Урок русского языка в 1-м классе по теме "Гласные звуки и буквы"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Новожилова Надежда Александровна

Урок-путешествие в сказочную страну Азбуковедение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1-м классе по теме "Гласные звуки и буквы"

Цели и задачи:

  1. Образовательные:
    закрепить минимум понятий о гласных звуках и буквах; развивать умение анализировать звуковой состав и его написание; выполнять звукобуквенный анализ;
    – помочь приобрести некоторый опыт обращения к словарю и узнать о существовании разных словарей;
    – активизировать работу над орфографической зоркостью и орфографической памятью школьников;
  2. Развивающие:
    – развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение;
    – продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;
    – развивать умение пользоваться знаниями, приобретенными ранее;
  3. Воспитательные:
    воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство коллективизма, взаимопомощи, уважения к мнению других;
    – продолжить работу по воспитанию уважения к родному языку.

Оборудование: Мэр Ударения, Добрый Волшебник, Буквята, страна Азбуковедения, карточка со словом фонетика.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб порядок навести.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.

Ребята, сегодняшний урок мы проведем в сказке, которую составим сами из слогов, слов, предложений. Нас ждут новые друзья, приключения, интересные задания и многое другое.

Для начала ответьте:

Из чего состоит слово в письменной речи? Из букв.

Соберите слово (в, з, к, у). Назовите буквы?

Из чего состоит слово, которое мы произносим или слышим. Из звуков.

Давайте вспомним, какие правила знаем?

произносим видим

Звуки и Буквы и

слышим. пишем.

II. Повторение о звуках, буквах, слоге, слове.

Итак, начинаем… А с каких слов обычно начинаются сказки?

В некотором царстве, в некотором государстве (или жили-были) звуки. Государство это было совсем крохотное, а жителей в нем было немного – немало всего 31. Никто и никогда не видел этих звуков, так как были они невидимками.

А вот слышать их можно было, потому что 6 из них были настоящими певцами: А, О, У, И, Ы, Э. Им очень тонко и красиво подпевали: Я, Е, Е, Ю.

Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается …(гласный)

Заранее подготовленный 1 ученик читает стихотворение:

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке ребенка баюкать,
Но не желают скрипеть и ворчать.

– Как вы считаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

– Да, ребята, тема нашего урока сегодня «ГЛАСНЫЕ БУКВЫ И ЗВУКИ».

– Какую цель мы можем перед собой поставить? (Узнать все по гласные звуки и буквы)

– Да, сегодня на уроке мы вспомним и повторим всё, что уже знаем о Гласных Буквах и Звуках. Узнаем какую роль играют гласные в словах и как определить гл. буквы и звуки.

– А как мы поймем, что достигли цели? (Сможем ответить на вопросы)

– Сколько всего гласных звуков существует? (6)

Для того чтобы различать звуки и буквы, звуки записывают в квадратных скобках.

Я тетрадочку открою
И с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу!
Сяду ровно не согнусь,
За работу я возьмусь!

– Назовите и запишите их у себя в тетрадях? (а , о , у , ы , и , э ) (1 строчка.)

Все слова состоят из звуков, которые можно записать особыми значками – буквами. Звуки речи, или фонемы, изучает наука фонетика. Это название произошло от греческого слова фоне – звук.

– А сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

– Назовите гласные буквы русского алфавита и запишите их у себя в тетрадях

(а о у ы э ы я е е ю) (2 строчка.)

Сейчас мы убедимся в певучести и значении гласных в словах, выполнив:

1 задание “Вставьте гласную букву в слово”. (Для работы приготовьте веер с гласными буквами.)

Р _ к, д _ м, м _ р, д _ б, с _ р (3 строчка.) (Один ученик у доски вставляет красным мелком.)

– Назовите буквы, которые вставили? (а о и у ы )

– Как они называются? (Гласные.)

– Какая буква лишняя? Почему?

Физкультминутка

- В стране Азбуковедения есть своя песенка и танец. Давайте и мы с вами встанем и разучим эти движения.

А – ротик шире детвора ААА руки вверх

У – губки хоботком тяну УУУ руки вперед

И – губки к ушкам растяни ИИИ руки в стороны

О – губки колесо ООО руки кольцом перед собой

Э – повторяем дружно ЭЭЭ руки овалом сзади

Ы – тянем мы на все лады ЫЫЫ руки овалом спереди

Задание 2 Работа над непроверяемыми написаниями.

1. Фронтальная работа.

Прочитайте слова на доске:

Капуста, помидор, яблоко, горох, томат, яблоня, картофель, ягода, малина.

– Что вы можете сказать об этой группе слов?

– Что это за слова? (Словарные.)

2. Самостоятельная работа

– Выпишите слова, в которых первая и последняя буквы – гласные.

– Какие слова выписали? (Яблоко, яблоня, ягода.)

– Что их объединяет? (По 3 слога в каждом слове; первый слог – ударный, непроверяемая безударная гласная во втором слоге; во всех словах звуков больше, чем букв; все слова начинаются с гласной я.)

– Поставьте ударение, подчеркните гласную букву, которая обозначает безударный гласный звук.

– Выполним звукобуквенный состав слова ягода. Сколько букв? Сколько звуков? Почему?

Ягода – [й, а г а д а] 5б., 6зв. (Запись в тетрадь.)

