Методическая разработка урока русского языка 3 класс (ФАООП I вариант) на тему: «Определение признаков предмета по вопросам: Какой? Какая? Какое? Какие?»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
В данном разработке уделено внимание признакам предмета на основе чтения текста обучающимися о сове. Описаны задания для всего класса и индивидуальные.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное казённое учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа №12 г. Иркутска»
Методическая разработка
урока русского языка
3 класс (ФАООП I вариант)
на тему:
«Определение признаков предмета по вопросам:
Какой? Какая? Какое? Какие?»
Составила: учитель,
Суханова Татьяна Деонисовна
г. Иркутск, 2024г.
Класс:3
Тема: Определение признаков предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?
Цель урока: формирование навыков определения признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?
Задачи:
Учебные:
-формировать умение распознавать и осознанно употреблять в речи названия признаков предметов;
Коррекционно-развивающие:
-активизировать словарь посредством упражнений по подбору вопросов к названиям предметов и подбору соответствующих признаков предметов
Воспитательные:
-воспитывать интерес к урокам русского языка;
Оборудование: учебник «Русский язык Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова», иллюстрации животных (совы, медведя, лисицы, белки, волка, лося) иллюстрация с изображением Красной книги, картина с изображением леса, набор карточек с заданиями для индивидуальной работы, памятки для учащихся, рабочие тетради, « волшебная» коробка .
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: словесный (беседа, объяснение, художественное слово), наглядный (иллюстрации, памятки), практический (упражнения).
Ход урока
I.Орг.момент
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте?
Всё в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку пять!
Пальчиковая гимнастика
- А сейчас, ребята, мы подготовимся к предстоящей работе: выполним зарядку для ваших пальчиков.
Учитель:
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать, (пальцы сжимаем в кулачок, разжимаем).
А потом они в тетради,
Будут буковки писать, (руки вверх, потряхивание кистями рук)
Вот помощники мои,
Их, как хочешь, поверни.
Раз, два, три, четыре, пять,
Не сидится им опять.
Постучали, повертели,
И работать захотели.
-Откройте тетради, запишите «Тридцатое января Классная работа»
II.Сообщение темы урока
-Сегодня мы продолжим работу со словами, которые обозначают признаки предметов. Обучающиеся отмечают орфограммы в написании числа и проговаривают хором число.
Минутка чистописания:
В небе полная Луна,
Словно буква «О» она.
Но прошла всего неделя
(Как же мы не доглядели!)
Вместо «О» на нас с небес
Ярко светит буква ... (С)
Обучающиеся дают характеристику звука [c] ,который обозначен на письме буквой С.
Сс са су сл см
- На уроке мы будем учиться определять признаки различных предметов по вопросам какой? какая? какое? какие?
– А также поговорим о природе, которая нас окружает, о её обитателях, о бережном отношении е окружающему миру.
III Актуализация изученных знаний
Орфографическая разминка, подготавливающая к восприятию новой темы.
-А сейчас мы вспомним слова, правописание которых надо запомнить. (Учитель задаёт учащимся загадки.)
1. Зверь лохматый и большой,
В тёплой шубе меховой.
Косолапит по дороге,
А зимою спит в берлоге. (Медведь.)
2. Эта рыжая плутовка
Всех обманывает ловко.
Хвостик длинный и пушистый,
Мех густой и золотистый. (Лисица.)
3. Он труслив и очень мал,
Шубку в зиму поменял.
Ушки длинные торчком,
С горки мчится кувырком. (Заяц)
4. Всю ночь летает
Мышей добывает,
А станет светло
Спать летит в дупло. (Сова)
- На какой вопрос отвечают все слова – отгадки?
-На вопрос – кто?
-Какие слова отвечают на вопрос кто? А какие на вопрос что?
(-На вопрос кто? отвечают слова, которые обозначают людей и животных, а на вопрос что? все остальные.)
– Какое из этих слов не является словарным? Почему?
(Учащиеся объясняют, что все слова с непроверяемой безударной гласной, а в слове «сова», гласная, которую проверяют ударением)
Учитель.
– Давайте послушаем ученика Корякова Прохора, она подготовила интересные сведения о сове.
- Послушайте текст и ответьте на вопрос « Какую пользу приносит сова?»
IV.Объяснение нового материала
Сова.
Сова – это крупная птица с мощными лапами. Клюв загнут крючком. Большие глаза дают возможность видеть даже ночью. Весь организм сов приспособлен к ночной охоте. В зависимости от размера птицы добычей ей служат крупные насекомые, птицы, рыбы, мелкие млекопитающие. Живут они в лесах, пустынях, тундрах, горах. Она уничтожает за одну ночь 8 мышей. Сова находится под охраной государства.
Учитель: Рассмотрите сову. Определим признаки совы.
– Какая по размеру cова? (Крупная.)
