Технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний об имени прилагательном» (УМК «Школа России»,2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тип урока: общеметодологическая направленность

Цель урока: систематизация знаний   учащихся   об   имени   прилагательном как части речи: род, число, роль в предложении.

Планируемые результаты:

1. Продолжить учиться распознавать в речи прилагательное по лексическому значению и грамматическим признакам;

2.Продолжить учиться определять число имени прилагательного.

Личностные:

1.Закрепление знаний по изучаемой теме, совершенствованию своих умений;

 2.Активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании русского языка;

3.Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

            Дата: 16.04.2024 г.

            Школа: МАОУ «СОШ №152»

            Класс:

            Урок: 1

            Время: 14:00-14:40

            Кабинет: 209

Студент: Ефимова Татьяна Николаевна

Группа: 35

Учитель: Евстифеева Наталья Александровна

Методист: Кошкарова Л. С.

Тема урока «Обобщение знаний об имени прилагательном»

Тип урока: общеметодологическая направленность

Цель урока: систематизация знаний   учащихся   об   имени   прилагательном как части речи: род, число, роль в предложении

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Обобщение понятий о прилагательном как часть речи.      

2. Обобщение умений определять число имени прилагательного.

 

Предметные:

1. Продолжить учиться распознавать в речи прилагательное по лексическому значению и грамматическим признакам.

2.Продолжить учиться определять число имени прилагательного;

Развивающие:

1.Развивать умение использовать прилагательное в устной и письменной речи.

2.Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать результаты своей деятельности.

Личностные:

1.Закрпление знаний по изучаемой теме, совершенствованию своих умений.

 2.Активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании русского языка.

3.Осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.

Воспитательные:

1.Воспитывать добросовестное отношение к выполнению любого дела.

 2. Воспитывать желание и умение выражать и аргументировать своё мнение.

УМК: УМК «Школа России», учебник русского языка 2 кл.: Учебник в 2ч./ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий . – М.: Просвещение, 2023. -Ч.2

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Приветствует учащихся

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Николаевна сегодня я проведу у вас уроки русского языка.

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях. С таким светлым настроением мы и начнём наш урок.

– Сегодня мы отправимся в поход, в сказочную страну русского языка, а как называется эта страна, вы мне скажете позже сами. В походе нам потребуется внимание, умение слушать друг друга, взаимопомощь и хорошее настроение. Если будете хорошо и плодотворно работать, в конце урока вы получите наклейки.

 Готовы отправиться в путешествие?

Минутка чистописания.

-Откройте тетрадки, положите правильно, сядьте красиво. Запишите число, классная работа.

16 апреля. Классная работа.  

–Слышите? Как вы думаете, где мы с вами очутились?

Послушайте, птички поют, бабочки порхают, ручей журчит, солнышко светит. Кругом светло, тепло.

В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.

 - О каком времени года идет речь?

-Начнем с минутки чистописания, запишите слово в тетрадь ВЕСНА 

- Какой первый звук в слове весна, подчеркните?

-Дайте характеристику этому звуку.

Напишите красиво! Обратите внимание как надо писать нижнее и верхнее соединения. Вэ  - Мы с вами повторили написание согласной буквы «вэ».

-Молодцы.

1.Приветсвуют учителя.

2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

Ответы детей

(в лесу)

(О весне)

(Согласный, парный звонкий, мягкий.)

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

1 слайд презентации

Актуализация знаний и  мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1.Проводит беседу о проделанной работе.

- Вот из леса мы вышли с вами на луг.

-Посмотрите, как много здесь красивых цветов. Солнышко светит.

-А вы когда-нибудь видели, как распускаются цветы? Давайте посмотрим.

Играет вальс цветов

Опишите одним словом цветы, которые мы увидели?

-Какая часть речи помогла описать цветы? 

-Имя прилагательное.

-А что такое имя прилагательное?

-Друзья, в какую страну мы с вами пришли?

1.Отвечают на вопросы учителя

 

-Красивые, чудесные, ароматные, белые, голубые, красные, жёлтые и т.д.

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

2-3 слайд презентации

Слайд (лес)  

 

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.  

-Ребята мы с вами пришли в сказочную страну русского языка «Имя прилагательное»

-Значит, какая тема нашего урока?

-Это тема новая для вас?

 -Так как тема не новая, поэтому она будет звучать иначе. «Имя прилагательное.

Повторение ».

 -Какую цель мы поставим перед собой на уроке?     

Посмотрите на слайд.

Перед вами план нашей сегодняшней работы;

Повторим что такое имя прилагательное.

Выполним задания.

Подведём итоги.