В слове ягода букве я доверили сыграть 2 роли, но не всегда у нее бывает такое везение. В каких случаях букве предстоит сыграть 2 роли?

– Каким гласным буквам в театре звуков тоже доверяют сыграть 2 роли?

#1055;овторение

Итак, с 10 жителями страны вы уже знакомы. Остальные 21 тоже были добрыми и хорошими звуками, но петь они совершенно не умели. Вот послушайте о них:

Заранее подготовленный 2 ученик читает стихотворение:

А согласные согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Есть еще 2 невидимых и неслышимых жителя в царстве. Вы уже догадались, кто это? Почему они даже не слышатся? (ь и ъ – служат для обозначения мягкости согласных).

IV. Знакомство с алфавитом.

Составляем сказку дальше.

Однажды в том царстве появился добрый волшебник из другого государства. Ему там так понравилось, что он тотчас захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители– невидимки, то очень огорчился. Но он, все-таки, был добрым волшебником и подарил каждому звуку волшебное платье, причем, ни одно из них не было похоже на другое. И стоило его надеть, как сразу звук превращался в букву.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:

33 родных сестрицы,
Дружные красавицы.
Взявшись за руки, стоят,
Всем ребятам нравятся.

-Как называется собрание всех букв расположенных в определенном порядке?

А кто обычно правит в царстве? (Царь или царица.)

У нашего царя до сегодняшнего дня было прекрасное время. Но, как в любой сказке……..

В прекрасную страну Азбуковедения пришел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что они стали друг на друга похожи. (Буквята)

Буква о стала походить на а, е на и, а на о, и на е. Колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе ударение могло помочь буквам. Достаточно ему было ударить над гласной буквой в ладоши, как тут же слетала с нее обманчивая волшебная маска и буква становилась сама собой.

– Буква под ударением ясна и понятна. Как она называется? (Правильно, ударная гласная.) Звук в сильной позиции слышится четко, ясно.

– А как называются те гласные, которых ударение еще не коснулось? (Безударными гласными.) В слабой позиции звук слышится нечетко, неясно.

Буквы еще заколдованы и ждут своего часа. Вы, ребята, могли бы помочь им выполнив такое задание. Работа будет в парах!

– Поставь ударение в словах там, где нужно.

Коньки, звонкий, хорошо, крот, изюм, полёвка, лёд, ёжик.

VII. Итог урока.

Среди жителей государства, в котором мы сегодня побывали, есть 2 большие группы.

– Какие? (Гласные и согласные.)

– Сколько гласных букв, звуков?

– Всегда ли мы слышим, какую гласную нужно написать в слове? (Нет, бывают гласные в слабой позиции)

– Что нужно сделать, чтобы решить, какую гласную писать (Поставить под ударение, или проверить по словарю)

– Какие гласные буквы обозначают 2 звука и в каких случаях?

а

я

о

е

э

е

у

ю

ы

и

(На доске.)

– На все вопросы мы смогли найти ответы? Достигли ли мы цели урока?

– Молодцы! Все герои нашей сказки, с которыми мы познакомились сегодня были добрыми и умными. Мне хочется, чтобы вас в жизни всегда окружали только добрые сказки, и чтобы вы как можно дольше верили в чудеса.

У меня на доске сердечко большого цветка, но лепестков у этого цветка пока нет, он еще не расцвел. Но когда он расцветет, то будет таким, какое настроение у вас в данный момент. А теперь закройте глаза и представьте, какого цвета цветок расцвел у вас в душе. Откройте глаза и посмотрите на парту. У каждого лежит лепесток.

Раскрасьте его цветом, соответствующим вашему настроению. Вот какой радостный и яркий наш 1 урок. Я благодарю вас за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка (обучение грамоте) 1 класс. "Твёрдый согласный звук [ ш ], буквы Ш, ш".

Конспект урока русского языка (обучение грамоте) 1 класс сопровождается мультимедийной презентацией....

Конспект урока русского языка во 2-ом классе УМК «Гармония» Тема: «Узнаём буквы корня в названиях признаков предметов» Тип урока: Получение новых знаний.

Цели урока:1) Познакомить учащихся с общими способапми поиска проверочных слов для корневых безударных гласных и парных согласных в именах прилагательных.2) Формировать умения подбмрать проверочные сл...

Спецификация диктанта № 8 по русскому языку для обучающихся 2 классов по теме «Звуки и буквы»

Назначение работы - оценка уровня усвоения знаний материала 2 класса, установить соответствие подготовки обучающихся 2-х классов по русскому языку Федеральным государственным стандартам общего образов...

Спецификация диктанта по русскому языку для обучающихся 2 классов по теме «Звуки и буквы. Различие звуков и букв.»

Назначение работы - оценка уровня усвоения знаний материала 2 класса, установить соответствие подготовки обучающихся 2-х классов по русскому языку Федеральным государственным стандартам общего образов...

Урок русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения". 2 класс

Презентация к уроку русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения". 2 класс. Школа России....

Спецификация диктанта по русскому языку для обучающихся 2 классов по теме «Звуки и буквы. Различие звуков и букв.»

Назначение работы - оценка уровня усвоения знаний материала 2 класса, установить соответствие подготовки обучающихся 2-х классов по русскому языку Федеральным государственным стандартам общего образов...