Cклонение существительных
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

Колобова Татьяна Велорьевна

Повторить склонение существительных

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Колобова Т.В.

Класс 4 «а»

УМК «Школа России»

Предмет:  русский язык

Тема: склонение существительных

Тип урока: урок закрепление знаний.

Цель: закрепить три типа склонений имён существительных в единственном числе.

Методы и формы  обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная.                    Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные  ресурсы

 Русский язык  4кл  первая часть; поурочные планы по программе «Школа России».).

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Закрепят представление о трёх типах склонения имён существительных, будут осуществлять  поиск  и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения их признаков,  будут использовать  алгоритм в  определении склонения имён существительных

постановка учебной задачи;  сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала, волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний;  построение логической цепи рассуждений;  постановка и формулирование познавательной цели;  самостоятельное использование алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в учебном материале; построение речевых высказываний, использование общих приемов решения учебных задач; использование знаково-символических средств;  подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия;

достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

мотивационная основа учебной деятельности,

установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

                               Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организа-ции  взаимодей-ствия на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

I.  Моти-
вация

(самоопределение)

к учебной деятельности

Эмоциональ

ная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача,

Слушать и вникать во всё – ваша  задача.

Повторим материал, закрепим умения,

Чтобы каждый  мог сказать:

 «Это все умею я»

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Фронтальная

индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

Р - оценивание качества и уровня усвоения материала, волевая саморегуляция

П – проводят анализ, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию;

Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места

II. Проверка домашнего задания

Проверка
домашнего
задания.

Проверяет наличие домашней работы.

-Запишите число, класссная работа.

На минутке чистописания пропишите нижнее соеденение с буквами Л,М,Я

Обмениваются тетрадями, определяют падеж и склонение имён существительных в выделенных словах

индивидуальная,

Взаимо

оценка

III. Актуализация знаний

Повторение правил

Угадать ответ. Сказать что такое имя существительное.и ответить домашнее правило про склонение

индивидуальная фронтальная

с объяснением

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

IV.

Самоопределение к деятельности

Физкультминутка

Практическая работа
(под руководством учителя).

Презентация

Слова: лиса, дерево, кот, лошадь, дядя, рожь нужно распределить и записать по столбикам

1 скл   2 скл.   3 скл

( проверьте )

У вас карточка, где слова не в И.п – как же определить склонение у этих существительных?

https://present5.com/presentforday2/20170302/105._tvoritelynyy_padegh_images/105._tvoritelynyy_padegh_1.jpg

Если услашите сущ.1 скл, то подпрыгните, 2 скл.- нужно будет присесть, ну а если 3 скл. - покружиться:

Морковь, медведь, заяц, ёж, белка, лиса,мышь.

Какое слово лишнее?

Что значит «имя  существительное склоняется»?

–Почему же склонения три?

–Сформулируйте задачи урока

Самостоятельно распределяют и записывают.

Составляют алгоритм определения у им. существ. склонения в различных падежах

Записывают и по алгоритму определяют род и склонение

Прыгают,приседают, кружатся по заданию

Ответы детей

–Узнать, что такое склонение имён существительных, какие бывают группы склонений, как их отличить, научиться определять склонение имён существительных

индивидуальная фронтальная

использование знаний в практической деятельности

V.

Работа по теме

Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Самостоятельная работа

Комментированное письмо

Игра в мяч

Узнайте в  чём заключается ошибка ученика? Карточка

В предложении «По земле стелются клочья тумана» три имени существительных: земле, клочья, тумана. Выделяю окончания. В слове земле окончание -е. Это существительное 2-го склонения. В слове клочья окончание -я. Это существительное 1-го склонения. В слове тумана окончание -а. Это существительное 1-го склонения.

Упр.  

–Просклоняйте письменно группы слов: первый ряд – 1скл. -книга, второй ряд – 2 скл - поле

третий ряд – 3 (Три ученика работают у доски).

–Сравните окончания в каждой группе слов. Что вы заметили?

ОВЗ – карточка - правило падежей

–Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!»

–Сколько групп склонений в русском языке?

–Что для них характерно?

Упр.

–Изучите инструкцию.

–Вопросы?

–Какие  слова вы написали?

–Какие имеют окончания?

–В каком числе употреблены?

Упр.

–Изучите инструкцию.