– Какие лапы? (Короткие, мощные с кривыми острыми когтями.)
– Какой клюв? (Загнутый.)
– Какие у неё глаза? (Большие.)
– Какое оперение? (Коричневое, мягкое.)
– Организм сов приспособлен к какой охоте? (Ночной.)
Обучающиеся записывают на доске:
Сова (какая?) крупная, лапы (какие?) мощные, глаза (какие?) большие, клюв (какой?) загнутый, оперение (какое?) коричневое.
– Что обозначают подобранные слова?
(Данные слова обозначают признаки предмета - совы)
-На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признаки предметов?
Вывод: Слова, обозначающие признак предмета отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?
- У каждого предмета есть свои признаки.
Мы предметы различаем
И слова к ним подбираем.
Этот – длинный.
Эта – спелая.
Этот – сильный.
Эта – смелая.
Эти – честные и дружные.
Все слова такие нужные!
- Как называются выделенные слова? Поставь к ним вопросы.
Приведите свои примеры.
-Один ученик называет предмет, а другой признак предмета.
V.Физкультминутка
Пантомимическая гимнастика.
Связана с подражанием животным, птицам
Петушок гордый, важный;
кошка ласковая, умывается
лиса хитрая, она крадется
“Сова” – релаксационное упражнение на снятие напряжения зрительного аппарата и мышц шеи.
Изображаем сову, моргаем глазками, делаем вдох, на выдохе произносим “ух”.
VI. Первичное закрепление
Задание для класса.
- Прочитай и подчеркни признаки предмета.
У совы у старой
Не глаза, а фары –
Круглые, большие,
Жёлтые такие
- Допиши.
Глаза по форме (какие?) -…
По величине (какие?) - …
По цвету ( какие?) - …
Индивидуальные задания (2 группа)
Обучающиеся достают из «волшебной» коробки игрушечных зверей и выбирают слова, обозначающие признаки предметов, из карточек, предложенных учителем.
Карточки: «ёжик» ----- «колючий», « красный», « коричневый», «мягкий»
«лисица» --------- « глупая», « трусливая», « рыжая», « хитрая»
-Устно задайте вопросы к прилагательным.
-Что они обозначают? (Признак предмета.)
-Составьте предложение с любым из словосочетаний.
(Аукцион предложений)
Запись предложения на доске.
VII. Итог урока
-На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признаки предметов?
-Подберите к словам, обозначающим предметы соответствующие признаки.
Учитель оценивает работу детей на уроке.
Если урок вам понравился, вы активно работали на уроке – поднимите солнышко.
Если у вас что – то не получилось, вы испытывали затруднения –тучку
-На следующем уроке мы продолжим работу над словами, обозначающие признаки предметов.
– Ребята, любая травинка, любой лист, любое даже самое непримечательное существо по-своему красиво и интересно и заслуживает доброго отношения. Помните, вы в лесу лишь гости. А гости должны не обижать хозяев в их доме. Напомните мне правила друзей природы.
– Не срывать цветы.
– Не ломать деревья.
– Не ловить бабочек.
– Не убивать животных.
Учитель.
– Наш урок я хочу закончить строчками из стихотворения В. Гнездилова
Я сорвал цветок – он завял,
Я поймал жука – и он умер.
И тогда я понял, что прикоснуться,
К красоте, можно только сердцем.
Д/з Достаточный уровень-стр. 26№2 (записать предложение о лисе)
Д/з Минимальный уровень- стр.26№2 (списать предложение о зайце)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Упражнение в определении склонений имен существительных. Моя Родина – Россия".
Урок обучения распознаванию типа склонения имени существительного по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже)....

Методическая разработка урока русского языка учителя начальных классов Подольской Натальи Леонидовны по теме: «Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки» для учащихся 3 классов.
Цельь данного урока - систематизировать знания об именах существительных....
методическая разработка урока русского языка для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) 3 класс. ТЕМА: Названия признаков.
Данный материал предназначен для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)....

Методическая разработка урока русского языка по теме "Обучающее изложение "Белка" с опорой на иллюстрации и вопросы"
Методическая разработка урока русского языка (развитие речи) по теме "Обучающее изложение "Белка" с опорой на иллюстрации и вопросы. 2 класс. УМК "Перспектива"....
Методическая разработка урока русского языка для 2 класса на тему: «Признаки текста»
Методическая разработка урока русского языка для 2 класса на тему: «Признаки текста»...
Конспект по русскому языку на тему: "Определение признаков предмета по вопросам: Какой? Какая? Какое? Какие?" (4 класс)
В данной разработке уделено внимание признакам предметов на основе чтения текста обучающимся о сове. Описаны задания для всего класса, задания для подгрупп обучающихся....

Открытый урок русский язык по теме "Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?"
Конспект открытого урока по учебному предмету «Русский язык»...