-Сегодня мы будем продолжать разговор об имени прилагательном. А ещё откроем один секрет русского языка. Я потом о нём вам расскажу.

-На ваших столах лежат листы самооценки,

Сверху есть звезда, вы будете закрашивать её зелёным цветом если вопрос нет.

Жёлтым если есть вопросы.

Красным остались недопонимания

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

Прилагательное

Нет

Цель-Повторить понятие об имени прилагательном.

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

4-5 слайд презентации

«Открытие детьми нового знания»

(5 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

-Предлагаю попутешествовать по самой стране, в которую мы пришли.

-Нас как раз встречают уже её жители.

 -Посмотрите на доске слова.

-Как можно назвать эти слова одним словом?

-Что мы видим в них?

 -Значит нам надо вставить пропущенные буквы, поставить ударение и подчеркнуть непроверяемую гласную.  

- С…рока, м…дведь, сн…гирь, в…робей, за…ц, м…рковный, в…рона. 

-Проверим написание этих слов.

-Какое слово лишнее? -Почему?

-Что общего у этих слов?

-На какие две группы можно разделить эти слова?

-Молодцы, я вижу вы умеете находить имя прилагательное среди других частей речи.

-А умеете ли вы находить имена прилагательные в тексте?

Мы переходим на 1 станцию она называется «Вопросник»

1 задание:

-Ребята мы с вами вспомнили, на какие вопросы отвечает имя прилагательное

-А как выделяем имя прилагательное в предложении?

Вот в этом тексте необходимо найти имена прилагательные и подчеркнуть волнистой линией.      

Делают самостоятельно с самопроверкой .

(Читают вслух)  Показать первое предложение.

С каким словом связано «весна».

Весна.

 Пришла тёплая весна. Ласково светит весеннее солнышко. По оврагу бежит весёлый ручеёк. Зазеленела молодая травка. Звенит золотой голосок малиновки.

-Проверяем.

-Для чего мы выполнили это задание?

-Как мы находили имена прилагательные?

- Что общего у этих имён прилагательных?

-Мы прошли 1 станцию закрасьте звезду жёлтым цветом

- Идём дальше и приходим на 2 станцию «Числинка»

- Предлагаю устно изменить число имен прилагательных.  

 - С какой частью речью тесно дружит имя прилагательное?

 -Почему?

-Идём дальше, следующая станция 3 «Смыслинка»

2 задание

- Подбери подходящие по смыслу имя прилагательное, запиши пары в тетрадь. (Слайд) 

Парная работа

Земляника                  рыжая Небо                        душистые Цветы                   съедобный Лисичка                     сладкая Гриб                           голубое  

 -Проверим это задание?

 -Какой вывод делаем?

-Что описываем с помощью имен прилагательных?

-Давайте сделаем вывод?

Вывод: имя прилагательное связано с именем существительным, описывает предмет, обозначает его признак.

-Скажите, какая пара слов будет лишней и почему?

-Значит, что можем обозначать имя прилагательное?

-На какой вопрос отвечают имена прилагательные множественного числа?

-Что мы с вами повторили?

-Закрасьте звезду на 3 станции.

-Идём дальше станция 4

«О ком? О чём?»

3 задание

 - Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно понять, о чём или о ком идёт речь.  

Выборочно по одному работают у доски. 

-Давайте попробуем сделать вывод?

Вывод: имена прилагательные помогают представить предмет, точно описать его.

4 задание

-Мы с вами оказались в лесу.

Верните определения своим «владельцам» Зачеркните сущ.

Напишите правильное.

Неуклюжий, как крот. (КАК МЕДВЕДЬ)

Неповоротливый, как собака. (КАК СЛОН)

Трусливый, как медведь. (КАК ЗАЯЦ)

Злой, как слон. (ВОЛК)

Хитрый, как жираф. (КАК ЛИСА)

Упрямый, как заяц. (КАК ОСЁЛ)

Закрасьте звезду на 4 станции.

Словарные

Сорока, медведь, снегирь, воробей, заяц, морковный, ворона.  

(словарные, животные, живут в лесу, относятся к имени существительному, одушевленные…)

(Птицы, звери)

(подчеркиваем волнистой линией).

Взаимопроверка

по эталону.

(чтобы учиться находить имена прилагательные в тексте)

(задавали вопросы)

(они единственного числа)

(имя существительное)

(потому что имя прилагательное обозначает признак предмета, имени существительного)

(цвет, форму, вкус, размер)

(душистые цветы – множественное число, остальные единственного числа)

(они изменяются по числам)

(какие?)

6-8 слайды презентации

Первичное закрепление

(10 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

-Мы отправляемся дальше,

Следующая станция 5 «Закрипышка»

 

5 задание

Составьте текст о животном используя имена прилагательные.