Выполняем упр. с комментированием

–Приведите свои примеры существительных 1-го ,2, 3 склонения.

– Выполните звуко-буквенный разбор слова ИЛЬЯ

Выполняют задание

Вывод- он не определил род существительных, не поставил их в начальную форму.

–Окончания всех существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но  они отличаются от окончаний двух других групп.

Читают

–Три

–Они имеют одинаковые окончания при изменении по падежам.

Читают самостоятельно.

Выполняют самостоятельно.

Читают

Отвечают.

Приводят примеры.

(Один ученик работает у доски)

коллективная

фронтальная

с объяснением

фронтальная

с объяснением

коллективная

индивидуальная

Устные ответы, наблюдения учителя

Контроль учителя

Работа со словарём

– Как вы думаете, однокоренные существительные всегда относятся к одному склонению?

- Изучите инструкцию к упр. 156.

–Прочитайте первую пару слов. Можно ли утверждать, что это однокоренные слова?

–Определите, относятся ли слова беседа, собеседник к 1-му склонению. Докажите своё мнение.

.– Найдите значение слова беседа в толковом словаре.

– Подберите однокоренные слова к слову  беседа, запишите их.

– Выполняйте задание по инструкции.

беседовать, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

.– Найдите значение слова беседа в толковом словаре.

– Подберите однокоренные слова к слову  беседа, запишите их.

Ответы учеников, предположения.

–Да.

–Слово беседа 1-го склонения, т. к. ж.р.,

 ед. ч., окончание –а. Слово собеседник – не 1-го склонения, т. к. м.р, нулевое окончание.

Выполняют

Выполняют задание

Выполняют задание

индивидуальная фронтальная

с объяснением по цепочке

индивидуальная

Самооценка

Устные ответы, наблюдения учителя

VIII. Рефлексия

Работа по карточкам

  • – Прочитайте пары слов. Что про них скажете?
  • холод — жара; 1
  • солнце — луна; 1
  • лето — зима; 1
  • пустота — полнота; 1
  • грязь — чистота.1 

–Подчеркните существительные 1-го склонения.

– Это антонимы.

Выполняют задание

Взаимопроверка в парах

использование знаний в практической деятельности

IХ. Подведение итогов урока

Беседа  по вопросам учителя

– Что такое склонение?

- Назовите опорные слова для определения склонения имён существительных.

–Сколько групп склонений в русском языке?

– Оцените себя на уроке.

–Именительный падеж, единственное число, род, окончание.

– Три.

Оценивают, рассуждают.

индивидуальная фронтальная

наблюдения учителя

Домашнее задание

– Выпишите из орфографического словаря  в учебнике по русскому языку существительные 3-го склонения.

Записывают

индивидуальная

наблюдения учителя

Приложение

Узнайте в  чём заключается ошибка ученика?

В предложении «По земле стелются клочья тумана» три имени существительных: земле, клочья, тумана. Выделяю окончания. В слове земле окончание -е. Это существительное 2-го склонения. В слове клочья окончание -я. Это существительное 1-го склонения. В слове тумана окончание -а. Это существительное 1-го склонения.

https://present5.com/presentforday2/20170302/105._tvoritelynyy_padegh_images/105._tvoritelynyy_padegh_1.jpg

https://sun9-59.userapi.com/impg/6bX4JlLCx35R91A39ME3YXAwl2fkV2cZG17-uA/t1XR1acZ45E.jpg?size=704x328&quality=96&sign=b9fc5529362a661a5a5d2d70458fef6a&c_uniq_tag=AaxWU7U-6GXr6bpnZut45Ew94RupRl8MWz2LynQUXN4&type=album


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Часть речи Предмет Кто? Что? Изменяется по числам и падежам, имеет род Главным, второстепенным.

Слайд 4

Склонение имён существительных 1 склонение 3 склонение 2 склонение Ж.р. + М.р. -а -я 1 склонение Ж.р. 3 склонение М.р. + Ср.р. -о -е 2 склонение лиса дерево кот лошадь дядя рожь

Слайд 7

1 скл. 2скл. 3 скл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Имя существительное и его роль в речи.Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?

Знакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных, отрабатывать понятие "имя существительное", формировать умение различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?...

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Урок русского языка в 3 классе для национальных школ....

Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"

Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужс...