4.На лодке мы добрались до середины озера, и скоро моей первой добычей стал лещ.5. «Утешься, скоро и ты поймаешь», говорил я приятелю.6.Клёв рыбы в этот вечер был особенно хорош.7. Между тем надвигалась ночь. 8. Воздух стал свеж. 9. Здесь берег сплошь зарос камышом.10. Мы решили разжечь костёр, крупную рыбу испечь, а из остальной сварить уху.

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

– Со всеми поставленными  задачами вы справились?

–  Удалось ли каждому из вас ликвидировать свое затруднение?

–  При работе над этой же темой, какие задачи вы еще можете поставить перед собой?

– Оцените себя.

– Научиться безошибочно писать наречия с шипящим на конце, не пользуясь схемой-алгоритмом, еще лучше выучить наречия-исключения.

1.Составить текст для диктанта, употребив наречия с шипящими на конце слов.

2. Составить текст для диктанта, употребив  слова разных частей речи с шипящими на конце.

3.Рабочая тетрадь №2  Упражнение №1 с.19-20

4.Подумать над темой учебного проекта по теме «Наречие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь».

                              Урок русского языка в 3 классе.    Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце   имён существительных женского рода». «Снова о Ь».      Цели:* познакомить с ...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных.

Урок (4кл. программа "Школа 2100") проходит  на интерактивной доске. Ребята на уроке знакомятся с новой орфограммой и выводят орфографическое правило....

Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".

На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....

презентация к уроку русского языка по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных"

Презентация поспособствует обогащению урока яркими красками и лучшему усвоению материала....

технологическая карта урока русского языка 4 класс "Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий" УМК «Начальная школа XXI века»

Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии.  Данный урок смоделирован с учётом основных поло...