Парная работа

Этот …………. зверёк живет в лесу. У него …………. уши и ……….. хвост. Шубка у зверька летом ………, а зимой ………. . Морковь и ………… капуста – любимое лакомство.  Зайка всего боится.

-Какой текст у вас получился?

Закрасьте звезду 5 станции.

УУПД:        Объединять объекты по определённому признаку             УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью               УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

9-10 слайд презентации

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

-Вы, наверное, устали.

-Я предлагаю вам отдохнуть. Попробуйте движениями, мимикой, жестами показывать признаки предметов: большой, весёлый, высокий, маленький, грустный, танцевальный, радостный, прыгучий, тихий.

Тихо сели. Молодцы.

Что повторили об имени прилагательном?

- Изменяется по родам числам, помогает описать предмет.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(7-10 минут)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа практических методов:

Внешний контроль

-Мы с вами переходим к самостоятельной работе.

6 станция.

Тест для проверки усвоения.

Блиц опрос (на слайде)

1. Что обозначает имя прилагательное?

А) признак предмета

 Б) предмет

В) действие предмета

Г) качество предмета

2. В какой строке записано имя прилагательное?

А) радостный

Б) ручьи

В) светит

Г) подснежник

3. Укажи строку, где имя прилагательное стоит во множественном числе?

А) холодная

Б) интересное

В) увлекательный

Г) звонкие

 4. В какой строке записано имя прилагательное, которое отвечает на вопрос КАКОЙ?

А) теплое

 Б) смелая

В) быстрый

 Г) легкие

5. Сколько имен прилагательных в стихотворении?

Лежит круглый, золотистый

На тарелочке на чистой.

А) 2 Б) 4 В) 3 Г )5

Закрасьте звезду 6 станции

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

-Идём дальше, станция 7 «Секрет»

А сейчас будет тот секрет о котором я говорила в начале урока.

 - Для чего же в русском языке нужны имена прилагательные?

-Сейчас мы и убедимся. -Ребята, прочитайте, пожалуйста два текста:  

1 текст

Наступила весна.                      

Тает снег.                                    

Журчат ручьи.                            

Светит солнце.                            

 Летят птицы.                            

2 текст

Наступила ранняя весна.

Тает последний снег.

Журчат звонкие ручьи.                     

Светит ласковое солнце.                            

Летят перелётные птицы.

-О чем первый текст?

- А второй текст о чём?

-Можно ли считать эти тексты одинаковыми? Докажите, что же отличает первый текст от второго?

Как вы думаете?

- А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?

-Давайте попробуем сделать вывод какую роль играют имена прилагательные в русском языке?  

 Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.

Ответы обучающихся

 О весне

О весне

Наличие прилагательных.

Они сделали текст более красивым, интересным.

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

11-12 слайд презентации

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

В заключение давайте ответим на вопрос.

 - Какую роль в языке выполняют имена прилагательные?

-Давайте вспомним какие станции мы с вами прошли?

-Как оценили себя на этих станциях?

-Вы сегодня хорошо поработали, за вашу продуктивную работы вы получаете наклейки.

  1. Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

Прилагательные делают нашу речь богаче и выразительнее.

УУРД:

Оценивать свою работу

13-14 слайд презентации

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Закрепление знаний об имени прилагательном» УМК "Школа России" 3 класс

Цели деятельности учителя: повторение и обобщение знаний и умений определять род, число и падеж имён прилагательных; составление словосочетания, согласовывая имена существительные и прилагательные в р...

Конспект урока по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: обобщение полученных знаний об имени прилагательном; совершенствование умения находить в тексте имя прилагательное;Планируемые результаты: Предметные:- знать как определить ...

Технологическая карта урока русского языка : «Единственное и множественное число глаголов» ( УМК " Школа России, 2 класс)

Тема урока русского языка :«Единственное и множественное число глаголов»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование понятий единственное и множественное число гла...

Технологическая карта урока русского языка "2-е склонение имен существительных" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование умений определять имена существительные 2-ого склонения.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся спризнаками имен сущ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. "Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе" (4 класс) УМК "Школа России"

Тема урока: «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения распознавать падеж имён прилагател...

Технологическая карта урока русского языка "Род и число имен прилагательных". УМК Школа России, 4 класс

Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном.2 Сформировать у обучающихся умения изменять прилагательные по родам и числам в зависимос...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Род имен прилагательных, УМК "Школа России", 3 класс

Тип урока: урок общеметодологической направленности. Цель урока: обобщение и систематизация знаний обучающихся о правописании окончаний и определения рода имён прилагательных. Задачи урока...